Основные пользовательские функции Internet

Развивая глобальные распределенные вычислительные среды (РВС) человечество создает на планете Земля новую универсальную интеллектуальную информационную среду. Одним из самых ярких примеров реализации этой идеи является глобальная сеть Internet. К основным пользовательским функциям, реализуемым в Internet, относятся: [33])

¨ Информационная. В сети можно получить любую интересующую пользователя информацию неконфиденциального характера (биржевую, коммерческую, техническую, научную, образовательную, политическую и т.д.). Эта функция важна, прежде всего, для бизнесменов, технических специалистов, научных и научно-педагогических работников, других категорий любознательных пользователей.

¨ Коммуникационная. Сетевые технологии позволяют пользователю обменяться сообщениями, факсами или письмами, провести голосовое общение со своим партнером в любой точке планеты и это обойдется клиенту с затратами заметно меньшими, нежели при использовании обычных почтовых или телефонных служб, и к тому же существенно более оперативно.

¨ Совещательная.Сеть Internet— это место, где специалисты и пользователи компьютерных и информационных технологий, компьютерных систем могут «виртуально встретиться» и обсудить интересующие их проблемы, в интерактивном режиме обменяться полезной информацией, получить консультации по отдельным вопросам.

¨ Коммерческая.В последние года в сети стали активно развиваться системы электронной коммерции и торговли. Потенциальный покупатель может просмотреть на мониторе соей рабочей станции сведения об интересующих его товарах, уточнить технические и ценовые характеристики товара, условия его доставки, а затем может заказать товар и используя свою кредитную карточку или иные технологии электронной оплаты, рассчитаться с продавцом. Далее товар поступает к покупателю обычным путем из ближайшей торговой точки, где он имеется в наличии.

¨ Рекламная.Эта функция является весьма эффективным способом продвижения информации о товарах и услугах производителя на рынок спроса. Базируется на в массовости и оперативности сети Internet.

¨ Развлекательная.Сеть Internet предоставляет любому пользователю огромное количество возможностей по чтению развлекательной литературы; просмотру фотографий и слайдов, видеоклипов и видеофильмов; электронных каталогов картин и гравюр; прослушиванию аудиозаписей и фонограмм; игре в компьютерные игры и многое, многое другое.

¨ Компьютерная.Конечный пользователь сети Internet может получить (зачастую бесплатно или на очень льготных условиях) самые последние новые программные разработки, сведения и материалы по их использованию, инструкции и рекомендации по работе в сети, особенностям функционирования тех или иных сетевых компонентов, принципам и правилам взаимодействия абонентов в сети.

Структура Internet.

Определение. Internet— это объединенная сеть, использующая технологию статистического мультиплексирования и устройства маршрутизации пакетов типа «запомнить и передать».

При построении Internet преследовались следующие цели:[34])

· Выживаемость сети — взаимодействие через сеть Internet продолжается и в том случае, когда выйдут из строя отдельные участки сети или часть коммуникационных процессоров.

· Поддержка различных типов сервиса — удаленный доступ, передача файлов, разделение сетевых ресурсов, интерактивный обмен данными, взаимодействие в реальном времени и т.д.

· Интеграция различных типов промежуточных подсетей— возможность передачи данных через промежуточные сети, использующие различные базовые сетевые технологии.

· Распределенное оперативное управление ресурсами — реализация многопользовательского распределенного управления информационными ресурсами сети при одновременном централизованном административном контроле за распределением сетевых адресов.

· Приемлемая стоимость разработки и создания сети — затраты на создание и построение сети, на ее эксплуатацию, затраты пользователей при подключении к сети и использовании ее информационных ресурсов должны находится на умеренном уровне, достаточном для развития поставщиков информационных сервисов (сетевых операторов первого (глобального) уровня, ISP-провайдеров — Internet Service Provider) и привлечения новых коллективных и индивидуальных абонентов.

· Простота реализации соединения — подключение отдельных устройств, рабочих станций пользователей, сетевых сегментов производится с использованием достаточно простых процедур и не требует серьезного вмешательства в существующую инфраструктуру сети.

· Оперативный учет всех ресурсов сети — своевременная реакция специализированных общесетевых систем контроля за информационными ресурсами распределенной среды и обеспечение предоставления этой информации любому пользователю сети по первому его требованию.

