Вставка рисунка из графического файла
Microsoft Word позволяет вставлять в документ рисунки из графических файлов всех основных графических форматов: jpeg, bmp, gif, tiff и др.
Установить курсор туда, где будет находиться вставляемый рисунок. При необходимости потом рисунок можно будет переместить в другое место. Нажать кнопку Рисунок в группе Иллюстрации вкладки Вставка. В окне Вставка рисунка перейти в папку с нужным графическим файлом. Дважды щелкнуть по значку файла рисунка или выделить значок и нажать кнопку Вставить.
Вставка рисунка из коллекции картинок Microsoft Office
Картинками (клипами) в Microsoft Office называют мультимедийные файлы: иллюстрации, фотографии, звуки и видео. Можно пользоваться как коллекцией клипов, поставляемой вместе с Microsoft Office, так и, при наличии подключения к интернету, веб-коллекцией с сайта Microsoft.
Установить курсор туда, где будет находиться вставляемый рисунок. Нажать кнопку Картинка в группе Иллюстрации вкладки Вставка, после чего появится область задач Картинка. В поле Искать ввести ключевое слово искомого рисунка. Щелкнуть стрелку поля Искать объекты и установить флажок рядом с названиями тех видов клипов, которые требуется найти. Нажать кнопку Начать. В области задач Картинка будут отображены эскизы найденных рисунков. Щелкнуть по эскизу, чтобы вставить рисунок в документ.
Изменение положения рисунка в документе
Первоначально рисунок вставляется непосредственно в текст документа как встроенный объект без обтекания текстом.
Для того чтобы рисунок можно было свободно перемещать в документе, следует установить для него один из режимов обтекания текстом.
Выделить рисунок. Щелкнуть по кнопке Обтекание текстом в группе Упорядочить вкладки Формат. Для рисунка можно выбрать один из стилей обтекания: Вокруг рамки, По контуру, За текстом, Перед текстом или другой.
Перемещение рисунка
Рисунки, оформленные в режиме обтекания текстом, можно перетаскивать мышью. Чтобы рисунок перемещался строго по горизонтали или по вертикали, во время его перетаскивания удерживать нажатой клавишу Shift.
Установка рамки
Рамка устанавливается одинаково для всех рисунков, независимо от режима обтекания. Выделить рисунок. Щелкнуть по кнопке Граница рисунка в группе Стили рисунков вкладки Формат. В появившейся галерее выбрать цвет линии. Щелкнуть еще раз по кнопке Граница рисунка, выбрать команду Толщина и в подчиненной галерее выбрать толщину линии. При необходимости щелкнуть еще раз по кнопке Граница рисунка, выбрать команду Штрихи и в подчиненной галерее выбрать тип штриховой линии.
Для удаления любой рамки следует щелкнуть по кнопке Граница рисунка в группе Стили рисунков вкладки Формат и в появившейся галерее выбрать команду Нет контура.
Подготовка к печати и печать документа
К основным параметрам страницы относятся размер страницы, поля и ориентация страницы.
Параметры страницы можно устанавливать, как для всего документа, так и для его отдельных разделов.
Для выбора и установки параметров страницы используют элементы группы Параметры страницы вкладки Разметка страницы.
По умолчанию параметры страницы устанавливаются не для всего документа, а только для текущего раздела, то есть того, в котором в данный момент находится курсор или выделен фрагмент.
При наличии разрывов разделов в документе для установки параметров страницы всего документа необходимо предварительно выделять весь документ или пользоваться диалоговым окном Параметры страницы.
К диалоговому окну Параметры страницы можно перейти, щелкнув по значку группы Параметры страницы.
Установка полей страницы
Во вкладке Разметка страницы в группе Параметры страницы щелкнуть по кнопке Поля и в появившемся меню выбрать один из предлагаемых вариантов. При наличии разделов в документе выбранный размер полей будет установлен только для текущего раздела.
Для выбора произвольного размера полей и/или применения их для всего документа выбрать команду Настраиваемые поля.
