Конические передачи с непрямыми зубьями.
Прямозубые конические колёса рекомендуют применять при скоростине выше 3…4 м/сек. При большей скорости применяют колёса с тангенциальными или круговыми зубьями (рис. 7.3).
Колёса с круговыми зубьями обладают большей плавностью зацепления.Они менее чувствительны к нарушению точности взаимного расположения колёс, их изготовление проще. Назначение зуба у конических колёс то же, что и косого зуба у цилиндрических колёс. Круговой зубрасполагают по дуге окружности. Угол наклона круговогозуба пере- | ||
а) | б) | |
Рис. 7.3. Конические колёса с непрямыми зубьями:а) ‑ с тангенциальными; б) ‑ с круговыми. |
менный.Зарасчётный принимают уголна окружности среднего диаметра колеса. Величины углов β могут быть до 35°.
Расчёт прочности конических колёс с непрямыми зубьями выполняютпо параметрам биэквивалентных цилиндрических прямозубых колёс.
Контрольные вопросы и задания к Лекции 7 (Конические зубчатые передачи).
1. Какими достоинствами обладают конические передачи?
2. Перечислите основные недостатки конической передачи.
3. В каких случаях необходимо применение конических передач?
4. Какие силы возникают в зацеплении конических колёс?
5. Как направлены осевые силы, возникающие в зацеплении конических передач?
6. Что является критерием работоспособности конической передачи?
7. Сравните нагрузочную способность конической и цилиндрическойпередачи.
8. Какое максимальное передаточное число рекомендуется для конической передачи?
9. Какие формы непрямых зубьев применяют в конических передачах?
10. Когда рекомендуют применять конические передачи с непрямыми зубьями?
11. При каких условиях работоспособность конической передачи обеспечена?
Лекции 8. Планетарные и волновые передачи.
Планетарные передачи.
Планетарныминазывают передачи, которые имеют хотя бы одну подвижную геометрическую ось зубчатого колеса. В планетарных передачахприменяются цилиндрические или конические колёса. Зубья могут быть прямые или косые.
Существует множество различных схем планетарных механизмов.
На рис. 8.1. показана схема 4-звенной простейшей планетарнойзубчатой передачи, состоящей из центральноговращающегося колеса 1 с неподвижной осью; сателлитов 2, оси которых перемещаются; неподвижногоколеса 3 с внутренними зубьями; вращающегосяводила h, на котором закреплены оси сателлитов. При работе планетарной передачи сателлиты 2 совершают движение подобное движению планет (плоскопараллельное движение).
Ведущим в планетарной передаче м.б. либо центральное колесо,либо водило. Если в планетарной передаче освободить неподвижное колесо 3 и сообщить ему дополнительное вращение, то рассматриваемый механизмпревратится в дифференциал. С помощью дифференциала одно движениеможно разложить на два, или два сложить в одно.Например, | |
Рис. 8.1. Планетарная зубчатая передача. |
от колёс 1 и 3передать движение водилуh или от колеса 3–колесу 1 и водилу h.
Планетарные передачи могут быть одно- или много-ступенчатыми (образуются при последовательном соединении простых механизмов).
Достоинствапланетарных передач:4
– малая масса и габариты конструкций;
– удобны при компоновке машин благодаря соосности ведущих и ведомых валов;
– работают с меньшим шумом, что связано с меньшими размерами колёс и замыканием сил в механизме – при симметричном расположении сателлитов силы в передаче взаимно уравновешиваются;
– малые нагрузки на валы и опоры;
– возможность получения больших передаточных чисел (до 1000 и более).
Недостатки планетарных передач:
– повышенные требования к точности изготовления и сборки конструкции;
– снижение КПД передачи с ростом передаточного числа (для 1-й ступени рациональные значения КПД = 0,96...0,98 при u < 16, для 2-х последовательно соединённых передач КПД = 0,92...0,97 при u < 125).
Планетарную передачу применяюткак:
- редуктор в силовых передачах и приборах;
- коробку перемены передач, передаточное число в которой изменяются путём торможения различных звеньев (водила или одного из колёс);
- дифференциал в автомобилях, станках и приборах.
Для кинематического анализа планетарных передач обычно используют метод Виллиса (остановка водила). При этом всей планетарной передаче сообщается (мысленно) вращение с угловой скоростью водила ωh, т.е. водило мысленно останавливается, а др.звенья освобождаются. Полученный механизм называетсяобращённым. Сателлиты становятся промежуточными (паразитными,не влияют на передаточное число) колёсами.