При такой организации глобальной сети Internet каждая пара взаимодействующих сетевых узлов функционирует автономно,причем каждый узел работает практически независимодруг от друга.

Адресация в Internet.

С точки зрения пользователя Internet — это совокупность крупных сетевых узлов (хостов или информационных серверов), объединенных между собой каналами связи, к которым пользователь может обратиться за интересующей его информацией в любой момент времени, подключившись к серверу и выставив соответствующий запрос.

Но чтобы обратиться с клиентского компьютера к какому-либо информационному ресурсу Internet, необходимо знать какие ресурсы она предоставляет, иметь соответствующее клиентское программное обеспечение и знать уникальный указатель на этот ресурс (иными словами, адрес, указывающий на сервер-местоположение данного ресурса, а также на конкретные компоненты этого сервера, характеризующие запрашиваемый ресурс).

Этот указатель ресурса или URL (Uniform Resource Locator) характеризует местонахождение каждого адресуемого объекта, хранящегося на определенном компьютере-сервере, подключенном к Internet. При определенных условиях возможна адресация информационных объектов, находящихся и на клиентских станциях. Адрес URL является сетевым расширением понятия полного имени ресурса, например файла или приложения (пути к нему) в операционной системе. В URL, кроме имени файла и директории, где он находится, указывается сетевое имя компьютера, на котором этот ресурс расположен, и протокол доступа к ресурсу, используемый при обращении к нему.

Примечание.

Имена директорий, содержащиеся в ссылках URL, не имеют ничего общего с реальными именами каталогов компьютера, на котором располагается информационный сервер Internet, а являются их виртуальными псевдонимами.

В общем случае в URL сначала идет указатель на тип доступа к запрашиваемому файлу, а затем его адрес, то есть формат URL имеет следующий вид:[35])

<протоколдоступа>://<домен>/<директория>/<имяресурса>

§ Первая часть URL(<протоколдоступа>://)— это универсальный идентификатор ресурса URI (Uniform Resource Identifier), определяющий используемый протокол доступа (иными словами тип сервера, обеспечивающего доступ к запрашиваемому ресурсу);

Пример: http://–HyperText Transfer Protocol, протокол передачи гипертекста;

ftp://– File Transfer Protocol, протокол передачи файлов и т.д.

§ Вторая часть URL-адреса (<домен>)—обычно указывает доменное имя, т.е. условное символьное имя сетевого узла. Имена доменов состоят из двух-четырех слов или символьных комбинаций и имеют следующий формат:

< домен3 >.<домен2 >.<домен1>,

где

<домен1>указывает на принадлежность сетевого узла региональной (территориальной) сети страны, либо определенному типу организации (в США), например: uk — Великбритания, de — Германия, ru — Россия, com— коммерческие компании, gov— государственные учреждения, edu — образовательные учреждения, net — сетевые организации и прочее;

<домен2>указывает на узелпровайдера Internet-услуг(иногда этот домен состоит из двух слов);

<домен3>— это имя данного сетевого узла.

Примечание.

Для работы сетевого оборудования символьное имя домена очень неудобно.Вместо него используется физический или числовой адрес сетевого узла, называемый IP-адресом (IP—Internet Protocol). IP-адрес представляет собой комбинацию из четырех чисел (каждое из диапазона от 0 до 255), первые два из которых характеризуют номер сетевого сегмента (подсети)в глобальной сети Internet, а вторые два — номер сетевого узла в рамках этой подсети. Например: 193.126.17.85; 128.7.45.110и т.п.

§ Третья часть URL-адреса (<директория>/<имяресурса>)—характеризуетпуть доступа к информационному ресурсу и она записывается по правилам, аналогичным записи пути к файлу на клиентском компьютере. Если этот путь не указан, то по умолчанию используется стандартный отклик, определяемый в настройках сервера.

Примечание.

При написании URL-адреса важно правильно указывать верхниеинижние регистры. Это связано с тем, что серверы информационных сервисов могут функционировать под управлением разных операционных систем, а в некоторых из них имена файлов и приложений (информационных ресурсов) являются регистро-чувствительными.

