Обучение и тренировка юных боксеров
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
Залог успехов боксерской секции — это правильная организация учебно-спортивной работы. Последнюю можно разделить на три части: воспитательную, учебно-тренировочную и соревнования.
Учебно-тренировочная работа осуществляется во время регулярных занятий, как теоретических, так и практических. В теоретические занятия входят беседы и лекции по истории бокса, знакомство с тактикой виднейших спортсменов, просмотр учебных фильмов и т. д.
Цель и итог занятий секции — это соревнования. Допускать к ним юных боксеров следует только после нескольких месяцев тренировок. Это правило надо соблюдать и когда занимающийся принимает участие во внутрисекционных соревнованиях, и когда юные боксеры выходят на открытый ринг, и когда эти соревнования предусмотрены календарем.
Преподаватель, ведущий секцию, должен помнить, что его задача не только преподать своим воспитанникам какие-то сведения по теории или истории бокса, но и воспитать их характер. Вот почему такую важную роль играет в жизни секции воспитательная работа. К ней относятся: участие в читательских конференциях, посещение театров, кино, музеев. Короче говоря, знакомство со всем-тем, что может помочь формированию характера молодого человека.
С чего же следует начинать работу по организации секции?
Очень важную роль играет здесь предварительная агитация за занятия боксом и выявление желающих записаться в секцию. Рекомендуется развесить афиши, провести беседы в школах, техникумах, ремесленных училищах, т. е. всюду, где есть молодежь, которая может увлечься боксом. Очень полезны бывают показательные выступления.
Во время таких бесед следует постоянно напоминать, что в секцию будут приняты лишь те юноши, которые пройдут медицинский осмотр и представят справку от дирекции, что последняя не возражает против их занятий боксом, а также записку от родителей.
С первых же занятий тренер должен разделить учащихся на возрастные группы (15—16 и 17—18 лет). Перевод учащихся из одной группы в смежную, что подчас бывает целесообразно, принимая во внимание физическое развитие занимающихся и их способности, можно осуществлять только с разрешения врача.
Преподавателю следует с самого начала нацелить занимающихся на выполнение и сдачу норм БГТО и ГТО. (Обязательное правило: спортсмены, не выполнившие нормативы этого комплекса, не могут быть допущены к соревнованиям).
В помощь преподавателю из среды занимающихся избирается староста. Он следит за порядком в зале, назначает дежурных, отмечает посещаемость занятий и прочее.
Преподаватель должен помнить, что число занимающихся в одной группе не может превышать 10—15 человек (у разрядников — меньше) и что занятия в секции должны строиться так, чтобы они не отражались отрицательно на учебе юного спортсмена, а, наоборот, способствовали улучшению ее. Тренировки, как и соревнования, следует кончать не позже 21 часа.
Занятия с юными боксерами следует проводить по твердому расписанию: три раза в неделю по два часа.
Календарные соревнования, в которых принимают участие юные боксеры, должны происходить в основном во время каникул: зимних, летних или весенних.
Кроме того, каникулы следует использовать для усиленной сдачи нормативов комплекса ГТО и БГТО, для лыжных вылазок или кроссов и вообще для усиленной работы, направленной на повышение общей физической подготовки.
Из этого не следует, однако, что для занятий смежными видами спорта можно использовать только каникулы. Общая физическая подготовка должна иметь место на каждом занятии. А для лыжных вылазок, кроссов, туристских походов и пр. следует использовать выходные и праздничные дни, а подчас и будни.
Всю свою работу преподавателю необходимо проводить в тесном контакте с врачом. Медицинские осмотры надо проводить в секции регулярно. Преподаватель должен внимательно знакомиться с их результатами и учитывать последние во время тренировок. Например, в случае переутомленности следует снизить для занимающегося нагрузку.
Учебно-воспитательная работа может быть организована четко лишь при ведении правильной документации. В основе работы секции лежит годовой план, который тренер составляет совместно с бюро секции. В нем должны найти отражение воспитательная, учебная, агитационно-массовая работа, подготовка разрядников, судей, инструкторов и т. д.