В счетчиках Верхнее, Нижнее, Левое, Правое вкладки Поля диалогового окна Параметры страницы установить требуемые размеры полей. При необходимости выбрать требуемый параметр в раскрывающемся списке Применить. При подготовке документа к печати на двух сторонах листа бумаги в раскрывающемся списке несколько страниц можно установить зеркальные поля страниц.
Помимо поля можно предусмотреть дополнительное место для сшивания документа. В счетчике Переплет установить размер поля под подшивку, а в разделе Положение переплета указать, где будет находиться подшивка: слева или сверху. Переплет уменьшит рабочую часть страницы.
Нажать кнопку Исправить для установки минимально возможных для принтера полей.
Могут быть проблемы и при установке слишком больших полей. В этом случае нажать кнопку ОК и внести изменения самостоятельно.
Выбор ориентации страницы
Во вкладке Разметка страницы в группе Параметры страницы щелкнуть по кнопке Ориентация и в появившемся меню выбрать один из предлагаемых вариантов. При наличии разделов в документе выбранная ориентация будет установлена только для текущего раздела.
Для применения ориентации для всего документа щелкнуть по значку группы Параметры страницы вкладки Разметка.
Во вкладке Поля диалогового окна Параметры страницы выбрать необходимую ориентацию и требуемый параметр в раскрывающемся списке Применить.
Работа с колонтитулами
Колонтитулами называют области, расположенные в верхнем, нижнем и боковых полях каждой из страниц документа.
Колонтитулы могут содержать текст, таблицы, графические элементы. Например, в колонтитулы можно включать номера страниц, время, дату, эмблему компании, название документа, имя файла и т.д.
Колонтитулы показаны в окне Word только в режиме отображения Разметка страницы и в режиме предварительного просмотра.
Нельзя одновременно работать с основной частью документа и его колонтитулами.
Для перехода к созданию и/или редактированию колонтитулов дважды щелкните мышью в верхнем или нижнем поле страницы.
Высота колонтитулов определяется счетчиками группы Положение вкладки Работа с колонтитулами/Конструктор). В счетчиках устанавливается расстояние от края страницы до колонтитула. Например, если размер верхнего поля страницы установлен 2 см, а в счетчике установлено расстояние 1,25 см, то высота колонтитула - 0,75 см.
Если содержимое колонтитула превышает установленную для него высоту, размер поля не увеличивается, но текст на странице смещается вниз (при работе с верхним колонтитулом) или вверх (при работе с нижним колонтитулом).
Для завершения работы с колонтитулами и возвращения к основной части документа нажать кнопку Закрыть окно колонтитулов или клавишу Esc.
Нумерация страниц
Расстановка номеров страниц в Word 2010 производится автоматически сразу во всем документе.
Нумерацию страниц можно производить при любом режиме отображения документа, но удобнее это делать в режиме Разметка страницы.
Во вкладке Вставка в группе Колонтитулы щелкнуть по кнопке Номер страницы, в появившемся списке выбрать один из способов расположения нумерации (Вверху страницы, Внизу страницы или На полях страницы), а затем один из вариантов нумерации.
После вставки номера документ автоматически будет переведен в режим работы с колонтитулами.
Установить курсор в то место колонтитула, где должен находиться номер страницы. В группе Колонтитулы вкладки Работа с колонтитулами/Конструктор щелкнуть по кнопке Номер страницы, в появившемся списке выбрать команду Текущее положение, а затем один из вариантов нумерации.
Изменение нумерации
Можно изменить способ нумерации и начальный номер. Во вкладке Вставка в группе Колонтитулы щелкнуть по кнопке Номер страницы и в появившемся списке выбрать команду Формат номеров страниц. В раскрывающемся списке Формат номера выбрать способ нумерации страниц, а в счетчике начать с - установить номер, начиная с которого следует нумеровать страницы.
Для печати и подготовки документа к печати перейти во вкладку Файл и выбрать команду Печать.
