Система взаимоотношений в индивидуальном помогающем процессе
Рисунок 1.
Общая модель деятельности социального работника в индивидуальной работе со случаем состоит из следующих стадий.
1-я стадия: начальная стадия процесса характеризует первый контакт между социальным работником и клиентом. На данной стадии осуществляется первичная «оценка» ситуации клиента, формируется возможная гипотеза относительно проблемы, осуществляется ее идентификация в межсубъектном взаимодействии.
2-я стадия: обязательства и индуцирование ролей. На этой стадии клиент должен продолжать испытывать со стороны социального работника сочувствие, внимательность, сердечность. Однако может возникнуть сопротивление со стороны клиента, нежелание продолжать контакт. Одной из причин данного сопротивления является непонимание языка, который используется в социальных службах, возможны несовпадения ожиданий клиента в отношении предоставляемой помощи
3-я стадия: предварительный контракт. На этой стадии формулируется предварительный устный контракт о помощи и поддержке. Необходимым условием является самоидентификация субъекта с ролью клиента, а социальный работник должен осознать, что проблема находится в границах его компетенции.
4-я стадия: оценка заканчивает начальную стадию работы социального работника с клиентом и начинает стадию определения и понимания проблемы. Такое понимание стадий условно, в реальной практике достаточно трудно выделить границы переходов от одной стадии к другой, однако необходимо соблюдение ряда последовательных действий.
5-я стадия: установление целей. В процессе определения плана вмешательства могут быть поставлены краткосрочные и долгосрочные цели. Клиент принимает непосредственное участие в целеполагании, выбирает приоритеты, предлагает альтернативы.
В процессе выбора целей определяются приоритеты, чтобы облегчить ситуацию клиента, улучшить его социальное функционирование.
6-я стадия: развитие плана интервенций. Социальный работник выбирает эффективные стратегии, позволяющие изменять в позитивном направлении ситуацию клиента, при этом он выбирает приоритеты во взаимодействии либо с семьей, либо с группой, либо со средой.
7-я стадия: контракт. После завершения стадии планирования социальный работник и клиент заключают контракт. Контракт может существовать как в устной, так и в письменной форме. В нем оговариваются частота встреч, место встреч, оплата и ответственность сторон за взятые обязательства.
8-я стадия: подготовка к интервенции. На данной стадии происходит обсуждение программы и формирование системы действий.
9-я стадия: осуществление интервенций. Интервенции могут иметь различные направления, различные программы вмешательства. Традиционно социальные работники осуществляют подходы в соответствии с моделями индивидуальной работы: интеракциональной, поведенческой, когнитивной, гуманистической и т.д. Репертуар вмешательств все время изменяется и модернизируется.
Литература
См. п.1.7 №№15, 20, 24, 26, 28, 40, 42, 43
Тема 4. Практические методы социальной работы с группой в психосоциальном направлении деятельности
Социальная групповая работа — это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные сферы человеческой жизнедеятельности — от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы, имеющие различную этиологию проблем. Согласно подходу Г. Конопки, социальная групповая работа - это практический метод социальной работы, который помогает личностям расширять свое социальное функционирование и, используя целенаправленный опыт группы, более эффективно справляться с индивидуальными, групповыми ситуациями или проблемами в микросоциуме.
Термин «социальная групповая работа» предложен Г. Конопкой и другими исследователями, чтобы показать специфику и отличие ее от групповой психотерапевтической работы. Если в социальной групповой работе акцент делается на проблемы, связанные с социальным функционированием, то в групповой психотерапии — на эмоциональные и психологические процессы у больных людей. Сегодня наблюдается тенденция, когда методы групповой психотерапии применяются в практике социальной групповой работы, что расширяет ее познавательные границы, и в этой связи употребляются два понятия: «групповая терапия» и «групповая работа».