Пример: http://www.citforum.ru – двухкомпонентный URL-адрес HTTP-сервера;

http://www.osp.ru/os/2000/01-02/053.htm – полный URL-адрес HTTP-сервера;

ftp:// ftp/uni-koeln/de/pc/win32/compress/ – полный URL-адрес FTP-сервера.

12.5.4.Базовые информационные службы Интернет.

Изначально сеть Internet была задумана и построена с целью автоматизациипроцессов обработки данных. Термин «обработка данных» означает любое действие или совокупность действий над данными. Наиболее известными действиями по обработке данных являются:

· Хранение и поиск объектов-данных, которые обеспечивают реализацию в различных программно-аппаратных и сетевых средах процедур хранения, поиска и стирания отдельных объектов-данных, а также изменение стратегии управления этими объектами.

· Управление библиотеками объектов-данных, поддерживающие функции записи и считывания объектов-данных с носителей информации, организацию хранения объектов-данных на носителях и управление соответствующими аппаратными средствами.

· Управление памятью, обеспечивающее автоматическое управление размещением объектов-данных на накопителях информации, перемещение этих объектов в пределах накопителей, реализацию стратегий их хранения, удаления и резервирования с учетом объемов, поступающих на хранение данных, требований к скорости поиска данных и т.п.

Применительно к глобальной сети Internet описанные информационные процедуры могут реализовываться в различных узлах — на рабочих станциях локальных абонентов, в локальных и корпоративных сетях коллективных абонентов, на информационных серверах и хостах Internet-провайдеров и поставщиков информационных услуг и сервисов Internet. Взаимодействию пользователей в сети Internet соответствует управляемый информационный процесс, поведение которого имеет много аспектов. Вид и формы этого поведения, особенности его проявления, степень управляемости информационных процессов, механизмы реализации процедур взаимодействия определяются, прежде всего, используемой при реализации того или иного информационного сервиса Internet схемой обмена данными между хостами и клиентами.

Можно выделить информационные службы двух групп:

§ Службы информационного общения с отложенным ответом Off-line.

§ Службы интерактивного взаимодействия в реальном времени On-line.

В режиме Off-line абонент посылает в сеть те или иные запросы либо сообщения, при этом между запросом и ответом какого либо узла сети может пройти достаточно много времени от нескольких десятков минут до нескольких суток. При работе с Off-line-службами абоненту не требуется быть постоянно подключенным к сети — он может после отправки очередного запроса или сообщения отключиться. Ответы с данными при этом обычно сохраняются определенное время на соответствующих серверах провайдера (либо серверах ЛВС организаций) и пользователь их может переместить на свою станцию при выполнении очередного сеанса связи с сетью Internet.

В режиме On-line, зачастую называемом режимом прямого доступа, информация из сети на запрос абонента возвращается практически мгновенно с минимальной задержкой, обусловленной задержкой распространения запроса до источника данных, временем реакции хоста-держателя запрашиваемых сведений (временем поиска и выдачи в сеть этих данных) и задержкой обратной передачи информации от хоста к клиенту. Обмен данными абонента с On-line-службами сети Internet организуется, как правило, в интерактивном варианте, предполагающим активный диалог между клиентской рабочей станцией и определенным удаленным сетевым узлом-хостом.

Определение. Интерактивность — это приспособленность программно-аппаратной системы (применительно к сети Internetприспособленность сетевой инфраструктуры) к восприятию активных воздействий пользователя по управлению содержанием, внешним видом и тематической направленностью просматриваемых им информационных материалов, приспособленность к оперативному предоставлению пользователю запрашиваемой им информации с целью организации в реальном масштабе времени взаимодействия пользователя с удаленными информационными серверами, удаленными абонентами, многопользовательскими системами диалогового общения.

Дадим краткий обзор основных информационных служб Internet:[36])

Off-line-сервисы Internet.

§ Служба электронной почты e-mail, предоставляющая пользователю возможность обмена сообщения с другими абонентами по электронными коммуникациям. Можно пересылать текстовые сообщения и разнообразные вложенные файлы. В последних могут содержаться разнообразные данные (текстовые, графические и т.д.), представленные в различных форматах. Основные функции клиента — это составление, отправка, архивирование сообщений, а также прием почты от других абонентов. Для организации электронной почты необходимо наличие на конечных узлах сети двух программных компонент — почтового сервера Post-server (он располагается обычно у Internet-провайдера или на каком-либо из серверов ЛВС организации) и программы почтового клиента Post-klient, установленной на абонентской станции.