План должен составляться на основе установленных программ по боксу.
В документацию преподавателя входит следующее:
1) государственная программа;
2) годовой план;
3) часовой график занятий, составленный на основе годового плана;
4) рабочий план, предусматривающий мероприятия для данной секции (составляется на 8—10 занятий вперед);
5) конспект занятий. В него входит задача урока, конкретные упражнения;
6) журнал учета работы. В нем записывается содержание проведенного занятия, отмечаются посещения, заносятся врачебные сведения и прочее;
7) график сдачи норм комплекса БГТО и ГТО;
8) график участия в соревнованиях;
9) индивидуальные планы для боксеров 1 и 2-го разрядов.
Прежде чем приступить к тренировкам, преподаватель должен позаботиться об оборудовании зала боксерским инвентарем. В зале желательно иметь 20 пар боксерских перчаток (250—300 г), ринг с войлочным и брезентовым покрытием (6 x 6 м), несколько набивных мешков, груши насыпные и пневматические, скакалки, лапы, набивные и теннисные мячи, набор гантелей, штангу, набор булав, гимнастическую стенку, 2—3 зеркала в полный рост спортсмена.
Кроме того, преподаватель должен следить за личным инвентарем занимающегося: его спортивной формой, боксерскими ботинками, бинтами из эластичной ткани и т. п.
Занятия — основная форма проведения учебно-тренировочной работы по боксу с юными боксерами.
Учебно-тренировочное занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.
В вводной части группу юных спортсменов подготавливают к началу учебно-тренировочного занятия и знакомят их с содержанием данного урока. Занимающимся объясняют задачи данного урока, технические и тактические особенности изучаемых боевых приемов, а также теоретические стороны тренировки.
Продолжительность вводной части — 5—10 минут.
В подготовительной части занятия путем выполнения общеразвивающих (гимнастических) и специальных (имитация боевых движений — удары, защиты, передвижения) упражнений подводят занимающихся к решению основных задач занятия, а также содействуют общефизическому развитию занимающихся.
Подготовительная часть продолжается 20—30 минут.
В основной части занятия решается главная задача — овладение техникой бокса, совершенствование тактики ведения боя, воспитание воли и общефизическое развитие занимающихся.
Здесь используются специальные боксерские упражнения с партнером в перчатках, специальные упражнения на снарядах и в бою с тенью, где решаются вопросы овладения техническими навыками в боксе, а также тактическое применение их в бою. В конце основной части выполняются гимнастические упражнения сидя, стоя, лежа с целью выработки быстроты, ловкости и в меньшей мере силы и выносливости.
Основная часть продолжается 35—80 минут.
В заключительной части занятия путем применения упражнений в расслаблении (потряхивание руками и ногами, поглаживание мышц), медленной ходьбы с глубоким и спокойным дыханием приводят организм занимающихся после интенсивных занятий в относительно спокойное состояние.
Продолжительность заключительной части — 5—10 минут.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Важнейшей задачей любого преподавателя, работающего с юношами, является воспитание разносторонне развитого физически и морально сильного человека. И, естественно, особенно важно делать это в спортивной секции. Ведь успех в спорте, например в боксе, зависит не только от умения или физической силы, но — и это главное — от волевых качеств спортсмена.
Конечно, место преподавателя в общей системе воспитания молодого человека скромнее, чем, скажем, место родителей или школьных учителей. Тем не менее, на тренере лежат не меньшие, если не большие, обязанности. Его задача не только закрепить и развить то, чему учили юношу в школе и в семье, в комсомольской или пионерской организации, но и развить в нем такие качества, как самостоятельность, чувство ответственности перед командой и пр.
Успех в каждом виде спорта обусловливается какими-либо чертами характера занимающегося. Есть общие, такие, например, как трудолюбие, товарищество, сознательность, дисциплина. Помимо этого, есть и, так сказать, специфические, особо важные. Для бокса это в первую очередь смелость, хладнокровие.
