Система бронирования Amadeus
СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Понятие об информационных технологиях
Любые управленческие информационные процессы включают в себя процедуры регистрации, сбора, передачи, хранения, обработки, выдачи информации и принятия управленческих решений. Информационные технологии представляют собой те средства и методы, с помощью которых реализуются эти процедуры в различных информационных системах.
По степени автоматизации можно выделить ручные, автоматизированные и автоматические информационные технологии.
Современные информационные системы состоят из нескольких видов обеспечивающих подсистем, к которым относятся: техническое, программное, информационное, организационное, правовое и эргономическое обеспечения.
Техническое обеспечение - комплекс технических средств, обеспечивающих функционирование информационной системы.
Программное обеспечение – это совокупность программ и документации на них, реализующих основные функции информационной системы.
Информационное обеспечение представляет собой совокупность информационной базы предметной области и средств и методов ее обработки.
Организационное обеспечение представляет собой комплекс методов и правил организации работы с информационной системой, а также описание должностных инструкций пользователей информационной системы.
Правовое обеспечение включает в себя комплекс правовых норм и прав пользователей информационной системы.
Эргономическое обеспечение предполагает разработку рекомендаций и норм правильной организации рабочего места пользователя системы, в том числе правильное расположение компьютеров в помещении, соблюдение необходимого уровня освещенности, установление нормирования работы пользователя за компьютером и т. п.
Классификация информационных технологий
Специфика технологии разработки и реализации турпродукта требует таких систем, которые:
1. в кратчайшие сроки предоставляли бы сведения о доступности транспортных средств и возможностях размещения туристов,
2. обеспечивали бы быстрое резервирование и бронирование мест;
3. обеспечивали бы автоматизацию решения вспомогательных задач при предоставлении туристских услуг (параллельное оформление таких документов, как билеты, счета и путеводители, обеспечение расчетной и справочной информацией и др.).
Это достижимо при условии широкого использования в туризме современных компьютерных технологий обработки и передачи информации.
В настоящее время формирование турпродукта предусматривает использование глобальных распределительных систем GDS (Global Distribution System), обеспечивающих быстрое и удобное бронирование билетов на транспорте, резервирование мест в гостиницах, прокат автомобилей, обмен валюты, заказ билетов на развлекательные и спортивные программы и т. д.
В индустрии туризма также широко распространен видеотекст, сочетающий возможности компьютерных систем резервирования, электронной почты, телекса, электронных газет.
Обзор ГДС
Каждой авиакомпании для продажи авиабилетов на свои рейсы нужна какая-либо система дистрибуции. Регулярные авиаперевозчики во всем мире используют Глобальные Дистрибутивные Системы - ГДСили по английски Global Distribution System - GDS.
На сегодняшний момент существуют 5, наиболее распространенных, систем бронирования, применяемые на рынке авиаперевозок России: международные Амадеус (Amadeus), Сейбр (Sabre), Галилео (Galileo), Габриэль (Gabriel SITA) и российская разработка - Сирена Тревел.
Зарубежные глобальные системы бронирования (GDS)
Система бронирования Amadeus
Amadeus– Глобальная дистрибутивная система бронирования авиаперелетов, гостиниц, автомобилей, железнодорожных перевозок, паромов, круизов. Предлагают свой продукт агентствам, работающим в туристическом бизнесе, которые хотели бы повысить профессиональный уровень и ускорить процесс обслуживания своих клиентов.
В настоящее время Amadeus – ведущая компьютерная система бронирования в Европе. В результате приобретения в 1995 г. системы бронирования System One она активно продвигается и на американский рынок.
Amadeus предоставляет самый разнообразный сервис, включающий взаимодействие с авиакомпаниями, железнодорожными и паромными перевозками, прокатом автомобилей, отелями, а также оказывает дополнительные услуги, например страхование туристов и пр. На российском рынке в настоящий момент Amadeus является лидером по объемам продаж.
Система Amadeus включает ряд стандартных и несколько дополнительных модулей:
1. Amadeus Air осуществляет бронирование полетов более 700 авиакомпаний;
2. Amadeus Car обеспечивает бронирование автомобилей в 128 странах мира (4600 различных пунктов);
3. Amadeus Hotel позволяет получить информацию более чем о 51 тыс. отелей по всему миру (в том числе о московских гостиницах «Метрополь», «Балчуг» и др.), а также обеспечить бронирование мест в них;
4. Amadeus Ferry (паромные переправы) предоставляет широкий набор услуг путешествующим на пароме;
5. Amadeus tickets позволяет бронировать билеты на спортивные и культурные мероприятия, причем в среднем осуществляется более 300 бронирований ежедневно;
6. Amadeus Videotext является новинкой электронной связи между* турагентами и потребителями;
7. Amadeus Pro Tempo обеспечивает поиск гостиницы по выбранным достопримечательностям;
8. Hotel Mapping выводит на экран монитора карту местности, на которой обозначено месторасположение интересующей клиента гостиницы.
