Кафедра информатики и информационных технологий
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Имени В.Я.ГОРИНА»
Кафедра информатики и информационных технологий
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
по дисциплине
«ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
для студентов направления подготовки
Прикладная информатика»
Профиль: Прикладная информатика в экономике
Квалификация: бакалавр
Белгород 2017
УДК
ББК
Миронов А.Л. – доцент, к.т.н.
Ломазов В.А. – профессор, д.ф.-м.н.
Петросов Д.А. – доцент, к.т.н.
Игнатенко В.А. – ст. преподаватель, к.т.н.
«Основы профессиональной деятельности». Учебное пособие для студентов направления подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика» - Белгород: Издательство БелГАУ, 2017. – 38 с.
Рассмотрено на заседании кафедры информатики и информационных технологий
«___» __________ 2017г., протокол № ____
Одобрено методической комиссией экономического факультета
«___»___________ 2017г., протокол № ____
Председатель методической комиссии __________________ Черных А.И.
© Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………….……………………………4
СЕМИНАР №1. Введение в дисциплину. Направления развития информационных технологий и систем. Требования ГОС по специальности ……...………………….5
СЕМИНАР №2. Правовое регулирование информационной сферы. Государственная программа «Информационное общество» и направления ее реализации .……7
СЕМИНАР №3. Нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий ……………….11
СЕМИНАР №4. Естественнонаучные, технические и гуманитарные знания в профессиональной деятельности …………………….…………………………………15
СЕМИНАР №5. Рынок труда в сфере информационных технологий и информационных систем. Сценарий анализа карьеры и разработки личного плана развития……..………………………………………………………………………………17
СЕМИНАР №6. Система образования, повышения квалификации, сертификации специалистов в сфере информационных технологий и информационных систем.19
СЕМИНАР №7. Основы организации презентаций профессиональных достижений и результатов работы ……...……………………………………………………22
СЕМИНАР №8. Поиск, анализ и использование электронных информационных ресурсов в профессиональной деятельности.……..…………………………..…….24
Темы рефератов (сообщений) …...………………………………………..…………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ...……………………………………………….…………28
ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ДОКУМЕНТЫ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ……….30
БАЗОВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СИСТЕМ………………………….…34
БАЗОВЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСИ ……………………………35
ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ СТАНДАРТОВ ……………………………………….36
СТАНДАРТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ…………………………………………………………………………36
ВВЕДЕНИЕ
Основы профессиональной деятельности – дисциплина, изучающая теоретические вопросы и практические аспекты обеспечения профессиональной деятельности.
Цель дисциплины заключается в получение студентами теоретических знаний об информационной сфере, государственной политике в области развития информационных технологий и систем и рынке труда, современных требованиях к специалистам в области информационных технологий, уровню их знаний и компетенций, а также практических навыков в организации своей деятельности в профессиональной сфере.
Задачи дисциплины заключаются в приобретение студентами знаний и практических навыков, определяемых основной целью курса. Студенты должны понимать роль и место специалиста в области информационных технологий в современном обществе, представлять сферу своей профессиональной деятельности, знать основные нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий, обладать практическими навыками по поиску и анализу профессиональной информации с учетом требований информационной безопасности, подготовке обзоров, докладов, презентаций по профессиональным вопросам.
Настоящее учебное пособие подготовлено с учетом требований ФГОС ВО по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата), Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 г. №1367, основной профессиональной образовательной программы ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ и рабочей программы по дисциплине «Основы профессиональной деятельности».
Учебное пособие содержит вопросы практических занятий, заданий и упражнений по всем разделам программы дисциплины, список тем рефератов (сообщений), и предназначено как для самостоятельной работы студентов, так и использовании при проведении аудиторных практических (семинарских) занятий.
СЕМИНАР №1.
ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Термины:
информация, информационная революция, информатизация, информатика, информационная технология, информационная система, информационные ресурсы, информационный процесс, прикладная информатика, кадровое обеспечение, профессия, квалификация, бакалавриат, государственный образовательный стандарт, компетентностный подход, компетенция, общекультурная компетенция, общепрофессиональная компетенция, профессиональная компетенция.
ВОПРОСЫ
1. Цели и задачи дисциплины «Основы профессиональной деятельности».
2. Роль информации в развитии общества. Информационные революции.
3. Понятие, сущность, цели и задачи информатизации.
4. Базовые принципы государственной политики в сфере информатизации:
5. Проблемы кадрового обеспечения развития информационных технологий и систем.
