Сопровождение ребенка в семье.

Работа с социальной средой ребенка.

Участие в работе родительского комитета.

Таким образом, социальный работник-педагог в школе имеет очень ши­рокий спектр деятельности.

Литература

См. п.1.7 №№17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 31, 43, 48

Планы семинарских занятий

Тема 1. Роль основных психодинамических теорий в практике социальной работы

1. Психодинамический подход в психосоциальной теории и практике.

2. Основные психодинамические теории.

3. Концепция К. Хорни.

4. Психодинамическая практика работы с клиентом.

5. Концепция Э. Эриксона.

Задание 1. Провести сравнительный анализ психодинамических теорий.

Задание 2. Построить и защитить схему «Классификация психодинамических теорий».

Методические рекомендации по выполнению заданий и освоению плана.

При подготовке к семинарскому занятию согласно плану важно использовать не только основную, но и дополнительную литературу, а также материалы лекционного занятия и результаты работы в рамках соответствующей темы СРСП. При подготовке 1 задания необходимо обратить внимание на общее и отличное в содержании различных концепций в контексте психодинамического подхода к социальной работе. При подготовке задания 2 выявить временной этап создания теории, основные характеристики с точки зрения применения в социальной работе.

Литература

См. п.1.7 №№2, 23, 24, 33, 47

Тема 2.Взаимосвязь консультирования и практической

социальной работы

Сущность консультирования в социальных профессиях.

Особенности организации клиент-центрированной терапии.

Психотерапия и психоконсультирование: общее и различное.

Виды специализированной консультативной помощи.

Задание 1. Выявить роль и специфику консультативной деятельности социального работника

Задание 2. Построить и защитить модель организации клиент-центрированной терапии.

Задание 3. Подготовить и защитить реферат на тему «Консультирование в социальной работе как особая форма работы».

Методические рекомендации по выполнению заданий и освоению плана.

При подготовке 1 задания необходимо обратить внимание на сущность консультирования как особого направления в социальной работе, выявить его возможные направления. При подготовке 2 задания выявить сущность клиент-центрированной терапии, ее основных форм и методов. При подготовке реферата выявить сущность консультирования в социальной работе, опыта ее реализации в практике социальной работы.

Литература

См. п.1.7 №№2, 3, 4, 20, 22, 23, 24

Тема 3. Сущность индивидуальной социальной работы

Система взаимоотношений в индивидуальном помогающем процессе.

Стадии организации индивидуальной социальной работы.

Ценности и принципы индивидуальной социальной работы.

Основные виды индивидуальной социальной работы.

Задание 1. Выявить основные подходы к индивидуальной социальной работе в современной теории социальной работы.

Задание 2. Построить и защитить модель организации индивидуальной работы с клиентом.

Задание 3. Подготовить и защитить реферат на тему «Современный опыт индивидуальной социальной работы»

Методические рекомендации по выполнению заданий и освоению плана.

При подготовке 1 задания необходимо обратить внимание на общее и отличное во взглядах отечественных и зарубежных исследователей в контексте реализации индивидуального подхода к клиенту. При подготовке задания 2 выявить сущность основных этапов индивидуальной работы с клиентом. При подготовке реферата выявить состояние реализации индивидуальной социальной работы в практике работы различных социальных служб, характер проблем и перспективы развития индивидуальной социальной работы.

Литература

См. п.1.7 №№2, 3, 4, 20, 22, 23, 24

Тема 4. Организация практической психосоциальной

работы в группе

1. Специфика групповых процессов.

2. Роль психосоциальных теорий в групповой социальной работе.

3. Общая модель психосоциальной работы в группе.

4. Терапевтические цели социальной групповой работы.

5. Основные этические принципы социальной работы с группой.

Задание 1. Выявить основные подходы к групповой социальной работе в современной теории социальной работы.

Задание 2. Построить и защитить модель организации групповой социальной работы.

Задание 3. Подготовить и защитить реферат на тему «Поведение и роли социального работника в группах»

Задание 4. Подготовить и защитить реферат на тему «Клиническая модель социальной работы с группой»

Методические рекомендации по выполнению заданий и освоению плана.