Мысленная остановка водила равноценна вычитанию его угловой скорости из угловых скоростей подвижных колёс. Тогда передаточное отношение
где ω1, ω2, ωh - угловые скорости колёс и водила;
z - числа зубьев колёс; нижние индексы показывают ведущее и ведомое звено, верхний – мысленно остановленное звено. Знак пердаточного отношения – положительный, если в обращённом механизме ведущее и ведомое звенья вращаются в одну сторону, и отрицательный – при вращении в разные стороны.
При ω3 = 0 имеем: |
Подбор чисел зубьев. Числом зубьев центрального колеса 1 задаются из условия неподрезания ножки зуба, принимая z1 > 17.
Число неподвижного колеса 3 определяют по формуле: z3 = z1(u– 1).
Число зубьев сателлитов вычисляют из условиясоосности, по которому межосевые расстояния зубчатых пар с внешним и внутренним зацеплением должны быть равны.
aω= 0,5(d + d2) = 0,5(d3–d2).
Так как модули зацепления планетарной передачи одинаковые, то Z2= 0,5(Z3–Z1).
Полученные числа зубьев проверяют по условию сборки и соседства.
Условие сборки требует, чтобы во всех зацеплениях центральных колёс с сателлитами имело место совпадения зубьев со впадинами, иначе передачу собрать невозможно. Установлено, что при симметричном расположении сателлитов, условие сборки выполняется, когда сумма зубьев (Z1 + Z3) кратна числу сателлитов:с= 2...6 (обычно с= 3), т.е.:
- целое число. |
Условие соседства требует,чтобы сателлиты при вращении не задевали зубьями друг друга. Для этого необходимо, чтобы сумма радиусов вершин соседних сателлитов была меньше расстояния между их осями. Тогда условие соседства выполняется, когда
z2+ 2 ≺ (zt+z2) sinp /c.
Критерий работоспособности планетарной передачи – прочность зубьев. Расчёт ведут по формулам обыкновенных зубчатых передачдля каждого зацепления.
Волновые передачи.
Волновые зубчатые передачи кинематически представляют собой планетарные передачи с одним гибким зубчатым колесом.
Наиболее распространена волновая передача (рис. 8.2) состоит из водила Н, вращающегося гибкого колеса 1 с наружными зубьями и неподвижного жёсткого колеса 2 с внутренними зубьями.
Водило состоит из овального кулачка и специального шарикоподшипника. Гибкое зубчатое колесо изготовляют как стакан с легко деформирующейся стенкой и соединяют с валом. Длина стакана колеса близка к его диаметру. Жёсткое зубчатое колесо соединено с корпусом. Зубья колес чаще всего эвольвентные.
Сборку зацепления осуществляют после деформирования гибкого колеса водилом. Гибкое колесо деформируется и на концах большой оси овала зубья зацепляются на полную рабочую высоту. На малой оси зубья не зацеплены. Между этими участками зацепление частичное. Волновая передача обеспечиваетзацепление большого числа зубьев.
В волновой передаче преобразование движения осуществляется деформированием зубчатого венца гибкого колеса. При вращении водила волна деформации бежит по окружности гибкого зубчатого венца; венец обкатывается в обратном направлении по неподвижному жёсткому колесу, вращая стакан и вал. Передача –волновая, а водило –волновым генератором.
Рис. 8.2. Схема волновой передачи. |
Существует много разновидностей волновых передач. Например, для передачи движения через герметическую стенку в химической, авиационной, космической, атомной и др. отраслях техники применяют герметичную волновую передачу (рис. 8.3). Гибкий зубчатый венец имеется в середине глухого стакана 1, герметично соединённого с корпусом. Движение передаётся от генератора волн Н к жёсткому колесу 2, соединённому с валом.
Достоинстваволновой передачи: - передача больших нагрузок при малых габаритах, т.к. взацеплении может находиться до 1/3 всех зубьев; - высокая кинематическая точность:результат многопарного зацепления; - большое передаточное число при малых габаритах и высоком КПД (для 1‑й ступени u < 315 при КПД = 0,8…0,9); - высокая долговечность; - работа с меньшим шумом и высокой демпфирующей способностью. | |
Рис. 8.3. Схема волновой передачи движения в герметизированное пространство. |
Недостатки:
– сложность изготовления гибкого колеса и генератора;
– ограничение угловой скорости вала генератора при больших диаметрах колёс.
Применение: волновые передачи применяют в подъемно-транспортных машинах, станкостроении, промышленных роботах и манипуляторах, химической промышленности, авиационной и ракетной технике и др.