Понятие «групповая терапия» употребляется в двух значениях. Первое, традиционное, связывают с практической деятельностью социального работника, призванного, уменьшая страдания клиента, улучшать степень индивидуального и социального функционирования через управляемое взаимодействие группы. Второе значение используется в подходах к классификации социальной групповой работы, оно определяет вид социальной групповой работы, основанной на групповой динамике и терапевтическом воздействии группы на клиента.
Социальная групповая работа — это метод интерперсональной помощи развития в профессиональной социальной работе в малых группах, где используется групповой контекст для достижения индивидуальных и групповых целей. Социальная групповая работа, как и социальная работа со случаем, включает в себя различные подходы поведенческого обмена, индивидуального развития, интерперсональных умений, групповых ориентированных проблем, социальных акций. На практике социальная групповая работа представлена достаточно широко - от группового консультирования до терапевтических подходов. Социальная групповая работа включает различные виды деятельности.
1. Развитие целой группы и отдельного члена группы.
2. Развитие взаимной помощи и поддержки среди членов группы.
3. Использование группового процесса для жизнедеятельности группы.
4. Развитие автономности в группе.
Социальная групповая работа традиционно используется в практике работы в микросоциуме, с детьми, в социальных агентствах. В социальной групповой работе используют развивающие, реабилитационные, организационно-реабилитационные подходы, а также социальные тренинги и тренинги социальной компетенции.
Развивающие подходы основаны на экзистенциальных концепциях, они направлены на преодоление стрессов и кризисов в индивидуальном развитии.
Реабилитационные подходы основаны на принципах эго-психологии с ориентацией на поведенческие теории, используют динамику малых групп в терапевтических целях для решения индивидуальных проблем.
Организационно-развивающие подходы сосредоточены на системном взаимодействии между индивидуумами в групповом процессе.
Социальный работник рассматривает группу как открытую систему, он информирует ее членов о своих намерениях, действиях и стратегиях. Таким образом, члены группы имеют возможность принимать, отклонять, изменять действия социального работника. В этой открытой системе осуществляется процесс интернализации ценностей и действий социального работника, усваиваются методы помощи себе и другим людям.
Методы помощи, используемые социальным работником, позволяют изменять условия существования группы, вовлекая клиентов в терапевтический процесс, учат согласовывать личные нужды и проблемы с проблемами группы.
Парадигма вмешательства в терапевтический процесс социальным работником достаточна большая, и она может включать в себя как игры и моделирование ситуаций, так и работу с фантазиями.
Стадии терапевтического процесса. Групповая работа имеет определенные фазы своей активности, каждая из которых несет свою организационную и терапевтическую нагрузку.
Процесс помощи в групповой интервенции осуществляется поэтапно:
1) целенаправленное, теплое, понимающее профессиональное взаимодействие между профессиональным социальным работником и членами группы;
2) управление групповым процессом, осуществление взаимодействия между всеми членами группы;
3) установление вербальной коммуникации между членами группы;
4) установление невербальной коммуникации между членами группы;
5) целенаправленный выбор и создание членами группы необходимой терапевтической среды
Литература
См. п.1.7 №№15, 16, 20, 24, 26, 28, 40, 42
Тема 5 . Методика и методы социально-педагогической
работы
Метод(от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — это способ достижения какой-либо цели; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Уже само значение этого слова свидетельствует о том, что оно может использоваться в социальной работе достаточно широко.
В зависимости от сферы применения выделяются отдельные группы методов: методы воспитания; методы обучения; методы педагогической реабилитации; методы педагогической коррекции и др. Внутри каждой группы разработаны свои методы, в зависимости от того, на что они нацелены и каким способом решают проблему.
По отношению к социально-педагогической технологии методы могут выступать ее составной частью, обеспечивая в совокупности решение проблемы. Чтобы определить, какой метод необходим в определенной социально-педагогической ситуации для решения функциональной задачи, необходимо пользоваться классификацией методов.
Можно выделить три уровня классификации, обусловливающие место и роль методов.
