Назначение и классификация механических передач.
Привод - устройство для приведения в действие двигателем различных рабочих машин (рис. 2.2). Энергия, необходимая для приведения в действие машины или механизма, может быть передана от вала двигателя непосредственно без изменений или с помощью дополнительных устройств. Механические устройства, применяемые для передачи энергии от источника к потребителю с изменением угловой скорости или вида движения, называют механическими передачами (или просто передачами).
Рис. 2.2. Примеры привода. |
Необходимость установки передачи между двигателем и производственной машиной объясняется следующими причинами:
- источники энергии - двигатели - работают в режиме высоких угловыхскоростей, обеспечивающих им наибольшую мощность, КПД и малые габариты; угловые скорости валов производственных машин обычно отличаются отугловой скорости вала двигателя;
- изменение скорости производственной машины, а, следовательно, изначения вращающего момента выгоднее осуществлять с помощью передачи,а не путем изменения угловой скорости вала двигателя, так как при уменьшении угловой скорости вала двигателя его мощность и КПД понижаются;
- двигатели обычно передают вращательное движение, а рабочие органы машины требуют возвратно-поступательного, качательного, винтового или др. видов движения;
- часто возникает необходимость передачи энергии от одного двигателяк нескольким производственным машинам, их валы вращаются с неодинаковыми угловыми скоростями.
Классификация механических передач:
1. По способу передачи движения механические передачиразличают:
– трением (фрикционные, ременные);
– передачи зацеплением (зубчатые, червячные, винтовые, цепные);
2. По способу соединения звеньев передачи делят на:
– передачи непосредственного контакта (зубчатые, червячные, винтовые, фрикционные);
– передачи гибкой связью (ременные, цепные).
.
2.3. Основные параметры механических передач.
В каждой передаче различают два основных вала - ведущий и ведомый(индексы 1, 2).
а) б) |
Рис. 2.3. Схемы к определению кинематических параметров передач:а - передачи трением; б - передачи зацеплением. |
К основным параметрам передач относят (рис.2.3):
- мощность на входе P1 и на выходе P2 передачи;
- быстроходность, которая выражается частотой вращенияn1и n2(об/мин), угловой скоростью w1 и w2 (с-1) или линейной скоростью u (м/с):
; ,
где d - диаметр, мм.
К дополнительным (производственным характеристикам) относят:
- коэффициент полезного действия (КПД):
, h =h1 ∙ h2 ∙ … ∙ hn.
где h - КПД многоступенчатой передачи;
h1,h2,hn - КПД каждой из передач.
- передаточное отношение:
, i = i1 ∙ i2 ∙ … ∙ in.
где i - передаточное отношение многоступенчатой передачи;
i1,i2,in - передаточное отношение каждой из передач.
Для понижающей передачи i > 1(w1 > w2), такие закрытые передачи называют редукторами.
Для повышающих передач i < 1 (w1 < w2), такие передачи называютмультипликаторами.
Передачи выполняют с постоянным или переменным передаточным отношением. Причём, регулирование передаточного отношения может бытьступенчатым и бесступенчатым. Ступенчатые передачи выполняют в коробках скоростей с зубчатыми колёсами, в ремённых передачах со ступенчатымишкивами. Бесступенчатые - фрикционные передачи, цепные вариаторы. Передачи для бесступенчатого регулирования менее надёжны, имеют малое распространение.
При расчёте передач часто используют зависимости между различнымипараметрами, Например, - мощность:
,
где P -мощность, кВт;
Ft - тангенциальное (окружное) усилие, Н;
υ - окружная (линейная) скорость, м/с.
- крутящий момент:
, T2= T1∙i1∙η,
где Т - крутящий момент, Н ∙ м;
Т2 - крутящий момент на ведомом валу;
Т1 - крутящий момент на ведущем валу;
h - КПД передачи.
Контрольные вопросы кЛекция 2.Механические передачи.
1. Перечислите виды кинематических пар в зависимости от вида движения.
2. Какими могут быть механизмы по функциональному назначению?