Применительно к электронной почте система адресации также строится по принципам URL-адресации, отличие состоит в том, что формат адреса состоит из двух частей:

<имяпочтовогоящика>@<домен>

где

<имяпочтовогоящика> — первая часть адреса и это не что иное, как имя персональной папки (электронного аналога обычного почтового ящика) на почтовом сервера Post-server, доступ к которому клиент получает со своей станции с помощью программы Post-klient;

<домен> — вторая адресная часть, которая строится по тем же правилам, что и аналогичная часть стандартной URL-ссылкии она характеризует адрес почтового сервера Post-server в глобальной сети Internet;

символ @ в записи адреса является признаком того, что он относится к электронной почте (e-mail).

Пример: Приведем примеры электронных почтовых адресов

[email protected]; [email protected]; [email protected];

[email protected]; [email protected] и т.д.

§ Служба рассылки сообщений MailList. Обычная электронная почта предусматривает двухстороннее общение партнеров по переписке. Если же партнеров нет, то достаточно большой поток почтовой информации абонент может получить, если он «подпишется» на Списки рассылки MailList. Это специализированные тематические почтовые серверы, которые собирают (автоматически или под управлением соответствующих административных служб) разнообразную информацию по определенным техническим, научным, экономическим, литературным, историческим, политетическим и иным направлениям и рассылают ее в виде сообщений электронной почты тем абонентам, которые зарегистрировались на этих серверах и оставили на них адреса своих электронных почтовых ящиков.

§ Служба сетевых новостей UseNet (NewsNet). Эта служба есть не что иное, как сетевая телеконференция — всемирный форум, посвященный дискуссии и обмену мнениями по определенной тематике. Пользователи сети могут присоединиться к определенной тематической телеконференции (жаргонно выражаясь, «подписаться»), то есть подключиться с помощью пользовательского агента к соответствующим серверам UseNet, и получать от них сообщения (статьи и другие материалы), посылаемые на конференцию. В первом приближении служба UseNet напоминает информационный сервис Списки рассылки MailList, однако ее внутренне устройство существенно отличается. В частности, клиенты-подписчики могут сами присылать на эти конференции свои статьи и материалы, контролировать поток сообщений на сервер UseNet (если таковое поручается остальными подписчиками данного сервера — тогда такая сетевая конференция называется Модерированной, а подписчик, выполняющий функции выпускного редактора, — Модератором). Также в системе UseNet постоянно производится межсерверный информационный обмен новыми сообщениями для дальнейшей рассылки их клиентам-подписчикам.

On-line-сервисs Internet

§ Служба удаленного файлового обмена FTP (File Transfer Protocol), предоставляющая FTP-клиенту механизм интерактивного доступа к файлохранилищу удаленного сервера.

§ Служба гипертекстового и гипермедийного информационного обмена WWW (World Wide Web).Это наиболее популярный сервис сети Internet и он предоставляет пользователю большие возможности. В основе Web-технологии лежит гипертекстовое представление информации. Информация, доступная по Web-технологии, хранится в Web-серверах, которые удовлетворяют запросы клиентов, посылая ему содержимое запрошенных Web-страниц или результаты выполнения запрошенных процедур. Клиентские WWW-программы называют Web-браузерами (browsers) или Web-навигаторами. В Web-браузерах имеются команды листания, перехода к предыдущему или последующему документу, печати, перехода по гипертекстовой ссылке и т.п. Через Web-интерфейс также обеспечивается доступ к разнообразным информационным массивам и базам данных, изначально созданными не по Web-технологиям; производится запуск других информационных служб сети Internet. Как правило, Web-браузеры (Web-навигаторы) обеспечивают также доступ к другим сервисам Internet — FTP, UseNet, E-mail и т.д.

Internet-провайдеры.

Интернет-провайдерами (от англ. to provide — предоставлять) называются сетевые компании, предоставляющие доступ к услугам глобальной сети Интернет. Как можно представить себе провайдера — это некоторая машина, которая является посредником между пользователями и Интернет. При этом нужно понимать, что во время, когда соединение активно, абонентская станция является полноправной составной частью Интернет.