И преподаватель, начиная работу с юношами, должен с первого же занятия воспитывать у них эти качества. Его задача осложняется тем, что учащиеся, попадая в новую необычную обстановку — обстановку секции, вначале, как правило, чувствуют себя несколько неуверенно и вместе с тем разболтанно. Задача тренера — уже с первых занятий создавать в секции сильный коллектив, во главе которого должно стоять авторитетное и инициативное бюро секции. Преподаватель должен строить свою работу, учитывая как возрастные, так и индивидуальные особенности своих воспитанников.
Следует помнить, что воспитательная работа должна проводиться преподавателем буквально во всех мероприятиях: и во время тренировок, и во время выступлений, как показательных, так и спортивных, и в беседах, проводимых преподавателем, чему бы эти беседы ни посвящались— технике ли бокса или истории его развития, — ив различных общественных мероприятиях.
Наиболее важной задачей преподавателя является воспитание советского патриотизма. Эту задачу следует решать не только во время бесед о преимуществах советского строя, о тех условиях, которые страна создала для молодежи (в частности, для спортсменов), о разности сути советского и зарубежного спорта, о тех замечательных спортсменах, которые прославили нашу Родину, — советский патриотизм у занимающихся следует воспитывать в повседневной жизни. Ведь одним из важнейших шагов в воспитании этого качества служит развитие и укрепление у юношей любви к своему спортивному коллективу и чувство ответственности перед ним. Нужно всячески подчеркивать, что чем выше мастерство спортсмена, тем больше ответственности должно быть у него. Если в начале своего спортивного пути он выступает за секцию, то потом уже он входит в сборную команду общества, города, а иногда и страны. Естественно, что каждый спортсмен должен чувствовать ответственность за доверенную ему честь.
Очень важно увлечь боксом своих учеников настолько, чтобы они пристально следили за всеми крупными выступлениями советских боксеров. Это, безусловно, укрепляет в них чувство патриотизма.
Незаменимую роль в развитии этого качества (как, впрочем, и других) играет бюро секции. Укрепляя коллектив, предъявляя провинившемуся свои требования; требования всего коллектива, бюро воспитывает у юных спортсменов чувство ответственности перед товарищами, заставляет уважать их интересы. А это — важнейшая ступень в становлении чувства патриотизма.
В нашей стране каждый вид спорта является не самоцелью и даже не только средством физического развития юноши, но и в первую очередь средством воспитания его характера. А в формировании характера молодого человека едва ли не главенствующую роль занимает развитие чувства коллективизма, чувства локтя. Даже, казалось бы, в сугубо индивидуальных видах спорта, как, например, бокс, чувство локтя необходимо.
В создании юношеского коллектива безусловно большая роль ложится на преподавателя. Очень много зависит от того, как он себя держит с воспитанниками и со своими товарищами. Следует всегда помнить, что у юношей крайне развита подражательная способность. Если преподаватель чванлив, склонен к зазнайству, то и ученики неминуемо станут такими же. Вот почему тренер должен тщательно следить за собой, чтобы быть поистине идеальным примером для своих воспитанников.
Конечно, зачинателем всяких дел в коллективе (по крайней мере, на первых порах) является преподаватель. Но, если он желает, чтобы бюро секции стало его действительным помощником, преподаватель должен все мероприятия начинать с того, чтобы заинтересовать ими бюро секции. И не только заинтересовать. Важно, чтобы бюро с самого начала почувствовало свою самостоятельность, приобрело веру в свои силы. Поэтому, поручая бюро какое-нибудь дело, преподаватель сам, не ставя в известность ребят, должен позаботиться о том, чтобы спортсмены не встретили противодействия, не столкнулись с такими трудностями, преодолеть которые им не по плечу. Для того, чтобы ребята, возглавляющие секцию, почувствовали силу и возможности бюро, полезно несколько раз пригласить их на наиболее интересные заседания в секцию взрослых. Это, как правило, дает прекрасные результаты.
Если в бюро секции выбраны авторитетные спортсмены и если эти ребята увлеклись работой и поверили в собственные силы, создание коллектива пойдет быстрым темпом. Важно только подсказывать членам бюро, разумеется на первых порах, необходимые и злободневные вопросы, которые не, терпят отлагательств.
