Цилиндрическая и коническая фрикционные передачи.
Кинематика передачи. В результате неизбежного упругого скольжения ведомый каток при работе передачи отстает от ведущего и передаточное отношение будет определяться по формуле
,
где ε - коэффициент скольжения (для металлических катков ε = 0,01…0,03, для текстолитовыхкатковε= 0,1).
Для силовых передач передаточное отношение u < 7 для цилиндрических, u < 4 для конических, для приборовu < 25.
Силовые соотношения в передаче. При передаче вращающего момента от одного вала к другому необходимо за счет силы трения приложить к ведомому катку окружную силуFt, которая должна быть меньше наибольшей силы трения покоя, возникающей между катками, прижатыми друг к другусилойFr.
Условие работоспособности передачи:
Rf ≥ Ft,
где Rf - сила трения в месте контакта катков;
Ft - передаваемая окружная сила.
Нарушение условия работоспособности приводит к буксованию. При буксовании ведомый каток останавливается, а ведущий скользит по нему, при этом рабочие поверхности катков изнашиваются. Для создания требуемойсилы трения f катки прижимают друг к другу силой r, которая превышает силу Ft.
Fr = k Ft /f,
где k - коэффициент запаса сцепления, k = 0,3 … 0,4;
f - коэффициент трения, f = 0,04…0,05 для металлических катков, работающих в масле; f = 0,15…0,2 для работающих всухую; f= 0,2…0,3 для неметаллических катков.
Большие силы прижатия катков создают значительные радиальные нагрузки на валы и опоры и вызывают большие контактные напряжения на рабочих поверхностях катков.Поэтому передачи громоздки, а их нагрузочные способности сравнительно невелики.
КПД для закрытых цилиндрических передачη = 0,92 … 0,98.Для открытых η = 0,8 … 0,92. Для конических передач η = 0,85…0,9.
Критерий работоспособности фрикционных передач – износостойкость рабочих поверхностей тел качения.
.
3.3. Виды разрушения рабочих поверхностей фрикционных катков.
Усталостное выкрашивание встречается в закрытых передачах, работающих при обильной смазке и защищенных от попадания абразивных частиц. Прижимная сила, вызывает в месте касания катков высокие контактные напряжения, которые при работе циклически меняются вследствие перемещения места контакта по ободу катка.
Циклическое действие контактных напряжений способствует развитию усталостных микротрещин на рабочих поверхностях. При движении с трением в поверхностном слое катка образуются наклонные микротрещины в результате пластического течения металла. Силы трения сдвигают металл, а масло под высоким давлением заполняет раскрытые трещины. При закрытии трещин давление масла возрастает, и частицы металла отделяются. На рабочей поверхности катка появляются мелкие раковины. Для предотвращения усталостного выкрашивания производят расчет на контактную прочность. Повышение твердости поверхностей катков обеспечивает более высокие допустимые контактные напряжения.
Задир возникает в быстроходных сильно нагруженных передачах при разрыве масляной пленки на рабочей поверхности катков. В месте касания катков развивается высокая температура, масляный слой разрывается, и катки непосредственно соприкасаются друг с другом. В результате происходит привар частиц металла с последующим отрывом от одной из поверхностей катков. Приварившиеся частицы задирают рабочие поверхности в направлении скольжения. Для предупреждения задира применяют специальные масла.
Открытые передачи имеют повышенный износ.
Таким образом, все виды разрушения рабочих поверхностей катков зависят от контактных напряжений σH, следовательно, основной расчёт – расчёт на прочность по контактным напряжениям.
Вариаторы.
Вариаторы служат для плавного (бесступенчатого) изменения на ходу угловой скорости ведомого вала при постоянной угловой скорости ведущего. Применяются в станках, прессах, конвейерах и т.п. Бесступенчатое регулирование скорости способствует повышению производительности работы машины вследствие возможности выбора оптимального процесса, оно благоприятно для автоматизации и управления на ходу.
Главная характеристика вариатора – диапазон регулирования, равный отношению максимальной угловой скорости ведомого катка w2max к его минимальной угловой скорости w2mn: w2max/w2min = umax/umin = Rmax/Rmin.
Практически для одноступенчатых вариаторов Д = 3…8.
Вариаторы подбирают по каталогам или справочникам в зависимости от передаваемого момента, диапазона регулирования и угловой скорости ведущего вала.
Разновидности вариаторов. В зависимости от формы тела качения вариаторы бывают лобовые, конусные, в виде тора и др.
Лобовые вариаторы (рис. 3.3) применяют в винтовых прессах и приборах. Бесступенчатое изменение угловой скорости ведомого вала достигаетсяпередвижением малого катка вдоль вала, т.е. изменением радиуса R. Допускают реверсирование вращения. Имеют интенсивный износ рабочих поверхностей катков и пониженный КПД вследствие разности скоростей на площадке контакта. Т.к.R = const, диапазон регулирования лобового вариатора: Д = R2max/R2min.
