Современная концепция процессного управления
Идея процессного управления любой деятельностью, включая бизнес, возникла в начале 1990-х гг. в рамках концепции реинжинирингабизнес-процессов (BPR–BusinessProcessesRedesign, или BusinessProcessReengineering), созданной усилиями Тома Давенпорта, Майкла Хаммера и Джеймса Чампи. Эта концепция развивает идею необходимости кардинальной перестройки всей системы бизнес-процессов на предприятии перед началом автоматизации деятельностиэтого предприятия.
Действительно, как правило, положение дел с организацией бизнес-процессов практически всегда далеко от оптимального – этоследствие неизбежного возрастания энтропии (беспорядка) в любойзамкнутой системе. Поэтому целесообразность перестройки бизнес-процессов достаточно очевидна. Однако оптимизм апологетов BPRдостаточно быстро рассеялся, и не столько из-за небольшого количества примеров успешной перестройки бизнес-процессов, сколькоиз-за обилия примеров провальных проектов, повлекших за собойсущественные убытки.
Причина неудачи BPR в практике управления реальными предприятиями заключается в революционном характере предполагаемыхперестроек в системе организации бизнес-процессов. К сожалению, на средних и крупных предприятиях осуществить реорганизациюза один день невозможно в связи с естественной инерционностьюпроцессов бизнеса. Переход от текущего положения дел к существенно новому положению неизбежно сопряжен с проблемами переходного периода, когда староеуже не работает, а новое еще не работает.
Более того, сама программа перехода часто оказывается несостоятельной по следующим причинам:
1) информация о текущем положении дел на предприятии, зафиксированная в модели AS-IS, может устареть – некоторые бизнес-процессы, подлежащие изменению, оказываются уже измененнымипо причине их вопиющей нерациональности; отделы, подлежащиерасформированию и объединению с другими отделами, оказываютсяуже объединенными, но вовсе не с предполагаемым планом реинжиниринга и т. п.;
2) представления о рациональной схеме построения бизнес-процессов, зафиксированные в модели TO-BE, могут измениться непосредственно во время их перестройки – время вносит свои коррективы.
Альтернативой реинжинирингу бизнес-процессов стала более продуктивная идея медленного, но постоянного (перманентного) улучшения бизнес-процессов, предложенная Майклом Хаммером. Именноэта идея получила название BusinessProcessManagement (BPM). Каки многие другие теоретически правильные идеи улучшения бизнеса, BPM вполне мог бы оказаться очередным творением «чистой теории», приносящим дивиденды только поставщикам типовых проектных решений –вендорам, предлагающим программные реализацииультрасовременных решений в самых разнообразных «упаковках» от почти доступных до очень дорогостоящих.
Продуктивность BPM (пока что потенциальная) обусловлена появлением принципиально нового класса программных продуктов, называемых BPMS или BPMT (BusinessProcessManagementSystemTool). Эти продукты представляют собой специальное технологическое программное обеспечение, предназначенное для поддержкиконцепции BPM
Назначение BPMS – трансляция схем (графических диаграммбизнес-процессов в исполняемый код).
Мечта программистов о трансляторе с языка моделирования в машинный код, живущая практически с начала эпохи электронныхмашин, в той или форме воплощенная в многочисленных системахавтоматизированного проектирования, получила воплощение в области проектирования и реализации бизнес-процессов.
Именно возможность такой трансляции позволяет реализоватьидею постоянного усовершенствования бизнеса:
1) процессы предприятия описываются и автоматизируются в системе BPMS в исходном виде, в котором они воплощены на текущиймомент;
2) затем на основе анализа статистики поведения процессов процессы постепенно, но непрерывно совершенствуются. Любое изменение модели процессов немедленно приводит к перегенерациипрограммного кода, реализующего эти процессы.
Изложенное ранее разрушает основное положение реинжиниринга бизнес-процессов – недопустимо автоматизировать текущие бизнес-процессы, поскольку они нерациональны. Новая идеяBPM – автоматизировать процессы «как есть», а затем медленно ихулучшать на основе принципиально нового IT-инструмента BPMS – это наглядное проявление действия закона философии, называемогоотрицанием отрицания.
Первым средством класса BPMS явился основанный на XML языкBPEL (BusinessProcessExecutionLanguage), ставший стандартом проектирования и исполнения бизнес-процессов. Первый вариант BPELпоявился в 2003 г. Язык BPEL поддерживает управление даннымии работу с сообщениями в формате XML, позволяя определить последовательность выполнения сервисов в различных процессах.
Применение языка BPEL в моделировании бизнес-процессовобеспечивает не только устранение разрыва между моделированиеми исполнением процессов, но и объединение моделирования с исполнением в единый комплекс.
Для получения кода на языке BPEL часто используют различныеBPEL-инструменты, позволяющие на основе визуальной диаграммыавтоматически генерировать код, создавая приложение. Такие приложения можно представить как совокупность бизнес-логики описываемого процесса и непосредственно операций, выполняемых сервисами. Использование языка BPEL приводит к реализации концепциисервисов и SOA (Service-OrientedArchitecture) – модульного подходак разработке программного обеспечения, основанного на использовании распределенных, слабо связанных (loosecoupling) заменяемыхкомпонентов, оснащенных стандартизированными интерфейсамидля взаимодействия по стандартизированным протоколам. В настоящее время программные комплексы, разработанные в соответствиис сервис-ориентированной архитектурой, очень часто реализуются, как набор веб-служб, взаимодействующих по протоколу SOAP.
Конечно, в реальной жизни все обстоит значительно скромнее.
Дело в том, что наличие средств быстрой трансформации моделив исполняемый код решает вопрос ускоренной автоматизации – ускоренного воплощения идей в действующую систему, но оно сохраняетглавную проблему – поиска того, что подлежит воплощению. Генерация идей, направленных на улучшение текущего положения делпринятие управленческих решений об изменении процессов на предприятии – это удел аналитиков и топ-менеджеров (президентови генеральных директоров, руководителей управляющих компанийв крупных корпорациях и холдингах или групп наемных специалистов). Именно на них возлагается решение фундаментальных задач, поиск вариантов организации и ведения бизнеса, обеспечение позиционирования компании на рынке с выбраннымвариантом организации и ведения бизнеса.
После появления инструментальных средств класса BPMS ответственность за эффективность бизнес-процессов снимается с IT-специалистов и полностью возлагается на управленцев. Отсутствиерезких подвижек в области оптимизации бизнес-процессов на предприятиях не может быть объяснено несовершенством современныхинформационных технологий в бизнесе. Недостаточно высокий профессиональный уровень топ-менеджмента– главная беда экономиквсего мира. Аналитиков и топ-менеджеров много, и все они гениямибыть не могут, поэтому возникает новая идея: «А не могут ли IT-специалисты создать механизмы, генерирующие идеи, направленныена улучшение бизнес-процессов.
В настоящее время зарождается новое модное направление в ITсвязанное с накоплением и продуцированием знаний о том, как следует организовывать бизнес. Создание новых технологий поиска, накопления и использования таких знаний – это поле IT-ответственности. По закону отрицания отрицания ответственность за упущенияв организации бизнес-процессов переходит к IT – информационныетехнологии должны обеспечить не только воплощение идей в действующую информационную систему, но и генерацию самих идейподлежащих воплощению.