В юношеских секциях также бывают случаи зазнайства, нежелания считаться с мнением коллектива, такие явления, когда занимающиеся стремятся отомстить своему партнеру за удачный удар ответным сильным ударом, в результате чего тренировочный бой превращается в драку и отношения между боксерами портятся.
Бюро должно всячески пропагандировать оказание помощи партнерам во время спарринга и вольного боя.
Не следует думать, однако, что задача воспитателя ограничивается работой с бюро секции. Преподаватель должен и сам принимать активные меры для сплочения коллектива. Одной из самых эффективных мер является правильное использование командных соревнований, в которых совпадают интересы каждого из боксеров с интересами всей команды, всего коллектива.
Важнейшим признаком сплоченного коллектива является сознательная дисциплина всех его членов. Воспитанию этого качества преподаватель должен уделять особое внимание. Необходимым условием для появления у коллектива этого качества служит интересное и увлекательное построение урока. Преподаватель ни в коем случае не должен давать урок экспромтом. Каждое занятие должно быть шагом вперед в тщательно и заранее разработанном плане тренировок. Следует помнить, что юноши в силу своих возрастных особенностей быстро утомляются.
Поэтому, насколько возможно, следует избегать повторений, следить, чтобы каждое занятие давало боксерам что-то новое. Очень важно следить за тем, чтобы юноши, усваивая новый прием, понимали его место в общем боевом арсенале боксеров.
Следует также активнее вовлекать учеников в самое организацию занятий, поручать, например, им судить товарищеские встречи, а иногда и вольный бой.
Преподаватель должен тщательно и строго следить за посещением боксерами занятий. Уделяя этому, казалось бы, неправомерно большое внимание, он тем самым укрепляет коллектив секции. И не только тем, что предъявляет твердые требования к учащимся, но и тем, что, заставляя считать тренировки делом ежедневным, он создает как бы общий интерес у всех учащихся — интерес к боксу. А на основе этого интереса легче вырастает коллектив.
Другим важным качеством, которое преподаватель должен воспитывать у учащихся, является сознательное отношение к труду. Каждый боксер должен помнить, что совершенствование мастерства — это, прежде всего, труд, причем труд упорный. Преподавателю нужно так воспитать своих учеников, чтобы труд стал для них необходимостью. Надо также развивать у учащихся правдивость, сдержанность, скромность. Последнее качество является особенно важным, так как некоторые из юных боксеров, желая блеснуть своими боксерскими умениями, принимают участие в драках.
Преподаватель обязан научить занимающихся культуре поведения, разрушить ложную романтику спортивного жаргона, отучить их ходить по улице в спортивной форме, предназначенной только для тренировок. Юный боксер должен усвоить, что истинный спортсмен всегда подтянут, собран, аккуратен.
Качеством, необходимым для каждого спортсмена, а в особенности боксера, следует, без сомнения, считать волю. Бокс по своему существу является таким спортом, где безвольный, слабый человек не только не может рассчитывать на успех, но даже не может принимать участия в соревнованиях. Вот почему следует очень тщательно и осторожно развивать в учащихся силу характера. В связи с этим неправильной представляется практика некоторых преподавателей, которые допускают к условным и вольным боям неподготовленных, только что пришедших в секцию боксеров. Занимающийся должен выходить на ринг только тогда, когда он и физически, и технически, и, главное, морально подготовлен к первому бою.
Занятия боксом строятся так, чтобы учащийся закалял свою волю на каждой тренировке. Преподаватель должен только правильно дозировать задания и тщательно следить за их выполнением, чтобы вовремя поддержать ученика, дать ему правильный совет. Нужно, например, тщательно следить, чтобы боксер не закрывал глаза, выполняя нырок или уход, чтобы он преодолевал боязливость и нервозность в вольном бою, не поворачивался спиной к противнику и т. д.
Преподаватель может для очень нерешительных боксеров подбирать противников послабее, но должен всячески пресекать попытки боксера делать это самостоятельно.