Подключение к системе Amadeus осуществляется по различным вариантам.
1. Стационарное подключение через выделенные линии связи.
2. Телефонная версия Dual-Up.
3. Подключение через Интернет, которое обеспечивает:
· доступ к центральному серверу Amadeus;
· доступ к московскому серверу Amadeus;
· открытие на сайте турагентства собственной системы бронирования;
· доступ к системе через терминалы «Сирена-2.3»;
· беспроводное подключение к системе с помощью мобильного телефона.
Система Amadeus предоставляет широкий спектр услуг, в том числе:
1. автоматическое заполнение и печать бланков ручной выписки билетов на все основные авиакомпании, представленные на российском рынке;
2. доступ к конфиденциальным тарифам, вводимым крупнейшими авиакомпаниями (Lufthansa, Air France, Alitalia, SAS, «Трансаэро») для своих клиентов самостоятельно;
3. возможность отправки информации непосредственно из системы (расписание, подтверждение бронирования, маршрут, счет для оплаты и т.д.);
4. возможность создания собственной базы данных о тарифах, полученных от авиакомпаний;
5. возможность использования более 100 стандартных отчетов, кроме того, встроенный язык программирования позволяет создать любые недостающие пользователю документы, в том числе и для рассылки по электронной почте.
Достоинствами системы являются:
1. высокая стабильность независимо от объема обрабатываемых данных;
2. удобный и многофункциональный интерфейс;
3. высокая гибкость администрирования системы, в частности определение прав пользователей, наличие индивидуальных настроек, ведение подробного системного журнала и т.п.;
4. полный контроль по взаиморасчетам, с помощью которого осуществляется мониторинг всех операций по взаиморасчетам с клиентами и поставщиками. Модуль «Открытые платежи» позволяет иметь полную картину дебиторской и кредиторской задолженности за любой период, а также по отдельным видам бронирования;
5. возможность автоматического импорта любого резервирования, сделанного через Amadeus, в базу данных туристского предприятия. При этом печать отчетов, накладных, счетов, счетов-фактур, ваучеров, подтверждений и любых других документов выполняется автоматически. База данных билетов обеспечивает поиск данных по широкому спектру запросов пользователя, в частности, критериями поиска могут быть дата выписки билета, номер и тип билета, коды клиента, авиакомпании и сотрудника, номер бронирования, а также различные сортировки.
В настоящее время разработана программа интеграции системы Amadeus с бухгалтерской программой 1С, что обеспечивает выполнение новых функций:
1. учет бланков авиабилетов, переданных на реализацию партнерам;
2. осуществление операций не только по продаже, но возврату и обмену авиабилетов;
3. расчет скидок;
4. автоматическое формирование отчетов в авиакомпании;
5. составление аналитических и статистических отчетов.
4.2. Система бронирования Galileo
Galileo– является ведущей мировой глобальной дистрибутивной системой (GDS), обеспечивающей туристические агентства возможностью бронирования авиаперевозок, гостиниц, сопутствующих туристических услуг и аренды автомобилей посредством широкого доступа к расписанию, ресурсам мест и тарифной информации компаний-поставщиков услуг.
Располагая 30-ти летним опытом работы, Galileoпредлагает лучшие способы управления и дистрибуции ресурсов в туристической индустрии.
Система Галилео представлена на всех континентах, ее используют более 50 000 туристических агентств в 140 странах мира. Galileo обрабатывает около197 000 000 запросов в день, создает более 2 000 000 000 расчетов тарифов в год, генерирует более 250 000 000 билетов в год.
Сервис сети позволяет обеспечивать туриста и турагента информацией о туристских продуктах и услугах, предусматривает автоматизацию как самого процесса бронирования авиабилетов, так и заказ дополнительных услуг, прямой обмен сообщениями. Более 80 крупнейших гостиничных компаний, таких, как Raddison, Hilton, Holidays, связаны с сетью и позволяют турагентам бронировать гостиничные места.
Существуют два варианта подключения к системе:
· стационарное
· через Интернет.
Стационарная система Focalpoint базируется на линиях связи SITA, абонентская плата составляет 290 обязательных сегментов в месяц и более. Стационарная версия предусматривает следующие бесплатные дополнительные программы:
1. Frame Relay – для автоматизации трудоемких процессов;
2. View Point – графический интерфейс, последняя версия позволяет работать как со стандартными, так и с конфиденциальными тарифами авиакомпаний;
3. E-Cruis – просмотр в режиме on-line наличия мест и цен нескольких круизных компаний;
4. Galileo Print – для печати билетов на матричном принтере;
5. Galileo Maps – для просмотра бронируемых отелей на интерактивной карте;
6. Fare – для доступа к различным тарифным группам, включая специальные.
Программа автоматизации деятельности туристских агентств Galileo Office разработана специально для российского рынка, содержит различные базы данных, осуществляет обмен информацией с системой бронирования Galileo, производит разнообразные отчеты, печать билетов и т.д.
