Схема организации работ по проектированию ИС
Организация работ существенно зависит от целей и выбраннойконцепции проектирования ИС (рис. 25.1). Заказ на проектированиеИС стимулирует следующие цели:
1) создание системы автоматизации бизнес-деятельности предприятия «с нуля»;
2) развитие существующей ИС в связи с появлением потребностив решении новых функциональных задач и (или) в связи с появлением возможности улучшения нефункциональных характеристик: сокращения времени отклика и времени обработки информацииувеличения числа рабочих мест и т. д.;
3) перестройка (реинжиниринг) бизнес-процессов.
Рис. 25.1. Схема организации работ по проектированию ИС
В настоящее время даже малые предприятия имеют в той илииной форме средства автоматизации производственно-экономической деятельности, включающие в себя информационную систему.
Поэтому разработка ИС «с нуля» воспринимается как пережитокпрошлого и в практике создания систем встречается довольно редко. Как правило, ИС модернизируется либо путем включения новыхфункциональных и (или) обеспечивающих подсистем, либо путемзамены каких-либо составляющих.
Очень часто стимулом к таким модернизациям является целесообразность или даже необходимость реинжиниринга бизнес-процессов предприятия. При создании ИС «с нуля» также практическивсегда осуществляется реинжениринг бизнес-процессов, поскольку, вовлечение в бизнес-деятельность средств автоматизация без перестройки сложившихся традиций в управлении и организации процессов является очень мало эффективным.
Широко известно крылатое выражение: «Автоматизация беспорядка приводит только к автоматизированному беспорядку». Ведущиеспециалисты реинжиниринга и процессного подхода в управленииМайкл Хаммер и Джеймс Чампи считают также: «Автоматизироватьсуществующие процессы с помощью IT – это все равно, что асфальтировать протоптанные коровами тропы».
Схема организации работ по проектированию ИС в недалекомпрошлом имела (а при выполнении крупных наукоемких заказови в настоящее время имеет) вид, показанный на рис. 25.2.
Рис. 25.2. Схема организации работ с использованием
организаций-соисполнителей
Организации-соисполнители образуют дерево, высота которого определяетсясложностью и стоимостью проекта. Соисполнители создают отдельные подсистемы или элементы этих подсистем (реализуют задачи), осуществляют реализацию системы, закупая (иногда изготавливая), развертывая и настраивая оборудование – комплекс техническихсредств технического обеспечения.
Работа соисполнителей координируется головной организациейи организуется в соответствии с Положением о взаимодействии соисполнителей. Приведенная схема свойственна экономической системе с многочисленными отраслевыми научно-исследовательскимиинститутами и развитыми научно-исследовательскими подразделениями технических вузов, активно участвующими в качестве соисполнителей заказов, финансируемых государством.
В настоящее время схема организации работ, как правило, значительно проще. Это обусловлено следующими факторами:
1) бизнес-процессы во многих видах бизнес-деятельности приобрели элементы единообразия, что позволяет использовать единыестандарты, единые технологии проектирования и единые техническиесредства реализации информационных систем;
2) рынок IT-систем и оборудования насыщен практически готовыми к использованию типовыми решениями, позволяющимисоздавать необходимую ИС или совершенствовать ее составляющиепо принципу сбора детского конструктора без существенных затратна анализ, проектирование, кодирование и отладку;
3) на рынке IT-услуг представлены многочисленные компании-поставщики с разнообразным набором специализаций, разным уровнемценовой доступности и авторитетности, способные оказывать высококвалифицированную помощь предприятиям в быстром и экономичном создании надежных и эффективных ИС.
Компании IT-услуг успешно исполняют роль разработчика пректов ИС для подавляющего числа предприятий, как производственных, так и занятых бизнесом. Они активно участвуют и в реализациинаукоемких проектов, разрабатываемых силами особых конструкторских бюро, НИИ и научно-производственных объединений, осуществляя поставку средств связи, вычислительной техники и иногооборудования.
Как разработчики компании IT-услуг реализуют три технологии: системную интеграцию, проектную интеграцию и классическую разработку.