При подготовке 1 задания необходимо обратить внимание на общее и отличное во взглядах отечественных и зарубежных исследователей в контексте реализации групповой социальной работы. При подготовке задания 2 выявить сущность основных этапов групповой работы, ее возможную взаимосвязь с индивидуальной социальной работой. При подготовке задания 3 выявить состояние взглядов отечественных и зарубежных исследователей на проблему профессионального включения социального работника в групповое взаимодействие с клиентом, сущность его взаимодействия с другими специалистами. При подготовке задания 4 определить специфику клинического аспекта социальной работы с группой, этапы ее реализации, взаимосвязь с другими формами групповой социальной работы.

Литература

См. п.1.7 №№4, 17, 18, 21, 22

Тема 5.Сущность и организация социально-педагогической работы. Содержание современной инфраструктуры социально-педагогической работы

1. Современная проблематика социально-педагогической работы.

2. Основные направления специализации социального педагога.

3. Принципы социально-педагогической работы.

4. Социально-педагогический инструментарий; его применение в работе социального педагога.

5. Социально-педагогическая служба: принципы организации, структура и содержание работы.

6. Социальная инфраструктура. Основные подходы к организации социально-педагогической деятельности.

7. Особенности социально-педагогической работы в учреждениях системы социальной защиты населения.

8. Специфика деятельности социального работника в учреждениях системы здравоохранения.

9. Социальный работник в учреждениях пенитенциарной системы.

Задание 1. Выявить особенности организации работы социально-педагогической службы.

Задание 2. Построить и защитить модель социально-педагогического направления работы социального работника в пенитенциарном учреждении.

Методические рекомендации по выполнению заданий и освоению плана.

При подготовке 1 задания необходимо обратить внимание на сущность социально-педагогической службы, ее возможности в решении конкретных проблем различных категорий клиентов. При подготовке задания 2 выявить сущность пенитенциарного учреждения, характеристику клиентов социальной работы в них и возможности социально-педагогического включения в работу с данными клиентами.

Литература

См. п.1.7 №№2, 23, 24, 33, 47

Тема 6. Структурные и классификационные характеристики социально-педагогической технологии. Роль методов в социально-педагогической технологии

1. Типы социально-педагогических технологий.

2. Взаимосвязь технологии и методов практической работы социального педагога. Соотношение понятий «методика» и «технология».

3. Основные методы социально-педагогической работы. Особенности их применения

4. Классификация уровней социально-педагогических методов.

5. Типы средств социально-педагогических технологий.

6. Техника в работе социального педагога, ее взаимосвязь с технологией, методами и средствами.

7. Классификации социально-педагогических технологий: основания и критерии построения. Критерии эффективности.

8. Субъект и объект социально-педагогической технологии.

9. Отличительные особенности структуры социально-педагогических технологий: общих, частных, диагностико-прогностических.

10. Структура типовой функциональной социально-педагогической технологии.

Задание 1. Определить роль социально-педагогической технологии в решении различных социальных проблем клиентов.

Задание 2. Подготовить и защитить реферат на тему «Теория технологии в современной педагогической и социальной науке».

Задание 3. Подготовить и защитить реферат на тему «Социально-педагогические технологии предупреждения девиантности».

Задание 4. Определить тип социально-педагогической технологии по описанию.

Методические рекомендации по выполнению заданий и освоению плана.

При подготовке задания 1 выявить возможности социально-педагогических технологий в социальной работе, их использование на индивидуальном, групповом уровнях. При подготовке задания 2 определить сущность категории «технология», возможности использования технологий в социальной работе педагогического направления, их виды и характеристики. При подготовке задания 3 выявить конкретное содержание возможных социально-педагогических технологий в профилактике девиантности молодежи. При подготовке задания 4 обратить внимание на предлагаемые характерологические особенности той или иной социально-педагогической технологии.

Литература

См. п.1.7 №№4, 17, 18, 21, 22

Тема 7. Деятельность социального работника по выбору оптимальной социально-педагогической технологии и ее реализации

1. Структура и специфичность социально-педагогической деятельности по выбору оптимальной социально-педагогической технологии.

2. Структура технологии непосредственной подготовки к реализации целевой социально-педагогической технологии. Критерии оценки готовности.

3. Структура и особенности деятельности социального педагога по реализации целевой социально-педагогической технологии. Критерии оценки эффективности.