В разделе Печать вкладки Файл также можно изменять параметры страницы. Для этого используются Ориентация, Размер бумаги и Поля, а также ссылка Параметры страницы, при щелчке по которой отображается диалоговое окно Параметры страницы.
Предварительный просмотр документа
В правой части раздела Печать вкладки Файл отображается документ в режиме предварительного просмотра.
Предварительный просмотр используется для просмотра документа перед его печатью. Особенно полезен такой режим при печати документов, с которыми работают в режимах отображения Обычный, Веб-документ или Структура.
Тесты и вопросы для закрепления материала
1. Изменение шрифтового оформления фрагмента текста в текстовом редакторе относится к операциям:
a) Откатки;
b) Просмотра;
c) Форматирования;
d) Печати.
2. Для вставки таблицы в документ в текстовых редакторах используется вкладка:
a) Рассылки;
b) Вид;
c) Вставка;
d) Разработчик.
3. Режим просмотра структуры документа в редакторе MS Word дает возможность:
a) Создавать и изменять структуру документа;
b) Увидеть все виды форматирования документа;
c) Изменять масштаб изображения на экране;
d) Создавать и редактировать таблицы.
4. Абзацем называется:
a) Фрагмент текста, процесс ввода которого закончился нажатием на клавишу «Enter»;
b) Выделенный фрагмент текста;
c) Фрагмент текста, границы которого смещены по отношению к границам всего документа;
d) Фрагмент текста, подлежащий форматирование.
5. Стилем называется:
a) Словарь, содержащий перечень слов естественного языка, либо используемого специалистом в ходе общения с компьютером;
b) Набор форматирующих команд, сохраняемый под своим именем, для многократного использования;
d) Операция считывания данных, записанных на внешнем носителе.
6. «Жесткий» признак конца строки создается:
a) Текстовым редактором при достижении правой границы строки и переносе текста с одной строки на другую;
b) При нажатии пользователем клавиши «Tab»;
c) При нажатии пользователем клавиши «Enter»;
d) При нажатии пользователем комбинации клавиш «Shift» +«Enter».
7. Специальный вид документа, представляющий собой основные средства форматирования создаваемого документа, называют:
a) Форматом;
b) Моделью;
c) Шаблоном;
8. Для унификации структуры и внешнего вида документов используются:
a) Шаблоны;
b) Растры;
c) Структуризаторы;
d) Интерфейсы.
9. В строке состояния текстового редактора выводится:
a) Название документа;
b) Масштаб документа;
c) Информация о позиции курсора в документе;
d) Код текущей операции, проводимой с текстом.
Вопросы по теме «Основы работы в текстовом процессоре
MS Word»
1. Каково назначение текстовых процессоров? Опишите функциональные возможности современных текстовых процессоров.
2. Опишите способы выделения элементов в окне документа Microsoft Word.
3. Каково назначение непечатаемых символов? Зачем они нужны на экране? Как включить отображение непечатаемых символов в документе?
4. Что такое абзац текста, чем он отличается от предложения? Какие параметры оформления абзаца вы знаете?
5. Перечислите структурные элементы страницы и покажите их на примере документа. Опишите способы изменения параметров страницы.
6. Что такое колонтитул? Приведите примеры колонтитулов в журналах и ваших учебниках. Опишите назначение кнопок на панели инструментов Колонтитулы.
7. Опишите, чем отличаются варианты представления документа в окне Microsoft Word: режим разметки страницы и режим структуры документа, в каких случаях они целесообразны?
8. Каковы особенности применения таблиц в Microsoft Word? Каковы правила именования ячеек таблицы? Опишите синтаксис формул в таблицах.
9. Опишите порядок создания оглавления документа.
10. Какие возможности предоставляются пользователю по изменению настроек и параметров Microsoft Word?
11. Как установить промежуток времени, по истечении которого Word будет автоматически сохранять документ?