Следует помнить, что развитие воли идет быстро и успешно лишь тогда, когда перед юношей стоит ясная цель. Такую цель преподаватель должен ставить перед каждым из своих учеников.
Рядом с развитием воли стоит вопрос о развитии у занимающихся инициативы. Ее преподаватель должен воспитывать, ставя учащихся в неожиданные положения и требуя в этих условиях быстрых решений. Например, вдруг увеличивать число раундов, заставлять учеников поддерживать очень высокий темп. Необходимо на каждой тренировке требовать от боксера стремительных и неожиданных встречных ударов. Однако надо следить, чтобы занимающийся при этом не раскрывался, не забывал о защите. Иначе, потерпев раз или два поражение, боксер окончательно потеряет уверенность в себе.
Уверенность в себе появляется, как правило, после первых успехов. Однако, чтобы это столь необходимое качество не переросло в самоуверенность, преподаватель должен каждый раз усложнять задания, чтобы успехи давались в труде.
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА
Обучение и тренировка начинающего юного боксера должны носить воспитывающий характер. Учебный процесс должен представлять из себя воспитательный процесс, где всестороннее физическое развитие, техническая, тактическая и волевая подготовка неразрывно связаны с воспитанием коммунистической морали.
Преподаватель, обучая юного спортсмена элементам техники бокса, обязан при организации учебно-тренировочных занятий учитывать все стороны его воспитания.
Нравственное воспитание — важнейшая задача преподавателя. Оно должно получить конкретное выражение в общественной и личной жизни его ученика, в его поведении и поступках.
Во время занятий боксом юноша должен воспитываться не только физически, но и морально. Идея коммунистического воспитания должна пронизывать весь процесс обучения и тренировки.
В 1920 году, выступая на III съезде комсомола, В. И. Ленин сказал, что все дело воспитания, образования и учения современной молодежи должно быть воспитанием в ней коммунистической морали.
В учебно-спортивной работе преподаватель должен постоянно исходить из того, что хорошим боксером может стать лишь человек, не только овладевший основами навыка боксера, но и отличающийся высокими моральными качествами. Так, воспитание и обучение должны быть неразрывно связаны в едином педагогическом процессе формирования всесторонне развитого человека — будущего строителя коммунистического общества.
Часто на ринге в бою встречаются два спортсмена с одинаковой технической и тактической подготовленностью. Встречу выигрывает тот, у кого сильнее воля. Без сильной воли нельзя добиться высоких спортивных результатов.
Преподаватель должен стремиться воспитывать волевых спортсменов, которые в суровых условиях боя способны преодолеть сопротивление противника. Уверенное ведение боя, решительность в действиях, неожиданные и смелые атаки — основа боевых действий боксера.
Опыт состязаний показывает, что успех боя находится в прямой зависимости от волевой, физической, технической и тактической подготовки.
Тактика связана с техникой, зависит от нее и в свою очередь влияет на ее развитие. От умения вести бой на ринге, правильно используя технику применительно к особенностям противника, зависит мастерство боксера.
Тактику следует изучать одновременно с основами техники. С первых же шагов обучения боксер должен пользоваться техникой на основе тактики.
Тактика бокса — это искусство ведения боя на ринге, умение боксера рационально использовать боевые средства для достижения победы.
Тактика является одним из важнейших разделов обучения боксу. Только тактически грамотный боксер будет сознательно применять элементы техники, исходя из реальной обстановки боя. Действия же боксера, выражающиеся в простом повторении изученных технических приемов, искажают сущность бокса.
Период 1949—1952 годов был периодом спада нашего бокса. Объяснялось это отчасти и однообразной тактикой, приведшей к откровенно силовой борьбе, которая подменила умную и ловкую игру на ринге. Прямолинейность и однообразность тактики обеднили и технический арсенал боксеров. Из защиты, например, исчезли такие сложные приемы, как нырки, уклоны, из нападения — ближний бой. И наш бокс стал быстро деградировать.
