Типы цилиндрических зубчатых колес. По
форме зуба цилиндрические колеса разделяют на прямозубые, косозубые и шевронные (рис. 197).
Методы получения заготовок. Поперечно - клиновая прокатка круглыми валиками или плоскими плашками (рис. 198, а) по сравнению с объемной штамповкой на молотах и прессах обеспечивает экономию металла на 10—15%.
Припуск на механическую обработку уменьшается с 2,0 — 2,5 мм до 1,0—1,5 мм. Производительность прокатных станов ВНИИМЕТ- МАШа составляет 360 — 900 шт/ч.
Горячая объемная штамповка осуществляется на многопозиционных автоматах производительностью 70—180 шт/мин. Заготовки не имеют облоя; припуск (на диаметр) под механическую обработку 1,0—1,5 мм. На автоматах можно изготовлять заготовки зубчатых колес диаметром до 170 мм из штанги диаметром 90 мм. Заготовки зубчатого колеса диаметром 67 мм и высотой 40 мм высаживаются за пять переходов из горячекатаного прутка с производительностью 70 шт/мин. Отход металла в стружку — около 6 %. Этот метод пригоден и для штамповки конических колес.
<ri | hr 0 | ^...гЫ . | |
Li | Л ч | ||
л /А If i | |||
Рис. 198. Схемы получения заготовок: а — поперечно-клиновой прокаткой; б — горячим накатыванием зубьев цилиндрических колес; в — горячей штамповкой конических колес |
Метод горячего накатывания зубьев цилиндрических зубчатых колес разработан ЗИЛом совместно с ВНИИМЕТМАШем взамен чернового нарезания зубьев колеса (z = 46; тп = = 6 мм; b = 10 мм; р = 16°7'). Поковку 4 (рис. 198,6), полученную на ковочном прессе, устанавливают в зажимное приспособление, зажимают между стаканами 3 и включают индуктор для нагрева поковки. Зубья накатывают за два последовательных этапа. Сначала гладкими роликами 2 калибруют штампованную поковку по внешнему диаметру и ширине зубчатого венца, затем заготовка перемещается в верхнее положение. После вторичного нагрева заготовки зубчатыми роликами 1 накатывают зубья. Время цикла накатки составляет 2,4 мин. Припуск на сторону зуба 1,5 мм. Горячее накатывание позволяет снизить расход металла на заготовку (~ 4 кг), высвободить рабочих, зуборезные станки, площадь и т. д.
Зубофрезерование является самой распространенной, но трудоемкой операцией для обеспечения высокого качества изготовления зубчатых колес. Основное время (мин) зубо- фрезерования прямозубых и косозубых цилиндрических колес
Т= z(x + b + c) kns0y
где х — длина врезания фрезы, мм; z — число зубьев колеса; b — ширина зубчатого венца колеса (пакета), мм; с — перебег фрезы, мм; к — число заходов фрезы; п — частота вращения фрезы, об/мин; s0 — осевая подача фрезы, мм/об; у — число одновременно обрабатываемых колес.
Уменьшить время (повысить производительность) фрезерования можно лишь увеличив число заходов червячной фрезы, частоту вращения фрезы (скорости резания) и подачу. Если зубофрезерование является получистовой операцией перед шевингованием, то погрешности зубчатого колеса после зубофрезерования не должны превышать более чем на 20 — 25% допустимые погрешности при шевинговании. Значительная погрешность при зубофрезерова- ниц снижает точность при чистовой обработке, вызывает повышенный износ и поломку шеверов.
При работе на высоких режимах резания современные зубофрезерные станки для крупносерийного и массового производства должны иметь высокие статическую и динамическую жесткости [достигаемые вследствие большей массы (1,2—1,5 т на модуль), обре- бренных и толстых стенок станины, короткой кинематической цепи], большую мощность главного электродвигателя (1,8 — 2,5 кВт на модуль), длинные и широкие направляющие, гидростатические подшипники, большое осевое перемещение фрезы (160 — 200 мм), обильное охлаждение (200 — 400 л/мин), возможность автоматизации. Станки должны быть удобными в обслуживании и наладке, иметь хорошие условия отвода теплоты, выделяющейся в процессе резания. У новых станков, кроме контроля норм геометрической точности и точности обрабатываемой детали, контролируют синхронность вращения шпинделей инструмента и детали. Зубчатые колеса обрабатывают на скорости резания 50 — 80 м/мин и подаче 3 — 6 мм/об с обеспечением 6 —7-й степени точности.
Зубья цилиндрических колес нарезают двумя методами: копирования и обкатки. Наибольшее распространение в промышленности
Рис. 199. Схемы зубофрезерования: а — с осевой подачей; б — двухпроходном методом |
получил метод обкатки червячной фрезой, который обеспечивает высокие производительность и качество.
Фрезерование с осевой подачей применяют для нарезания цилиндрических колес с прямыми и косыми зубьями, шлицевых валов и т. д. Червячная фреза перемещается параллельно оси обрабатываемого колеса. Недостатком этого метода обработки является большая длина врезания червячной фрезы (рис. 199, а). При нарезании колес с прямыми зубьями длина врезания
при фрезеровании колес с косыми зубьями вместо De применяют
где De — внешний диаметр червячной фрезы, мм; h - высота зуба колеса, мм; р — угол наклона линии зубьев колеса; dae — внешний диаметр вершин зубьев колеса.
Длину и время на врезание можно сократить уменьшением диаметра червячной фрезы, одновременной обработкой двух и большего числа заготовок, применением радиальной подачи, фрез с заборным конусом, фрезерованием с бесступенчатой регулируемой подачей (при увеличении подачи при врезании и выходе фрезы из заготовки). Перебег фрезы для прямозубых колес С — 2 ~ 3 мм; для косо- зубых его выбирают по табл. 22.