4.3. Система бронирования Worldspan
Worldspan – информационная система, осуществляющая резервирование главным образом на авиатранспорте (487 авиакомпаний), а также в отелях (39 тыс. гостиниц и 216 гостиничных сетей), экскурсионных бюро, театрах и других предприятиях культуры, компаниях по сдаче в аренду автомобилей (45 основных фирм проката). Worldspan позволяет также получить всю необходимую справочную информацию, связанную с путешествиями и туризмом. В настоящее время системой пользуются более 25 тыс. туристских фирм по всему миру.
Worldspan предоставляет агентам возможность выбирать оборудование в соответствии с их запросами. На сегодняшний день Worldspan обеспечивает надежную и устойчивую связь с базой данных компании через два варианта подключения.
Первый вариант – это выделенный канал связи British Telecom,предполагающий в качестве условия подключения ежемесячное бронирование 400 сегментов.
Второй вариант – Worldspan Net, является полным функциональным аналогом стационарной версии, но в качестве канала связи он использует Интернет.
Основные преимущества этого варианта заключаются в том, что возможно подключение через обычные телефонные линии без выделенного канала связи, отсутствует сегментная норма бронирования, предусматривается ежегодная оплата за работу на сайте 240 долл., обеспечивается совместимость со стандартными продуктами Microsoft Office.
Возможно три режима подключения к сайту Worldspan Net:
1. с упрощенным интерфейсом для рядовых пользователей;
2. intermediate, предполагающий работу со стандартными CRS-командами;
3. профессиональный – аналог стационарной системы.
В последнее время Worldspan, одна из первых систем бронирования, начала активно продвигать туристские интернет-технологии в области электронной коммерции (e-commeree).
Из дополнительных возможностей, предлагаемых пользователям Worldspan, следует упомянуть Worldspan Power Pricing, которая позволяет рассчитать самую низкую стоимость как забронированного маршрута, так и просчитать другие возможные варианты маршрутов, Worldspan View предоставляет различные биржевые сводки и презентации на экране стандартного формата, Worldspan Xtra предлагает различные виды услуг с той же самой станции.
4.4. Система бронирования Sabre
Sabre – Глобальная Дистрибутивная Система, обеспечивающая своих пользователей самой надежной в отрасли туристической информацией, а также данными о расписании, наличии мест, ценообразовании и правилах авиакомпаний. Кроме того, Сейбр дает возможность бронирования и оформления авиабилетов, посадочных талонов, маршрутов и других перевозочных документов.
Система Sabre также включает такую туристическую информацию, как конвертация различных валют, требования медицинского характера, инструкции по оформлению виз, информацию о погоде и местных достопримечательностях.
На сегодняшний день пользователям предлагается несколько вариантов подключения к системе:
1. Planet Sabre,
2. Turbo Sabre,
3. Net Platform.
Planet Sabre предоставляет пользователям простой и наглядный графический интерфейс и экранные шаблонные формы, интегрирована с Интернетом.
Turbo Sabre позволяет агентствам создать свою собственную среду, удобную для работы и поддерживающую множество дополнительных средств – конфиденциальные тарифы, пользовательские базы данных, электронную почту, связь с Интернетом.
Net Platform – система бронирования в сети Интернет, рассчитанная на использование малыми и средними агентствами.
До настоящего времени представительство Sabre в нашей стране не создано.
4.5. Система бронирования Gabriel
Gabriel - Автоматизированная система бронирования была разработана в начале 70-х годов компанией SITA, мировым лидером в сфере коммуникационных услуг для авиатранспорта.
. Система дает возможность бронирования места, расчета тарифа и оформления автоматизированных билетов в авиакомпании.
4.6. Другие зарубежные системы бронирования
Trust – глобальная распределительная система on-line реального времени, которая может немедленно сообщать и переориентировать данные о резервировании и другую информацию между отелями, центрами резервирования, турагентами, компьютерами авиакомпаний и другими партнерами по бизнесу во всем мире.
Главными преимуществами сети Trust являются: постоянная связь; поддержка всех основных коммуникационных протоколов; централизованная и локальная поддержка технических средств и совместимость с любой технической платформой пользователя, начиная от самых последних моделей вычислительных систем до стандартных PC.
Система Trust включает специальные средства, такие, как система голосового резервирования, интерфейсы с основными распределительными системами авиакомпаний, электронная почта, системы информации для управления и статистических расчетов.
Utell – компьютерная система резервирования и маркетинговых услуг. Хотя резервирование номеров является основной специализацией Utell, она взаимодействует со всеми GDS авиакомпаниями.
В части маркетингового сервиса Utell предлагает информацию о стратегических основных направлениях в развитии услуг, электронную и печатную рекламу, a Utell Vision также систему электронного отображения.