Субъектный уровень обусловливает субъектность применения метода. В качестве субъекта действия выступают:
• специалист (специалисты). Методы, которые они применяют, относятся к внешним методам действия, воздействия, взаимодействия;
• сам человек (группа посредством самоуправления). Это — внутренние методы (самостоятельные действия, самостоятельная работа человека над собой). Названия таких методов начинаются с «само-»;
• специалист (специалисты) и лицо (группа), на которое (на которую) оказывается педагогическое воздействие. Речь в данном случае идет о методах, обусловливающих совместные действия специалиста и самого человека (самой группы). Это методы совместной деятельности, совместного участия в процессе решения каких-либо задач.
Варианты соотношения внешнего, внутреннего и совместного действия могут быть самые различные в зависимости от ситуации, возраста клиента и других факторов.
Функциональный уровень обусловливает назначение метода. Функциональные методы подразделяются на основные (главные, ведущие) и обеспечивающие. Основной функциональный метод — это метод, который включает объект (человека, группу) в определенные действия, деятельность, обеспечивающие реализацию прогнозируемой цели — методы реализационных действий, деятельности (практические методы). Обеспечивающие функциональные методы — это те, которые способствуют повышению эффективности и качества реализации метода действий. К ним относятся: методы воздействия на сознание, чувства человека; методы организации деятельности; методы стимулирования (сдерживания) действий, а также методы самоубеждения, самоорганизации, самопоощрения, самопринуждения и пр.
Предметный уровень обусловливает способ реализации метода. Каждый метод предусматривает определенный способ его реализации – свою предметность, которая показывает собственно способ реализации функциональных возможностей метода. К ним относятся: группы методов действий (практические методы) - методы упражнений, методы тренировок, методы игр (игровые методы), методы научения и др.; группы методов воздействия - методы убеждения, информационные методы; группы методов организации деятельности - методы управления, методы контроля деятельности, методы создания ситуационных сред, определяющих определенный характер деятельности, и др.; группы методов стимулирования (сдерживания) - методы поощрения, методы соревнования, методы принуждения, методы контроля, методы создания ситуаций, стимулирующих (сдерживающих) активность в действиях, поступках, и др. Некоторые методы могут иметь место в различных функциональных группах, например игровые методы, методы создания ситуационных сред и др.
Методика.Под методикой обычно понимают учение о методах решения определенной задачи, а также совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи.
В качестве наиболее характерных особенностей, отличающих содержание методики, следует выделить:
а) технические приемы реализации определенного метода, конкретное воплощение метода. В данном понимании иногда методика рассматривается как синоним техники реализации метода. Такой подход к выделению методики находит отражение и в дидактике, и в теории и практике воспитания;
б) выработанный способ деятельности, на основе которого реализуется достижение конкретной педагогической цели — методика реализации определенной педагогической технологии. В этом случае под методикой понимается методическая разработка, раскрывающая последовательность и особенности реализации совокупности методов, средств, направленных на достижение определенной цели;
в) особенности педагогической деятельности в процессе преподавания учебной дисциплины, включающие рекомендации по изучению отдельных разделов, тем, проведения различных видов учебных занятий — частная методика преподавания.
Средство.Это то, использование чего ведет к достижению выбранной цели. Средства — это инструментарий метода.
Средства педагогического процесса — это те средства, которые выступают составной частью деятельности специалиста в процессе внедрения педагогической технологии. К ним относятся: учеба, труд, правила поведения, установленные в образовательном учреждении, культурно-досуговая деятельность, физкультурно-оздоровительная и др.
Средства педагогической деятельности — это то, что использует специалист в своей профессиональной деятельности для влияния на человека, группу в процессе социально-педагогической работы с ними. Чаще всего это инструментарий метода. К таким средствам относятся: слово, действие, книга, технические средства и пр.
Таким образом, средства являются составной частью любого метода, технологии.
Прием.Под термином «прием» следует понимать отдельное своеобразное действие, движение, способ осуществления чего-нибудь. Это способ использования какого-либо средства в процессе деятельности. Сущность его можно рассматривать как совокупность и (или) своеобразие использования и проявления личностных, словесных, интонационных, мимических возможностей, поведения, действий, поступков и других проявлений специалиста в процессе целенаправленной педагогической деятельности, в частности, реализации социально-педагогической технологии, метода, средства.
