Учебно-профессиональная деятельность и профессиональные интересы старшеклассников
В период ранней юности ведущей деятельностью является учебно-профессиональная деятельность. В старшем школьном возрасте учебная деятельность существенно отличается от учебной деятельности подростков и дело здесь не только в углублении содержания обучения, во введении новых учебных разделов, главное существенное отличие учебной деятельности старшеклассников от учебной деятельности подростков заключается в том, что в старшем школьном возрасте предъявляются значительно более высокие требования к учебной деятельности, предусматривающий достаточно высокое развитие абстрактного, теоретического мышления, умение старшеклассников самообучаться.
Активные размышления старшеклассников над своим будущим в основном являются следствием сложившейся направленности по выбору профессии. Эта их направленность еще непрочная, а многим из них свойственны различные колебания. Их свидетельством является одновременный интерес к нескольким профессиям, конфликт между стремлениями и способностями, между идеализированным видением будущей профессии и реальными перспективами (ученик хочет поступить в высшее учебное заведение, но это невозможно из-за низкой успеваемости или отсутствия средств на оплату за обучение; интерес ученика не совпадает с желанием родителей). Старших школьников, которые еще не определились в выборе профессии, волнует проблема выбора, и они часто общаются по этому поводу со сверстниками и взрослыми [23].
В подростковом возрасте детские формы мечты о профессии меняются размышлениями о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало [5].
Они хорошо понимают необходимость обучения в школе для будущей трудовой деятельности, для продолжения обучения в высших учебных заведениях, получение специальности, для жизни. Обучение в старших классах или в профессионально-технических училищах ясно осознается ими как подготовка к будущей жизни, к трудовой деятельности [7].
Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющихся психологических и психофизиологических ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.
Многое может стимулировать появление интереса к определенной профессии: учение, люди, книги, телевидение. Дети интересуются многими вещами, часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные секции и кружки. Очень часто они переоценивают свои возможности. Занятия в кружках помогают подростку осознать свои склонности, возможности, недостатки. Проверка себя в деятельности - лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращения разочарований.
Возникновение потребности в решении вопроса будущей профессии побуждает старшеклассника к активности и поиску средств для ее удовлетворения. Именно поэтому в этом возрасте начинается осознание своего места в профессиональном будущем. Личностное самоопределение старшеклассника под влиянием формирований системы взглядов, убеждений и интересов.
«Самоопределение» позволяет личности осознавать себя во всем богатстве своих отношений к окружающему миру и определяет ее систему ценностей, идеалов, жизненных и социальных планов, социальных ролей с соответствующими формами поведения [14].
Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении - задача не из простых и не из легких. Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи различных интересных специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором.
Важнейшей, неотложной и трудным делом для старшеклассника является выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, старшеклассник внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, перед днем другой, более богатой и настоящей жизни, которая одновременно манит и пугает его [29].
На профессиональное самоопределение личности старшеклассника влияют социально - экономические условия, межличностные отношения, возрастные особенности, ситуативные факторы, но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, ее активности, ответственности за свое становление.
В возрастной психологии выделяют пять этапов профессионального самоопределения:
- первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок проигрывает различные профессиональные роли;
- второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем определенной профессии;
- третий этап - охватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста, и предполагает предварительный выбор профессии;
- четвертый этап - практическое принятие решений, собственно выбор профессии включает в себя два основных компонента: определение уровня квалификации будущей деятельности, объема и времени подготовки к ней;
- пятый этап - выбор конкретной специальности [6].
Выбрать профессию очень сложно и долго. Происходит откладывание во времени профессионального самоопределения в связи с отсутствием устойчивых интересов.
Интерес к определенной сфере деятельности является по существу профессиональным интересом. В основе которого лежат потребности, мотивы, способности, которые при правильно организованном учебно-воспитательном процессе с учетом влияния социального окружения позволяют всесторонне развивать личность ученика, создают предпосылки для овладения им комплексом знаний, умений и навыков, необходимых для овладения будущей профессией.
Структурным компонентом профессионального самоопределения является наличие профессионального плана - обоснованное представление о выбранной сфере трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста. Профессиональный план - это составляющая жизненного плана - представление человека о желаемом образе жизни, то есть о социальном, профессиональном, семейном статусе, а также о путях и способах его достижения.
Основные компоненты профессионального плана:
- представления о роли труда в жизни человека (ценностно-мотивационный аспект выбора профессии);
- далекая перспективная профессиональная цель (мечта), согласованная с другими жизненными целями (семья, уровень материального благосостояния и др.);
- знания профессий и соответствующих профессиональных учебных заведений;
- знание своих возможностей для достижения поставленной цели (реальная самооценка внутренних и внешних факторов выбора профессии);
- знание путей подготовки к достижению поставленной цели и путей работы над собой;
- реальная подготовка к достижению цели и реализация отдельных компонентов профессионального плана в ходе пробных поисковых действий; при необходимости - другой вариант профессионального плана, новый профессиональный выбор в случае несоответствия возможностей и выбранных перспектив [19, 28].
Формирование образа профессионального будущего как предпосылки успешного решения проблемы профессионального выбора тесно связаны с индивидуально-личностными характеристиками субъекта будущей профессиональной деятельности и условиями социальной ситуации при которых развиваются и реализуются его потенциальные способности и возможности [12].
Итак, профессиональное самоопределение чаще всего определяется как выбор человеком направления и содержания своего дальнейшего развития, сферы и средств реализации индивидуальных качеств и способностей, социальной среды для воплощения своей жизненной цели и нравственных ценностей; это - целостный, интегративный процесс, в котором реализуются основные жизненные ценности человека и конкретизируются аспекты его жизненного, личностного, социального самоопределения.