4. Структура экспертно-оценочной социально-педагогической технологии.

5. Критерии применения технологии оценки социально-педагогической деятельности.

Задание 1. Определить оптимальную социально-педагогическую технологию на основе имеющейся социально-педагогической проблемы.

Задание 2. Выявить основные подходы к определению критериев эффективности социально-педагогических технологий.

Задание 3. Подготовить и защитить реферат на тему «Специфика применения социально-педагогических методик».

Задание 4. Подготовить и защитить реферат на тему «Специфика вариативности методов социально-педагогической работы».

Методические рекомендации по выполнению заданий и освоению плана.

При подготовке задания 1 обратить внимание на предлагаемые характерологические особенности той или иной социально-педагогической проблемы и обосновать использование определенной социально-педагогической технологии в ее решении. При подготовке задания 2 определить сущность современных подходов отечественных и зарубежных исследователей в определении критериев эффективности социально-педагогической технологии. При подготовке задания 3 определить сущность понятия «методика», ее взаимосвязь с понятием «технология»; ее роль в реализации социально-педагогической технологии. При подготовке задания 4 определить содержание методов социально-педагогической работы и возможности их вариативного использования в зависимости от социально-педагогической проблемы.

Литература

См. п.1.7 №№4, 17, 18, 21, 22

Тема 8. Педагогическая культура социального работника

1. Понятие педагогической культуры в содержании социальной работы. Ее компоненты.

2. Структура педагогической культуры социального работника.

3. Формы проявления педагогической культуры.

4. Индивидуальный стиль социально-педагогической деятельности.

5. Пути формирования социально-педагогической культуры специалиста социальной сферы.

Задание 1. Определить влияние педагогической культуры в эффективности деятельности социального работника.

Задание 2. Выявить проблемы формирования социально-педагогической культуры специалиста социальной сферы.

Методические рекомендации по выполнению заданий и освоению плана.

При подготовке задания 1 обратить внимание на сущность педагогического направления деятельности социального работника, дифференцировать его содержание с содержанием деятельности социального педагога. При подготовке задания 2 на основании анализа практики социальной работы вывить сущность проблем формирования педагогической культуры социального работника.

Литература

См. п.1.7 №№2, 3, 4, 20, 22, 23, 24

2.4 Планы лабораторных занятий– учебным планом не предусмотрены

2.5. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

Тема 1. Значение поведенческого подхода в психосоциальной практике

Задание. Определить сущность и содержание поведенческого подхода в практике психосоциальной работы

1. Основные поведенческие теории, используемые в психосоциальной работе.

2. Принципы поведенческой терапии.

3. Опыт поведенческой практики работы с клиентом.

4. Основные методы и процедуры поведенческой терапии.

5. Личностно-ориентированная терапия.

6. Подготовить сообщение на тему «Практика реализации поведенческого подхода в социальной работе»

Методические рекомендации по выполнению заданий.

При подготовке задания необходимо определить сущность основных поведенческих теорий, выявить содержание организации и осуществления поведенческой терапии, критерии ее эффективности; при подготовке сообщения выявить состояние использования психодинамических теорий в современной социальной работе как в Казахстане, так и за рубежом.

Форма проведения – «Круглый стол».

Литература

См. п.1.7 №№2, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 13, 14, 17, 24, 25, 47

Тема 2. Метод решения проблем в практике социальной

работы

Задание. Определить содержание методического обеспечения психосоциальной работы.

1. Диагностическая и функциональная концепции в практике социальной работы.

2. Содержание концепции Х. Перлмана.

3. Функции человеческой индивидуальности.

4. Основные факторы социальной проблемы.

5. Условия организации эффективного терапевтического процесса.

Методические рекомендации по выполнению заданий.

При подготовке задания необходимо определить специфику диагностической и функциональной концепций психосоциальной работы, выявить особенности отбора тех или иных методов.

Форма проведения – «Круглый стол».

Литература

См. п.1.7 №№15, 20, 24, 26, 28, 40, 42, 43

Тема 3. Структура психосоциальной индивидуальной

работы

Задание. Определить особенности организации индивидуальной психосоциальной работы.

1. Клиент и социальное функционирование.

2. Особенности организации непосредственной работы с клиентом.

