Оценка угрозы входа потенциальных конкурентов

Параметр оценки Оценка параметра, баллы Комментарии
Экономия на масштабе при производстве товара или услуги значимая существует только у нескольких игроков рынка отсутствует Чем больше объем производства, тем ниже стоимость закупки материалов для производства товара, тем в меньшей степени постоянные издержки производства влияют на единицу продукции
Сильные марки с высоким уровнем приверженности покупателей Два-три крупных игрока занимают более 80% рынка Два-три крупных игрока занимают около 50% рынка отсутствуют крупные игроки Чем сильнее существующие торговые марки в отрасли, тем сложнее новым игрокам в нее вступить.
Дифференциация продукта все возможные ниши заняты игроками   существуют микро ниши низкий уровень разнообразия товара Чем выше разнообразие товаров и услуг в отрасли, тем сложнее новым игрокам вступить на рынок и занять свободную нишу
Уровень инвестиций и затрат для входа в отрасль высокий (окупается более чем за 1 год работы)   средний (окупается за 6-12 месяцев работы) низкий (окупается за 1-3 месяца работы) Чем выше начальный уровень инвестиций для вступления в отрасль, тем сложнее войти в отрасль новым игрокам.
Доступ к каналам распределения доступ к каналам распределения ограничен доступ к каналам распределения требует умеренных инвестиций доступ к каналам распределения полностью открыт Чем сложнее добраться до целевой аудитории на рынке, тем ниже привлекательность отрасли
Политика правительства государство полностью регламентирует отрасль и устанавливает ограничения   государство вмешивается в деятельность отрасли, но незначительно нет ограничивающих актов со стороны государства Правительство может лимитировать и закрыть возможность входа в отрасль с помощью лицензирования, ограничения доступа к источникам сырья и другим важным ресурсам, регламентирования уровня цен
Готовность существующих игроков к снижению цен при любой попытке ввода более дешевого предложения существующие игроки снижают цены   крупные игроки не пойдут на снижение цен игроки не пойдут на снижение цен Если игроки могут снизить цены для сохранения доли рынка - это значимый барьер для входа новых игроков
Темп роста отрасли высокий и растущий замедляющийся стагнация или падение Чем выше темп роста отрасли, тем охотнее новые игроки желают выйти на рынок
Итоговый балл: ≥8 баллов –низкий уровень угрозы входа новых игроков 9-16 баллов –средний уровень угрозы входа новых игроков 17-24 балла –высокий уровень угрозы входа новых игроков

Товары-заменители (табл.1.7). Конкуренция со стороны производителей товаров-заменителей (субститутов) зависит от их наличия, их доступности, качества, готовности потребителей перейти на их использование. Конкуренция со стороны товаров-заменителей зависит от того, легко или трудно потребителям переориентироваться на них, а также от издержек переключения. Чем ниже цена товара-заменителя, меньше издержки переключения на него и выше качество, тем сильнее давление конкурентных сил со стороны заменителей (табл. 1.7).

Давление производителей товаров-заменителей на производителей исходных товаров проявляется в следующем:

• производители товаров-заменителей могут установить верхнюю границу цен, превышение которой чревато для производителя исходных товаров падением объемов продаж и, как следствие, недополучением прибыли;

• производители товаров-заменителей побуждают потребителей сравнивать эти товары с исходным товаром по цене, характеристикам и качеству. Если такое сравнение делается не в пользу производителя исходных товаров, то падают объемы продаж.

Таблица 1.7.

Оценка уровня конкуренции со стороны товаров-заменителей

Параметр оценки Оценка параметра, баллы Комментарии
Качество высокое среднее низкое Чем выше качество товара-заменителя и ниже цена, тем больше ощущается давление на производителей исходных товаров. Требуются дополнительные денежные средства для удержания или увеличения существующей доли товаров
Цена высокая средняя низкая Чем лучше соотношение «цена-качество» товара-заменителя, тем в большей степени производители исходных товаров испытывают давление. Требуется пересмотр существующих ассортиментной и ценовой политики.
Издержки переключения с исходного товара на товар-заменитель высокие средние низкие Переход на товары-заменители возможен без существенных издержек. Необходимо создавать трудно копируемые конкурентные преимущества.
Итоговый балл: ≥8 баллов –низкий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей 9-16 баллов –средний уровень угрозы со стороны товаров-заменителей 17-24 балла –высокий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей

Рыночная власть поставщиков (табл.1.8). Поставщики воздействуют на конкурентную борьбу в отрасли главным образом с помощью следующих средств: цена, качество, объем и сроки поставок товаров и услуг.

Таблица 1.8

Наши рекомендации