Utell оснащена обучающими программами для подготовки штата отелей, входящими в специализированный пакет Utell Connect. Есть также два дополнительных программных приложения в составе Utell: Paytell, Paycom. Первое из них предоставляет возможность агентам получать полную предоплату за размещение клиента. Второе позволяет отелям выплачивать турагентам комиссионные электронным путем по сетям из любого места в местной валюте турагента.
Start – крупнейшая в Европе интерактивная система реализации туристских услуг. Она предоставляет информацию о туристских маршрутах, обеспечивает заказ билетов на транспорт и культурно-зрелищные мероприятия, а также позволяет заключить договор на туристское страхование. Start подключена к международной системе заказов Amadeus, а через нее обеспечивается доступ к целому ряду дополнительных услуг, в том числе к заказу авиабилетов, мест в гостиницах, аренде автомобилей.
5. Российские компьютерные системы бронирования
Разработки специализированных программных продуктов для туристского бизнеса в настоящее время ведут несколько российских фирм:
1. «Мегатек» (программа «Мастер-Тур»),
2. «Арим-Софт» (программы «TurWin», «Чартер», «Овир»),
3. «Само-Софт» (программа «Само-Тур»),
4. «Туристские технологии» (программа комплексной автоматизации «Туристский офис»),
5. «Интур-Софт» (программа «Ин-тур-Софт»),
6. «ANT-Group» (система ANT-Group),
7. «Рек-Софт» (комплекс «Эдельвейс», «Барсум», «Реконлайн»)
8. и др.
В России существует ряд отечественных систем бронирования, которые используются в туристском бизнесе:
1. Сирена – Трэвел:
1. позволяет бронировать места и оформлять билеты с любого агентского терминала (как для агентств собственной сети авиакомпаний, так и для агентов нейтральной среды, независимо о того, к какому узлу сети передачи данных подключен данный терминал);
2. собирает и хранит информацию о расписании, наличии мест, тарифах и условиях применения тарифов для авиакомпаний России и стран СНГ;
3. формирует единый архив всех операций, который позволяет использовать данные для формирования отчета агента при работе с системой, для организации взаиморасчетов между агентством и авиакомпаниями, организации взаиморасчетов системы «Сирена – Трэвел» с центрами бронирования авиакомпаний за предоставленные услуги;
4. на основании хранимой информации при бронировании мест для агентств нейтральной среды формирует «нейтральный экран», который определяет следующий порядок отображения рейсов всех авиакомпаний России и СНГ на экране:
5. по количеству посадок между пунктами отправления и назначения (беспосадочные, с посадками. с пересадками), по времени вылета;
осуществляет бронирование и продажи авиаперевозок авиакомпаний, хранящих ресурсы мест в международных системах «Габриэль», «Амадеус» и «Сейбр» в интерактивном режиме и т.п.
· Сирена-Трэвел собирает и хранит информацию о расписании, наличии мест, тарифах и условиях применения тарифов для авиакомпаний России и стран СНГ;
· Сирена-Трэвел позволяет бронировать места и оформлять билеты с любого агентского терминала
· Сирена-Трэвел на основании хранимой информации при бронировании мест формирует всем агентам нейтральный экран по паре городов, который определяет следующий порядок отображения рейсов всех авиакомпаний России и СНГ на экране:
· По количеству посадок между пунктами отправления и назначения (беспосадочные, с посадками, с пересадками).
· По времени вылета;
Дистрибутивная система Сирена-Трэвел сочетает в себе следующие функциональные пакеты:
1. СИРЕНА-2000 - система бронирования мест и продажи авиабилетов;
2. АСТРА - система управления отправками в аэропорту;
3. СОПКА - система обработки полетных купонов авиакомпании;
4. PRIMAX - система управления доходами авиакомпании;
5. СПДА - система планирования и диспетчеризации рейсов авиакомпании;
6. ОТЕЛЬ-2000 - система бронирования мест в гостиницах.
Система бронирования авиабилетов СИРЕНА-2000
Разработана в соответствии с рекомендациями IATA и позволяет:
1. реализовать международную технологию продажи пассажирских перевозок с учетом сложившейся внутренней специфики;
2. поддерживать два языка (русский и английский);
3. сосредоточить весь ресурс в одном центре с целью максимального контроля за ходом его реализации;
4. управлять своими ресурсами и проводить независимую тарифную политику;
5. реализовать следующие принципы построения ресурса:
• Возможность раздельного ведения расписания и ресурсов.
• 24 различных подкласса в соответствии с международной практикой.
• На рейде 16 различных подклассов на сегменте.
• Четыре различных алгоритма управления наличием мест на подклассы.
• Продажа мест без конкретных номеров.
• Концепция единого рейда.
• Отдельный механизм спецброней: а) с конкретными местами и без; б) коды спецброней по конкретной авиакомпании; в) автоматическое или ручное снятие спецброни.