Системная интеграция – это способ создания ИС, основанныйна типовом проектировании, который можно представить в видеусловной формулы:
Системная интеграция = Типовое проектирование
+ Поставка программного обеспечения + Поставка оборудования
(технического обеспечения) + Установка оборудования
+ Запуск системы + Сопровождение системы
Таким образом, системный интегратор – это типичный современный разработчик систем, создающий ИС с нуля или существенно переделывающий существующую систему, обеспечивающий всефазы жизненного цикла системы. Ориентация на типовое проектирование свидетельствует о том, что вне сферы обслуживаниясистемных интеграторов остаются только наукоемкие предметныеобласти со специальными задачами, сложными алгоритмами обработки информации и оригинальными видами оборудования, такие, как научные исследования, освоение космоса, военное дело и медицина (в некоторой степени). Системный интегратор стремитсясоздать систему своими силами, при необходимости вовлекая в разработку фирмы, входящие в холдинг, которому он принадлежит.
К применению аутсорсинга системный интегратор прибегает тольков случае необходимости, например при создании территориально-распределенных систем.
Проектная интеграция – это технология развития существующей ИС в связи с появлением потребности в решении новых функциональных задач и (или) в связи с появлением возможности улучшения нефункциональных характеристик. Проектный интегратор проектирует новую или перепроектирует существующую подсистему ИС, проводя поиск подходящих аналогов среди представленных на рынкеи ранее внедренных систем, объединяя их в новое проектное решение. Затем он приобретает и собирает программные средства длярешения проблемы заказчика. Символическая формула проектнойинтеграции имеет следующий вид:
Проектная интеграция = Типовое проектирование
+ Поставка программного обеспечения + Запуск системы
+ Сопровождение системы
Основное отличие проектной интеграции от системной заключается в отказе от поставки и установки оборудования – технического обеспечения ИС. Внимание проектного интегратора сосредоточенона программном обеспечении. Приобретение и развертывание технического обеспечения осуществляется заказчиком самостоятельноили по дополнительным договорам с поставщиками соответствующих услуг. Для надежного решения поставленной задачи проектныйинтегратор часто прибегает к аутсорсингу – услугам других авторитетных IT-компаний – для решения отдельных проектных задачобследования, формулировки требований, программирования, тестирования, развертывания, обучения, сопровождения, постановкибизнес-процессов.
Системный интегратор выдает продукцию большого объема. Главная доля его дохода приходится на поставляемое оборудование. Возможные несоответствия поставляемой системы ожиданиям пользователей сразу не видны, они могут обнаружиться позже, по истечениинекоторого срока после начала эксплуатации. Так что финансовыйуспех системному интегратору гарантирован.
Результаты труда проектного интегратора видны сразу же, так каксосредоточены на явной и четкой проблеме в действующей системе.
Эта проблема либо устраняется, либо нет. Качество решения такжеочевидно в силу четкого понимания заказчиком существа решаемойпроблемы, поэтому полноценный финансовый расчет заказчика с поставщиком возможет только в случае действительно полноценногоудовлетворения возникших потребностей.
Интеграция, как системная, так и проектная, в чистом виде применима только для приложений с типовыми наборами задач, с многочисленными аналогами и прототипами. Как правило, интеграцияне требует существенных затрат на обследование предметной областипри системной интеграции потребности заказчика типичны, а припроектной – явно «обнажены» и четко сформулированы.
Проектировать ИС должны классические проектировщики, еслиимеет место хотя бы одно из следующих условий:
1) потребности заказчика имеют признаки нечеткости и их формулировки явно не полны;
2) решаемые задачи оригинальны и для них требуется разработкановых алгоритмов;
3) бизнес-процессы на предприятии оригинальны и сложны илиисходно определены не полностью.
Группа исполнителей проекта современной IT-компании, осуществляющейклассическую разработку (проектирование) ИС, включает в себя следующих членов: руководитель проекта; командааналитиков; архитектор; команда тестировщиков; команда разработчиков; команда специалистов по внедрению.
Работу группы контролирует и поддерживает топ-менеджер компании-разработчика. Группа исполнителей взаимодействует со стороной заказчика, в которую входят: координатор проекта; пользователи; консультанты.