Техника.С понятием «прием» тесно связано педагогическое понятие «техника» (от греч. techne — искусство, мастерство, умение), под которой обычно подразумевается совокупная характеристика навыков и приемов, применяемых в какой-либо деятельности.
В настоящее время термин «техника» употребляется для обозначения нескольких педагогических понятий.
Техника педагогического исполнения какого-либо акта, операции, действия (техника педагогического действия) — это искусство педагогического действия специалиста, в том числе и социального работника-педагога. Однако педагогического действия вообще не бывает. Действия имеют место в рамках использования каких-либо средств, в процессе реализации методов, технологий. Особенности, методика использования средств проявляются в приемах. Средство одно, а приемов его использования - множество.
Техника педагогической деятельности (обучения, воспитания, профессиональной подготовки и т. д.) — это искусство педагогической деятельности специалиста.
Педагогическая техника исполнителя — это то, что присуще конкретному специалисту, олицетворяет его как личность, характерно для его профессиональной деятельности и посредством чего обеспечивается его профессионализм (искусство его профессиональной деятельности).
В педагогической технике социального работника-педагога особое значение имеет его личность, точнее — то, как воспринимают ее клиенты: в какой степени она располагает к взаимодействию, авторитетна, способствует взаимодействию в решении проблемы. Например, один специалист своей открытостью, непосредственностью и тактичностью мгновенно завоевывает уважение и внимание, располагает к себе, создает условия для последующей совместной деятельности; с другим — даже по телефону хочется поделиться проблемами и услышать его мнение, а третий создает какое-то напряжение, холодность во взаимоотношениях, с ним не хочется общаться, и т.д.
Понятие «рабочий стол» используется для определения инструментария профессиональной деятельности специалиста. Под ним понимается определенным образом структурированная совокупность технологий и информационной базы профессиональной деятельности специалиста.
Содержание рабочего стола определяется основными функциями профессиональной деятельности социального работника-педагога.
Первичные задачи, решаемые социальным работником-педагогом при организации своего рабочего стола:
- изучение нормативных документов;
- непосредственное ознакомление с организацией и функционированием учреждения в целом, основными направлениями и формами деятельности;
- ознакомление с формами и методами социально-педагогической диагностики учреждений образования, условий жизнедеятельности учащихся и педагогов, родителей, групп сверстников;
- изучение накопленного эмпирического материала, полученного в ходе диагностики социально-педагогических процессов;
- участие в проведении индивидуальной и групповой социально-педагогической работы, в консультировании по социально-педагогическим аспектам образования, воспитания и самовоспитания;
- изучение положительного опыта социально-педагогической деятельности, его использования в практической работе;
- ознакомление с работой других специалистов, работающих в тесном контакте с социальным работником-педагогом.
Организация внешних связей социального работника-педагога. Для более эффективной организации рабочего стола социальному педагогу следует иметь достаточно информации о различных центрах социально-педагогического, психологического, медицинского и социального профиля регионального или муниципального уровня.
На рабочем столе специалиста также присутствует типовая технология решения конкретной социально-педагогической проблемы, которая включает следующие этапы.
1. Определение социально-педагогической проблемы.
2. Ситуационный анализ.
3. Определение социально-педагогической стратегии.
4. Разработка рекомендаций по реализации практической деятельности.
5. Описание хода и результатов социально-педагогической деятельности.
6. Разработка социально-педагогической технологи .
7. Реализация социально-педагогического проекта.
Литература
См. п.1.7 №№4, 17, 18, 20, 22, 23, 24, 25, 32, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 50
Тема 6. Сущность социально-педагогической технологии. Классификация социально-педагогических технологий
Технология.В отечественной и зарубежной теории и практике термин «технология» появился в инженерно-технической сфере, где он широко используется до настоящего времени и употребляется в двух основных значениях: 1) совокупность методов, необходимых для осуществления процесса производства; 2) научное описание способов какого-либо производства.