3. Дайте определение понятию «привод».
4. Чем вызвана необходимость введения передачи как промежуточногозвена между двигателем и рабочим органом машины?
5. Какие функции могут выполнять механические передачи?
6. Что такое передаточное отношение?
7. Как определить передаточное отношение многоступенчатой передачи?
8. Как определить КПД многоступенчатой передачи?
9. Какова зависимость между мощностями на ведущем и ведомом валах передачи?
10. Какова зависимость между вращающими моментами на ведущем и ведомом валах передачи?
.
Лекция 3. Фрикционные передачи.
3.1. Общие сведения.
Фрикционная передача - механизм, служащий для передачи вращательного движения от одного вала к другому с помощью сил трения, возникающих между насаженными на валы и прижатыми друг к другу дисками, цилиндрами или конусами.
Простейшая передача включает в себя ведущий и ведомый катки (рис. 3.1, а) и две опоры, одна из которых может смещаться для создания начального прижатия катков.
Достоинства: 1) простота конструкции и обслуживания; 2) равномерность и бесшумность вращения; 3) возможность бесступенчатого регулирования передаточного числа на ходу без останова передачи; 4) невозможность аварий при перегрузках. Недостатки: 1) большое и неравномерное изнашивание рабочих поверхностей катков при буксовании; 2) большие нагрузки на валы и подшип- | |
а) б) | |
Рис. 3.1. Схемыфрикционных механизмов:а) цилиндрические фрикционные катки; б) конические фрикционные катки. |
ники от прижимной силы, что требует увеличения размеров валов и подшипников и, следовательно, делает передачу громоздкой. Этот недостаток ограничивает передаваемую мощность;
3) непостоянное передаточное число из-за износа проскальзывания катков.
Фрикционные передачи классифицируют по следующим признакам:
1. По расположению осей валов:
- с параллельными осями (рис. 4.1, а);
- с пересекающимися осями (рис. 4.1, б);
- со скрещивающимися осями (рис. 4.3).
2. В зависимости от назначения:
- с нерегулируемым передаточным числом (рис. 3.1);
- с бесступенчатым (плавным) регулированием передаточного числа (рис. 3.3). Такие передачи называют вариаторами.
3.По форме тел качения:
- с цилиндрическими катками;
- с коническими катками; и др.
4. В зависимости от условий работы:
- открытые - работают всухую;
- закрытые - работают в масляной ванне.
В открытых фрикционных передачах коэффициент трения fвыше,прижимная сила Frкатков меньше.
Фрикционные передачи с нерегулируемым передаточным числом в машиностроении применяют сравнительно редко, например, во фрикционных прессах, молотах. В качестве силовых передач они громоздки и малонадежны. Эти передачи используют преимущественно в приборах (спидометры, магнитофоны и др.), где требуется плавность и бесшумность. Фрикционные передачи с бесступенчатым регулированием (вариаторы) широко применяют в различных машинах, например в металлорежущих станках, в текстильных и транспортирующих машинах и т.д. Фрикционные передачи предназначены для мощностей, не превышающих 20 кВт, окружная скорость катков допускается до 25 м/с.
Материалы катков. Материалы фрикционных катков должны иметь высокие коэффициент f трения скольжения и модули E упругости, обладать высокой износостойкостью и прочностью рабочих поверхностей.
Максимальную нагрузочную способность имеют катки из закалённой стали ШХ15.Они могут работать в масленой ванне и всухую. Применяются в силовых передачах и чугунные катки и сочетания текстолитовых и стальных или чугунных катков. Для изготовления катков или их облицовки (для повышения коэфф. трения) применяют кожу, резину, прорезиненную ткать, дерево, фибру и др. Катки неметаллические работают всухую.
При использовании разных материалов тел качения ведущий каток имеет меньшую прочность во избежание задиров в случае буксования передачи. Принцип равной работоспособности тел качения при этом не нарушается, т.к. рабочая поверхность ведущего катка – опережающая,она обладает большей нагрузочной способностью по сравнению с ведомым катком.