Известно, что существует два основных способа подключения к Интернет (и вообще к удаленному компьютеру). Это прямое сетевое подключение (проводное и беспроводное) и модемное подключение (проводное и беспроводное).

§ Сетевое подключение означает, что пользовательская станция подключается к вычислительной сети, и далее к удаленному сетевому узлу, через свой сетевой адаптер.

§ Модемное подключение подразумевает использование телефонных линийи подключение через модем к абонентскому компьютеру. При таком способе подключения с удаленным сетевым узлом соединяется только провайдер Интернетпосредством прямого сетевого подключения. Таким образом, когда установлено соединение (любое) между абонетской рабочей станцией и провайдером, пользователь получает возможность непосредственно использовать все Интернет-ресурсы.

Однако провайдер не является просто транспортомдлясетевых пакетов от пользователя в Интернет и обратно. Такой ограниченный сервис нужен только в одном случае — когда используется сетевое подключение к провайдеру. В большинстве же случаев пользователи-частные лица используют модемное подключение. В этой ситуации, даже если домашний компьютер пользователя настроен на работу с любым Интернет-сервисом, его использование затруднительно из-за непостоянного соединения. Тогда провайдер работает аналогично серверу некоторой локальной сети. Его основными (и наиболее распространенными) функциями являются: электронная почта (e-mail), создание пользовательских WWW-страниц (Web hosting), реже выделение места под файлы пользователей (hosting). Абонент при этом является пользователем на сервере(а точнеена серверах)провайдера. При установке модемного соединения абонент скачивает почту с почтовогосервера провайдера и имеет возможность скачать или положить файлы на сервер в свою директорию. Плюс к этому, компания-провайдер имеет свой DNS-сервер, WWW-сервер для предоставления информации о себе, часто держит свой сервер новостей (news-сервер) и другие полезные для пользователей ресурсы.

Типичная структурная организация сетевого узла Интернет-провайдера приведена на рис.12.9.[37])

Основные пользовательские функции Internet - student2.ru

Рис.12.9.Типичная структурная организация узла Интернет-провайдера.

Если рассматривать эту схему, то первое, на чем стоит остановиться, — это система телефонного подключеният абонентских станций пользователей. Наиболее эффективны многоканальные телефонные линии и модемные пулы(это множество модемов, объединенных в единую многоканальную модемную систему)— пользователю не нужно перебирать много номеров телефонов. Желательно также использование цифровых АТС.

Следующим элементом схемы является система авторизации пользователей, которая неразрывно связана с модемным пулом и представляет собой достаточно производительный компьютер. В большинстве случаев она построена по следующей схеме. При установке модемного соединения модем, установив связь с абонентом, передает запрос на компьютер. Поскольку одновременно могут звонить несколько абонентов, компьютер и модемный пул должны уметь быстро обрабатывать параллельные запросы. После обработки имени и пароля либо устанавливается соединение с абонентом, либо соединение разрывается. При успешной установке соединения станция пользователя оказывается подключенной к Интернет, при этом этой станции выделяется IP-адрес из диапазона, доступного провайдеру, который свободен на данный момент. Этот IP-адрес далее используется абонентской станцией до конца своего сеанса связи. По завершении соединения производится запись о времени, проведенном пользователем на модемном входе.

Однако, для удобного соединения с Интернет этого еще недостаточно. Для того чтобы использовать символьную, а не номерную запись имен компьютеров в Интернет, необходим DNS-сервер (Domain Name Server). Он отвечает за расшифровку символьных имен удаленных сетевых узлов, обеспечивающих Интернет-ресурсы, в их IP-адреса. Прежде чем произойдет какое-либо соединение с удаленным узлом, происходит обращение к DNS-серверу — на него передается символьное имя удаленного сервера, а DNS возвращает его номерной адрес (IP-адрес), либо ошибку, если такого имени найти не удалось. Для ускорения процессов преобразования символьных адресов сетевых узлов в числовые IP-адресаи повышения надежности упровайдераобычно устанавливается два DNS-сервера — основной и резервный.