В волновой передаче при вращении генератора происходит относительный поворот колёс, а зубья колеса 1 должны переходить из одной впадины в другую. Необходимо расцепление зубьев. При неподвижном колесе 2 за половину оборота генератора зубья колеса 1 смещаются на один шаг, за полный оборот – на 2 шага. Это возможно при условии: разность чисел зубьев колёсz2 – z1 = 2. Передаточное число волновых передач определяется так же, как и для планетарных, методом остановки водила.
При неподвижном жёстком колесе: | направление вра- |
щения генератора и гибкого колеса не совпадают.
При неподвижном гибком колесе: | направление вращения |
генератора и жесткого колеса совпадают.
Критерийработоспособностиволновой передачи –прочностьгибкого колеса, которая оценивается сопротивлением усталостному разрушению зубчатого венца.
Контрольные вопросы и задания кЛекции 8(Планетарные и волновые передачи).
1. Какая зубчатая передача называется планетарной?
2. В каком случае планетарная передача называется дифференциалом?
3. Перечислите основные достоинства и недостатки планетарной передачи.
4. Какопределяют передаточное отношение планетарной передачи?
5. Назовите области применения планетарной передачи.
6. В чем заключается условие соосности, сборки и соседства планетарных передач?
7. Назовите основные элементы волновой передачи.
8. Как устроена и работает волновая передача?
9. Перечислите основные достоинства и недостатки волновой передачи.
10. Какой применяют профиль зубьев волновой передачи?
11. Как происходит передача движения в волновой передаче от ведущего звена к ведомому?
12. Назовите области применения волновой передачи.
13. Что является критерием работоспособности волновой передачи?
.
.
Лекции 9. Червячные передачи.
Червячные передачи применяют для передачи вращательного движения между валами, оси которых скрещиваются обычно под углом 90°.
Параметрам червяка приписывают индекс - 1, а колеса - 2.
9.1. Классификация, достоинства, недостатки, области применения червячных передач.
Червячные передачи применяют при небольших и средних мощностях, обычно не превышающих 50 кВт. Применение этих передач для больших мощностей ограничено из-за сравнительно низкого КПД и требует специальных мер для охлаждения передачи.
Червячные передачи широко применяют в станках, подъемно-транспортных машинах, приборах и т.д.
При проектировании передач, сочетающих в себе зубчатые и червячные пары, червячную пару рекомендуют применять как быстроходную ступень, т.к. при более высоких скоростях создаются лучшие условия для смазки.
Передаточное отношение (число) червячной передачи находят: ,
где z2 - число зубьев колеса; z1 - число заходов червяка.
Обычно z1 = 1…4, следовательно, червячные передачи имеют большие передаточные числа. В силовых червячных передачах передаточное число рекомендуют до 10…60; в приборах и делительных механизмах идо 300 и более.
КПД червячной передачи зависит от числа заходов червяка (табл. 9.1).
Таблица 9.1.
Зависимость КПДηот числа заходов червякаz1.
z1 | ||||
η | 0,7…0,75 | 0,75…0,8 | 0,8…0,85 | 0,85…0,9 |
Достоинства червячной передачи:
- плавность и бесшумность работы;
- компактность и сравнительно небольшая масса конструкции;
- возможность большого редуцирования;
- возможность осуществления самотормозящей передачи;
- большая кинематическая точность.
Недостаткичервячной передачи:
– сравнительно низкий КПД;
– повышенный износ и склонность к заеданию;
– применение для колес дорогих антифрикционных материалов;
– повышенные требования к точности сборки.
Классификации червячной передачи:
1. В зависимости от формы внешней поверхности червяка передачи различают:
–– с цилиндрическим червяком (рис. 9.1, а);
–– с глобоидным червяком (рис. 9.1, б).
2. В зависимости от формы профиля резьбы цилиндрического червякаразличают:
–– архимедов (в осевом сечении имеет трапецеидальный профиль резьбы,в торцевом сечении очерчен архимедовой спиралью, получилинаибольшее применение);
–– конволютный (в торцевом сечении имеет трапецеидальный профильрезьбы);
–– эвольвентный.
3. В зависимости от направления линии витка червякачервячные передачи различают:
–– с правым направлением нарезки;
–– с левым направлением нарезки.
а) | б) |
Рис. 9.1. Червячная пара с различным червяком. |
4. В зависимости от числа витков резьбовой нарезки на червякеразличают:
–– многовитковые (многозаходные);
–– однозаходные червяки.
5. В зависимости от расположения червяка относительно колесапередачи различают:
–– с нижним расположением червяка (обычно применяют при скорости скольжения до4 м/с);
–– с боковым расположением червяка;
–– с верхним расположением червяка.