Системы развития социальных технологий

Системы развития социальных технологий

в общеобразовательных организациях

В контексте деятельности детских общественных объединений.

1. Основания методических рекомендаций.

Общие проблемы деятельности детских общественных объединений в школе и принципы их разрешения.

Российское движение школьников как ресурс для воспитательной работы, развития детских общественных объединений и внеурочной деятельности учащихся.

4. Вхождение Российского движения школьников в общеобразовательную организацию: модели и алгоритмы.

Рекомендуемые современные социально-воспитательные технологии направленные на социально-гражданское развитие школьников.

Распространение Российского движения школьников как инновационная проблема: методические подходы.

1. Основания методических рекомендаций.

- Материалы Круглого стола "Взаимодействие Российского движения школьников и школы: модели, проблемы, перспективы» - Димитровград Ульяновской области 13-15.10.2017 г. (В Круглом столе приняли участие представители Российского движения школьников, Российского союза молодёжи, СПО-ФДО, отряда «Каравелла», Юношеского КСП, ДИМСИ, Юнпресс, Ресурсного центра г.Тольятти, Ассоциации исследователей детского движения).

- Результаты проектного моделирования участниками Круглого стола: вхождения Российского движения школьников в образовательные организации разных типов.

- Результаты анкетирования вожатых, педагогов, школьников – участников РДШ на тему «РДШ и школа» (……анкет, …школ,… регионов).

- Результаты фокус-групп вожатых пилотных школ РДШ и студентов УлГПУ им.И.Н. Ульянова ( 5 фокус-групп).

- Результаты анализа содержания региональных групп РДШ ВКонтакте (85 регионов, в том числе …..... групп в динамике содержания).

- Результаты проблемного анализа соотнесения правовых и управленческих оснований деятельности общеобразовательных организаций и документов Российского движения школьников.

- Материалы разработки, модификации и опробования современных социально-воспитательных технологий на межрегиональных детско-взрослых творческих сборах «Синтез-школа» - Ульяновск 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 г.г.(в том числе в 2017 году с участием Ульяновского и Чувашского отделений Российского движения школьников.), в ряде школ Ульяновской области, а также на занятиях Факультета дополнительного образования УлГПУ им.И.Н.Ульянова и в магистерской программе УлГПУ им.И.Н.Ульянова «Психология образования».

Отличие позиций педагогов.

- Ведущие открытые позиции педагогов как руководителей внеурочной деятельности – мастер и преподаватель. (Скрытая позиция – воспитатель)

- Ведущие открытые позиции педагогов как организаторов воспитательной работы – организатор соответствующей деятельности и коммуникатор (Скрытые позиции – участник совместной деятельности и практический психолог-педагог).

- Ведущие открытые позиции педагогов как участников детских общественных объединений – участник совместных социально-ориентированных дел и один из лидеров детского объединения. (Скрытые позиции – воспитатель и общественный деятель).

Технология «Наш символ».

Общая схема.

I. Цель: Получение школьниками опыта объединения ценностей.

II. Этапы.

1) Мотивационный этап: настрой на совместное создание общего символа.

2) Основной этап: создание общего символа с использованием техники «развивающейся кооперации».

3) Этап принятия и индивидуализации общего символа.

4) Рефлексивно-диагностический этап.

III. Условия успешной реализации технологии.

5.1.2. Базовый пример

«БРЕНД ВОЛОНТЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

(направление «Гражданская активность»)

I. Цель: Получение школьниками опыта объединения ценностей при создании брендов волонтерской организации,т.е. внешних узнаваемых символов и атрибутов деятельности, отражающих ее стиль и характерные особенности.

II. Содержание этапов

Мотивационный этап.

Основной прием мотивационного этапа - вступительное слово педагога, выстроенное в логике от «Я-сообщения» к идентификации группы и каждого школьника с идеей «наш бренд».