• Возможность изменения статусов и квот на рейде с изменением времени до вылета.
• Возможность для авиакомпании вести свой ресурс самостоятельно.
6. осуществлять взаимодействие с международными системами бронирования (например “AMADEUS”), расширяя сеть продажи;
7. учитывать требования пассажиров о специальном обслуживании;
8. формировать списки пассажиров для Системы Управления Отправками АСТРА, итоговую информацию по результатам продажи для Системы Управления Доходами PRIMAX, получать статистику отправок.
Система управления отправками в аэропорту АСТРА
Позволяет:
• автоматически получать PNL и ADL из центров бронирования авиабилетов СИРЕНА-2000, GABRIEL и других центров бронирования, поддерживающих рекомендации IATA 1707/1708;
• автоматизировать функции оформления пассажиров, багажа и ручной клади, документирования рейса, до продажи билетов на стойках регистрации, информирования пассажиров и служб аэропорта и многое другое;
• реализовать международную технологию регистрации пассажиров и багажа с учетом сложившейся внутренней специфики;
• поддерживать два языка (русский и английский);
• использовать аппаратуру АТВ (печать и валидация посадочных талонов с магнитной полосой, печать багажных бирок со штрих-кодами);
• использовать электронные весы;
• проводить одновременную регистрацию нескольких рейсов с одной стойки и рейса с нескольких стоек;
• вести автоматический расчет платного, сверхнормативного, ценного багажа, печать квитанций оплаты сверхнормативного багажа;
• осуществлять динамический контроль предельной коммерческой загрузки рейса с учетом груза и почты.
Система обработки полетных купонов СОПКА
Главная цель системы СОПКА заключается в предоставлении авиакомпании информации о выручке, получаемой за выполненные перевозки, а также в связанным с этим контроле агентств.
Система адаптирована для работы в авиакомпаниях, хранящих свои ресурсы мест в национальных системах бронирования (Сирена 2000, Сирена 2.3, Сирена 3), и продающих свои отправки как на собственных бланках, так и на бланках Транспортной Клиринговой Палаты (ТКП).
В результате внедрения системы авиакомпания может решать следующие задачи:
• получить достоверные итоговые данные об объеме продаж с разбиением по каждому агенту;
• иметь достоверные данные о тарифах и льготах, существующих на день продажи и, как результат, производить расценку (тарификацию) проданных билетов;
• проверять соответствие отчетов о продажах от агентов и полетных купонов на предмет количества и стоимости проданных билетов;
• минимизировать объем вводимой вручную информации за счет ввода данных о продажах из систем бронирования;
• получать итоговые данные выручки по рейсам;
• связать систему с финансовой системой авиакомпании для получения сводки об итоговой прибыли по рейсам;
• вести учет бланков строгой отчетности;
• получать и хранить списки пассажиров по выполненным рейсам.
Система PRIMAX
Позволяет:
• Получать статистику продаж и отправок из систем СИРЕНА-2000 и АСТРА;
• прогнозировать загрузку рейса и отдельных участков и классов обслуживания;
• определять оптимальные профили перебронирования и пороговых уровней для получения максимальной прибыли на рейсе;
• определять рейсы и участки, на которых возможно увеличение прибыли;
• выявлять критические ситуации для индивидуальной обработки экспертом.
Поставляется в двух вариантах: облегченном (PRIMAX-Light), позволяющем проводить общий анализ коммерческой деятельности авиакомпании, и полном, позволяющим детализировать этот анализ с привлечением сложных математических методов.
Система управления доходами PRIMAX-Light предназначена для управления ресурсом мест и определения допустимых размеров перепродаж авиабилетов на беспосадочных рейсах авиакомпании с целью максимизации получаемой прибыли. Система поддерживает до 3 базовых классов бронирования (БКБ) и до 16 подклассов бронирования (ПКБ) в каждом базовом классе. Управление ресурсом проводится за счет ограничения продажи мест в подклассах бронирования с использованием алгоритма вложенных классов и определения оптимальных уровней перепродаж на рейсе. PRIMAX-Light позволяет производить расчет пороговых уровней и уровней перепродаж с учетом оперативных данных и расчет вариантов. Информация в систему может поступать из инвенторной системы авиакомпании или системы бронирования СИРЕНА-2000, из любой другой информационной системы авиакомпании, базы данных, электронной таблицы, или заноситься вручную. Система допускает также использование для прогнозирования внешних программ статистической обработки данных.
Система подготовки и диспетчеризации авиарейсов СПДА
Система является интегральной системой, охватывающей работу производственных служб авиакомпании: планирование и диспетчеризация самолетного парка (ПДСП), планирование количественного состава экипажей, летчиков и бортпроводников, необходимых для выполнения расписания рейсов (штаб летного подразделения).