Руководитель проекта участвует во всех фазах жизненногоцикла ИС. Он выполняет следующие функции:
- планирование, координация и согласование работ с заказчиком;
- планирование и координация работ внутри проектной команды;
- контроль выполнения работ;
- разработка и рецензирование регламентирующих документов;
- управление рисками;
- решение проблемных ситуаций.
Команда аналитиков выполняет следующие функции:
- на фазе «Анализ» – этапы обследования предприятия и формирования требований: выявление целей, масштаба системы, трудоемкости, методологии, регламента;
- на фазе «Анализ» – этапы анализа требований, разработкиТЭО и ТЗ: изучение модели деятельности заказчика AS-IS, анализпотребностей заказчика, представление деятельности заказчикаTO-BE, составление требований к системе;
- на суперфазе «Синтез» – фазы «Проектирование», «Кодирование», «Тестирование»: консультирование по бизнес-процессами требованиям; управление требованиями;
- на фазе «Внедрение» (развертывание и ввод в эксплуатацию), консультирование по бизнес-процессам, требованиям, использованию системы, анализ соответствия системы потребностямзаказчика, управление требованиями;
- на фазе «Сопровождение» (эксплуатация) – решение аналитических задач в процессе эксплуатации и сопровождения.
Команда аналитиков возглавляется ведущим аналитиком, которыйвыполняет все функции команды аналитиков, а также имеет некоторые технические и управленческие функции:
- планирование работы команды аналитиков;
- координирование работы членов команды;
- контроль выполнения заданий членами команды;
- определение методологии, регламента и используемых шаблонов;
- взаимодействие с заказчиком;
- рецензирование документов;
- управление рисками.
Архитектор не участвует в обследовании объекта автоматизации; он вступает в проект уже на этапе анализа требований, участвуетв разработке ТЭО и ТЗ. Затем архитектор участвует во всех последующих фазах ЖЦ ИС, вплоть до внедрения и сопровождения. Егофункции заключаются в следующем:
- нафазе «Анализ» – этапы анализа требований, разработкиТЭО и ТЗ:
определение высокоуровневой архитектуры системы;
разработка интерфейсов;
определение платформы функционирования и разработки;
рецензирование требований;
- нафазе «Проектирование» – разработка детальной архитектуры;
- нафазах «Кодирование», «Тестирование», «Внедрение»:
уточнение архитектуры;
консультирование по архитектуре;
- нафазе «Сопровождение» (эксплуатация) – решение архитектурных вопросов в ходе эксплуатации и сопровождения.
Команда разработчиков (программистов) вступает в проект вместе с архитектором и также участвует во всех последующихфазах ЖЦ ИС. Ее функции заключаются в следующем:
- нафазе «Анализ» – этапы анализа требований, разработкиТЭО и ТЗ:
рецензирование требований;
- нафазе «Проектирование»:
создание прототипов;
консультирование по платформе, сценариям использования;
- нафазах «Кодирование», «Тестирование» – разработка программного обеспечения;
- нафазе «Внедрение» (развертывание и ввод в эксплуатацию) – доработка программного обеспечения;
- нафазе «Сопровождение» (эксплуатация) – решение задач программиста при доработке системы.
Команда тестировщиков работает в плотном контактес командой разработчиков. Ее функции заключаются в следующем:
- нафазе «Анализ» – этапы анализа требований, разработкиТЭО и ТЗ – рецензирование требований;
- нафазе «Проектирование» – анализ функционального дизайна;
нафазах «Кодирование», «Тестирование»:
составление тест-планов;
тестирование системы;
- нафазе «Внедрение» (развертывание и ввод в эксплуатацию) – тестирование системы на территории заказчика («в поле»);
- нафазе «Сопровождение» (эксплуатация) – решение задач тестировщика при доработке системы.
Командаспециалистов по внедрению вступаетв ЖЦ ИС в последнюю очередь – на фазе внедрения. Ее функциизаключаются в следующем:
- нафазе «Внедрение» (развертывание и ввод в эксплуатацию):
установка системы;
написание пользовательской документации;
обучение пользователей;
выявление необходимости изменения требований;
- нафазе «Сопровождение» (эксплуатация) – решение задачпо внедрению при доработке системы.