Схема развертывания этой логики с модельным примером ее реализации следующая:

  Логика Модельный пример
  1) «Я-сообщение» о личном восприятии». «Я вчера читал книгу о ребятах-тимуровцах, которые в годы Великой Отечественной войны помогали всем нуждающимся в заботе. У них были свои знаки на объектах деятельности. И если люди видели на доме красную звезду, то понимали, что это объект деятельности тимуровцев …».
  2) Запуск групповой идентификации с идеей общего символа через «Я-мысль». … и я подумал: «А что, если бы и в нашем волонтерском объединении появился бы свой бренд-символ для узнавания объектов нашей работы?».
  3) Усиление идентификации через обращение к ведущим модальностям и репрезентативным системам школьников. (1) Ведь у каждого из нас есть любимые мелодии, растения, животные, особые знаки, ощущения, настроения, а может быть и девизы - то, что обычно и становится символом.
  4) Усиление личностной значимости идеи бренда-символа через миф-образ. (2) Где-то есть такая мысль, что если у человека есть свой символ (бренд как узнаваемый символ), он живет умнее и с большим достоинством.
  5) Усиление групповой идентификации с идеей создания общего бренда-символа, с опорой на предшествующий миф-образ. Так давайте попробуем, и мы придумать, сочинить наш символический бренд, являющийся частью имиджа нашей организации. Может быть, и жизнь в нашей волонтерской организации тогда станет какой-нибудь особенной.
  6) Усиление индивидуализации символов общей работы, через побуждения к «Я-действию». Но начнем, с «личных брендов-символов».
     
     
     
     
     
     
     
         

2). Основной этап: создание через развивающуюся кооперацию группового бренда.

(Под развивающейся кооперацией понимается технологическая идея многоэтапного получения общего результата, начинающегося с индивидуальной работы, затем с переходом в работу парную или маленьких микрогрупп, затем с переходом в работу больших микрогрупп (команд) и наконец-то получением общего результата).

Такая цепочка позволяет каждому участнику работы несколько раз отнестись к своему индивидуальному продукту, понять какие его результаты оказываются значимы для другого, других и этим самым открывает путь к личному присвоению общего (микро группового, командного) результата действия. Эти действия педагога, вожатого укрепляют у школьников чувство безопасности, ощущение безоценночности ситуации - важнейшее условие возможности позитивных личностно-индивидуальных проявлений).

1) Индивидуальное рисование черновиков личных брендов в режиме ограниченного времени (5-10 минут).

Примечание. Педагог, вожатый подходит к ребятам, испытывающим затруднения в сочинении и рисовании личного бренда, оказывает им, прежде всего, эмоциональную поддержку, напоминает, что «это только черновик», в крайнем случае поддерживает предложениями, подсказками, советами, оставляющими за школьником возможность выбора «хода».

2) Создание микрогрупп. Нарисованные «личные бренды» располагаются так, чтобы можно было видеть их всеми участниками работы. Педагог просит кого-либо из ребят выбрать из всех брендов и взять в руки 2-4 бренда-символа интуитивно близких своему бренду, а также свой бренд. Процедура повторяется до тех пор, пока вся группа таким способом не разделится на микрогруппы. Если останутся не взятыми один или несколько брендов, его авторам предлагается самим решить, к какой группе они ближе, с кем будут объединять свои бренды. (Вариант - составить собственную группу).

Важно во время этой процедуры ввести запрет на аргументацию, высказывания, почему выбирается этот или другой бренд. (Напомним, что действительная работа с ценностями возможна, если подключаются бессознательные механизмы - что и делает интуитивное объединение в группы).

3) Работа в микрогруппах.

3.1. Рисование бренда микрогрупп. На рисование общего бренда микрогруппы отводится не больше 10 минут. Каждая микрогруппа получает инструкцию (это может быть текст на доске или специальных листочках), определяющую порядок действий микрогрупп:

Первый шаг - Решаем, что общего в наших брендах.

Второй шаг - В общий бренд-символ микрогруппы вносятся элементы из брендов каждого члена группы, причем решающее слово «в этом деле» за хозяином личного бренда-символа.