Профориентация в школе
Профориентация - это научно-практическая система подготовки личности к самостоятельному и осознанному выбору профессии. Основным объектом этой системы является личность ученика в разные возрастные периоды ее развития - от младшего до старшего школьного возраста [26].
Современный подход в профориентации - личностно-ориентированный - предполагает своевременную поддержку и развитие тех особенностей и характеристик личности, которые будут предпосылкой будущей успешной профессиональной деятельности, способствуют познанию окружающего мира, самопознанию, самореализации личности, осознанию собственной роли в выборе профессии[ 15].
Проблема профессионального самоопределения старшеклассников - одна из самых актуальных проблем юношеского возраста.
Ученики выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные трудности в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они делают этот выбор под влиянием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых или друзей). При этом подростки считают, что имеют достаточное количество информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения [11].
Поэтому в этом случае необходима помощь психолога, а именно профориентационная работа с ними.
Профориентационную работу в школе проводят учителя, классные руководители, другие члены педагогического коллектива, специалисты различных отраслей производства.
Общеобразовательная школа готовит старшеклассников к выбору профессии всем содержанием и методами учебно-воспитательной работы. В этой подготовке важно все: система общеобразовательных знаний, политехническое и трудовое обучение, идейно-политическое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание учащихся. Однако выбор профессии не может быть только как побочный результат общей школьной и внешкольной воспитательной работы. Нужна специальная система мер, направленных на подготовку учащихся старшего школьного возраста именно к профессиональному самоопределению. На основе этой системы и формируется в личности то особое психологическое образование, называется готовности к сознательному выбору профессии.
Психологические особенности профориентационной работы используют в своем арсенале такие методы как наблюдение, эксперимент, методы беседы, анкетирование, изучение продуктов деятельности.
Выделяют три этапа профконсультационной работы:
Подготовительный - должен подвести учащихся к осознанному выбору профессии, этот этап длится в течение всего периода школьного обучения.
Оказание помощи в выборе профессии в соответствии с умениями, навыками, интересами и психофизиологическими способностями ученика. Эту работу проводят специалисты-профконсультанты вместе с учителями школы.
Уточняющая профконсультация нередко выходит за пределы школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.
На каждом из этих этапов профконсультация имеет разный характер. На первом этапе подготовка учащихся, прежде всего, носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта заключается в предоставлении правильного направления.
На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает следующие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбранной профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможности получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную [27].
Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу [9].
Задача профессионального консультанта выявить в личности желание и готовность к будущей профессии, научить ставить перед собой цель и достичь ее.
Профконсультант должен знать как психологическое состояние человека, которого консультирует, так и его индивидуальные особенности. Определив в процессе беседы индивидуально-психологические особенности, эмоциональное состояние и имеющиеся профессиональные возможности клиента, профконсультант может начинать поиск среди профессий и вакантных рабочих мест, соответствующих имеющимся возможностям и опыту. Для положительного результата нужно собрать как можно больше информации о клиенте. Для этого используют различные формы и методы.
Как формы профессиональной ориентации можно выделить следующие: «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций, ярмарки вакансий и пр.
Формы реализации профессиональной консультации могут быть коллективными, групповыми и индивидуальными. Важную роль в профориентации учащихся играют факультативные курсы. Значительная их часть ориентирует старшеклассников на конкретную профессию и дает им определенный объем знаний умений и навыков по данной профессии.
Итак, результатом профориентационной работы является профессиональное самоопределение старшеклассников. На современном этапе развития общества именно это должно стать не узко направленной профессиональной специализацией, а готовностью ученика к будущей профессии и карьере, способностью самостоятельно ставить цели, определять этапы их достижения, оптимально используя все имеющиеся ресурсы. Важнейшей целью социально-педагогической помощи является помощь личности в правильном построении жизни и реализации его личных планов.
Выводы по первой главе
В период ранней юности продолжает формироваться самосознание. Существенным отличием формирования самосознания в юношеском возрасте по сравнению с подростковым возрастом выступает необходимость осознать свои личностные проявления при поиске будущего места в самостоятельной трудовой жизни.
В период ранней юности ведущей деятельностью является учебно-профессиональная деятельность. В учебной деятельности старших школьников осуществляется достаточно высокое развитие абстрактного, теоретического мышления, умение старшеклассников самообучаться.
Активные размышления старшеклассников над своим будущим в основном являются следствием сложившейся направленности по выбору профессии. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения.
«Самоопределение» позволяет личности осознавать себя во всем богатстве своих отношений к окружающему миру и определяет ее систему ценностей, идеалов, жизненных и социальных планов, социальных ролей с соответствующими формами поведения.
На профессиональное самоопределение личности старшеклассника влияют социально - экономические условия, межличностные отношения, возрастные особенности, ситуативные факторы, но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, ее активности, ответственности за свое становление.
Профессиональное самоопределение чаще всего определяется как выбор человеком направления и содержания своего дальнейшего развития, сферы и средств реализации индивидуальных качеств и способностей, социальной среды для воплощения своей жизненной цели и нравственных ценностей; это - целостный, интегративный процесс, в котором реализуются основные жизненные ценности человека и конкретизируются аспекты его жизненного, личностного, социального самоопределения.
Становление профессионального самоопределения старшеклассников происходит в ходе профориентационной работы, готовящей ученика к будущей профессии и карьере, развивающей способность самостоятельно ставить цели, определять этапы их достижения, оптимально используя все имеющиеся ресурсы. Важнейшей целью социально-педагогической помощи является помощь личности в правильном построении жизни и реализации его личных планов.