Основы работы в MS Excel
Программа Microsoft Excel предназначена для работы с электронными таблицами, позволяющими собирать, анализировать и представлять в удобном виде количественную и текстовую информацию. С помощью Microsoft Excel можно создавать различные документы для сбора и анализа данных, работать с небольшими базами данных, которые могут располагаться непосредственно на рабочем листе, в виде списков MS Excel, отображать табличные данные в виде диаграмм, форматировать таблицы и диаграммы с помощью встроенных средств и мастеров, импортировать и экспортировать данные в другие приложениями MS Office.
MS Excel, как прикладная программа Windows, выполняется в своем собственном окне приложения. Приложение MS Excel может работать с несколькими рабочими книгами. Каждая рабочая книга состоит из нескольких рабочих листов, каждый из которых может содержать самостоятельную информацию.
Структура документа
Документ Microsoft Excel называют книгой (иногда используют термин "рабочая книга").
Книга Microsoft Excel состоит из отдельных листов (иногда используют термин "рабочий лист"). Вновь создаваемая книга обычно содержит 3 листа. Листы именуются, их можно добавлять и удалять в книгу. Листы могут содержать таблицы, диаграммы, рисунки и другие объекты. Могут быть листы, содержащие только диаграмму.
Столбцы листа именуются буквами английского алфавита. Строки именуются арабскими цифрами.
Каждая ячейка имеет адрес (ссылку), состоящий из заголовка столбца и заголовка строки. Например, самая левая верхняя ячейка листа имеет адрес А1, а самая правая нижняя - XFD1048576. Кроме того, ячейка (или диапазон ячеек) может иметь имя.
Ячейка может содержать данные (текстовые, числовые, даты, время и т.п.) и формулы. Ячейка может иметь примечание.
Просмотр листов
Выбрать режим просмотра листа можно при работе в любой вкладке Excel 2010.
По умолчанию для вновь создаваемых документов установлен режим просмотра Обычный. Этот режим используется для выполнения большинства задач Microsoft Excel, таких, как ввод и обработка данных, форматирование данных и ячеек, вычисления, построение диаграмм и т. д.
Режим Разметка страницы позволяет изменять данные и при этом видеть их так, как они будут напечатаны на бумаге. В этом режиме обычно создают и оформляют колонтитулы.
В режиме Страничный в окне отображается только собственно сама таблица. При переходе в режим Страничный обычно появляется информационное окно Страничный режим.
Во вкладке Вид в группе Режимы просмотра книги можно выбрать еще один режим просмотра - Во весь экран. Этот режим обеспечивает скрытие большинства элементов окна для увеличения видимой части документа.
В отличие от других режимов просмотра, режим Во весь экран устанавливается для всех листов книги и всех открытых файлов.
Одновременный просмотр различных частей листа
Для того чтобы независимо просматривать и прокручивать различные части листа, можно разделить лист по горизонтали и по вертикали на отдельные области.
Можно выделить ячейку, относительно которой следует разделить лист, и нажать кнопку Разделить в группе Окно вкладки Вид.
При необходимости линии разделения листа можно перемещать перетаскиванием.
Для прекращения режима разделения листа следует нажать кнопку Разделить в группе Окно вкладки Вид.
Закрепление областей листа
Закрепление строк, столбцов и областей листа используется при просмотре больших таблиц для того, чтобы при прокрутке листа закрепленные строки и столбцы оставались в окне. Закреплять можно только строки, только столбцы или и строки и столбцы одновременно.
Для закрепления областей листа используют кнопку Закрепить области группы Окно вкладки Вид.
Обычно требует закрепить верхнюю строку листа (названия столбцов таблицы) или первый столбец (названия строк таблицы).
Щелкнуть по кнопке Закрепить области. В меню выбрать соответствующую команду.
Для закрепления произвольной области следует выделить ячейку ниже закрепляемой строки (строк) и правее закрепляемого столбца (столбцов) и в меню выбрать команду Закрепить области.
Для отмены закрепления строк, столбцов или областей листа щелкнуть по кнопке Закрепить области, в меню выбрать команду Снять закрепление областей.
Одновременно разделить лист и закрепить области листа невозможно.