Примечание. Рисование должно происходить на листочках большего (!) размера, чем первоначальные листки.

После того как бренды микрогрупп готовы, технология может пойти двумя путями: если количество микрогрупп не больше пяти, можно переходить к шагу «Общий бренд»; если же количество микрогрупп больше, необходим промежуточный «командный» шаг, в котором микрогруппы соединяются в команды.

3.2. Рисование команды. Объединение микрогрупп в команды имеет смысл вести более «рациональным» способом. Каждая микрогруппа заявляет, какие идеи из их бренда самые важные и затем микрогруппы с похожими идеями соединяются. Время на командный черновик бренда необходимо уменьшить по сравнению с предыдущим этапом.

Если количество микрогрупп нечетное, одна из них делится пополам и каждая из половинок (вместе с проектом символа) соединяется в команду, с какой-либо другой микрогруппой.

4) Рисование общего бренда. Команды (микрогруппы) выделяют лидеров-художников, которые «публично» (на классной доске цветными мелками или на интерактивной доске) рисуют черновик общего бренда, следуя правилу отразить в нем элементы каждого бренда-символа «предыдущего уровня».

Волонтерам-наблюдателям разрешается подсказывать, давать советы, но право использования этих советов остается за художниками.

Возможен вариант «удаления» художников на определенное время в другое помещение (если учитель опасается, что волонтеры слишком эмоционально будут мешать-подсказывать создателям бренда или наоборот «отключиться» от происходящего процесса). В этом случае, пока художники делают свое дело, важно волонтеров занять какой-то деятельностью, пересекающейся с идущей работой. (Вариант: провести психологические упражнения на ассоциации - что поможет настроить ребят наследующий этап.).

Технология «Спор-клуб».

Общая схема.

I. Цель – создание опыта многократного самоопределения в отношении конкурирующих идей и, может быть, позиций, предоставление возможности каждому участнику представить собственную точку зрения, а если есть в этом необходимость, то и скорректировать ее.

Результатом такого многократного самоопределения, по М.В. Шакуровой, может стать (или укрепиться) социальная идентичность относительно той сферы, в которой предлагается самоопределяться.

II. Этапы

1. Подготовительный этап

2. Мотивационный

Настрой на групповую и индивидуальную работу, на ведение диалога.

Определение темы, относительно которой могут быть выдвинуты несколько примерно равных по привлекательности и социальной ценности позиций.

Презентация темы в эмоционально привлекательной форме.

Знакомство с правилами проведения спор-клуба.

3. Основные этапы

- Самоопределение 1. Предъявление позиций. Индивидуальный выбор позиций.

- Самоопределение 2. Личное публичное выступление лидера позиции. Индивидуальный выбор позиций.

- Самоопределение 3 . Конструктивный диалог

- Самоопределение 4. Аргументированная защита выбранной позиции.

- Предъявление ценности диалога позиций.

4. Рефлексивный этап.

В рамках деятельности Российского движения школьников может быть использована в формировании представления каждого направления деятельности в решении проблем и актуальных вопросов самоопределения.

Примером реализации данной технологии на военно-патриотическом направлении РДШ может быть спор-клуб «С чего начинается Родина?»

5.2.2. Базовый пример

Содержание этапов

1. Подготовительный этап.. Прояснение темы спор-клуба. У современных школьников и педагогов совершенно недостаточен опыт аргументированной защиты своего личного отношения к важным социальным ценностям, в частности к ценности патриотизма. Это ведет к тому, что патриотическая позиция часто формируется не как осознанный выбор, а как необдуманное, неосмысленное согласие с идеей патриотизма.

Организаторы спор-клуба – ведущий и лидеры мнений – обсуждают различные точки зрения на патриотизм, распределяют поручения по подготовке спор-клуба.

2. Мотивирование. Участники спор-клуба рассаживаются в помещении произвольно. Организаторы раздают каждому участнику по листу бумаги и проверяют наличие ручек или карандашей. Представляются эксперты спора. Включается медиапрезентация с названием спор-клуба и песней «С чего начинается Родина?». Звучит один или два куплета.