Этот печальный урок нужно запомнить каждому преподавателю, ведущему работу с юношами. И начиная занятия с группой ребят, впервые пришедших в секцию, педагог должен помнить, что его задача научить их не только правильно наносить удары и защищаться от них, но и воспитать в них понимание того, что бокс — это прежде всего игра, требующая мужества, силы, быстроты, моментальной ориентировки.
Вот почему уже с первых занятий, обучая юного спортсмена начальным приемам бокса, следует воспитывать и развивать у них гибкую тактику. Следует всячески поощрять изобретательность юношей во время боя, их самостоятельные попытки разнообразить защиту или нападение новыми сочетаниями приемов, которыми они уже успели овладеть.
Уже с самого начала, давая своим ученикам азы бокса, преподаватель должен заботиться о расширении их тактического кругозора, а для этого ярко и точно объяснять значение приема в структуре боя. После первых 15—20 занятий, когда ученик, в какой-то мере овладев передвижениями, основными ударами и защитами от них, начинает принимать участие в вольных боях, преподаватель уже может угадать, какая тактика ведения боя будет наиболее подходящей для его воспитанника. Это подсказывается и физическим развитием {если, например, ученик отличается высоким ростом, то его следует ориентировать вести бой на дальней дистанции, если он низкий, то надо рекомендовать ему ближний бой и т. д.), и умением ученика быстро ориентироваться, и его волевыми качествами.
Определив тактику для каждого ученика, преподаватель во время занятий должен особенно внимательно следить за теми техническими приемами, которые позволят его ученику осуществлять эту тактику. Например, готовя из юноши боксера, предпочитающего дальнюю дистанцию, следует особенно тщательно совершенствовать с ним прямые удары и длинные боковые, из защит — отбивы, шаги в сторону, отходы.
В основе обучения и тренировки начинающего боксера лежат принятые в советской педагогике дидактические принципы сознательности, наглядности, активности, систематичности, последовательности, доступности и прочности.
Принципы сознательности и активности, как и все дидактические принципы, являются основным руководством для преподавателя при осуществлении учебного процесса и находятся в тесной взаимосвязи, так как сознательное отношение занимающихся к учебному процессу повышает их активность на занятиях.
Сознательность и активность при обучении боксу приобретают особо важное значение, так как сам процесс обучения в боксе является очень сложным, потому что обучающиеся овладевают сложными по координации движениями, также потому, что в случае допущения ошибки на занимающегося производится физическое воздействие. Поэтому все движения боксера должны быть глубоко осознаны. Осмысливание учебного материала должно находиться в прямой связи с сознательным отношением боксеров к учебно-тренировочному процессу.
В ходе тренировки необходимо более четко и полно объяснять учащимся роль и значение каждого приема, удара, защитного движения, их место в боевом арсенале. Нужно добиться того, чтобы каждое новое движение, каждый новый прием были бы для начинающего спортсмена не самоцелью, а лишь ступенью к новому, более трудному. Этим достигается также и то, что боксер видит, к каким результатам приведут его тренировки.
Сознательность и активность спортсмена выражаются в стремлении как можно лучше выполнить задание урока, внимательно прислушиваться и стараться реализовать указание преподавателя.
Другим важным элементом воспитания сознательности и активности является творческая помощь учеников друг другу во время изучения нового приема, т. е. активное, сознательное участие в процессе обучения.
Следует указать еще па один важный элемент принципа сознательности и активности — закрепление в боевых условиях разученных комбинаций и приемов. Преподавателю необходимо добиваться такого положения, чтобы юные спортсмены строили тренировочный бой с таким расчетом, чтобы создать возможность использовать указанную комбинацию непосредственно во время боя не менее трех-четырех раз в раунде. Требование закрепления навыков на ринге позволяет учащимся быстрее осваивать сложные элементы техники бокса.
Не менее важное значение имеет воспитание критического отношения боксера к своим действиям на тренировке и, особенно, на ринге. Каждый боксер должен научиться как бы со стороны смотреть на все свои движения и подмечать свои ошибки.