Система ОТЕЛЬ-2000
Позволяет:
• вводить в систему и корректировать базовую информацию о предприятии (гостиницы, санатории, пансионаты, частный сектор и т.д.), тарифную информацию о предприятии, нормативно-справочную информацию;
• бронировать и аннулировать места в гостинице;
• передавать в гостиницы информацию о фактах бронирования мест через систему;
• вести расчет денежных сумм, которые клиент должен уплатить за услуги гостиницы;
• печатать документ, подтверждающий факт бронирования гостиницы и оплаты за ее услуги.
5.2. Системный комплекс «Алеан»
Программный комплекс «Алеан» представляет собой компьютерную систему бронирования и продаж туров в режиме реального времени. Он состоит из информационно-поисковой системы (ИПС) и системы бронирования и продаж (СБП) туристских услуг. Комплекс предлагает долговременную информацию о наличии реального числа мест на объектах размещения, об условиях бронирования и оплаты, позволяет подтвердить заказ и оформить куплю-продажу различных туристских услуг.
5.3. Программный комплекс «Мастер-Тур»
Программный комплекс «Мастер-Тур» разработан компанией «Мегатек» и предназначен для полной автоматизации деятельности как турагентских, так и туроператорских фирм, создающих и реализующих индивидуальные и групповые туры.
В этом программном комплексе основным структурным элементом любого тура считается понятие услуги, а совокупность взаимосвязанных услуг формирует турпродукт.
Выделены основные виды услуг:
• авиаперелет,
• трансфер,
• проживание,
• экскурсии,
• виза,
• страховка.
«Мастер-Тур» осуществляет практически все функции, характерные для деятельности туроператорского и турагентского офисов:
• ведение справочников стран, городов, отелей, видов проживания и питания, экскурсий, авиаперелетов, типов самолетов авиакомпаний, транспорта, партнеров, видов услуг, контрольных действий и др.;
• формирование и расчет групповых и индивидуальных туров;
• изменение параметров уже оформленных путевок (даты заезда, отель и т.п.) и автоматическое ведение истории путевки, что необходимо при разрешении спорных ситуаций, а также для отслеживания прохождения турпутевки;
• расчет ожидаемой прибыли по туру, а также размер комиссионных, получаемых партнерами;
• формирование календаря поездок по разным турам, а также определение числа оформленных туристов на каждую дату;
• квотирование любых услуг, входящих в тур, с указанием количества забронированных, занятых и свободных мест, что исключает их перепродажу;
• ведение мониторинга по каждому туру и услуге с помощью справочника контролируемых действий;
• ведение системы предупреждений по любой услуге, например вывод на экран сообщения менеджеру о необходимости выкупа билетов за определенный срок до начала тура;
• мониторинг оплаты по туру;
• мониторинг работы менеджеров за определенный период времени, в частности отслеживание путевок, оформленных конкретным менеджером;
• оценку текущего финансового состояния фирмы;
• печать пакета необходимых документов (туристские путевки, списки туристов, ваучеры, анкеты в посольства, авиабилеты, письма, заявки, подтверждения, финансовые отчетные формы и т.д.);
• групповую рассылку факсов партнерам через встроенный интерфейс с программой Delrina WinFax Pro;
• администрирование системы (разграничение доступа, настройка программы и т.п.).
Структурно в программе выделяются отдельные автоматизированные рабочие места (АРМ), адаптированные к выполнению специфических функций соответствующих специалистов туристской фирмы. К основным АРМ относятся:
• АРМ по формированию турпродукта;
• АРМ по продаже и оформлению турпутевок;
• АРМ по работе с партнерами;
• АРМ кассира;
• АРМ финансового директора;
• АРМ администратора базы.
5.4. Мастер-Агент
Основные функции программы:
1. Работа с путевками: создание путевки, добавление информации о клиентах, печать необходимых документов, контроль состояния.
2. Работа с платежами: осуществление взаиморасчетов с клиентами и поставщиками.
3. Работа с базой данных клиентов: редактирование информации о клиентах (паспортные, анкетные данные, адреса, телефоны и т.д.).
4. Возможность привязать туристов к услугам.
5. Импорт заявок из систем он-лайн бронирования туроператоров.
6. Печать документов (путевка «ТУР-1», «Лист бронирования», «Договор об обслуживании» и т.п.)
7. Возможность учета кросс-курсов валют и процентов на конвертацию при проведении платежа с учетом офиса проведения платежа.
8. Статистическая обработка данных.
9. Рассылка сообщений по электронной почте постоянным клиентам.
10. Взаимодействия с внешними информационно-поисковыми системами. (Бронни http://www.bronni.ru/)
Достоинства программы:
1. Возможность работы как в однопользовательском (локальном), так и в сетевом режиме.
2. Нет необходимости в заполнении справочников перед началом работы с программой.