-. Самоопределение 1. Ведущий: «С чего начинается Родина? У каждого из нас есть свой ответ на этот вопрос. Наверное, эти ответы не одинаковы. Мне пришлось слышать от уважаемых мною людей пять точек зрения о том, что такое патриотизм. Вот они».

На экране появляются последовательно пять позиций относительно патриотизма: 1. Патриотизм – это защита страны и культуры. 2. Патриотизм – это гордость за достижения страны 3. патриотизм – это принятие судьбы страны. 4. патриотизм – это улучшение ближней жизни. 5. патриотизм – это улучшение жизни страны.

Ведущий читает появляющиеся на экране формулировки. Очень кратко комментирует те, понимание которых может вызвать у зала затруднения (например, комментирует ПРИНЯТИЕ СУДЬБЫ страны – со всей ее сложностью и противоречивостью, как у Некрасова «Ты и убогая, ты и обильная, матушка Русь»; УЛУЧШЕНИЕ БЛИЖНЕЙ жизни –это улучшение жизни окружающих людей; УЛУЧШЕНИЕ жизни СТРАНЫ – это улучшение жизни «дальних»: села, города, области, страны).

Ведущий просит участников на розданных им листах выбрать, какое понимание патриотизма кому ближе, и отметить его буквой (Защита – З, гордость – Г, принятие – П. Ближние – Б., страна – С). Тому, кто, не может выбрать, предлагается поставить букву Н (неопределившийся). Листки остаются у участников спор-клуба.

-. Самоопределение 2. Ведущий предоставляет слово для аргументации позиций лидерам позиций (это дети и взрослые, заранее подготовившие аргументы. Время для выступления каждого – по 2-3 минуты, 2-3 аргумента).

Залу предлагается, отталкиваясь от выступлений лидеров, подтвердить (обвести кружком) или изменить позицию (зачеркнуть соответствующую букву и написать новую).

-. Самоопределение 3. Ведущий предлагает занять сторонникам соответствующих позиций вслед за лидерами позиций специально отведенные для позиционных групп места.

После размещения по позициям группам «защитников» даются два задания: найти новые аргументы, подтверждающие выбранную позицию; поставить вопросы ко всем другим позициям.

Неопределившиеся (буква Н) имеют право переходить с позиции на позицию, пока не найдут свою. Если кто-то в ходе работы изменил свое мнение, он зачеркивает соответствующую букву, пишет новую и переходит в другую группу. Ведущий и аналитики координируют работу (подходят к группе, задают стимулирующие вопросы, помогают переформулировать вопросы, но не заявляют свои позиции).

-. Самоопределение 4. Ведущий предоставляет слово группам. Представители групп по очереди защищают заявленную позицию). Другие группы задают вопросы защищающимся. Ведущий следит за ходом спор-клуба и помогает, если требуется, переформулировать вопросы. Отвечать на вопрос могут как выступающие, так и представители групп «с места».

После всех «защитных» речей и ответов на вопросы ведущий просит участников спор-клуба обратиться вновь к своим пометкам и решить, какая позиция каждому ближе (обвести свою позицию новым кружком или и написать новую букву).

-. Слово представляется экспертам. Основная идея, которую должны высказать эксперты: все трактовки патриотизма имеют своих сторонников, и, может быть, важнее не выбор «правильной» для всех позиции, а уважительные диалоги между людьми различных позиций.

Звучит в записи полностью песня «С чего начинается Родина». Если кто-то из ребят в зале начинает подпевать, взрослые тоже начинают петь (Но пение не должно быть обязательным!)

3). Рефлексивный этап

Форма анализа – анкета. Возможные вопросы:

– Что тебе показалось важным в нашем в спор-клубе? Что он помог тебе понять, о чем задуматься?

– Какие вопросы возникли?

Общая схема.