При этом любую научно и практически обоснованную технологию отличают следующие три обязательных признака:
•разделение процесса на взаимосвязанные этапы;
•координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели);
•однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.
Социальная технология.Понятие «социальная технология» в отечественной науке появилось в 70 —80-е годы XX века. В этот период возрос интерес к зарубежным исследованиям, в которых рассматривались различные аспекты разработки и применения социальных технологий.
Систематизация различных подходов к пониманию социальной технологии позволяет выделить среди них наиболее существенные:
социальная технология — это определенная программа деятельности по решению (управлению решением) социальной проблемы;
социальная технология — это определенная, специально подготовленная и последовательно реализуемая деятельность, направленная на решение социальной проблемы;
социальная технология — это специально разработанная программа исследования социальной проблемы.
Педагогическая технология.В 1950-е годы в зарубежной педагогике стало широко внедряться понятие «технические средства в обучении». Его разработкой занимались Г. Гейс, В. Коскарелли, Дж. Кэролл, Б.Блум, Д.Брунер, Д.Хамблин и др. В отечественной научно-педагогической литературе этот термин появился в самом начале 1970-х годов в связи с активным внедрением в учебный процесс технических средств обучения.
«Педагогическая технология» включает:
1) проблемы применения технических средств в учебном процессе (в том числе и технических средств программированного обучения); 2) широкий круг проблем, начиная от структурного анализа учебного материала и кончая организацией процесса обучения с комплексным использованием в различном сочетании печатных и технических средств, в который в свою очередь входят:
а) программированное обучение;
б) научный подход к анализу материала, подлежащего изучению (его целей, круга входящих в него понятий, их логической взаимосвязи и т.п.);
в) методический принцип пошаговой подачи учебного материала с подкреплением, который может быть реализован не только при разработке собственно программированных учебников и программ к обучающим машинам, но и при создании учебных материалов, используемых с применением других технических средств.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов получает развитие концепция технологизации учебного процесса, которая способствовала утверждению выражения «педагогическая технология обучения».
В настоящее время под педагогической технологией понимают:
· совокупность основных методов (научно обоснованных способов деятельности), направленных на достижение цели;
· программу (проект определенной педагогической деятельности), последовательно реализуемая на практике;
· совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих получение прогнозируемого результата.
Социально-педагогическая технология.Понятие «социально-педагогическая технология» в научной литературе появилось лишь в 1990-х годах.
Анализ сущности и содержания социальной работы показывает, что она включает педагогический аспект, но им не исчерпывается, так же как и социальная педагогика, которая неизбежно включает элементы социальной работы. На практике это приводит к тому, что при решении социальных проблем человека или группы теоретические концепции социальных технологий из области социальной работы активно переносятся на социальную педагогику, хотя при этом и добавляется, что решение осуществляется педагогическими средствами.
У истоков технологизации социально-педагогической деятельности стоял А. С. Макаренко.
Могут быть выделены два основных подхода. Согласно первому, опирающемуся на трактовку технологии как науки о мастерстве, искусстве практической деятельности, социально-педагогическая технология — это наука об искусстве достижения прогнозируемой социально-педагогической цели. Такие технологии носят теоретико-исследовательский характер и включают два типа технологий. Теоретическая социально-педагогическая технология — это учение о наиболее оптимальных методах, средствах и приемах (действия, операции и процедуры), необходимые в данной ситуации для решения социально-педагогических проблем. Этот тип технологий используется при описании, анализе, обосновании варианта решения социально-педагогической проблемы в определенных условиях по отношению к конкретному объекту деятельности. Такая технология может быть представлена в виде:
- учебника;
- учебного пособия;
- учебно-методического пособия;
- теоретической разработки технологии.
