Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности

Некоторые объекты интеллектуальной собственности находятся вне сферы патентного и авторского права, их принято называть нетрадиционными.

Научное открытие– это установление не известных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в сознание.

Коммерческая тайна– информация, имеющая действительную или потенциальную ценность в силу ее неизвестности третьим лицам. К этой информации нет свободного доступа на законном основании. Охраняется ее конфиденциальность. В международной практике используется термин «ноу-хау», который применяют к секретам технического (принципы, характеристики и параметры производственных процессов и устройств, чертежи, схемы, формулы, рецепты, инструкции и т. п.) и коммерческого (методы организации производства, сведения о клиентах и поставщиках, данные о финансировании, методы рекламы и т. п.) характера.

Топология интегральной микросхемы– это зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.

Селекционные достиженияподразделяются на две категории – сорта растений и породы животных.

Рационализаторское предложение– техническое решение, являющееся новым и полезным для организации, которой оно подано, и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники или изменение состава материала.

Вопрос об интеллектуальной собственности ввиду противоречивости этого понятия порой приводит к парадоксальным выводам, главный из которых – это то, что знания, информация принадлежат человечеству в целом. Трудно не согласиться с известным ученым профессором С. Л. Капицей: «Информация, а точнее обобщенная информация, ведущая к развитию человечества по квадратичному закону, в отличие от других видов собственности не убывает при ее распространении, а размножается. И этот процесс необратим. По существу, вся система обучения, образования и воспитания человека происходит именно в таких условиях, и распространять на эту деятельность, которая в современном обществе занимает более чем заметное место, рыночные отношения невозможно».

В последние годы интеллектуальная собственность стала предметом пристального внимания менеджеров не только высокотехнологичных, но и обычных компаний. Действительно, если вчера предприниматели стремились завладеть рудником или металлургическим заводом, то сегодня предпочитают обрести права на новую горнодобывающую технологию или последнюю версию операционной системы, управляющей заводскими компьютерами. Если раньше компании в основном опасались, что конкуренты обойдут их в сфере производства и сбыта, то теперь их беспокоит, как бы соперники не овладели правами на важнейшие технологии и фундаментальные концепции, обеспечивающие им ведущие позиции в бизнесе. Крупные компании скупают патенты, чтобы контролировать развитие той или иной отрасли.

Права на интеллектуальную собственность упрочивают финансовые и рыночные позиции компаний, а надежная охрана и эффективное использование этих прав обеспечивают условия их дальнейшего развития.

Здесь следует сделать акцент на «эффективном использовании» интеллектуальной собственности, поскольку безусловные, полные и неограниченные титулы собственности, как оказалось, препятствуют экономическому росту. Так, компания Apple в свое время сделала необычайный рывок вперед – ее технология была совершенней, чем у IBM. И руководители Apple решили извлечь максимальную ренту, защитив свою технологию и сделав ее не доступной для участников рынка. В то же время IBM не скрывала свою технологию и проводила политику открытого доступа. В итоге Apple стала вытесняться с рынка, несмотря на первоначальное опережение, а технологии, к которым IBM открыла доступ, стали доминировать. Монопольная стратегия Apple – пример того, как старое представление о собственности в новой экономике тормозит не только технологический и экономический рост, но и доходность бизнеса.

Методы оценки интеллектуального капитала

Наши рекомендации