I. Цель:получение школьниками опытадеятельного моделирования исследовательской и изобретательской деятельности в привлекательных для них формах коллективной деятельности.

II. Этапы.

1. Мотивационный этап: настрой на объединительную интеллектуальную работу ради достижения конкретного интеллектуального практического про­дукта.

2. Создание команд «лаборантов»

3. Работа команд над изобретением, открытием.

4. Коллективная презентация и экспертиза изобретений, открытий.

5. Символическое завершение деятельности НТЛ.

6. Рефлексивный этап.

5.3.2. Базовый пример

«Лаборатория Med-In»

(Информационно-медийное направление)

1). Цель - получение школьниками опытамоделирования коллективной изобретательской деятельности в медиа-информационной сфере.

Содержание этапов.

Мотивационный этап.

Основной прием мотивационного этапа - вступительное слово педагога, выстроенное в логике от «Я-сообщения» к идентификации группы и каждого школьника с идеей изобретения, открытия в командной общей работе (см технологию «Наш символ»).

Работа команд лаборантов.

Команды начинают изобретательскую деятельности, ориентируясь на инструкцию Памятки изобретателей.

Памятка для изобретателей

(Инструкция для «лаборантов»

о процессе работы над изобретением)

1). Что такое изобретение в медийной сфере?

— Это создание чего-то нового практического в медийной сфере (в телефонии, Интернете, телевидении, радио, газетах) нужного для жизни, техники, производства, образования, досуга.

2).Как изобретать

- Посоветуйтесь и решите, что и для чего вы будете изобретать, что в результате вашего изобретения улучшится, изменится, создастся, для этого пусть каждый лаборант выскажет своё мнение, которое надо записать в Журнале работы команды», затем обсудить эти мнения и выбрать цель изобретения.

- Предложите коллективным «штурмом» оригинальное название для вашего изобретения

- Обсудите и нарисуйте его схему или чертёж, или рисунок, а может даже формулу.

- Оформите совместно, коллективно своё изобретение на бумаге или в ИКТ-виде.

3) Как презентовать изобретение.

- Решите, как вы будете представлять своё изобретение экспертам (может быть в виде рисунка или чертежа, а может в виде макета или представите изобретение в игровом действии).

- Распределите роли при представлении вашего изобретения: кто и что из «лаборантов» будет делать при презентации. Порепетируйте презентацию.

Действия и функции «научных консультантов».

Консультанты не закреплены за определёнными командами. За каждым из экспертов закреплено несколько команд-групп (от 2-х до 4-х).

По ходу изобретательской деятельности команд консультантты подходят к своим командам и выполняют в зависимости от ситуации три функции:

- эмоциональной поддержки и эмоционального подтверждения правильности действий команд;

- генератора конкретных идей, предложений чтобы «сдвигающих» изобретение в нужную сторону.

- временного лидера, берущего часть руководства группой на себя.

4.Публичная защита изобретений.

Группы-команды по очереди представляют и защищают свои изобретения

Оценивают изобретение эксперты, представители реальных медиа-профессий.

Процесс экспертизы.

- Выступление команды

- Вопросы экспертов ( от 1 до 3-х) и ответы команд.

- Краткие выступления экспертов «в ролях» (одно выступление в роли защитника изобретения и одно в роли сомневающегося аналитика).

- После окончания выступления команд лаборантов эксперты совместнооценивают изобретение по критериям: за новизну – до 5 баллов - за необычность, оригинальность – до 5 баллов, за доступность (сможет ли каждый использовать изобретение) – до 5 баллов, за презентацию проекта – до 5 баллов, за применимость (практичность) – до 10 баллов.

Может быть организована и «народная экспертиза» - участники других команд оценивают выступление данной команды.

Рефлексивный этап.

(Рефлексия по командам-лабораториям)

Формы анализа: анкета; высказывание всех по очереди («по кругу»); неструктурированное обсуждение.

Возможные вопросы для анкеты (обсуждения):

- Чему ты научился в «Лаборатории Med-In»?

