Какие еще программы и платформы вы используете для статистической обработки информации в вашей научной работе.

Продуктивность выполняемой работы тесно связана с используемыми инструментами. Так, по легенде, Архимед заявил, что сможет перевернуть Землю, если получит необходимую точку опоры и рычаг. Но необходимого инструментария у великого философа не оказалось, и наша планета до сих пор летит по своей орбите. Похожая ситуация складывается и в области статистического анализа результатов исследований. Проводить статобработку данных вполне возможно, имея только лишь карандаш и бумагу, но намного быстрее и эффективней делать это при помощи специальных инструментов, а именно статистического программного обеспечения. Строго говоря, программные пакеты, применяемые для статистического анализа, следует относить к математическим программам, поэтому в данной статье термины «математический» и «статистический» будут использоваться как синонимы.

Как правило, первые шаги в статистике молодые ученые делают в табличных процессорах, причем подавляющее большинство использует MS Excel. Второй по популярности табличный процессор на сегодняшний день - Calc из офисного пакета OpenOffice.org. К сожалению, некоторые исследователи воспринимают эти программы как наиболее удобный и подходящий инструмент для анализа. Однако они заблуждаются. Использование подобного софта допустимо в тех случаях, если необходимо выполнить простейшие операции вроде сортировки данных, вычисления описательных статистик, построения некоторых видов графиков, а также просто для того, чтобы сохранить первичные данные своего эксперимента и вести лабораторный журнал. Другими словами, полноценнаястатобработка результатов исследования в Excel невозможна. Это офисное приложение, а не научное.

Все научные математические приложения можно разделить на две большие группы: программы с графическим интерфейсом и без него.

Для начала познакомимся со средой статистических вычислений и языком программирования R. Его истоки лежат в языке программирования S, с которым у них очень много общего. В системе R имеются широкие возможности для статистической обработки данных, в том числе и для работы с графикой, а оконный интерфейс можно установить как дополнительное приложение.

На сегодняшний день язык S является основой приложения S-PLUS, разрабатываемого TIBCO SoftwareInc., и, в отличие от R, представляет собой коммерческий продукт. S-PLUS имеет приятный графический интерфейс, ввод данных в котором может быть осуществлен путем загрузки из внешнего файла, базы данных или же копированием таблицы из текстового файла, либо табличного процессора.

Еще одно популярное статистическое приложение - это система SAS, которая зародилась в 60-х годах XX века в Университете Северной Каролины как приложение для анализа результатов сельскохозяйственных исследований. На сегодняшний день система продолжает развиваться в компании SAS Institute, которая выпустила уже девятую версию этой программы. Область применения SAS - самые разнообразные научные исследования, бизнес аналитика и т. д.

Но помимо статистического софта «широкого профиля» существуют программы ориентированные на ученых, работающих в области биомедицинских исследований. Так, программа MedCalc, разрабатываемая с 1993 года бельгийской компанией MedCalcSoftware, позиционируется как полноценное статистическое приложение, созданное в соответствии с потребностями исследователей биомедицинского направления.

Statistica разрабатывается компанией StatSoft. На сегодняшний день последней версией является Statistica 9. Программа SPSS, название которой - это аббревиатура от StatisticalPackagefortheSocialSciences, относительно недавно стала принадлежать компании IBM и сменила название на PASW (PredictiveAnalyticsSoftWare) Statistics. Системы STATISTICA и SPSS обладают широкими графическими возможностями. Они включают в себя большое количество разнообразных категорий и типов графиков, в том числе научные, деловые, трехмерные и двухмерные графики в различных системах координат, специализированные статистические графики — гистограммы, матричные, категоризованные графики и др.

Как видите, в мире существует множество приложений для статистического анализа. Лишь малая часть из них была вкратце описана в данной статье. За ее пределами остались такие программы как Minitab, MatLab, Octave, GenStat, JMP, Analyse-it, отечественная разработка STADIA и множество других, больших и маленьких, дорогих и бесплатных программ.

5 Автоматизация эксперимента, статистической обработки данных, подготовки научных публикаций.

Плодотворное развитие педагогической науки может происходить только при условии творческого переосмысления накопленного ею теоретического и практического опыта, т.е. в процессе исследовательской деятельности. Известно, что исследования опираются, прежде всего, на конкретные факты, которые можно получить только в ходе проведения экспериментов. Современной тенденцией в сфере исследований является повышение качества и количества анализа поступающей в ходе исследования информации.

Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества делает возможным поднять на новый уровень организацию и качество исследовательской работы.

Можно условно выделить пять этапов конструирования логики исследования.

Первый этап — накопление знаний и фактов:

-выбор проблемы и темы исследования,

- обоснование её актуальности, уровня разработанности;

- ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений в данной и смежных областях;

- изучение практического опыта учебных заведений и лучших педагогов;

- определение объекта, предмета, цели и задач исследования.

Для проведения обзора состояния рассматриваемой проблемы молодой ученый обычно шел в библиотеку и там проводил поиск литературы по интересующему вопросу. Зачастую найти статьи (а тем более, материалы конференций) по требуемой тематике в фондах крупных библиотек работа не простая, трудоемкая и не всегда дающая желаемый результат.

Изучение имеющейся литературы даёт возможность узнать, какие стороны проблемы уже достаточно изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы ещё не исследованы. На данном этапе мы видим несколько возможностей использования информационных технологий:

1. для поиска литературы:

а) в электронном каталоге реальной библиотеки ВУЗа, а также заказ литературы через внутреннюю сеть библиотек;

б) в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefox и др., различных поисковых машин (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru, Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Lycos.com и т.д.).

На сегодняшний день через Internet из русскоязычных ресурсов доступны электронные версии многих российских газет и журналов, посвящённых вопросам воспитания и образования, базы рефератов, диссертаций, курсовых и дипломных работ, энциклопедии, электронные толковые словари, виртуальные учебники по некоторым предметам высшей школы для дневной и дистанционной формой обучения, информация о некоторых важных событиях и мероприятиях в сфере педагогической науки и образования. Интерес представляют собой электронные библиотеки, как например Российская Государственная Библиотека www.rsl.ru, Электронная Библиотека Института Философии РАН www.philosophy.ru/library, Научная Электронная Библиотека www.elibrary.ru, а также системы поиска книг в электронных библиотеках www.gpntb.ru, www.sigla.ru. Internet предоставляет также возможность для общения и обмена мнениями среди исследователей на форумах, как, например, на Молодёжном Научном Форуме www.mno.ru/forum.

2. для работы с литературой в ходе:

• составления библиографии — составления перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;

• реферирования — сжатого изложения основного содержания работы;

• конспектирования — ведения более детальных записей, основу которых составляют выделение главных идей и положений работы;

• аннотирования — краткой записи общего содержания книг или статей;

• цитирования — дословной записи выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

С помощью текстового редактора MS Word можно автоматизировать все вышеперечисленные операции.

3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMT XT) с использованием электронных словарей (AbbyLingvo 7.0.)

4. хранения и накопления информации.

Педагог-исследователь может хранить и обрабатывать большие массивы информации с помощью CD-, DVD – дисков, внешних накопителей на магнитных дисках, Flash-дисков

5. для планирования процесса исследования.

Система управления MicrosoftOutlook позволяет хранить и вовремя предоставлять информацию о сроках проведения того или иного мероприятия, конференции, встречи или деловой переписки, имеющей отношение к исследованию.

Наши рекомендации