Общая характеристика ранней юности

Ранняя юность - это возраст непосредственной подготовки подрастающей личности к жизни как взрослого человека, к выбору специальности, к непосредственному овладению ею, к выполнению ответственных социальных функций. За это время растущая личность постепенно достигает такой степени физической, психической и социальной зрелости, на котором она вполне способна сознательно и самостоятельно их выполнять [31].

В течение юношеского возраста (от 15 - 16 до 20 лет) личность достигает высокого уровня интеллектуального развития, обогащает ментальный опыт, впервые масштабно рассматривает свой внутренний мир, свою индивидуальность, формирует целостный «Я-образ», самоопределяется в жизненных и профессиональных планах, осмысленно направляет свой взгляд в будущее, что свидетельствует о переходе ее к этапу взрослости.

Различные признаки юношества как особой социально - психологической, демографической группы, которой свойственны специфические ценности, язык и нормы поведения, стиль, досуг, решительность в реализации замыслов, свидетельствует о свойственной только ему социальной, психологической ситуации развития [2].

Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) - это период завершения физического созревания организма, завершающий этап начальной социализации личности.

Физическое развитие старшеклассников характеризуется следующими анатомическими и физиологическими изменениями, тесно связанными между собой. Темпы увеличения роста и веса замедляются, причем юноши наверстывают недавнее отставание от девушек.

Ранний юношеский возраст связан с процессом социализации. Как правило, девушки опережают в социальном развитии ребят. Они глубже и эффективнее усваивают социальные роли, возлагают на себя ответственность за свою жизнь.

В отношениях со старшими старшеклассники стремятся освободиться от контроля и опеки со стороны родителей и учителей, а также от установленных ими норм и порядков. В этом процессе принято различать стремления к автономии в сфере поведения (потребность и право самостоятельно решать личные проблемы), эмоциональной автономии (потребность и право иметь собственные, самостоятельно избранные, вкусы) и нормативной автономии (потребность и право на собственные нормы и ценности) [11] .

Достигается независимость поведения в сфере досуга. Юноши и девушки все больше проводят его вне дома и школы, предпочитая сверстников как партнеров по совместному досугу.

Для того, чтобы стать взрослым, молодой человек или девушка должны разорвать эмоциональную зависимость от родителей. Родители, как правило, болезненно реагируют на такое охлаждение со стороны своих детей, жалуются на их черствость и равнодушие. Однако это временное явление, эмоциональный контакт с родителями восстанавливается после завершения кризисного периода на новом уровне, если, конечно, бестактность и бесцеремонность старших не закрывают для них внутренний мир молодого человека надолго, а то и навсегда [8].

В юношеском возрасте все же растет интерес к взрослым. Знания, опыт близких людей помогают ориентироваться в вопросах, связанных с будущей жизнью. Со временем меняется и характер общения со сверстниками. Уменьшается количество друзей за счет изменения качества дружбы, она приобретает интимно-личностное значение.

В период ранней юности возникают такие новообразования как формирование мировоззрения и убеждений, профессиональные интересы, дальнейшее формирование самосознания и осознанной потребности в самовоспитании, мечты и идеалы, первая юношеская любовь.

В старшем школьном возрасте закладываются основы мировоззрения, поскольку именно в этом возрасте происходит большое расширение кругозора школьников, накопления знаний о мире, развитие абстрактного мышления у старшеклассников разное, однако у всех старшеклассников наблюдаются определенные изменения в познавательной сфере, которые выступают основой для юношеского философствования.

В период ранней юности продолжает формироваться самосознание. Существенным отличием формирования самосознания в юношеском возрасте по сравнению с подростковым возрастом выступает необходимость осознать свои личностные проявления при поиске будущего места в самостоятельной трудовой жизни.

В самосознания старшеклассников наблюдается противоречивое явление: с одной стороны они умеют значительно лучше и полнее осознавать собственные качества, чем подростки, однако самооценка подростков более объективна, чем самооценка старшеклассников. Причиной такого явления является то, что подростки, будто смотрят на себя глазами окружающих, а потому их самооценка основывается на объективной оценке их личности со стороны других, что обеспечивает ее адекватный характер. В старшем школьном возрасте развивается тенденция к самостоятельной оценке собственной личности, а себя самостоятельно оценить труднее, чем понять со стороны окружающих [23].

Подростки при оценке собственной личности ориентируются на свое настоящее бытие, а старшеклассники осознают себя по ориентации на собственное будущее. Старшеклассники в отличие от подростков, способны осознавать не только отдельные свойства своей личности, но и собственную личность в целом. В этом помогает то, что юноши и девушки способны осознавать не только простые качества, которые отражают отношение к учению, но и сложные качества, которые отражают многосторонние взаимоотношения человека с окружающим миром (чувство собственного достоинства). Более высокий уровень развития самосознания старшеклассников обусловливает и более осознанную потребность в самовоспитании. В отличие от подростков, старшеклассники не только стремятся развивать в себе отдельные положительные качества личности, или преодолевать отдельные недостатки своего характера, но и способны формировать собственную личность в целом. Это означает, что старшеклассники превращаются из объекта воспитательных воздействий взрослых в объект и субъект воспитания [6].

Наши рекомендации