Исследовательская социально-педагогическая технология — это специально созданная, научно обоснованная методика (последовательность использования совокупности методов и средств), позволяющая познать (углубить познание) социально-педагогическое явление, его составные части, особенности проявления, возможности направленного управления динамикой проявления, развития, качественного изменения и т. д. Такие технологии используются при исследовании социально-педагогических проблем и позволяют не только познавать само социально-педагогическое явление, но и проектировать процесс его качественного изменения.
Технологии данного типа могут быть представлены в виде:
· программы исследования (исследовательская программа);
· методики исследовательской деятельности;
· экспериментальной разработки.
Второй подход позволяет определить социально-педагогическую технологию как целенаправленную, наиболее оптимальную социально-педагогическую деятельность (упорядоченную совокупность действий, операций и процедур) по реализации специалистом (специалистами) методов (совокупности методов), средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с одним человеком или с группой в определенных условиях. По своей сущности такие технологии носят прикладной (практико-ориентированный) характер. Среди них могут быть выделены прикладная (практическая) технология общего типа и прикладная (практическая) технология частного типа.
Прикладная (практическая) технология общего типа — это целенаправленная, заранее спроектированная и планомерно реализуемая наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности специалиста (специалистов) по реализации совокупности методов, методик, средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в определенных условиях среды. Технологии такого типа применимы при решении общих задач в работе с конкретным объектом.
Они могут быть представлены в виде:
· программы социально-педагогической деятельности, содержащей обоснование и описание этапов социально-педагогической работы, используемых методов и средств, последовательности их применения, которые обеспечивают достижение прогнозируемого результата;
· методики работы специалиста по решению социально-педагогической задачи, включающей используемые методы, последовательность и особенности их применения;
· методической разработки.
Прикладная (практическая) технология частного типа — это упорядоченные, спланированные по определенному проекту и последовательно реализуемые действия, операции и процедуры, инструментально обеспечивающие достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в определенных условиях среды. В этом случае социально-педагогическая технология может быть представлена в виде описания оптимальной последовательности и особенностей реализации действий, операций и процедур в работе с человеком или группой в определенных условиях по обеспечению достижения прогнозируемого результата. Социально-педагогические технологии данного типа применяются при решении частных задач. Они могут быть также составной частью социально-педагогической технологии общего типа.
Известно множество социально-педагогических технологий, однако их классификация пока не разработана.
Вместе с тем, обобщение практического опыта позволяет выделить наиболее существенные основания для классификации социально-педагогических технологий. К ним можно отнести:
· тип социально-педагогической технологии;
· назначение социально-педагогической технологии;
· субъект применения;
· объект применения;
· место применения;
· способ реализации.
В соответствии с выделенными основаниями необходимо определить критерии, по которым можно осуществить систематизацию и классификацию социально-педагогических технологий.
Критерий — признак, на основании которого производится оценка, определение, или классификация чего-либо. По одному основанию может быть выделено несколько критериев. Они позволяют в большей степени индивидуализировать технологии.
Тип технологии. Критерий по данному основанию направлен на выявление типа социально-педагогической технологии, который определяется ее характером. Поэтому характер технологии является основным критерием по данному основанию, позволяющим выделить общие и частные технологии.
Общие технологии ориентированы на общий цикл социально-педагогической работы с клиентом по выявлению его социально-педагогической проблемы и ее разрешению.
Частные технологии направлены на решение определенной частной цели, задачи.
Назначение технологии. Критерий по данному основанию позволяет выделить социально-педагогические технологии в зависимости от основной цели деятельности социального педагога (главное назначение технологии) в данной ситуации по отношению к конкретному объекту. В качестве такого критерия и выступает целевое назначение социально-педагогической технологии. В соответствии с данным критерием технологии могут иметь:
· направленное целевое назначение — технологии развития, воспитания; педагогической коррекции; педагогической реабилитации; исправления (перевоспитания); информационно-пропагандистской деятельности; профориентационной работы; досуговой деятельности и др.;
· комплексное назначение — технологии, предполагающие достижение одновременно нескольких целей.