3. Основные процедуры индивидуальной психосоциальной работы.

4. Подготовить сообщение на тему «Индивидуальная работа со случаем: зарубежный опыт»

Методические рекомендации по выполнению заданий.

При подготовке задания необходимо выявить сущность и особенности организации индивидуальной психосоциальной работы. При подготовке сообщения выявить состояние и перспективные направления индивидуальной психосоциальной работы, возможности использования зарубежного опыта в практике отечественной социальной работы.

Форма проведения – диспут.

Литература

См. п.1.7 №№15, 20, 24, 26, 28, 40, 42, 43

Тема 4. Учет групповых процессов в

психосоциальной работе

Задание. Определить особенности организации групповой психосоциальной работы.

1. Общая цель групповой психосоциальной работы.

2. Особенности организации взаимодействия между членами группы.

3. Особенности моделирования группового взаимодействия.

4. Процесс урегулирования групповых взаимоотношений как особый элемент групповой психосоциальной работы.

5. Подготовить сообщение на тему «Использование потенциала группы для решения индивидуальных проблем».

6. Разработать и защитить проект примера групповой психосоциальной работы (в зависимости от представляемой ситуации).

Методические рекомендации по выполнению заданий.

При подготовке задания необходимо выявить сущность и особенности организации групповой психосоциальной работы. При подготовке сообщения выявить сущность понятия «группа», возможности групповой психосоциальной работы в решении конкретных проблем клиента, показать роль социального работника в данном процессе. При разработке проекта опираться на сущность категории клиентов, с которыми предполагается осуществление групповой психосоциальной работы, и реалистичность условий.

Форма проведения – диспут, защита проекта.

Литература

См. п.1.7 №№15, 16, 20, 24, 26, 28, 40, 42

Тема 5. Практические методы социальной работы с группой

Задание. Определить сущность методического обеспечения психосоциальной работы с группой

1. Общие модели командной работы.

2. Виды деятельности в социально-групповой работе.

3. Ведение случая мультидисциплинарной командой как метод групповой психосоциальной работы.

4. Междисциплинарная модель групповой психосоциальной работы: структура, типы и принципы.

5. Трансдисциплинарная модель психосоциальной работы в группе. Типы стратегий работы с клиентами.

6. Групповое консультирование: особенности организации.

7. Подготовить сообщение на тему «Основные психологические конфликты в группах и методы их решения».

Методические рекомендации по выполнению заданий.

При подготовке задания необходимо выявить сущность и особенности методического обеспечения групповой психосоциальной работы, особенности отбора методов групповой психосоциальной работы с точки зрения применения тех или иных ее моделей. При подготовке сообщения выявить сущность конфликта в группе, особенности включения социального работника с точки зрения применения группового метода в процесс разрешения конфликта.

Форма проведения – диспут.

Литература

См. п.1.7 №№15, 20, 24, 26, 28, 40, 43

Тема 6. Психосоциальная групповая практика с людьми, употребляющими психоактивные вещества

Задание. Определить специфику групповой психосоциальной работы с людьми, употребляющими психоактивные вещенства.

1. Основные терапевтические компоненты, обеспечивающие эффективную социальную реабилитацию клиентов.

2. Основные модели групповой работы с клиентами, употребляющими психоактивные вещества.

3. Особенности реализации моделей групповой работы с клиентами, употребляющими психоактивные вещества.

4. Особенности социальной работы с группами наркозависимых клиентов.

Методические рекомендации по выполнению заданий.

При подготовке задания необходимо выявить содержание психосоциальной групповой работы с лицами, употребляющими психоактивные вещества, определить особенности данного направления деятельности с нарко- алкоголезависимыми лицами, изучить опыт психосоциальной работы данного направления, критерии ее эффективности.

Форма проведения – диспут, защита проекта.

Литература

См. п.1.7 №№15, 24, 26, 28, 40, 42, 43

Тема 7. Социально-педагогические технологии социальной защиты прав личности несовершеннолетних

Задание. Определить сущность и особенности социально-педагогических технологий по защите прав несовершеннолетних

1. Социально-педагогическая защита права ребенка на воспитание в семье.

2. Формы социально-семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Специфика участия социального педагога в судебном процессе.

4. Взаимодействие социального педагога и социального работника в работе по социальной защите прав несовершеннолетних.

