Технологические способы нарезания зубьев.
Для чистового нарезания зубьев конических колес применяют следующие основные способы. При двойном двустороннем способе обе стороны зубьев шестерни и колеса обрабатывают одновременно из целой заготовки. Необходимы только две резцовые головки: одна для нарезания зубьев шестерни, другая — для нарезания зубьев колеса. Конические колеса с модулем до 2,5 мм обрабатывают методом обкатки, а с модулем свыше 2,5 мм — комбинированным методом. Для устранения диагонального расположения пятна контакта на зубьях зуборезный станок 5П23А снабжен механизмом винтового движения. Под винтовым движением понимают относительное движение в процессе резания между резцовой головкой и заготовкой в направлении ее оси. Этим способом может быть достигнута точность 7 — 9-й степени.
При двустороннем способе обе стороны зубьев (выпуклую и вогнутую) нарезают одновременно двусторонней резцовой головкой. Ширина дна впадины зубьев постоянная; она определяется шириной развода резцов головки. Этот способ широко применяют для нарезания зубьев колеса с точностью 6 —8-й степени в массовом и серийном производстве.
При одностороннем (поворотном) способе каждую сторону зубьев нарезают в отдельности двусторонней резцовой головкой. Ширина развода резцов меньше ширины дна впадины. После обработки одной стороны у всех зубьев заготовку поворачивают вокруг оси для нарезания противоположных сторон зубьев. Для нарезания каждой стороны зуба применяют различные наладки станка. Производительность станка при этом способе невысокая (достигается точность 8 — 9-й степени). Его применяют для нарезания зубьев шестерни и колеса в мелкосерийном производстве, а также для колес с большой шириной зубчатого венца с целью устранения одновременного участия в резании наружных и внутренних резцов.
При способе постоянных установок обе стороны зубьев нарезают в отдельности односторонними резцовыми головками. Для нарезания вогнутой стороны зубьев применяют резцовые головки с наружными резцами, для нарезания выпуклой стороны — головки с внутренними резцами. Этот способ получил распространение в основном для нарезания зубьев шестерен с точностью 6 —8-й степени. В массовом и крупносерийном производстве для обработки каждой стороны зуба применяют отдельный станок; в серийном производстве нарезание производят на одном станке с переналадкой.
При нарезании конических колес с круговыми зубьями методами обкатки, врезания и комбинированным скорость резания (м/мин)
_ лЯр.г"
где Dp., — номинальный диаметр резцовой головки, мм; п — частота вращения резцовой головки, об/мин.
При обработке методом копирования скорость резания
7Г/)р г • 60 60
v —---- й----- ; П =---- ,
1000fz tz
где tz — подача (время обработки одного зуба), с/зуб.
Основное время (мин) при нарезании конических колес с круговыми зубьями
где z — число зубьев обрабатываемого колеса.
Для раздельного чернового и чистового нарезания зубьев конических и гипоидных колес в табл. 34, 35 приведены подачи на обработку одного зуба, которые включают время на резание, холостые ходы и деление заготовки на зуб. Рекомендации по режимам резания для нарезания инструментом из быстрорежущей стали составлены применительно к условиям массового и крупносерийного производства. В серийном и единичном производстве подачи обычно увеличивают в зависимости от имеющегося оборудования, режущего инструмента и требуемого качества изготовления колес.
При нарезании зубьев шестерен и колес 5 —6-й степени точности подачи, указанные в таблице, необходимо увеличить на 10—15%.
34. Подачи (с/зуб) при черновом нарезании зубьев гипоидных и конических колес
Окружной модуль, мм | Ширина зубчатого венца, мм | Метод врезания | Метод обкатки | ||
Колесо *' | Колесо и шестерня | Шестерня | Гипоидная шестерня | ||
при передаточном числе пары | |||||
св. 2 :1 | от 1 : 1 до 2: 1 | 3 : 1 и выше | |||
3,0 | |||||
3,5 | |||||
4,0 | |||||
5,0 | |||||
6,0 | |||||
7,0 | |||||
8,0 | |||||
9,0 | |||||
10,0 |
*< При нарезании зубьев на специальных зуборезных станках 5С272 и 5281 табличные значения подач следует уменьшить, умножив их на коэффициент 0,75. |
Примечание.Приведенные в таблице подачи рекомендуются для обработки заготовок из легированных сталей, имеющих твердость НВ 156 — 207 и предел прочности при растяжении ств = 549 -н 686 МПа, со скоростью резания v= 38-^-43 м/мин. При обработке заготовок из легированных сталей с твердостью НВ 207-269 и aB = 755-f853 МПа значение подач необходимо умножить на коэффициент 1,25, а скорость резания принять в пределах и = 29-7-35м/мин.