Субъект применения критериев по данному основанию существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от индивидуальных возможностей специалиста. К критериям по данному основанию относятся:
· уровень профессионализма — начинающий, имеющий опыт работы, высококвалифицированный специалист;
· специализация — по направлению деятельности, по работе с определенной возрастной группой и др. Объект применения. Критериев по данному основанию также существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от характеристики объекта деятельности. Такими критериями могут выступать составляющие:
· социальная — ученик, студент, военнослужащий, семья, родитель и др.;
· возрастная — ребенок, подросток, юноша и др.;
· личностная (то характерное в объекте, что обусловливает необходимость социально-педагогической работы с ним) — характер социального отклонения, психологическое или эмоциональное состояние, динамичность личности, компенсационные возможности и др.;
· количественная — отдельная личность, группа, коллектив; другие критерии.
Каждое социально-педагогическое учреждение, по мере накопления опыта работы с различными категориями объектов и вариантов технологий, формирует свой банк с учетом наиболее важных критериев, выдвигаемых потребностями практики.
Место применения. Критерий по данному основанию позволяет классифицировать социально-педагогические технологии в зависимости от того, в каких условиях наиболее целесообразно, оптимально их применение. Условия применения как критерий классификации технологий позволяют выделить в качестве места применения: образовательное учреждение; специализированный центр; место жительства и др.
Способ реализации. Критерий по данному основанию направлен на выделение социально-педагогических технологий в зависимости от способа достижения цели (используемые основные методы, средства практического применения). Как правило, это один (ведущий, базовый) или несколько (определенная совокупность) методов, используемых в технологии. То есть критерием по данному основанию выступает основной способ достижения цели — ведущий метод; совокупность основных методов; авторские методики.
Изложенные основания и критерии классификации позволяют выделить основные социально-педагогические технологии, которые делятся на два типа — технологии общие и технологии частные.
Общие социально-педагогические технологии - это технологии, включающие полный цикл социально-педагогической работы с клиентом, группой.
Эти технологии могут иметь как направленное целевое, так и комплексное назначение. Комплексные технологии общего типа обусловлены тем, что довольно часто социальным педагогам приходится решать комплекс задач, обусловленных различными причинами и, прежде всего, отклонениями в развитии и воспитании человека. В этом случае и возникает потребность в комплексной социально-педагогической помощи.
Социально-педагогические технологии частного типавыделяются из структурных компонентов общей технологии либо из частных видов функциональной деятельности социальных педагогов. Поэтому их можно называть также функциональными социально-педагогическими технологиями.К таким технологиям относятся: диагностические, диагностико-прогностические, прогностические технологии, а также выбор оптимальной технологии, непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии, целевые реализационные, экспертно-оценочные технологии.
Каждая из функциональных социально-педагогических технологий подлежит классификации по тем же основаниям и критериям, которые использованы для общих технологий.
Литература
См. п.1.7 №№2, 19, 21, 23, 24, 33, 39, 40, 41, 42, 45, 47, 48
Тема 7. Структура социально-педагогической технологии. Особенности деятельности социального работника по выбору и реализации социально-педагогической технологии.
Социально-педагогическая технология по своей сущности есть целенаправленная, специально организованная последовательность деятельности. В такой деятельности, как правило, выделяются определенные этапы (подэтапы) действий, обеспечивающие в своей совокупности достижение поставленной (прогнозируемой) цели. Существует несколько подходов к выделению этапов действий. Чаще всего в структуре какого-либо процесса выделяется три основных этапа:
- подготовительный;
- непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии);
- результативный.
Иногда выделяют в подобных структурах четыре этапа, разделив первый на два самостоятельных - диагностико-прогностический и собственно подготовительный.
Анализ содержания социально-педагогической технологии общего типа показывает, что в ней целесообразно выделять: цель (основное назначение технологии); объект технологии (человек, социально-педагогическая технология в целом, ее этапы, подэтапы, определенная социально-педагогическая деятельность, результат деятельности и пр.); исходный материал для организации реализационной де