Рекомендуемые современные социально-воспитательные технологии, направленные на социально-гражданское развитие школьников.

(Адресат: заместители директоров по воспитательной работе, вожатые, методисты. федеральные и региональные организаторы РДШ, работники федеральных и региональных органов управления образованием).

Предлагаемыесоциально-воспитательные технологии имеют достаточно общий характер и применимы в деятельности различных детских и молодёжных общественных объединений, но данные методические тексты акцентируют их реализацию в условиях Российского движения школьников.

Рекомендуемые социально-воспитательные технологии в значительной степени разрабатывались и опробовались как авторские (авторы - П.Г.Аверьянов, Н.В.Дикова, Н.А.Евлешина, Е.Л.Петренко, С.Д.Поляков, Г.А.Стрюкова), но создавались и описывались в «диалоге» с близкими нам технологическими разработками С.А.Прутченкова, С.А.Тетерского, И.Ю.Шустовой, В.Р.Ясницкой.

Предлагаемые технологии представляют собой описание последовательных, целенаправленных действий вожатого, относительно гарантированно ведущих к социально-воспитательному результату.

Под воспитательным результатом понимается получение членами детских и молодежных общественных объединений позитивного социального опыта, как опыта социально-позитивного общения, взаимодействия, совместной деятельности.

Логика описания технологий такова: название - общая схема технологии – базовый пример с акцентом на одном из направлений деятельности РДШ - особенности реализации данной технологии в других направления деятельности Российского движения школьников.

Технология «Наш символ».

Общая схема.

I. Цель: Получение школьниками опыта объединения ценностей.

II. Этапы.

1) Мотивационный этап: настрой на совместное создание общего символа.

2) Основной этап: создание общего символа с использованием техники «развивающейся кооперации».

3) Этап принятия и индивидуализации общего символа.

4) Рефлексивно-диагностический этап.

III. Условия успешной реализации технологии.

5.1.2. Базовый пример

«БРЕНД ВОЛОНТЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

(направление «Гражданская активность»)

I. Цель: Получение школьниками опыта объединения ценностей при создании брендов волонтерской организации,т.е. внешних узнаваемых символов и атрибутов деятельности, отражающих ее стиль и характерные особенности.

II. Содержание этапов

Мотивационный этап.

Основной прием мотивационного этапа - вступительное слово педагога, выстроенное в логике от «Я-сообщения» к идентификации группы и каждого школьника с идеей «наш бренд».

Схема развертывания этой логики с модельным примером ее реализации следующая:

  Логика Модельный пример
  1) «Я-сообщение» о личном восприятии». «Я вчера читал книгу о ребятах-тимуровцах, которые в годы Великой Отечественной войны помогали всем нуждающимся в заботе. У них были свои знаки на объектах деятельности. И если люди видели на доме красную звезду, то понимали, что это объект деятельности тимуровцев …».
  2) Запуск групповой идентификации с идеей общего символа через «Я-мысль». … и я подумал: «А что, если бы и в нашем волонтерском объединении появился бы свой бренд-символ для узнавания объектов нашей работы?».
  3) Усиление идентификации через обращение к ведущим модальностям и репрезентативным системам школьников. (1) Ведь у каждого из нас есть любимые мелодии, растения, животные, особые знаки, ощущения, настроения, а может быть и девизы - то, что обычно и становится символом.
  4) Усиление личностной значимости идеи бренда-символа через миф-образ. (2) Где-то есть такая мысль, что если у человека есть свой символ (бренд как узнаваемый символ), он живет умнее и с большим достоинством.
  5) Усиление групповой идентификации с идеей создания общего бренда-символа, с опорой на предшествующий миф-образ. Так давайте попробуем, и мы придумать, сочинить наш символический бренд, являющийся частью имиджа нашей организации. Может быть, и жизнь в нашей волонтерской организации тогда станет какой-нибудь особенной.
  6) Усиление индивидуализации символов общей работы, через побуждения к «Я-действию». Но начнем, с «личных брендов-символов».
     
     
     
     
     
     
     
         

2). Основной этап: создание через развивающуюся кооперацию группового бренда.