Кроме DNS-сервера,упровайдераимеются еще Mail-, WWW- и news-серверы. Почтовый (Mail)сервер, как и система авторизации, не является предметом постоянного использования. Однако, на почтовом сервере хранятся письма пользователей и возможные сбои на накопителях информации могут привести к потере данных. Чтобы этого избежать, нужно регулярно производить копирование —для быстрого восстановления информации, если произошел сбой. WWW-иnews-серверысодержат информацию, которая в большинстве случаев не является критичной для пользователя. Если же WWW-сервер предполагает размещение пользовательских HTML-страниц, то, как и в случае с почтой, наверное, разумно их резервное копирование.

На схеме отмечены также пользователи, имеющие прямое сетевое подключение. Фактическое их отличие от модемных пользователей состоит в том, что они имеют постоянное соединение и фиксированный IP-адрес. Очевидно, что в этом случае нет необходимости в системе авторизации. Проверка имени и пароля происходит непосредственно при обращении к почтовому серверу провайдера, если он используется такими пользователями. Для других же серверов провайдера авторизация не нужна. То, что остается таким же критичным, — это серверы DNS.

Примечание.

Когда у пользователь имеется прямое сетевое подключение, то он может держать свой почтовый сервер. В этом случае его имя, очевидно, будет отличаться от имени почтового сервера провайдера.

Особое место в узле Интернет-провайдерызанимает Firewall[38]) — это самый загруженный по своему местоположению и функциям участок. Именно через firewall (межсетевой экран) проходят все внешние пакеты, идущие в Интернет или приходящие из него внутрь сети провайдера. От того, насколько серьезно необходимо оградить сеть провайдераот внешних вторжений, зависит мощность компьютера (или специального сетевого оборудования), работающего как firewall, и установленное на нем программное обеспечение. Обычно firewallнастроен так, что внешние пользователи получают доступ лишь к WWW-серверу провайдера (конечно, и к пользовательским HTML-страничкам, если таковые есть). Разумеется, можно послать электронное письмо какому-либо адресату внутри сети провайдера. Этим доступ извне зачастую огранивается. А вот трафик пакетов наружу в Интернет проверяется далеко не всегда — в лучшем случае он протоколируется. Это связано с большим числом пользователей в сети провайдера и с высокой загруженностью firewall-шлюза при организации полного контроля.

Примечание.

Именно этим обстоятельством (т.е. отсутствием постоянного и жесткого надзора за выходным трафиком) объясняется то, что работа через Интернет-провайдера является весьма популярной у хакеров. Собственно, для этого созданы все условия — отсутствие полного контроля выходящих пакетов, случайные IP-адреса абонентских станций при их подключении через модемы, большое количество пользователей, которые могут подключиться к узлу Интернет-провайдера.

Конечно, одного firewall может быть недостаточно: даже если он справляется с работой, эффективнее использовать их несколько. В управлении сетью провайдера помогает также разумная ее сегментация: например, выделение в особый сегмент пользователей с прямым сетевым подключением. Возможно также разделение отдельных модемных пулов, выделение почтового сервера в отдельный сегмент и так далее. В этом случае помимо общего firewall на отдельных сетевых сегментах провайдера могут быть также внутренние firewall, более низкого ранга.

Последнее, что осталось упомянуть, — это внешний канал Интернет-провайдера. Здесь его пропускная способность в буквальном смысле определяет, насколько «узок» это участок. Величина канала зажата между нижней разумной величиной пропускной способности, когда пользователи еще не уходят от провайдера, и верхней разумной стоимостью арендной платы, когда провайдер еще не разоряется. Здесь необходимо найти разумный компромисс. Арендовать канал, который только-только обеспечивает потребности пользователей на данный момент, естественно неразумно, т.к. малейшее расширение сети или количества пользователей сделает его неэффективным. Платить же за очень хороший канал зачастую не выгодно, потому что рано или поздно на своем пути он наткнется на более узкое место и от его пропускной способности уже ничего не будет зависеть.

Web-браузеры.

