Упражнения в условном бою для изучения тактических действий
Помимо упражнений, в которых боксеры преимущественно изучают технику бокса в различных тактических условиях, в условном бою могут быть даны упражнения, в которых боксер получает специальные тактические задания. Эти задания могут быть, например, такими:
1. Один боксер ведет бой на дальней дистанция, используя разнообразные передвижения во всех направлениях, атакуя и контратакуя прямыми ударами партнера, который сближается с ним и стремится войти в ближний бой.
2. Один боксер при помощи ложных действий вызывает партнера на атаку и в момент атаки разрывает дистанцию шагом назад или вправо, контратакуя партнера.
3. Один боксер ведет активный наступательный бой на дальней дистанции, атакуя партнера прямыми и длинными боковыми ударами, второй, не сближаясь, делает боковые шаги и, уходя назад, наносит одиночные встречные и ответные контрудары.
4. Один боксер применяет ту же атаку, другой, пользуясь нырками и уклонами, входит в ближнюю дистанцию, нанося одиночные или серийные удары, и уходит из нее на дальнюю дистанцию, где продолжает маневрировать.
5. Один боксер стремится наносить при атаке с дальней дистанции 3 и 4-ударные серии, другой применяет останавливающие удары или наносит одиночные встречные и ответные контрудары.
6. Два партнера, боксирующие в противоположных стойках, ведут бой на дальней дистанции одними прямыми ударами,
7. Два боксера, боксирующие в противоположных стойках, ведут бои только на ближней дистанции, не разрывая ее.
8. Один боксер ведет силовой бой, нанося размашистые боковые удары, а другой, пользуясь нырками и уклонами, наносит одиночные контрудары и в случае попадания развивает атаку.
9. Один боксер стремится вести активный ближний бой, другой, сковывая его действия, мгновенно прижимаясь к его груди, накладывает ладони на сгибы рук и т.д.
10. Один боксер активно ведет ближний бой. Другой выходит из ближней дистанции, накладывая ладони на сгибы его рук, производя нырки влево и вправо или вытягивая руки вперед или делая шаги а разные стороны, и одновременно наносит удары партнеру.
УПРАЖНЕНИЯ В ВОЛЬНОМ БОЮ
В вольном бою боксеры применяют без ограничений весь пройденный на данном этапе учебный материал. В вольном бою проявляются и в то же время формируются основные физические и морально-волевые качества боксера, его тактические умения и технические навыки.
По действиям боксера во время вольного боя и по тому, как переносит он его нагрузку и темп, можно судить о подготовленности боксера к выступлениям на соревнованиях. Преподавателю следует использовать упражнения в вольном бою для развития у боксеров самостоятельности и интенсивности.
Вольный бой должен проводиться легко, без грубого обмена ударами, и ученикам следует ясно осознать, что в его ходе они продолжают свою учебу и овладевают техникой и тактикой бокса. Надо требовать от новичков разумного ведения боя и решения в ходе его определенных тактических задач.
Тренер должен категорически запрещать применять в бою сильные удары и не допускать излишней горячности. Он обязан учить боксера вести бой, обыгрывая противника, применяя все известные технические и тактические средства.
Во время вольного боя между неравными по весу, физическому развитию и технической подготовленности партнерами нельзя ни в коем случае допускать того, чтобы более сильный злоупотреблял своими преимуществами.
Если один из партнеров заметно устал, следует заменить его другим учеником, который продолжит раунд до конца.
В процессе боя преподаватель может указать боксеру на существенные ошибки и делать отдельные указания, которые, однако, не должны мешать ему самостоятельно вести бой.
Для основных указаний по дальнейшему ведению боя тренеру следует попользовать перерывы между раундами. После окончания боя или в конце занятия он должен рассказать ученику о его положительных И отрицательных сторонах.
Большое внимание в вольном бою необходимо обратить на то, чтобы ученик научился своевременно применять такие защиты, которые будут создавать исходные положения для новых боевых действий.