(Под развивающейся кооперацией понимается технологическая идея многоэтапного получения общего результата, начинающегося с индивидуальной работы, затем с переходом в работу парную или маленьких микрогрупп, затем с переходом в работу больших микрогрупп (команд) и наконец-то получением общего результата).

Такая цепочка позволяет каждому участнику работы несколько раз отнестись к своему индивидуальному продукту, понять какие его результаты оказываются значимы для другого, других и этим самым открывает путь к личному присвоению общего (микро группового, командного) результата действия. Эти действия педагога, вожатого укрепляют у школьников чувство безопасности, ощущение безоценночности ситуации - важнейшее условие возможности позитивных личностно-индивидуальных проявлений).

1) Индивидуальное рисование черновиков личных брендов в режиме ограниченного времени (5-10 минут).

Примечание. Педагог, вожатый подходит к ребятам, испытывающим затруднения в сочинении и рисовании личного бренда, оказывает им, прежде всего, эмоциональную поддержку, напоминает, что «это только черновик», в крайнем случае поддерживает предложениями, подсказками, советами, оставляющими за школьником возможность выбора «хода».

2) Создание микрогрупп. Нарисованные «личные бренды» располагаются так, чтобы можно было видеть их всеми участниками работы. Педагог просит кого-либо из ребят выбрать из всех брендов и взять в руки 2-4 бренда-символа интуитивно близких своему бренду, а также свой бренд. Процедура повторяется до тех пор, пока вся группа таким способом не разделится на микрогруппы. Если останутся не взятыми один или несколько брендов, его авторам предлагается самим решить, к какой группе они ближе, с кем будут объединять свои бренды. (Вариант - составить собственную группу).

Важно во время этой процедуры ввести запрет на аргументацию, высказывания, почему выбирается этот или другой бренд. (Напомним, что действительная работа с ценностями возможна, если подключаются бессознательные механизмы - что и делает интуитивное объединение в группы).

3) Работа в микрогруппах.

3.1. Рисование бренда микрогрупп. На рисование общего бренда микрогруппы отводится не больше 10 минут. Каждая микрогруппа получает инструкцию (это может быть текст на доске или специальных листочках), определяющую порядок действий микрогрупп:

Первый шаг - Решаем, что общего в наших брендах.

Второй шаг - В общий бренд-символ микрогруппы вносятся элементы из брендов каждого члена группы, причем решающее слово «в этом деле» за хозяином личного бренда-символа.

Примечание. Рисование должно происходить на листочках большего (!) размера, чем первоначальные листки.

После того как бренды микрогрупп готовы, технология может пойти двумя путями: если количество микрогрупп не больше пяти, можно переходить к шагу «Общий бренд»; если же количество микрогрупп больше, необходим промежуточный «командный» шаг, в котором микрогруппы соединяются в команды.

3.2. Рисование команды. Объединение микрогрупп в команды имеет смысл вести более «рациональным» способом. Каждая микрогруппа заявляет, какие идеи из их бренда самые важные и затем микрогруппы с похожими идеями соединяются. Время на командный черновик бренда необходимо уменьшить по сравнению с предыдущим этапом.

Если количество микрогрупп нечетное, одна из них делится пополам и каждая из половинок (вместе с проектом символа) соединяется в команду, с какой-либо другой микрогруппой.

4) Рисование общего бренда. Команды (микрогруппы) выделяют лидеров-художников, которые «публично» (на классной доске цветными мелками или на интерактивной доске) рисуют черновик общего бренда, следуя правилу отразить в нем элементы каждого бренда-символа «предыдущего уровня».

Волонтерам-наблюдателям разрешается подсказывать, давать советы, но право использования этих советов остается за художниками.

Возможен вариант «удаления» художников на определенное время в другое помещение (если учитель опасается, что волонтеры слишком эмоционально будут мешать-подсказывать создателям бренда или наоборот «отключиться» от происходящего процесса). В этом случае, пока художники делают свое дело, важно волонтеров занять какой-то деятельностью, пересекающейся с идущей работой. (Вариант: провести психологические упражнения на ассоциации - что поможет настроить ребят наследующий этап.).

Наши рекомендации