3. Хранение в программе логинов и паролей для систем онлайн-бронирования туроператоров и автоматического входа в систему онлайн-бронирования без повторной авторизации.
4. Возможность расширения описания клиента и путевки путем динамического создания дополнительных полей описаний.
5. Система разграничения доступа на уровне действий пользователя.
6. Возможность подключения дополнительных отчетных форм.
5.5. Программа «Само-Тур»
Само-Тур – это программный комплекс для автоматизации работы турфирмы, разработанный фирмой «Само-Софт». Фирма создана в 1991 г. и занимается разработкой программного обеспечения, установкой локальных вычислительных сетей, проводит работы по системной интеграции (офис «под ключ»), подключение абонентов к сети Интернет, изготовление и размещение Web-страниц, поставку вычислительной техники и оборудования.
Для оформления заявки клиента необходимо:
• выбрать стандартный или сформировать индивидуальный маршрут;
• определить дату поездки;
• знать анкетные данные туристов (ФИО, паспортные данные, дата рождения; ввод дополнительных сведений для формирования анкет в посольство);
• определить покупателя (туристское агентство или физическое лицо);
• осуществить бронирование услуг тура (отели, рейсы, визы страховки, трансферы, экскурсии и др.) и указание цены каждой услуги;
• оформить скидки, комиссии и доплаты и сформировать суммарную стоимость тура.
Контроль оплаты туров осуществляется ежедневно по каждой заявке, партнеру и в целом по туру (заезду). Кроме того, программа дает возможность изменения статуса заявки, в том числе ее отмены и наложения штрафных санкций, восстановления отмененной заявки.
В системе:
• реализована многовалютность при формировании цены тура и при оплате;
• предусмотрены формирование комиссий и скидок для партнера, тура, сезона, социального статуса туриста, а также выдача более 100 стандартных отчетов, в том числе списков групп туристов, ваучеров, турпутевок, страховых полисов, анкет в посольства и т.п.;
• имеется возможность создания отчетов произвольной формы с помощью режима настройки печатных форм;
• имеется возможность проведения статистического анализа и оценки эффективности рекламной деятельности турфирмы, а также хранения индивидуальных настроек для каждого пользователя (профилей).
В системе существует возможность организации единого информационного пространства туроператора и принимающей стороны, которая обеспечивает выполнение следующих функций:
• прием и оформление заявок туроператоров с автоматическим подтверждением заявки;
• формирование счетов туроператорам для оплаты заявок, контроль счетов гостиниц;
• планирование и контроль трансферов;
• планирование и продажа экскурсий и т.д.
5.6. SAMO-Incoming (автоматизация турфирм на приеме)
Программный комплекс "SAMO-Incoming" предназначен для автоматизации турфирм, обслуживающих туристов на приеме. Здесь учтены все этапы технологического процесса принимающей фирмы: от подготовки цен туроператорам до продажи экскурсий и получения статистических отчетов.
1. Описание гостиниц, цены нетто, расчет цен туроператоров через наценки.
Вводится себестоимость гостиниц на разные типы комнат, варианты размещения, сезоны и виды питания. Для экономии сил и времени в программе есть мастер импорта цен из таблиц MS Excel. Определяются типы сезонов и наценки в разных валютах и для разных туроператоров. Программа расчета автоматически создает цены продажи туроператорам.
2. Формирование прайс-листа для туроператоров в формате MS Excel.
Специальный отчет формирует прайс-лист в формате MS Excel, форматируя его печати каталога или отправки по электронной почте.
3. Квотирование номеров в гостиницах: учет и контроль бронирования.
Вводятся блоки номеров в гостиницах. Затем при бронировании программа автоматически осуществляет контроль остатков номеров и запрещает бронировать (или дает рекомендацию не бронировать – в зависимости от прав доступа), когда все номера проданы. Визуальный контроль (Монитор бронирования гостиниц) и специальные отчеты в MS Excel помогут руководителю легко ориентироваться в текущем состоянии бронирования.
4. Наземное обслуживание: услуги, трансферы, экскурсии.
Справочники услуг позволяют описывать услуги (и их стоимость), которые предоставляются туристам непосредственно на месте отдыха. Себестоимость экскурсий складывается из себестоимостей отдельных услуг, входящих в состав экскурсии.
5. Справочники: гиды, водители, автобусы.
Дополнительные справочники созданы для ведения учета по гидам и контроля их комиссии, описания автотранспорта на балансе и в аренде, привязки водителей к конкретным автобусам для трансфера и др.
6. Оформление заявок.
Поступающие от туроператоров заявки вводятся в программу с помощью "Мастера оформления заявки". На каждую заявку выписывается форма бронирования для гостиницы. Полученное подтверждение (или отказ) отмечается в заявке и может быть отправлено туроператору по электронной почте в виде счета на оплату забронированных услуг. Заявки могут отправляться в гостиницу общим списком в виде "Листа бронирования"/"Листа отмены".