Методические рекомендации по выполнению заданий.

При подготовке задания необходимо выявить содержание конкретных социально-педагогических технологий, направленных на социальную защиту прав несовершеннолетних, дифференцировать содержание деятельности социального работника и социального педагога в области защиты прав несовершеннолетних.

Форма проведения – «Круглый стол».

Литература

См. п.1.7 №№2, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 13, 14, 17, 24, 25, 47

Тема 8. Технологии социально-педагогической

работы в школе

Задание. Определить сущность социально-педагогических технологий работы в современной школе, выявить роль социального работника в процессе их реализации

1. Характеристика социальной, психологической и социально-педагогической работы в современной школе.

2. Специфика школьной социально-педагогической службы: структура, функции и основные направления.

3. Характеристика профессионального статуса, содержания и направлений работы социального педагога в школе.

4. Разработать и защитить проект в области определения профилактического аспекта школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности.

5. Подготовить сообщение на тему «Социально-педагогические технологии организации досуга в современной школе».

Методические рекомендации по выполнению заданий.

При подготовке задания необходимо выявить содержание конкретных социально-педагогических технологий, применяемых в современной школе, изучить опыт работы социально-педагогических служб при школах, особенности взаимодействия социального работника и социального педагога в школе. При разработке проекта обратить внимание на характер возможных форм профилактической работы в области школьной дезадаптации, особенностей и условий их реализации, обратить внимание на реалистичность предлагаемого содержания. При подготовке сообщения определить содержание социально-педагогических технологий досугового направления, изучить опыт реализации данного направления.

Форма проведения: защита проекта

Литература

См. п.1.7 №№1, 2, 4, 7, 12, 17, 24, 25, 27, 30, 31

Тема 9. Технологии работы социального работника-педагога с детскими и молодежными группами и общественными объединениями

Задание Определить сущность технологий социальной работы с детскими и молодежными группами и общественными объединениями.

1. Типология и методика диагностики направленности современных подростковых и юношеских групп.

2. Дезорганизация и реорганизация как механизмы социально-педагогической переориентации групп.

3. Взаимодействие социального педагога с детскими и молодежными общественными объединениями и организациями.

4. Социально-педагогические технологии работы в молодежных национально-культурных и политических объединениях.

Методические рекомендации по выполнению заданий.

При подготовке задания необходимо выявить содержание конкретных технологий социальной работы с детскими и молодежными общественными объединениями, дифференцировать особенности социальной работы в зависимости от возрастной группы, изучить опыт социальной работы с детскими и молодежными общественными объединениями различной направленности.

Форма проведения – диспут

Литература

См. п.1.7 №№1, 7, 10, 13, 17, 18, 24, 25, 30, 46

Тема 10. Технологии социально-педагогической работы с детьми - жертвами бытового насилия

Задание. Определить содержание социально-педагогических технологий работы с детьми – жертвами бытового насилия.

1. Причины виктимности. Типы индивидуальной виктимности.

2. Технология социально-педагогической работы с виктимной личностью в зависимости от типа виктимности. Зарубежный и отечественный опыт.

3. Особенности социально-педагогической работы с активными и пассивными потерпевшими: профилактический и реабилитационный уровни.

Методические рекомендации по выполнению заданий.

При подготовке задания необходимо выявить содержание конкретных социально-педагогических технологий, применяемых в работе с детьми – жертвами бытового насилия, изучить направления, опыт реализации социальной работы с детьми – жертвами бытового насилия, дифференцировать деятельность социального работника и социального педагога и определить пути их взаимодействия в контексте данного направления деятельности.

Форма проведения – диспут.

Литература

См. п.1.7 №№2, 3,4, 11, 12, 14, 17, 25, 28, 35, 47

Тема 11. Социально-педагогические технологии реабилитации дезадаптированных детей и подростков

Задание. Определить содержание социально-педагогических технологий по реабилитации дезадаптированных детей и подростков.

1. Социальная дезадаптация. Специфика диагностики.

2. Организационные социально-педагогические технологии работы с дезадаптированными детьми и подростками.

3. Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с дезадаптированными детьми и подростками, их характеристика и содержание.

4. Технологии работы социального педагога в системе службы доверия и кризисных центрах.