- Что для тебя было важным?

- Хотел бы ты участвовать в другой Научно-технической лаборатории в следующий раз, и, если «да», то почему?

- Что бы ты изменил в «Лаборатории Med-In

Общая схема.

I. Цель: формирование положительного опыта коммуникации в творческих действиях как основы конструктивных межпоколенческих отношений.

II. Этапы.

1. Подготовительный этап

2. Мотивационный этап

- актуализация необходимого эмоционального настроя для всех участников встречи на доброжелательное, конструктивное общение;

- мотивация участников на содержание и способ работы на социально-творческой игре;

- принятие правил социально-творческой игры.

3. Основной этап

- оглашение и разъяснение целей социально-творческой игры;

- создание первоначальных команд

- участие команд в предлагаемых испытаниях с перегруппировкой команд;

- подведение итогов социально-творческой игры

4. Рефлексивный этап.

5.4.2. Базовый пример.

Содержание этапов

Подготовительный этап

1.1. Группа организаторов (МИГ- Малая Инициативная Группа, актив РДШ, старшая вожатая, педагоги) готовит маршрутные листы участников. Маршрутный лист представляет собой бланк, на котором написаны цифры от 1 до 8. Это номера площадок, которые надо посетить в том порядке, в каком написаны они на бланке. У каждого участника последовательность написанных цифр своя. Менять ее участникам нельзя. Рядом с цифрой обозначено время начала каждого испытания. Важно не опоздать на начало испытания. Например, у одного участника бланк может выглядеть так: 1 (14.00) – 3 (14.07) – 4 (14.14) – 2 (14.21) – (14.28) – 6 (14.35) – 5 (14.42) – 8 (14.49), у другого участника – 2 (14.00) – 1 (14.07) – 3 (14.14) – 4 (14.21) – 6 (14.28) – 5 (14.35) – 8 (14.42) – 7 (14.49) и т.п.

Организаторам надо рассчитать так, чтобы на каждом этапе одновременно было одинаковое количество участников, и участники в группе не должны повторяться, на каждом этапе они выполняют задания в новой группе.

1.2. Готовятся задания на этапы: Доверие в квадрате, дОверие в кругу, доВерие в сплетении, довЕрие и поддержка, довеРие как доверие, доверИе в счете, довериЕв наших руках, доверие ! как ценность.

При подготовке испытаний важно, чтобы задания были:

- несущими ценностную основу доверия;

- значимыми, интересными для большинства участников социально-творческой игры;

- развивающими творческие и коммуникативные способности участников;

- посильными для данного коллектива;

- создающими ситуацию успеха.

1.3. Готовится оформление каждого этапа: номер этапа, листочки для раздачи каждому участнику с названием этапа.

Мотивационный этап

2.1. Основная задача этапа: задать, актуализировать необходимый эмоциональный настрой для всех участников встречи. Прежде всего, это настрой на доброжелательное, конструктивное общение, в ходе которого возникает доверие друг к другу.

Приемы: музыкально-театрализованное, стихотворное обращение-речь организаторов работы, притча, видео-зарисовка.

2.2. Ведущий объясняет смысл коммуникативно-творческой игры, рассказывает кратко об испытаниях и делает акцент на то, что важно последовательно проходить испытания, вовремя попасть на этап согласно обозначенному времени, не нарушая цепочку записей персонального «маршрутного листа».

2.3. Принятие правил коммуникативно-творческой игры возможно в разных формах:

- правила предъявляются организаторами в готовом виде как «Законы общения».

Возможные варианты:

- Не унижайте и не оскорбляйте друг друга;

- Не ворчать, не ныть, не бурчать;

- Будьте взаимновежливыми, терпимыми и сдержанными. Слушайте друг друга

- Поддержи, помоги подняться и победить;

- Задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;

- Не возноси себя над другими, вознеси ближнего.

Основной этап

3.1. Начало коммуникативно-творческой игры.

Оглашение и разъяснение целей и условий коммуникативно-творческой игры. Вручение индивидуальных «маршрутных листов».