6. Общая характеристика направления подготовки по прикладной информатике.
7. Содержание основной образовательной программы по направлению прикладной информатики.
8. Требования к подготовке бакалавров по направлению прикладной информатики.
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ
1. С использованием информационно-поисковых систем (ИПС) сети Интернет найдите различные имеющиеся определения понятия информации. Сравните найденные определения. Дайте свой комментарий многообразию определений термина.
2. Составьте перечень информационных революций в истории человечества. Дайте краткую характеристику каждой из них, сформулируйте кардинальные изменения в обществе, вызванные информационными революциями, а также их последствия.
3. С использованием ИПС найдите различные определения понятия информатизации. Сравните найденные определения. Сформулируйте свое мнение о соотношении понятий «информатизация» и «компьютеризация».
4. Ресурсы - это имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости. В настоящее время учёные и практики относят информационные ресурсы к важным стратегическим ресурсам, от которых зависит развитие экономики, науки, образования, культуры и т.д. Найдите в сети Интернет широкое и узкое определение информационных ресурсов, дайте этим определениям свой комментарий. Сформулируйте свои соображения по поводу того, могут ли информационные ресурсы влиять на развитие и эффективное использование других ресурсов, необходимых для развития общества.
5. Составьте перечень составляющих информационного процесса. Охарактеризуйте изменения этих составляющих и применяемые инструменты для их осуществления в результате информационных революций.
6. Составьте перечень основных этапов развития вычислительной техники, дайте им краткую характеристику и оценку результатов.
7. С использованием ИПС найдите определения понятия прикладной информатики. Сравните найденные определения. Дайте свой комментарий.
8. Ознакомьтесь с текстом федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), представляющего собой совокупность обязательных требований к высшему образованию – программам бакалавриата по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Найдите информацию о том, что включает область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата по данному направлению подготовки. Дайте этой области свою краткую характеристику.
9. На основании ФГОС ВО составьте перечень объектов профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Дайте краткую свою краткую характеристику этим объектам.
10. На основании ФГОС ВО составьте перечень видов деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Дайте свой комментарий.
11. Составьте перечень профессиональных задач в проектной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика. Дайте свой комментарий.
12. Составьте перечень профессиональных задач в производственно-технологической деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика.
13. Выпускник программы бакалавриата должен обладать рядом общекультурных компетенций (ОК). Охарактеризуйте их и обоснуйте необходимость обладания ими для успешной профессиональной деятельности.
14. Выпускник программы бакалавриата должен обладать рядом общепрофессиональных компетенций (ОПК). Охарактеризуйте их и обоснуйте необходимость обладания ими для успешной профессиональной деятельности.
15. Выпускник программы бакалавриата должен обладать рядом профессиональных компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Охарактеризуйте их и обоснуйте необходимость обладания ими для успешной профессиональной деятельности.
СЕМИНАР №2.
ВОПРОСЫ
1. Информационно-правовые нормы Конституции РФ.
2. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.
3. Правовые акты информационного законодательства.
4. Понятие и предметные области информационной сферы.
5. Методы правового регулирования информационной сферы.
6. Правовые режимы информации.
7. Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления (применения) информации.
8. Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении исходной и производной информации.
9. Информационные правоотношения, возникающие при формировании информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставлении информационных услуг.
10. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем и информационно-коммуникационных технологий.
11. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности.
12. Государственная программа «Информационное общество».
13. Направления реализации программы «Информационное общество».
14. Показатели реализации программы «Информационное общество».
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Найдите информационно-правовые нормы Конституции РФ, закрепляющие основные информационные права и свободы в России. Дайте краткий комментарий.
2. Конституция РФ устанавливает порядок подготовки и принятия феде-ральных и федеральных конституционных законов, условия их применения и действия, по существу устанавливает регламент «производства и распространения» таких актов. Найдите эти конституционные нормы.
3. Акты отрасли информационного законодательства условно подразделя-ются на две группы: акты, «образующие» систему информационного законода-тельства как единый, цельный механизм правового регулирования отношений в информационной сфере (общая часть), и акты, регулирующие отдельные направления в соответствии с установленными в общей части принципами, нормами и правилами (особенная часть). Составьте перечень правовых актов, относящихся:
а) к общей части информационного права;
б) к особенной части информационного права.
4. Найдите правовые акты, определяющие концепцию и доктрину инфор-мационной безопасности РФ, концепцию формирования и развития единого ин-формационного пространства России. Ознакомьтесь с безотлагательными для решения задачами, изложенными в Доктрине информационной безопасности. Дайте свою оценку их актуальности.
5. Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» ввел понятие «информационная сфера» (среда), под которой понимается «сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации». В Законе отсутствует признак хранения информации, названный одним из основных для документа; вместо признаков, указанных в Конституции РФ (ст. 29, п. 4), предложены другие: вместо «производство» - «создание и преобразование», вместо «поиск, получение, передача, распространение» - «потребление», хотя это признаки не одного порядка. Специалисты считают, что нужно более широкое определение информационной сферы как среды оборота информации (производство - распространение - потребление), при котором субъекты реализуют свои потребности и возможности по отношению к информации. Дайте свой комментарий.
6. Найдите широкое определение информационной сферы в специальной литературе. Дайте свой комментарий.
7. По мнению некоторых специалистов, по сравнению с 90-ми годами прошлого века количество предметных областей информационной сферы возросло по крайней мере в два раза. Дайте свой комментарий.
8. Составьте перечень субъектов и объектов информационных правоотношений, возникающих при осуществлении поиска, получения и потребления (применения) информации.
9. Составьте перечень субъектов и объектов информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и распространении исходной и производной информации.
10. Составьте перечень субъектов и объектов информационных правоотношений, возникающих при формировании информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставлении информационных услуг.
11. Составьте перечень субъектов и объектов информационных правоотношений, возникающих при создании и применении информационных систем и информационно-коммуникационных технологий.
12. Составьте перечень субъектов и объектов информационных правоотношений, возникающих при создании и применении средств и механизмов информационной безопасности.
13. Согласно законодательству РФ, обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Кто может быть обладателем информации? Каковы права и обязанности обладателя информации?
14. Найдите нормативно-правовой документ, дающий определения следующим понятиям: носитель информации, собственник информации, владетель информации, пользователь (потребитель) информации.
15. Найдите сходство и различия следующих понятий: обладатель информации, собственник информации, владелец информации, автор, правообладатель, потребитель информации.
16. Составьте перечень основных правовых актов Российской Федерации, регулирующих информационную сферу.
17. Правовое регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О связи». Ознакомьтесь с его текстом. Дайте краткую характеристику этому закону.
18. Ознакомьтесь с текстом Федерального закона «О средствах массовой ин-формации». Дайте краткую характеристику этому закону.
19. Ознакомьтесь с текстом Федерального закона «О рекламе». Дайте краткую характеристику этому закону.
20. Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан в ст.10 Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Найдите этот перечень и дайте свой комментарий.
21. Регулирование вопросов, связанных с государственной тайной, возложено на Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне». Найдите в законодательстве перечень сведений, которые не могут являться государственной тайной. Дайте свой комментарий.
22. Найдите, каким документом утвержден перечень сведений конфиденци-ального характера. Перечислите эти сведения. Составьте свое мнение о том, является ли этот перечень закрытым.
23. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных». Определите, сколько таких условий и каковы они.
24. Найдите действующий правовой акт, регулирующий в Российской Федерации права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Составьте список глав, посвященных правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Дайте им краткую характеристику.
25. Окинавская хартия являет собой важнейший документ, призванный организовать и активизировать деятельность стран и правительств на пути активного формирования глобального информационного общества планеты Земля. Большая роль в этом сложном комплексном процессе в Хартии отводится нормативному обеспечению, определяется его роль, говорится о необходимости создания и укрепления нормативной базы информационного общества, его дальнейшем развитии, подготовке специалистов в нормативной сфере, о продвижении международного сотрудничества в области нормативного обеспечения информационного общества. Ознакомьтесь с Окинавской хартией. Содержит ли Хартия определение информационного общества? Дайте свой комментарий.
26. Кратко сформулируйте основные положения Окинавской хартии и отмеченные в ней направления развития нормативной базы для построения информационного общества.
27. Ознакомьтесь с текстом государственной программы «Информационное общество». Подготовьте краткую презентацию, характеризующую программу.
28. Ознакомьтесь с текстом государственной программы «Информационное общество». Охарактеризуйте основные направления (подпрограммы) и достигнутые результаты по этим направлениям.
29. Ознакомьтесь с приложениями государственной программы «Информационное общество». Подготовьте краткую презентацию по контрольным показателям реализации программы.
30. Найдите информацию о ГАС «Управление» и ее связи с направлениями реализации направлений государственной программы «Информационное общество». Подготовьте краткую презентацию по этому вопросу.
СЕМИНАР №3.