Отделка баз. У конических колес-валов с круговыми зубьями после термической обработки, зачистки центров и правки вала от центровых гнезд одновременно шлифуют базы- шейки и торец. Чтобы не вызывать во время сборки изменения формы и расположения пятна контакта на зубьях, при шлифовании с опорного торца снимают минимальный припуск 0,05 — 0,1 мм, а в отдельных случаях торец вообще не шлифуют. У конических колес- дисков с круговыми зубьями обычно шлифуют только отверстие; торец подвергают шлифованию в том случае, когда шлифуют зубья. При шлифовании конических колес-дисков в единичном и мелкосерийном производстве их устанавливают по наружному диаме-
35. Подачи (с/зуб) при чистовом нарезании зубьев гипоидных и конических колес
*' Когда ширина зубчатого венца обкатных колес превышает 38 мм, следует применять двусторонний способ с использованием резцовых головок, у которых в резании всегда находится только один резец, или односторонний способ. *2 Нарезание зубьев колеса методом копирования производят со скоростями t? = 5-H0 м/мин. |
Примечание.Приведенные в таблице подачи рекомендуют для обработки заготовок из легированных сталей, имеющих твердость НВ 156 — 207 и ств = 549 ч- 686 МПа, со скоростью резанияv= 46 ч- 55 м/мин. При обработке заготовок из легированных сталей с НВ 207 — 269 и ав = = 755-ь853 МПа значение подач необходимо умножить на коэффициент 1,16, а скорость резания установить в пределахv = 35-н44 м/мин.
тру в трехкулачковом патроне с выверкой по индикатору от отверстия и базового торца с точностью 0,01 — 0,03 мм. В массовом и крупносерийном производстве для этой цели широко применяют мембранные патроны с базированием от боковых поверхностей зубьев. Радиальное биение установочных пальцев в приспособлении и точность их углового расположения между собой не должны превышать 0,01 мм. У прямозубых конических колес после закаливания, как правило, шлифуют все поверхности, являющиеся сборочными базами (отверстие, торец, шейку ступицы, сферу и др.). На рис. 213, а приведен пример шлифования шейки ступицы и базового торца за один уста- нов прямозубого конического колеса 2 со ступицей. Колесо в приспособлении базируют по зубьям на пяти — семи шариковых пальцах 1 с твердостью HRC 65 — 68, изготовленных из твердого сплава или напыленных карбидом вольфрама.
Колесо |
Рис. 213. Схемы отделки конических зубчатых колес: а — шлифование баз; б — притирка зубьев; в — подбор в пары |
Подбор в пары выполняют после термической обработки и шлифования баз на контрольно-обкатных станках 5Б720 (de = 125 мм), 5В722 (de = 200 мм), 5А725 (de = 500 мм), 5Б725 (de = 800 мм), 5А727 (de = 1600 мм) при установке шестерни и колеса на теоретически ба-
зовых расстояниях. Первоначально для выявления забоин на зубьях сопряженную пару вращают с небольшой частотой вращения (п = 400 -г 600 об/мин) и под легкой нагрузкой. После удаления забоин увеличивают частоту вращения ведущего шпинделя контрольно-обкатного станка (п = 1200 -г- 2000 об/мин) и контролируют пятно контакта, плавность хода, а при останове станка — боковой зазор между зубьями. Если подбор в пары производят для последующей операции притирки зубьев, то их обычно разбивают на группы с расположением пятна контакта, например, на внешнем конце, в центре и внутреннем конце зуба. С целью повышения качества и эффективности притирки в условиях массового производства для каждой группы деталей проводят специальную наладку притирочных станков. У конических колес, зубья которых после термической обработки не подвергают притирке и шлифованию; операцию подбора в пары проводят особенно тщательно, заменяя шестерню или колесо до получения требуемого качества зацепления, с последующей маркировкой подобранной пары для сборки.
Притирку зубьев применяют для уменьшения параметра шероховатости поверхностей зубьев и незначительного исправления формы и расположения пятна контакта с целью получения плавной и бесшумной работы конических передач. Притирку выполняют на зубо- притирочных станках 5П720 (de = 125 мм), 5П722 (de = 320 мм), 5725Е (de = 500 мм), 5724 (de = 800 мм) при совместном вращении сопрягаемых шестерни и колеса под легкой тормозной нагрузкой с одновременной подачей абразивной жидкости в зону зацепления. Для обеспечения притирки всей рабочей поверхности зубьев взаимное расположение шестерни и колеса во время притирки автоматически изменяется. Абразивная жидкость, применяемая на зубопритирочных станках, состоит из абразива и масла. Наиболее эффективным абразивом для закаленных зубчатых передач является карбид кремния, твердые и хрупкие зерна 3 (рис. 213,6) которого имеют острые режущие кромки. Во время притирки абразивные зерна вместе с маслом 2 подаются в зону зацепления и острыми гранями снимают металл с поверхности зубьев шестерни 1 и колеса 4 при взаимном их перемещении 5 и 7 относительно друг друга. Для повышения режущих свойств абразива создается давление (см. стрелки 6 и 8) между зубьями колес 1 и 4 с помощью тормозного момента. Размер абразивных зерен существенно влияет на притирку. Конические передачи с модулем 2,5 — 4,5 мм притирают абразивом с зернистостью 3, передачи легковых автомобилей — зернистостью 3 — 4, передачи грузовых автомобилей и тракторов — зернистостью 5 — 6. Масло, входящее в абразивную смесь, должно поддерживать абразивные зерна во взвешенном состоянии, свободно протекать через насосную систему станка и легко смываться с зубьев водным раствором. Этим требованиям отвечает масло СЭЛ-1. В качестве первоначального состава абразивной жидкости можно принять 2,7 кг абразива и 3,8 л масла.