Обучая учеников различным разделам программы, преподаватель должен выделить в вольном бою технические и тактические задания, связанные с изучением этих разделов. Например, поставить перед учеником задачу передвигаться во все стороны и вести бой в данном раунде преимущественно на дальней дистанции прямыми ударами, чаще применять определенную защиту и использовать известные контрудары и т. д. Для того чтобы подготовить боксера в процессе тренировки к встрече с противниками, разными по стилю и тактике ведения боя, можно давать ему в каждом раунде вольного боя различные более узкие задания.
Задание надо давать как одному, так и другому боксеру. Например, боксерам могут быть предложены следующие задания:
1. Обоим партнерам вести наступательный бой, держа инициативу в своих руках. Такое задание постепенно вырабатывает активность в инициативность и позволит преподавателю выявить более инициативного, а также недостатки боксера, не сумевшего завладеть инициативой боя.
2. Одному боксеру держать партнера на дальней дистанции, другому стремиться сблизиться для ведения
ближнего боя.
3. Одному боксеру вести бой в атакующей форме, а другому в защитной форме, переходя от защиты к контратаке.
Большое значение имеет умелый и разнообразный подбор противников.
Частая смена партнеров, в вольном бою (позволит боксеру быстро изменять тактику боя и своевременно противопоставлять свою тактику действиям партнера.
Примерное содержание вольного боя с разными партнерами может быть таким:
1. Вести бой: а) с высоким длинноруким боксером, не допускающим партнера на ближнюю дистанцию; б) с низкорослым боксером, стремящимся к бою на ближней дистанции.
2. Вести бой на ближней дистанции с боксером более тяжелого веса без разрыва дистанции, что поможет выработать специальную выносливость и изучить ближний бой.
3. Вести бой со сменой различных партнеров по раундам (высоким, подвижным, низкого роста, более тяжелого веса, легким и быстрым), применяя в каждом случае разную манеру боя,
4. Вести бой против боксера-левши, находясь преимущественно на ближней или дальней дистанции.
5. Вести бой с высоким боксером, часто применяющим прямой удар левой в голову, и три защите уклоном влево от этого удара наносить прямой удар правой в голову «кросс».
6. Одному из боксеров прижиматься к канатам или в угол и в момент атаки противника выходить из этого положения одним из способов и контратаковать партнера.
7. Вести бой против боксера, имеющего сильный удар, и в момент его атаки своевременно применять защиту и мгновенно контратаковать.
В тренировочной работе в период подготовки к соревнованиям необходимо учитывать манеру боя основных противников, которые могут встретиться в соревнованиях, и соответственно с этим подбирать партнеров, похожих на будущих противников. При подготовке к турнирам следует особенно часто менять партнеров в вольном бою в связи с большим разнообразием предстоящих встреч.
ПРИМЕРЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ В УРОКЕ
В практике бокса опытным путем были найдены и установлены формы занятии для боксеров новичков и разрядников, отвечающие задачам специализации и всесторонней физической подготовки. Эти формы занятий составляют типовые уроки бокса. Они позволяют в достаточной мере полно включать в тренировку боксера различные средства общей и специальной физической подготовки. Однако на практике нередко типовые уроки превращаются в закостенелую схему, имеющую одну и ту же последовательность применения и распределения обще-развивающих и специальных упражнений. Передовая методика бокса требует, чтобы содержание и распределение материала в занятиях изменялось в зависимости от поставленных преподавателем задач и этапа подготовки боксера в весьма широком диапазоне. В введении к книге уже указывалось, что специальные упражнения боксера могут быть распределены в уроках бокса различными способами и в различном соотношении с общеразвивающими. Ниже будет приведено несколько примеров такого распределения упражнений в занятиях. Можно было бы привести большее количество других вариантов, но и приведенные показывают, какую большую возможность разнообразить занятия имеет тренер бокса.
Примеры различных уроков по боксу* (показывается лишь содержание подготовительной и основной части урока).
1. Типовой учебно-тренировочный урок для боксеров-новичков.
Вводная часть урока — 10 мин., заключительная — 5 мин.
Подготовительная часть.
Общеразвивающие упражнения при передвижении (бег, ходьба, упражнения на развитие гибкости) — 10 мин.