ВОПРОСЫ
1. Основные нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в информационной сфере.
2. Понятие информационно-правовой нормы. Материальные и процессуальные информационно-правовые нормы.
3. Структура информационно-правовых норм.
4. Диспозитивные и императивные информационно-правовые нормы.
5. Международные стандарты в сфере ИТ.
6. Отечественные стандарты в сфере ИТ.
7. Профессиональные стандарты в сфере ИТ.
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Составьте иерархический перечень действующих в России нормативно-правовых документов и области информационных систем и технологий. Дайте свое обоснование этой иерархии нормативно-правовых документов. Какой нормативно-правовой акт имеет верховенство при возникновении коллизии?
2. В российском праве применяются следующие коллизионные нормы:
1) в случае противоречия любого нормативно-правового акта Конституции применяются нормы последней;
2) в случае противоречия любого нормативно-правового акта (кроме Конституции) международному договору применяются правила международного договора;
3) дальнейшая иерархия актов по их юридической силе на федеральном уровне следующая: ФКЗ, ФЗ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств;
4) юридическая сила актов субъектов РФ зависит от предметов ведения; если акт принят по предметам исключительного ведения РФ, он не действует вообще; если он принят по предметам совместного ведения, он действует, если не противоречит федеральным актам; если он принят по предметам ведения субъекта РФ, преимущество имеет акт субъекта РФ (в Конституции они не перечислены, сюда относятся все вопросы, которые не отнесены к ведению РФ и к совместному ведению);
5) юридическая сила актов местного самоуправления также определяется в зависимости от предметов ведения;
6) при противоречии общего и специального акта, принятых одним органом, применяется специальный акт;
7) коллизии в международном частном праве разрешаются в соответствии с частью третьей ГК.
Сформулируйте общий принцип применения коллизионных норм. Дайте свой комментарий.
3. Найдите в законодательстве и приведите пример материальной информационно-правовой нормы.
4. Найдите в законодательстве и приведите пример процессуальной информационно-правовой нормы,
5. Найдите в законодательстве и приведите пример информационно-правовой нормы, содержащей одновременно гипотезу, диспозицию и санкцию.
6. Найдите в законодательстве и приведите пример диспозитивной информационно-правовой нормы.
7. Найдите в законодательстве и приведите пример императивной информационно-правовой нормы.
8. Найдите в законодательстве и приведите пример нормы-принципа, относящейся к информационной сфере.
9. Найдите в законодательстве и приведите пример нормы-цели, относящейся к информационной сфере.
10. Найдите в законодательстве и приведите пример компетенционной нормы, относящейся к информационной сфере.
11. Найдите в законодательстве Приведите пример нормы-запрета, относящейся к информационной сфере.
. 12. Приведите пример нормы-санкции, относящейся к информационной сфере.
13. Найдите в законодательстве и кратко охарактеризуйте составляющие режима свободного доступа к информации.
14. Найдите в законодательстве и кратко охарактеризуйте составляющие режима ограниченного доступа.
15. Как можно классифицировать международные стандарты в сфере ИТ? Составьте краткий перечень классов стандартов, используемых в работе специалистов в области ИТ.
16. Составьте список организаций, разрабатывающих международные стандарты в области ИТ. Кратко охарактеризуйте направления, в которых работают эти организации.
17. Профиль - согласованный (непротиворечивый) набор стандартов и/или их фрагментов (т. е. выборок из них), созданный для нормативного обеспечения конкретного проекта или задачи. Найдите, какие типы профилей выделяют в процессе разработки программного обеспечения. Дайте им характеристику.
18. Стандарты, важные с точки зрения заказчика, должны задаваться в техническом задании на проектирование ИС и составлять её первичный профиль. Разработчик ИС, руководствуясь требованиями технического задания, может дополнять и развивать профили ИС и потом согласовывать их с заказчиком. Т.о. профиль конкретной ИС не является статичным, он развивается и конкретизируется в процессе проектирования ИС и оформляется в составе документации на проект ИС. Опишите, что должно содержать описание профилей, чтобы обеспечить их корректное применение.
19. На стадиях жизненного цикла ИС выбираются, а затем применяются следующие основные функциональные профили:
1) профиль прикладного программного обеспечения;
2) профиль среды, в которой функционирует ИС;
3) профиль системного и сетевого администрирования (иногда входит в 2, 4 и 5);
4) профиль защиты информации в ИС;
5) профиль инструментальных средств, встроенных в ИС.