3.2. Прохождение этапов.

Каждый участник согласно своему маршруту последовательно проходит испытания. На каждом этапе он попадает в вновь организуемую группу. После прохождения этапа ему выдается листочек с названием этапа.

В испытаниях должны задаваться разные способы взаимодействия в группе: совместно-последовательный, совместно-взаимосвязанный, совместно-индивидуальный.

Примеры испытаний.

Доверие в квадрате

Все встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий просит: "Ребята! В полной тишине, без слов, не открывая глаз – постройте мне треугольник... квадрат...ромб и т.д»

дОверие в кругу

Все играющие стоят в кругу (плечом к плечу). В центре круга – один игрок – он " Матрёшка ". Игрок – "Матрёшка" стоит с закрытыми глазами. " Матрёшка " падает вперёд, назад, вправо, влево. Все ребята, стоящие в кругу поддерживают " Матрёшку " руками, не дают ей упасть.

Все участники этого этапа должны побывать в роли матрёшки, чтобы почувствовать доверие ко всем членам коллектива.

доВерие в сплетении

Участники становятся в тесный круг. Правую руку выставляют вперед, левой берутся за правую руку соседа напротив. Нельзя браться за одну руку вдвоем, втроем, нельзя брать за руку рядом стоящего соседа. Затем общими усилиями необходимо распутаться. В результате распутывания должен получиться круг.

довЕрие и поддержка

Предварительная работа: на полу обозначается или чертится круг диаметром 3 метра. У каждого участника ведущий данного этапа берёт какой-либо предмет, который кладёт в корзину. Далее корзину ставят в центр обозначенного круга. Задача каждого участника достать любой предмет из корзины, не заступая в круг. Участник имеет право достать предмет только один раз, таким образом, каждый участник достаёт предмет. Если кто-либо из участников заступает в круг, то всё начинается заново. Игра не заканчивается пока не достанут последний предмет.

довеРие как доверие

Группа стоит в две шеренги лицом друг к другу, вытянув руки вперед. Один из участников проходит между шеренгами, и остальные участники, в последний момент перед ним, поднимают по очереди руки вверх. Получается своеобразная волна из рук. Перед началом движения добровольца необходимо предупредить группу о внимательности, затем следует спросить всех, готовы ли они, и дождаться четкого ответа.

доверИе в счете

Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру должен произносить только один человек. Договариваться, кто что произносит нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается сначала. Факультативное правило: Каждый человек должен произнести хотя бы одно число.

довериЕ в наших руках

После произнесения ведущим фразы «Люди – к людям » играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа «ухо – к плечу», «Правая нога – к левой руке» и т. п.). После произнесения ведущим фразы «Люди – к людям » играющие должны перераспределиться по парам. Цель ведущего – найти себе пару. Тот, кто остался без пары становится ведущим.

доверие ! как ценность

Собирается группа. Все поочередно называют свои имена и то, что им ценно (варианты: ценность жизни, черту характера как гордость, увлечение, хобби и т.п.). На листе бумаги участники шифруют названные слова, используя ребусы, шарады и др. для другой группы.

Другая группа участников отгадывает зашифрованные слова. Итак, одна группа шифрует – другая отгадывает.

3.3. Заключительным этапом основной части испытаний является подведение итогов игры.

Каждый участник коммуникативно-творческой игры должен собрать 8 листочков, заглавные буквы в надписях которых составляют слово ДОВЕРИЕ! В последнем слове педагог-ведущий поздравляет всех участников с прохождением испытаний. Возможны символические объединяющие действия: рукопожатие играющих, обмен сюрпризами, общая песня и т.п.

Рефлексивный этап

Педагог-ведущий предлагает участникам оценить итоги встречи.

Базовая рефлексивная форма – по тем или иным правилам совместный анализ (высказывание по кругу, «время на шум» в микрогруппах, ответ на вопрос: «как вам действо, которое проводилось», «как вы себя чувствовали, ваши ощущения» и пр.).