Наряду с привитием молодому боксеру критического отношения к своим действиям необходимо развивать у него инициативу. Так, если ученик будет выполнять предлагаемый прием в несколько ином, наиболее удобном для него, виде, не нарушающем, однако, основ выполнения этого приема, то необходимо помочь молодому боксеру в его творческих исканиях.
Нередко у молодых боксеров наблюдается увлечение только избранным видом спорта и отрицание других спортивных дисциплин по той причине, что это якобы мешает достижению высоких спортивных результатов. Преподавателю необходимо постоянно воспитывать у молодого боксера сознательное отношение к другим видам спорта. Для этого нужно раскрыть учащимся все значение всесторонней физической подготовки и привить пм любовь к другим видам спорта, в особенности к легкой атлетике, баскетболу, плаванию, лыжам и др.
С целью воспитания сознательного отношения к учебному процессу, привлечения юного спортсмена к активному участию в разрешении поставленной задачи целесообразно задачу тренировки ставить перед началом занятий, с кратким объяснением способов ее разрешения.
В обучении должны также применяться домашние задания, как теоретические, так и практические. Самостоятельная домашняя работа, при строгом контроле преподавателя за ее выполнением, способствует развитию творчества, изобретательности в самостоятельной деятельности занимающихся.
Сознательное отношение боксеров к изучаемому материалу является одной из основных мер предупреждения травматизма при занятиях боксом. Поэтому преподаватель должен добиться, чтобы в учебных боях при изучении приемов нападения или защиты ни в коем случае не применялись сильные удары.
Принцип наглядности. При обучении молодого спортсмена особенно важно соблюдать принцип наглядности. Этот принцип заключается в том, что каждое движение, каждый прием, даваемый спортсменам на тренировках, должен быть проиллюстрирован, так как посредством зрительного восприятия в сознании людей отражается объективная реальность.
В работе с юными боксерами этот принцип должен быть доминирующим, в связи с тем, что он способствует лучшему запоминанию и закреплению знаний и навыков. Рассматривая принципы обучения детей, великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что в занятиях с детьми необходимо применять такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях в словах, а на конкретных образах. Поэтому указанный принцип при занятиях с юношами следует применять как можно шире.
Принцип наглядности при обучении боксу юношей осуществляется с помощью следующих методов: образцового показа, демонстрации учебных плакатов и иллюстраций, критического наблюдения занимающихся за боями своих товарищей на тренировках и соревнованиях, наблюдения за боями мастеров спорта.
Первым и наиболее действенным из этих методов можно считать образцовый показ. Особенно большое значение показу придают наши ведущие тренеры, объясняя это тем, что зрительное восприятие у юношей выше, чем слуховое, поэтому тот или иной прием боксерского арсенала значительно быстрее воспринимается не при устном объяснении, а при непосредственном показе.
Для большей наглядности и убедительности показ дат-жен сопровождаться кратким образным объяснением, так как одного лишь показа техники выполнения того или иного приема недостаточно. Это помогает юному боксеру понять и осознать движения, найти в них важнейшие, отправные моменты. В этом отношении квалифицированное объяснение тренера играет важную роль.
Очень полезно непосредственный показ дополнять демонстрацией плакатов и иллюстраций с изображением того или иного движения. Большую пользу приносит просмотр кинокартин, в которых демонстрируется техника лучших боксеров. Однако при однократном просмотре картины юные боксеры не в состоянии заметить и осознать все детали техники. Поэтому большое значение приобретает просмотр кинокольцовок.
Полезность демонстрации кольцовок заключается в том, что внимание спортсменов сосредоточивается на изучаемом движении, а нередко и на одной детали его, в течение времени, необходимого для полного понимания и осознания этого движения.
Не менее важную роль в занятиях с юношами играет метод наблюдения учащихся за боями друг друга. Целесообразно во время и после боев проводить объяснение тех или иных игровых моментов, причем лучше, если учащиеся сами будут высказываться возможно более полно и критически. Что же касается тренера, то он должен подвести итог этому обсуждению, кратко останавливаясь на неправильных высказываниях своих учеников.