Найдите в Интернете и опишите состав этих профилей. Подготовьте краткую презентацию по этому вопросу.
20. Сформулируйте понятие функционального стандарта в области ИТ. Составьте перечень функций, для которых разработаны стандарты.
21. С использованием ИПС сети Интернет найдите и составьте перечень функциональных стандартов на функции, обслуживающие интерфейс ИС с пользователями (функции пользовательского интерфейса).
22. С использованием ИПС сети Интернет найдите и составьте перечень функциональных стандартов на функции организации процессов обработки данных (системные функции среды).
23. С использованием ИПС сети Интернет найдите и составьте перечень стандартов, определяющих структуры данных и документов, форматы данных.
24. С использованием ИПС сети Интернет найдите и составьте перечень функциональных стандартов на функции представления и хранения данных (функции управления базами данных).
25. Функции защиты информации в ИС, также как функции системного и сетевого администрирования, могут быть распределены между компонентами системы. Часть из них реализуется штатными средствами, встроенными в операционные системы, СУБД, ПО промежуточного слоя (например, мониторы транзакций), а часть обеспечивается специальными средствами. Найдите в сети Интернет информацию и составьте перечень функций защиты, реализуемых разными компонентами системы.
26. Профиль инструментальных средств, встроенных в информационную систему, служащих для поддержки эксплуатации и сопровождения ИС, должен отражать решения по выбору методологии и технологии создания, сопровождения и развития информационной системы. Функциональная область профиля инструментальных средств, встроенных в систему, охватывает функции централизованного управления и администрирования. Составьте перечень этих функций.
27. Выбор инструментальных средств, встроенных в систему, должен производиться в соответствии с требованиями профиля среды. Ссылки на соответствующие стандарты, входящие в профиль среды, должны содержаться и в профиле инструментальных средств. В этом профиле должны также содержаться ссылки на требования к средствам тестирования, которые необходимы для процессов сопровождения и развития системы и должны быть в нее встроены. В число встроенных в информационную систему средств тестирования должны входить средства функционального тестирования приложений, тестирования интерфейсов, системного тестирования и тестирования серверов/клиентов при максимальной нагрузке. Найдите информацию о том, имеются ли стандарты на соответствующее тестирование.
28. Жизненный цикл ИС или ПО - это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости его создания и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации. Существует целый ряд стандартов, регламентирующих жизненный цикл ПО, а в некоторых случаях и процессы разработки. Составьте перечень наиболее известных стандартов с кратким описанием. Подготовьте презентацию по этому вопросу.
29. С использованием ИПС сети Интернет найдите и составьте перечень стандартов на языки программирования.
30. Ознакомьтесь с базовым международным стандартом ISO/IEC 12207. Предполагает ли данный стандарт конкретную модель жизненного цикла и методы разработки ПО? Какие основные процессы жизненного цикла описывает данный стандарт, на какие группы они делятся? Подготовьте краткую презентацию по данному вопросу.
31. Стандарты Интернета развиваются и постоянно обновляются с учетом новых технических требований. Основной организацией по стандартизации в области Интернета является IETF (The Internet Engineering Task Force, Инженерный совет Интернета). Как создаются такие стандарты, направленные на развитие протоколов и архитектуры Интернета, чем они характерны? Какие две независимые системы классификации протоколов приняты? Подготовьте краткую презентацию по данному вопросу.
32. Под эгидой Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) ведется разработка новых профессиональных стандартов в области ИТ в рамках федеральной программы, инициированной Указом Президента РФ №597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Составьте перечень профессиональных стандартов в сфере ИТ, действующих в настоящее время и находящихся в разработке. Подготовьте краткую презентацию по этому вопросу.
СЕМИНАР №4.
ВОПРОСЫ
1. Понятие фундаментальной и прикладной науки, их взаимосвязь.
2. Естественнонаучные дисциплины в подготовке специалистов по ИТ.
3. Технические знания в профессиональной деятельности специалистов по ИТ.
4. Социальные знания в профессиональной деятельности специалистов по ИТ.
5. Гуманитарные знания в профессиональной деятельности специалистов по ИТ.
6. Роль знания предметной области в профессиональной деятельности специалистов по ИТ.
7. Роль знания истории прикладной информатики в профессиональной деятельности специалистов по ИТ.
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ
1. С использованием ИПС сети Интернет найдите определение и составьте перечень фундаментальных наук. Сформулируйте роль и значение знаний фундаментальных наук для специалиста в области ИТ.