Как уже упоминалось ранее для просмотра WWW-ресурсовглобальной сетиИнтернет необходимо на клиентских станциях, подключенных к сети, установить клиентские программное обеспечение, называемое Web-браузерами (browsers) или Web-навигаторами. Назначение этих программных продуктов следующее:

§ Обеспечение соединения пользовательской станции с удаленным информационным сервером глобальной сети, содержащим информационные ресурсы, интересующие пользователя;

§ Организация и поддержка двухстороннего сеанса связи между абонентами и удаленным сервером;

§ Получение с удаленного сетевого узла информации, запрошенной пользователем и преобразование этой информации (путем выполнения определенного сценария) в формат, удобный для просмотра;

§ Реализация пользовательского интерфейса на абонентской рабочей станции, позволяющего просмотреть полученные от удаленного узла электронные HTNL-документы;

§ Завершение сеанса связи с удаленным сервером.

Современные Web-браузерывоспринимают не только текст и графику.Они могут воспринимать музыку, речь, обеспечивают прослушивание радиотрансляции по Интернет, просмотр видеоконференций и видеофильмов, работу со службой передачи файлов, со службой электронной почты, с системой теленовостей (службой сетевых новостей) и многое др.

Основная задача любого браузера— сделать общение абонента с сетью Интернет, удобным и приятным, простым и эффективным. Чаще всего это общение сводится к путешествиям по Всемирной паутине Интернет и выполнению следующих процедур: просмотра, получения, подготовки и отправки сообщений; оперативного взаимообмена текстовой, графической, аудио и видео-информацией; поиска, просмотра и доставки найденных по запросам данных; публикация и получение опубликованных сетевых новостей и HTNL-документов и т.д.

Поскольку браузеров много, а удаленный сервер, предоставляющий им определенные информационные ресурсы, только один, то желательно поручить как можно больше работы по обработке данных клиентской стороне. Однако, подобная схема общения и обработки данных между Web-браузерероми удаленным сервером применима только тогда, когда не предусматривается высокая активность работы браузера по передаче данных в обратном направлении, т.к. это приведет к большой загрузке входных каналов связи сервера и заметных затрат его времени на загрузку и обработку ответов. В результате, эффективная производительность удаленного сетевого узла по обработке данных в рассмотренном варианте обмена информацией между клиентом и сервером резко падает. Чтобы исключить подобную ситуацию применяется следующее практическое правило:

Правило. сценарии на клиентской стороне следует использовать только для материализации представлений и выполнения относительно простых вычислений типа: «Стоимость = Количество х Цена».

Типовая структура пользовательского интерфейса Web-браузерераприведена на рис.12.10 и она включает следующие элементы:

§ Строка главного меню содержит имена групп команд, объединенных по функциональному признаку. Она находится в верхней части экрана. Выбор одного из режимов меню открывает соответствующее подменю, а выбор определенной опции в нем обеспечивает доступ к подменю более низкого уровня. Эта система вложенных (ниспадающих) меню составляет основу интерфейса Web-браузерера, при этом команды меню обычно выбираются с помощью мыши, клавиш управления курсором или комбинаций нажатия определенных клавиш ("горячих клавиш").

Основные пользовательские функции Internet - student2.ru

Рис.12.10.Типовая структура пользовательского интерфейса Web-браузерера.

§ Панели инструментов,содержащие определенное количество элементов управления интерфейсом (кнопок), предназначенных для быстрой активизации выполнения определенных команд меню и функций Web-браузерера.

§ Адресная срока, предназначенная для ввода адреса запрашиваемого сетевого ресурса (WWW, FTPи др.).

§ Строка состояния (статуса)показывает имя просматриваемого Web-документа. В этой строке может выводиться также дополнительная справочная информация.

§ Рабочее поле— это пространство на экране дисплея для просмотра Web-документа и работы с ним. Максимальный размер рабочего поля определяется стандартными параметрами монитора. В рабочем поле при необходимости могут формироваться несколько окон — окно просмотра Web-документов; окно быстрого доступа к ссылкам на адреса избранных web-сайтов; окно для вывода журнала протоколирования действий пользователя и т.д.

§ Линейка прокруткислужит для перемещения текста документа в рабочем поле окна — вертикальное перемещение текста обеспечивается вертикальной линейкой прокрутки, а горизонтальное — горизонтальной линейкой прокрутки.

Среди программных продуктов, реализующих функции клиентских WWW-программ,наиболее известными являются следующие Web-браузереры:

§ Microsoft Internet Explorer 6.0,который в настоящее является самы

Наши рекомендации