Классификация, достоинства, недостатки, области применения.
Передачу механической энергии, осуществляемую гибкой связью посредством трения между ремнем и шкивом, называютремённой.Она состоит из двух шкивов 1и 2и
ремня 3 (рис.10.1). Классификация: 1. В зависимости от формы сечения ремня различают такие виды ременных передач: - плоскоременные (с прямоугольным профилем поперечного сечения ремня); - клиноременные (с трапециевидным профилем сечения ремня); - поликлиноременные (с плоскими ремнями спродольными клиновыми выступами на внутренней поверхности рем- | |
Рис. 10.1. Ременная передача. |
ня, входящие в кольцевые клиновые канавки шкивов); - круглоременные;- зубчатые.
2. По взаимному расположению осей валов: - с параллельными осями (рис. 10.3,а, б); - с пересекающимися осями (рис. 10.3,г); - со скрещивающимися (рис. 10.3, в). Рис. 10.3. Ременная передача с различным расположением валов. Достоинства ременных передач: – возможность передачи энергии на значительные расстояния: до 12…15 м – плоскими ремнями; до | |
Рис. 10.2. Различные профили ремней. |
6 м -- клиновыми ремнями;
– простота и низкая стоимость конструкции;
– плавность и бесшумность хода, способность смягчать удары благодаря эластичности ремня и предохранять механизм от поломок при буксовании, вызванном перегрузкой;
– возможность передачи мощностей от долей киловатта до сотен киловатт (чаще до 50 кВт, реже до 300 кВт) при окружной скорости до 30 м/с;
– простота обслуживания и ухода;
– относительно высокий КПД:η = 0,91…0,98;
– передаточное отношение i ≤ 7 (обычно i ≤ 4…5.
Недостаткиременных передач:
- непостоянство передаточного отношения вследствие упругого скольжения, меняюще гося в зависимости от нагрузки;
- относительно большие габариты передачи и невысокая долговечность ремня (особенно в быстроходных передачах);
- вытягивание ремня в процессе эксплуатации передачи приводит к необходимости установки дополнительных устройств (натяжной ролик, рис. 10.4);
- большие нагрузки на валы и их опоры (подшипники). Несмотря на перечисленные недостатки, ремённые передачи по применению в промышленности и народном хозяйстве занимают второе место после зубчатых.. В любой отрасли машиностроения и приборостроения можно встретить плоскоремённую или клиноремённую передачу: приводы насосов, | |
Рис. 10.4. Натяжные устройства ременной передачи. |
вентиляторов, конвейеров, рольгангов и др.
Плоскоремённые передачи рекомендуют применять при высоких окружных скоростях, больших межосевых расстояниях, повышенных требованиях к плавности.
Клиноременные и поликлиноременные передачи применяют при больших передаточных числах, вертикальном и наклонном расположении параллельных осей валов, требовании малогабаритности и меньших нагрузок на опоры, передаче энергии нескольким ведомым валам.
Круглоременные передачи предназначены в основном для передачи малых мощностей и потому имеют меньшее распространение (швейные машины, приборы, настольные станки и т.д.).
Зубчато-ременные передачи рекомендуют применять при больших нагрузках.
Передаточное отношение ременных передач: ,
где ω1 и ω2 -
угловые скорости на ведущем и ведомом валах;
п1 и п2 - частоты вращенияведущего и ведомого валов;
D1иD2 - диаметры ведущего и ведомого шкивов;
ε = 0,01…0,02 - коэффициент упругого скольжения.
Силы и напряжения в ремне.
Достаточные силы трения между ремнём и шкивами, обеспечивающие передачу требуемого крутящего момента, достигаются путём предварительного натяжения ремня. При этом в ветвях неработающего ремня возникает сила F0 от предварительного натяжения. Сила натяжения в ведущей ветви ремня F1 больше F0, а ведомой F2 меньше F0 (рис. 10.5).
Из условия равновесия ведущего шкива имеем: ,
или F1 – F2 = = Ft.
При обегании ремнем шкивов в ремне возникает центробежная сила:
FV = ρ ∙ A ∙ υ2,
ρ - плотность материала ремня;
A - площадь сечения ремня;
υ2 - скорость ремня.
При работе ременной передачи напряжения по длине ремня распределяются неравномерно.
Установим зависимость между силами (рис.10.5.).
- : ; . | |
Рис.10.5. Силы, действующие в ременной передаче. |
При работе ремённой передачи напряжения по длине ремня распределяются неравномерно. Напряжения, возникающие в ремне при работе ремённой передачи (табл. 10.1).
Таблица 10.1.
Виды напряжений в ремне.
- напряжение от предварительного натяжения ремня: | ; |
- полезные напряжения в ремне: | ; |
- напряжение в ведущей ветви ремня: | ; |
- напряжение в ведомой ветви ремня: | ; |
- напряжение от центробежных сил: | ; |
- напряжение изгиба: | . |
Суммарное максимальное напряжение в ведущей ветви в месте набегания ремня на малый шкив (рис.10.6) составит: .
Рис. 10.6. Эпюра напряжений в ремне при работе передачи. |