IV. Условия и ограничения применения технологии

Особенности детей - возраст участников игры от 8 лет.

Взрослые участки игры. Минимальное требование - настрой на разновозрастное взаимодействие

Минимальные требования к педагогу (старшему вожатому):

- «интерес» к участникам, к ценностному и эмоциональному сплочению групп;

- минимальное положительное отношение участников к педагогу (старшему вожатому);

- знание и владение технологией.

Условия:

- число испытаний не должно быть больше 7-8, если каждое испытание продолжается 5 мин. (общая продолжительность основного этапа игры – не больше часа);

- ведущие этапов игры должны быть доброжелательными гибкими организаторами,, умеющими по ходу изменять, дополнять, корректировать игры;

- технология может давать сбой, если задания испытаний могут оказаться слишком трудными большинству участников.

Примеры испытаний.

1. Предлагаются анаграммы, которые необходимо расшифровать. Например: маинкафорти, стетк, ниморто и пр.

(каждому участнику дается фрагмент карты с буквой Б)

2. Расшифровать ребус-пословицу и инсценировать её.

(каждому участнику дается фрагмент карты с буквой Л)

3 . И далее (по буквам)…..

Примеры испытаний

1. Из предложенных фрагментов (пазлов) составить герб России, объяснить значение каждого составляющего символа и назвать предметы, на которых изображен герб.

2. Задание – восстановите текст гимна России (участники получают карточку с текстом гимна с пропущенными словами)

3 И далее ("по буквам")… .

Общая схема.

I.Цель.Получение школьниками опыта участия в социально значимой совместной деятельности с расширенным коммуникативным пространством (использованием Интернет-сферы)

II. Этапы.

1. Мотивационный этап (Коллективное целеполагание с использованием ИКТ).

2. Коллективное планирование с использованием ИКТ.

3. Коллективная подготовка с использованием ИКТ.

4. Проведение КТД с использованием ИКТ.

5. Рефлексивный этап – коллективный анализ дела с использованием ИКТ.

5.5.2. Базовый пример

Этапы

Проведение КТД

Выступления микрогрупп с защитой профессий с использованием материалов из Интернета ( а если позволяет техника с выходом в Интернет по ходу выступления).

Совет Фестиваля по-прежнему занимается координацией выступлений групп, обеспечением медиа-поддержки. возможно отвечает за «старт и финиш» Фестиваля.

Все гости и участники имеют доступ к странице ВК, где они могут оставить свои впечатления и задать вопросы.

Особенности участников

Оптимальный возраст – 13 – 17 лет. Школьники более младшего возраста еще не способны на самоорганизацию в рамках такого масштабного дела, но менее сложные и ответственные поручения им, безусловно, давать можно. Кроме того, именно в этом возрасте выбор профессии становится одним из наиболее актуальных вопросов для подростка.

На мотивационном этапе.

Акцент на значимости открытого информационного поля.

В коллективном анализе.

Возможно применение тех же медийных средств, что были использованы в данном КТД (например, если снимали фильм, то рефлексию можно провести в виде телеинтервью).

На мотивационном этапе

В зависимости от направленности дела – акцент на чувстве благодарности за возможность жить и реализовывать свои мечты или на важности защищать то, что нам дорого.

В коллективном анализе.

Коллективный анализ может быть организовано с использованием военной атрибутики (например, декорировать класс под партизанскую землянку).

На мотивационном этапе

Акцент на том, что за качество нашей жизни ответственны только мы сами.

В коллективном анализе

Делать акцент на значимости вклада, проведенного КТД в качество жизни микро и макро социума.

В коллективном планировании и коллективной подготовке в большей степени проявляется особенности конкретного КТД, нежели особенности направления РДШ в целом. В процессе этих этапов следует периодически возвращать внимание школьников к идеям и ценностям, которые специфичны для того или иного направления.

системы развития социальных технологий

в общеобразовательных организациях

Наши рекомендации