7. Счета туроператорам, контроль счетов гостиниц, баланс по партнерам.
Ведется учет выставленных туроператорам счетов на оплату услуг (гостиницы, трансфера, дополнительных услуг). Каждый счет может быть распечатан отдельно или подготовлен суммарный счет для контроля, например по итогам месяца. Заявки, на которые выставлен счет закрываются для редактирования. Бухгалтер может контролировать правильность счетов, полученных от гостиниц.
Справочник "Расчеты с партнерами" хранит все входящие и исходящие платежи, а специальный отчет подсчитывает текущий баланс по каждому партнеру (туроператору, гостинице, партнерам, предоставляющим дополнительные услуги).
8. Планирование трансферов и распределение туристов в автобусах.
Специальные отчеты и "Мастер формирования трансфера" помогут спланировать трансферы туристов из аэропорта в гостиницу и обратно, а также поездки на экскурсии. Каждый турист закрепляется за определенным автобусом вместе с водителем и гидом. Готовятся списки на трансфер на базе автобуса, гида и списки для заказа автобусов в сторонней фирме.
9. Списки, отчеты.
Более 100 выходных отчетов и печатных форм позволяют автоматически получать различные списки туристов (на рейс, на тур, с размещением по номерам, для трансферов и экскурсий), сводные балансовые отчеты, статистические отчеты по гостиницам, туроператорам, туристам.
5.7. Единая компьютерная система бронирования турпакетов «МегаТИС»
Правила работы в «МегаТИС» состоят в следующем:
1. Туроператор не работает непосредственно с заказами клиентов, но имеет возможность контролировать исполнение заявок от «МегаТИС» своими агентами.
2. Подключение нового агента к продаже туров оператора осуществляется по письменной заявке оператора, при этом агент должен быть участником «МегаТИС».
3. Каждый турпакет, выставляемый на продажу, должен сопровождаться указанием размера скидки, которую определяет сам участник.
4. Полнота описания турпакета определяется самим участником. В определенных случаях администрация «МегаТИС» оставляет за собой право отказать участнику в публикации турпакета, стиль, качество описаний которого наносят ущерб имиджу системы.
5. Корректировка турпакета выполняется оперативно (в течение нескольких минут), если участник работает в системе «Мастер-Тур». В другом случае эта операция выполняется в течение нескольких часов с момента поступления запроса участника.
6. Если указанные в турпакете цены или описания услуг не соответствуют реальным, то такой турпакет снимается с продажи, а информация о данном событии становится доступной всем участникам и посетителям сервера.
5.8. Система резервирования «Кипарис»
Цель создания системы – организация четкого механизма резервирования мест и услуг, предоставления возможностей оперативного поиска подходящих предложений и бронирования мест.
5.9. Система бронирования фирмы «Европа-2000»
К функциональным возможностям сети относятся следующие:
• реализация туров;
• реализация горящих путевок, авиабилетов, мест в отелях;
• осуществление взаиморасчетов по системе Escrow;
• реализация различных возможностей страхования;
• проведение рекламной компании и маркетинга рынка туристских услуг;
• обеспечения факс-модемной связи пользователя практически со всем миром и предоставления услуг электронной почты.
6.Выбор системы бронирования
В первом случае выбор системы бронирования и резервирования, к которой целесообразно подключиться фирме, обычно сводится к следующему. Проводится анализ объемов продаж авиабилетов по направлениям и предпочтительным авиакомпаниям. Исходя из этого, предпочтение отдается терминалам той системы и авиакомпании, по которой идет максимальный объем реализации авиабилетов и в которой доступны специальные тарифы наиболее часто продаваемой авиакомпании.
В случае необходимости бронирования отдельных сегментов туров критерием выбора системы бронирования может служить соотношение цена–качество предоставляемой услуги. В настоящее время практически все зарубежные системы GDS предлагают пользователям разнообразные варианты подключения, доступные как по цене, так и по техническим возможностям практически любому туристскому предприятию.
Понятие «качество услуги», предоставляемой глобальными системами бронирования и резервирования, характеризуется следующими параметрами:
1. удобством системного интерфейса, в частности, иногда решающее значение имеет наличие русифицированной версии;
2. скоростью и стабильностью работы системы;
3. предлагаемым способом подключения к системе;
4. совместимостью с отечественными офисными и бухгалтерскими программами;
5. наличием доступа к специальным тарифам авиакомпаний, гостиниц и т.п.;
6. используемой в системе технологией оплаты и аннулирования заказа и т.д.
Технически существует несколько способов подключения фирм к глобальным системам бронирования и резервирования, в том числе:
1. по выделенной линии;
2. по коммутируемой линии (дозвон до Интернет-провайдера по телефону);
3. по прямому каналу, соединяющему офис с Интернет-провайдером;
4. через терминалы системы «Сирена»;
5. беспроводное подключение к системе с помощью мобильного телефона.