2. С использованием ИПС сети Интернет найдите определения прикладной науки, дайте им общую характеристику. Составьте перечень тех из них, которые, в дополнение к прикладной информатике, важны для профессиональной деятельности специалиста в области ИТ.
3. Изучение такой дисциплины, как философия, направлено на формирование способности использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции, способности к самоорганизации и самообразованию и др. В общем философия представляет собой систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. С использованием ИПС найдите и перечислите разделы философии, знание которых имеет наибольшее значение для формирования мировоззрения специалиста по прикладной информатике. Дайте этому свое обоснование.
4. Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное познание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма знаний. Составьте перечень форм знаний, дайте им краткую характеристику.
5. Знания философских концепций и концепций современного естествознания должны помочь будущим специалистам расширить кругозор и познакомиться с конкретными естественно-научными проблемами, тесно связанными с экономическими, социальными и другими практическими задачами. Составьте перечень формально-логических, эмпирических, прагматические принципов естествознания. Дайте им краткую характеристику.
6. Изучение такой дисциплины, как физика, направлено на формирование способности использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Сформулируйте, как вы представляете ситуации в деятельности специалиста по ИТ, когда знание физики может помочь в работе с использованием информационных систем и технологий.
7. Изучение такой дисциплины, как математика, направлено на формирование способности применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач. Перечислите разделы математики, имеющие наибольшее значение для эффективной работы специалиста по прикладной информатики. Дайте этому обоснование.
8. Сформулируйте, изучение каких дисциплин направлено на формирование и развитие способности работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Дайте свой комментарий.
9. Признанный классик управленческой деятельности Анри Файоль, автор одного из первых пособий по менеджменту, определяя важность различных характеристик персонала предприятий, прежде всего обращает внимание на личностные качества, а уже потом на специальные знания и умения. В представлении способностей, необходимых менеджерам, он подчеркивал идею о том, что каждый менеджер будет нуждаться в «специальном знании», которое является специфическим для любой функции, будь-то техническая, финансовая или любая другая. Вместе с тем, он сформулировал перечень качеств и способностей, являющийся общим для любого менеджера. Найдите этот перечень. Дайте свой комментарий.
10. В условиях повсеместной компьютеризации от современного специалиста в сфере ИТ требуется не только овладение информационно-коммуникационными технологиями, но и соблюдение этических принципов. О необходимости выделения компьютерной этики в особый вид прикладной этики одним из первых заговорил У. Мэнер, профессор Old Dominion University в Вирджинии. Он указывал, что предметом изучения новой области знания являются этические проблемы, «усугубленные, измененные или произведенные компьютерной технологией». Найдите в Интернете мнения специалистов по поводу этики в сфере ИТ. Дайте свой комментарий.
11. Ознакомьтесь с учебным планом, по которому вам предстоит заниматься. Определите, изучение каких дисциплин должно формировать способность к коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Дайте свой комментарий.
СЕМИНАР №5.
И РАЗРАБОТКИ ЛИЧНОГО ПЛАНА РАЗВИТИЯ
Термины:
рынок труда, специализированный рынок труда, спрос на труд, предложение труда, факторы дифференциации зарплаты, грейд, конъюнктура на рынке труда, конкуренция, отраслевой рынок труда, территориальный рынок труда, кадровое агентство, агентство по подбору персонала (рекрутинговое агентство), резюме, карьера, карьерная готовность, карьерный рост, карьерный сценарий, карьерный самомаркетинг, карьерный самоменеджмент, карьерный инвариант
ВОПРОСЫ
1. Рынок труда в сфере ИТ. Общая характеристика и структура.
2. Динамика рынка труда для молодых специалистов в сфере ИТ.
3. Конъюнктура на рынке труда в сфере ИТ.
4. Проблемы рынка труда в сфере ИТ.
5. Содержание понятия карьеры и ее виды; этапы карьеры и их специфика.
6. Принципы планирования и управления карьерой.
7. Возможные способы поиска работы.
8. Принципы и методы работы кадровых агентств.
9. Правовые аспекты взаимоотношения с работодателем.
10. Правила и рекомендации при составлении резюме.
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Найдите в сети Интернет оценку количества специалистов в сфере ИТ в России и других развитых стран мира. Дайте свой комментарий.
2. «Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года» предусматривает увеличение числа специалистов, занятых в отрасли ИТ. Ознакомьтесь с текстом документа. Найдите оценку количества высокотехнологичных рабочих мест в российской отрасли ИТ на 2020 год. Сравните с тем количеством, кото<