На притирку зубьев припуск практически не оставляют. Если после зубонарезания на поверхности зубьев нет глубоких рисок, то притиркой может быть достигнут параметр шероховатости Ra = 1 т2 мкм. Время притирки зависит от многих факторов: абразивной жидкости, тормозного момента, геометрических параметров зубчатой пары, твердости поверхности зубьев и др. Ориентировочное время притирки конических передач с круговыми зубьями 2 — 5 мин, гипоидных передач легковых автомобилей 4 — 6 мин, гипоидных передач тяжелых грузовиков 8-12 мин.
Приемочный контроль. После подбора в пару или притирки окончательно изготовленные конические зубчатые передачи подвергают сплошному контролю в специальных шумо- изолированных комнатах на контрольно-обкатных станках. У конических зубчатых передач контролируют форму и расположение пятна контакта, уровень звукового давления и боковой зазор. Для выявления формы и расположения пятна контакта боковые поверхности зубьев пары покрывают тонким слоем маркировочной краски (обычно сурик с маслом). Затем зубчатую пару на контрольно-обкатном станке обкатывают в обоих направлениях под определенной нагрузкой до выявления отпечатка пятна контакта. Форму и расположение пятна контакта определяют визуально на зубьях колеса. Обычно для тяжело нагруженных передач рекомендуемая длина пятна контакта приблизительно равна половине длины зуба. У малонагруженных передач пятно контакта составляет 3/4 длины зуба. Пятно контакта должно быть смещено к внутреннему концу зуба, так как при повышении нагрузки в редукторе оно удлиняется и перемещается в направлении к внешнему- концу; однако при полной нагрузке пятно контакта не должно выходить на кромки зубьев. Уровень звукового давления — один из основных показателей качества конических зубчатых
36. Конструктивные и технологические мероприятия снижения уровня звукового давления цилиндрических зубчатых передач (предельная окружная скорость v = 8 м/с)
Мероприятия
Замена прямозубых передач ко- созубыми
Применение модификации по профилю и направлению зуба Отмена термической обработки зубчатых передач Повышение степени точности изготовления зубчатых колес: от 8 до 6 от 5 до 3 Шевингование
Подбор зубчатых колес в пары
Притирка
Зубохонингование
Зубошлифование
передач, работающих при высоких окружных скоростях. Уровень звукового давления зубчатых передач в процессе их изготовления оператор контролирует на слух путем сравнения с отобранным эталоном, а также шумоизме- ряющими приборами. Боковой зазор, характеризующий вращательное движение одного колеса при неподвижном другом, у конических передач измеряют на внешнем делительном диаметре ведомого колеса, в большинстве случаев в плоскости, перпендикулярной к линии зуба.
При проверке зубчатых передач на контрольно-обкатном станке могут быть выявлены повышенное биение зубчатого венца и погрешность окружных шагов. Повышенное биение проявляется постепенным изменением положения пятна контакта по длине зуба за оборот шестерни или колеса и периодическим изменением уровня звукового давления. Погрешность окружных шагов характеризуется наличием стуков в процессе обкатки, а также очень резким или слабым отпечатком пятна контакта на одном или нескольких зубьях.
Снижение уровня звукового давления, дБ |
4-8 2-5 8-10 |
6-8 4- 6 5- 10 2-4 2-4 2-4 4-6 |
Конические зубчатые передачи, прошедшие приемочный контроль и признанные годными, должны быть заклеймлены. У шестерни и колеса электрографом на торцах маркируют порядковый номер комплекта (113) и боковой зазор (Б. 3. 0,25) между зубьями, отмеченными знаком «X» (рис. 213, в). Если конструкция редуктора позволяет во время сборки регулировать осевое положение шестерни, то при контроле пары в определенных пределах изменяют базовое расстояние шестерни для получения наилучшего расположения пятна контакта по высоте профиля зуба и уровню звукового давления. Полученное фактическое базовое расстояние (Б. Р. 128,1) или его отклонение от номинального значения маркируют на торце шестерни.
Шум — один из основных показателей качества изготовления зубчатых колес, работающих при высоких окружных скоростях. Например, шум ведущих мостов, коробок передач легковых автомобилей является основным 37. Средний уровень звукового давления конических и гипоидных передач (предельная окружная скорость v — 6 м/с)
Передачи | Уровень звукового давления, дБ, после | ||
нарезания | шлифования | притирки | |
Конические (грузовые ав | __ | ||
томобили) | |||
Гипоидные (легковые ав | |||
томобили высшего класса) | |||
Гипоидные (малолитраж | — | ||
ные автомобили) |
38. Конструктивные и технологические мероприятия снижения уровня звукового давления конических и гипоидных передач с криволинейными зубьями (предельная окружная скорость v = 6 м/с)
Снижение
Мероприятия |
10-12 6-8 2-4 2-4 |
3-5 10-12 3- 5 4- 6 |