5. Разработать и защитить проект по организации социально-педагогической работы с дезадаптированными детьми и подростками в школе.

Методические рекомендации по выполнению заданий.

При подготовке задания необходимо выявить содержание конкретных социально-педагогических технологий, применяемых в работе с дезадаптированными детьми и подростками, изучить направления, опыт реализации социально-педагогической и социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками, дифференцировать деятельность социального работника и социального педагога и определить пути их взаимодействия в контексте данного направления деятельности.

Форма проведения: собеседование, защита проекта.

Литература

См. п.1.7 №№2, 4, 11, 12, 14, 17, 18, 25, 28, 35, 47

Тема 12. Технологии работы в пенитенциарных

учреждениях

Задание. Определить содержание социально-педагогических технологий работы в пенитенциарных учреждениях, выявить роль социального работника в их реализации.

1. Социально-педагогические технологии работы с осужденными в учреждениях пенитенциарной системы: принципы, содержание и организация.

2. Личностные особенности несовершеннолетних осужденных.

3. Технологии социально-педагогического сотрудничества и непрерывного образования в исправительном учреждении.

4. Социально-педагогические технологии постпенитенциарной адаптации бывших осужденных.

5. Разработать и защитить проект по организации социальной работы в области постпенитенциарной адаптации бывших осужденных.

Методические рекомендации по выполнению заданий.

При подготовке задания необходимо выявить содержание конкретных социально-педагогических технологий, применяемых в работе в учреждениях пенитенциарной системы, дифференцировать содержание социальной работы данного направления с несовершеннолетними правонарушителями в условиях пенитенциарных учреждениях, обратить внимание на сущность мониторинга эффективности социально-педагогического вмешательства после освобождения бывших осужденных. При подготовке проекта обратить внимание на конкретизацию форм и методов психосоциальной и социально-педагогической работы в зависимости от категории и конкретной ситуации.

Форма проведения – диспут, защита проекта

Литература

См. п.1.7 №№2, 7, 17, 18, 24, 25, 28, 32, 42

Тема 13. Технологии социально-педагогической

реабилитации детей-сирот с умственной отсталостью

Задание. Определить содержание технологий социально-педагогической работы с детьми-сиротами, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии.

1. Зарубежный опыт реализации социально-педагогических технологий работы с детьми с ограниченными возможностями.

2. Особенности патронажа детей-сирот с умственной отсталостью.

3. Основные модели социально-педагогической реабилитации детей-сирот с умственной отсталостью.

4. Критерии оценки эффективности социально-педагогической реабилитации детей-сирот с умственной отсталостью.

Методические рекомендации по выполнению заданий.

При подготовке задания необходимо изучить состояние социальной работы с детьми-сиротами, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, зарубежный опыт данного направления, выявить позитивные и негативные стороны в определении оценки эффективности данного направления, определить конкретное содержание социально-педагогической реабилитации данной категории детей, обратить внимание на различия моделей, применяемых в социально-педагогической реабилитации детей-сирот, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии.

Форма проведения – диспут.

Литература

См. п.1.7 №№2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 17, 24, 25

2.6. План занятий в рамках самостоятельной работы студентов

Тема 1. Специфика поведенческой практики работы с клиентом

Задание. Изучить литературу по теме, определить специфические особенности поведенческой терапии.

1. Теоретическая основа поведенческой практики работы с клиентом.

2. История развития поведенческой социальной работы с клиентом.

3. Принципы поведенческой практики работы с клиентом.

4. Основные методы, процедуры и техники поведенческой терапии.

Вопросы самоконтроля:

1) Назовите основных ученых, исследовавших поведенческий аспект психосоциальной работы

2) В чем заклюаюется содержание принципов поведенческой практики работы с клиентом?

3) Охарактеризуйте методы поведенческой терапии

Методические указания по выполнению заданий. При выполнении задания обратить внимание на основные этапы развития поведенческого подхода в социальной работе, выявить особенности реализации принципов поведенческой практики работы с клиентом, определить этапы процедуры поведенческой терапии.

Литература

См. п.1.7 №№15, 16, 20, 23, 24, 26, 28, 33, 42, 43, 45

Тема 2. Экзистенциально-гуманистический подход в практике работы с клиентом

Задание. Изучить литературу по теме. Выявить отличительные особенности основных экзистенциально-гуманистических теорий, применяемых в социальной работе.