Общеразвивающие специализированные при ходьбе — 15 мин.
Имитационные упражнения при передвижении — 5 мин.
Общеразвивающие и общеразвивающие специализированные или имитационные упражнения на месте — 10 мин.*
Упражнения со скакалками или бой с тенью — 5 мин.
Основная часть.
Специальные упражнения для изучения техники с партнером — 20 мин.
Условный бой — 10 мин.
Вольный бой — 5 мин.
Упражнения со снарядами — 5 мин,
2. Типовой учебно-тренировочный урок для боксеров-разрядников (во второй половине подготовительного периода и в основном — не перед соревнованиями).
Вводная часть — 10 мин., заключительная — 5 мин.
Подготовительная часть урока.
Общеразвивающие специализированные упражнения при ходьбе — 5 мин.
Имитационные при передвижении — 10 мин.
Общеразвивающие специализированные с партнером — 5 мин.
Бой с тенью или упражнения со скакалкой — 5 мин.
Основная часть урока.
Специальные упражнения для изучения техники и тактики бокса —10 мин.
Условный бой—10 мин,
Вольный бой— 10 мин.
Упражнения со снарядами (лапы) — 10 мин,
Общеразвивающие упражнения на месте — 5 мин,
Упражнения с отягощениями — 5 мин.
3. Типовой предсоревновательный урок для боксеров-разрядников (может быть несколько сокращен во времени).
Вводная часть — 5 мин., заключительная — 5 мин.
Подготовительная часть.
Общеразвивающие специализированные упражнения при ходьбе — 5 мин.
Имитационные упражнения три передвижении — 10 мин.
Бой с тенью — 5 мин.
Основная часть.
Вольный бой — 15 мин.
Специальные упражнения по совершенствованию техники и тактики— 10 мин.
Упражнения со снарядами— 15 мин.
Упражнения со скакалкой — 10 мин.
Вариант урока, рассчитанного в основном на повышение общей физической подготовленности.
Вводная часть— 10 мин., заключительная — 5 мин.
Подготовительная часть.
Упражнения с теннисными мячами — 10 мин.
Упражнения со скакалкой — 5 мин.
Общеразвивающие и общеразвивающие специализированные упражнения без отягощения и с отягощением—
20 мин.
Бой с тенью — 5 мин.
Основная часть.
Упражнения по изучению техники — 10 мин.
Условный бой — 15 мин.
Упражнения в шарах без перчаток — 5 мин.
Упражнения с набивными мячами — 15 мин.
Вариант урока с применением спортивных игр.
Вводная часть — 10 мин., заключительная — 5 мин.
Подготовительная часть.
Общеразвивающие специализированные упражнения и имитационные при ходьбе — 5 мин.
Игра в баскетбол — 25 мин.
Упражнения в паpaх без перчаток — 5 мин.
Бой с тенью — 5 мин.
Основная часть.
Упражнения то изучению и совершенствованию техники — 15 мин.
Условный бой — 10 мин.
Упражнения со снарядами — 10 мин.
6. Другой вариант урока с применением спортивных игр.
Вводная часть—10 мин., заключительная — 5 мни.
Подготовительная часть.
Общеразвивающие, общеразвивающие специализированные или имитационные упражнения при ходьбе— 10 мин.
Упражнения с отягощением — 10 мин.
Общеразвивающие специализированные упражнения с партнером—10 мин.
Бой с тенью — 5 мин.
Основная часть.
Условный бой — 10 мин.
Игра о баскетбол — 20 мин.
Общеразвивающие упражнения на месте — 10 мин.
7. Урок, натравленный на совершенствование техники бокса.
Вводная часть—10 мин., заключительная—5 мин.
Подготовительная часть.
Общеразвивающие специализированные и имитационные упражнения при ходьбе — 15 мин.
Упражнения со скакалкой — 5 мин.
Бой с тенью — 10 мин.
Основная часть.
Упражнения с подвесными снарядами— 25 мин.
Упражнения с лапами — 10 мин.
Общераэвивающие и общеразвивающие специализированные упражнения — 10 мин.