Строгое соблюдение принципа наглядности является необходимым для успешной работы с юношами, при этом чем моложе спортсмен, тем большее значение приобретает применение указанного принципа в тренировке.
Принципы систематичности и последовательности. Эти принципы тесно связаны. Успешность обучения в большой степени зависит от соблюдения принципов систематичности и последовательности.
Несоблюдение этих принципов в физическом воспитании может отрицательно сказаться на здоровье занимающихся. Об этом особенно следует помнить на занятиях по боксу, где от юных спортсменов требуется огромное нервное и физическое напряжение, а также выполнение упражнений, требующих сложной координации.
Принципы систематичности и последовательности обязывают преподавателя строго учитывать как возрастные особенности юношей, так и степень их физической подготовленности.
П. Ф. Лесгафт подчеркивал, что в физическом образовании особо строго следует соблюдать постепенность и последовательность, так как нарушение этого непременно приведет к болезни.
Систематичность и последовательность в тренировке выражается в постепенном возрастании требований, предъявляемых к организму юного спортсмена в процессе тренировки. По мере развития организма юного боксера возрастает и тренировочная нагрузка, проявляющаяся во все большей плотности и сложности движений.
Постепеннее увеличение нагрузки положительно влияет на развитие организма юноши и создает новые возможности для увеличения нагрузок.
Принципы систематичности и последовательности должны быть широко использованы при планировании физической и нервной, психологической нагрузки занятия. Физическая нагрузка должна планироваться таким образом, чтобы на каждом занятии учащиеся получали несколько больший объем нагрузки по сравнению с прошлым, причем в первую очередь нужно давать упражнения на развитие быстроты и ловкости, а затем уже силы и выносливости.
Практика показывает, что учащиеся утомляются значительно меньше и степень усвоения ими новых элементов значительно лучше на тех занятиях, в которых гимнастика силового характера, требующая большого напряжения сил, проводится после разучивания техники.
Аналогично должна планироваться и психологическая нагрузка уроков. Так, на первых занятиях ученикам надо предлагать для разучивания простые движения, не связанные с риском, а на последующих — уже более сложные приемы нападения или защиты, связанны с известным риском, с обострением боя.
Строгую постепенность возрастания нагрузки необходимо соблюдать как при планировании тренировочных занятий, так и при составлении календаря спортивных соревнований. Соревнования надо проводить тогда, когда организм занимающегося достаточно подготовлен к нагрузкам. Этому должны предшествовать учебно-тренировочные занятия, где наряду с постепенным увеличением нагрузок использовались повышенные нагрузки. Своевременное введение повышенных нагрузок способствует быстрейшему наступлению спортивной формы, т. е. оптимальному состоянию, при котором спортсмен может выполнить предельную работу. Преподаватель должен помнить о том, что в занятиях с юношами повышенные нагрузки следует вводить с большой осторожностью, только после длительной и тщательной подготовки, ибо преждевременное применение их может повредить формированию молодого организма.
Содержание тренировочных занятий должно быть строго систематизировано с тем, чтобы новый учебный материал вытекал из старого, уже пройденного. Известно, что труднее всего у занимающихся протекает развитие координационных движений. Поэтому выработке столь необходимого боксеру качества нужно уделять особенное внимание. В развитии координации движений нужно следовать основному педагогическому правилу в обучении: переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Вначале ученикам нужно предложить общеразвивающие гимнастические упражнения, в которых делается упор на подводящие упражнения, в какой-то степени напоминающие специальные движения. Далее предлагаются уже специальные упражнения из числа наиболее элементарных. Например, передвижение по кругу, удары на ходу и др. Лишь после этого можно дать первые простейшие комбинации.
Тренировочные бои, исходя из основных положений принципов систематичности и последовательности, следует давать в следующем порядке: вначале учебные, затем условные и, наконец, вольные бои.
Принцип доступности. Обучение будет протекать успешно лишь в том случае, если наряду с другими принципами будет строго соблюдаться принцип доступности. Уже само названи