1. Основные экзистенциально-гуманистические теории.

2. Личностно-ориентированная терапия.

3. Экзистенциально-гуманистическая терапия в психосоциальной практике.

Вопросы самоконтроля:

1) Охарактеризуйте содержание экзистенциально-гуманистических теорий.

2) Кто был родоначальником экзистенциального подхода в психосоциальной работе?

3) В чем заключается содержание личностно-ориентрованной терапии?

Методические указания по выполнению заданий. При выполнении задания обратить внимание на сущность экзистенциального подхода в психосоциальной работе, определить состояние практики их использования, позитивные и негативные стороны.

Литература

См. п.1.7 №№15, 16, 20, 26, 28, 33, 42, 43, 45

Тема 3. Этапы развития психосоциальной практики

в социальной работе

Задание. Изучить литературу по теме. Выявить отличительные особенности диагностического и функционального подходов в психосоциальной работе.

1. Диагностическая школа социальной работы. Особенности становления.

2. Развитие диагностического подхода в 1930-1950-е годы.

3. Функциональная школа социальной работы. Оформление теоретических взглядов.

4. Функциональный подход в индивидуальной социальной работе.

Вопросы самоконтроля:

1) Кто был основоположником диагностической школы социальной работы.

2) Охарактеризуйте основные этапы становления диагностической школы в психосоциальной работе.

3) В чем заключаются особенности функционального подхода в психосоциальной работе?

Методические указания по выполнению заданий. При выполнении задания обратить внимание на сущность и особенности диагностики проблемы клиента во взглядах исследователей, характер изменения содержательного наполнения в историческом плане, выявить сущность функционального подхода и особенностей его реализации в современной психосоциальной практике на конкретных примерах.

Литература

См. п.1.7 №№ 16, 20, 33, 42, 43, 45, 47

Тема 4. Ценности и принципы в индивидуальной

социальной работе

Задание. Изучить литературу по теме. Определить сущность основных принципов индивидуальной социальной работы.

1. Уровни проявления ценностей и принципов индивидуальной социальной работы.

2. Иерархия ценностей социального работника.

3. Этические принципы социальной работы.

Вопросы самоконтроля:

1) Дайте хаарктеристику основным ценностям социальной работы.

2) Какие из ценностей социальной работы являются приоритетными в их иерархической структуре?

3) Охарактеризуйте этические принципы деятельности социального работника.

Методические указания по выполнению заданий. При выполнении задания обратить внимание на сущность динамики становления ценностной основы индивидуальной социальной работы, определить современное состояние ценностной основы индивидуальной социальной работы, содержание этического аспекта деятельности социального работника в работе со случаем.

Литература

См. п.1.7 №№ 15, 22, 34, 42, 43, 45, 47

Тема 5. История становления индивидуальной социальной

работы

Задание. Изучить литературу по теме, определить отличительные особенности процесса становления индивидуальной социальной работы. Построить схему «Развитие индивидуальной социальной работы в 20 в.»

1. Развитие индивидуальной социальной работы в начале 20 в.

2. Индивидуальная социальная работа в 1950-1960-е годы.

3. Развитие индивидуальной социальной работы в 1970-1980-е годы.

4. Индивидуальная социальная работа в конце 20 в.

Вопросы самоконтроля

1) Чем характеризуется развитие индивидуальной социальной работы в начале 20 в. с точки зрения содержательной характеристики?

2) Назовите основные отличительные особенности индивидуальной социальной работы в 70-80-е гг. 20 в.

3) В чем отличие индивидуальной социальной работы в 20-е гг. от 50-х гг. 20 в.?

Методические указания по выполнению заданий. При выполнении задания обратить внимание на сущность и особенности развития индивидуальной социальной работы на различных исторических этапах, провести дифференциацию изменения содержательных подходов к ней на основе изучения отечественного и зарубежного опыта.

Литература

См. п.1.7 №№ 16, 20, 33, 42, 46

Тема 6. Содержание социально-психологической работы

с группой наркозависимых клиентов

Задание. Изучить литературу по теме, определить отличительные особенности процесса психосоц

Наши рекомендации