Торовые вариаторы (рис. 4.4) состоят из2-х соосных катков 1 и 2 с тороидной рабочей поверхностью 1 и 2-х промежуточных роликов 3.
Регулирование угловых скоростей производится поворотом роликов с помощью поворотного механизма, в результате чего изменяются радиусы контакта R и R2. Текущее значение передаточного числа: u=w1/w2 » R2/R1.
Рис. 3.3. Схемы лобового вариатора. | Рис. 3.4. Схема торового вариатора. |
Из всех вариаторов торовые наиболее компактны и совершенны, КПД до 0,95, но они имеют сложную конструкцию и требуют высокой точности изготовления.
Контрольные вопросы и задания кЛекции 3. Фрикционные передачи.
1. Перечислите основные виды фрикционных передач.
2. Какими достоинствами и недостатками обладают фрикционные передачи?
3. Какие материалы применяются для изготовления рабочих поверхностей фрикционных катков?
4. Какими свойствами должны обладать эти материалы?
5. Как обеспечивается непрерывное нажатие катков фрикционных передач друг на друга?
6. Что такое задиры рабочих поверхностей катков?
7. Какими средствами можно предупредить задир рабочих поверхностей катков?
8. Объясните процесс усталостного выкрашивания рабочих поверхностей катков закрытой передачи.
9. Какие устройства называют вариаторами?
10. Что такое диапазон регулирования вариаторов и как он определяется?
11. Что является критерием работоспособности фрикционных передач?
.
Лекция 4. Зубчатые передачи.
4.1. Общие сведения: - Достоинства, недостатки, области применения, классификация зубчатых передач.
Механизм, предназначенный для передачи вращательного движения от одного вала к другому с помощью находящихся в зацеплении зубчатых колёс, называют зубчатой передачей. Зубчатые передачи могут быть с внешним (рис. 5.1, а, в, г, д, е) и внутренним (рис. 4.1, б) зацеплением, а также реечными (рис. 4.1, з). Наиболее распространены передачи с внешним зацеплением.
Рис. 4.1. Виды зубчатых передач. |
Кдостоинствам зубчатых передачотносят:
- возможность передачи практически любых мощностей (до 50000 кВт и более) при широком диапазоне окружных скоростей (до 30…150 м/с). При высоких скоростях рекомендуют применять передачи с косыми зубьями;
- постоянство передаточного отношения;
- компактность, надежность и высокую усталостную прочность передачи;
- высокий КПД (η = 0,95…0,98) при высокой точности изготовления и монтажа;
- простота обслуживания и ухода;
- сравнительно небольшие силы давления на валы и их опоры;
- возможность изготовления из самых разнообразных материалов, металлических и неметаллических. (Всего 7 достоинств)
Недостатки:
- ограниченность передаточного отношения. Для одной пары зубчатых колёс imax = 12,5, но практическиi ≤ 7, лишь в открытых тихоходных, малонагруженных передачахi ≤ 15;
- вибрации и шум, особенно при низком качестве изготовления и монтажа и значительных скоростях;
- поломка деталей при больших перегрузках;
- относительная сложность изготовления высокоточных зубчатых колёс. (Всего 4)
По применению и распространению в различных областях народного хозяйства зубчатые передачи по праву занимают первое место. В любой отрасли машиностроения, приборостроения, на транспорте и т.д. зубчатые передачи находят широкое применение.
Классификация зубчатых передач:
1. По конструктивному оформлению:
- открытые, не имеющие защитного кожуха и масляной ванны;
- полуоткрытые, имеющие защитный кожух;
- закрытые, имеющие картер и крышку, хорошо изолирующие передачуот внешней среды.
2. По окружной скорости:
- тихоходные (umax до 3…4 м/с);
- средне-скоростные (4 м/с≤u≤ 15 м/с);
- высоко-скоростные (u> 15 м/с).
3. По взаимному расположению осей валов:
- с параллельными осями валов (цилиндрические передачи рис. 4.1: а, б,в, г);
- с пересекающимися осями валов (конические передачи, рис. 4.1: д, ж);
- со скрещивающимися осями валов (винтовые).
4. По форме линии зубьев:
- с прямым зубом (рис. 4.1: а, б, д);
- с косым зубом (рис. 4.1: в);
- с круговым зубом (рис. 4.1: е);
- с шевронными зубьями (рис. 4.1: з).
5. По форме профиля зуба:
- с зубом, очерченным по эвольвенте (форма предложенаЛеонардом Эйлером в 1754 г.);
- с зубом, очерченным по кругу (форма предложена Новиковым в 1954 г.).
.