Национальная инновационная система в современной России
В 2005 году были утверждены Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, в 2006 году - Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.
В рамках реализации мероприятий, определенных указанными документами, заложены основы национальной инновационной системы, предприняты меры по развитию сектора исследований и разработок, формированию инновационной инфраструктуры, а также по модернизации экономики на основе технологических инноваций. За последние годы значительно увеличено финансирование за счет средств государства фундаментальной науки и прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ и государственные фонды финансирования науки. Созданы основные элементы системы институтов развития в сфере инноваций, включающие Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, венчурные фонды (с государственным участием через открытое акционерное общество "Российская венчурная компания"), федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития", государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности («Внешэкономбанк») и открытое акционерное общество "РОСНАНО". Значительные усилия направлены на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании. Реализована финансовая поддержка инновационных программ 57 вузов (в 2005 - 2008 годах на эти цели было выделено 30 млрд. рублей). На конкурсной основе 29 университетам был присвоен статус национальных исследовательских университетов и выделены средства на реализацию программ развития, включая создание инновационной инфраструктуры и развитие исследовательской деятельности (в 2009-2010 годах на все программы развития было выделено 8,42 млрд. рублей).
Реализуются меры по привлечению к исследовательской работе в российских вузах ученых с мировым именем, а также по поддержке кооперации вузов с предприятиями и дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры. Начата работа по формированию национальных исследовательских центров (первый такой центр создан на базе федерального государственного учреждения "Российский научный центр "Курчатовский институт"). Развивается инфраструктура поддержки инновационной деятельности, включающая технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, наукограды, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и федеральные центры коллективного пользования научным оборудованием. Начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров. Положено начало созданию территориально обособленного комплекса - инновационного центра "Сколково", в котором создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов. В рамках инновационного центра "Сколково" создается технический университет с целью достижения им в перспективе уровня ведущих мировых университетов. Формируется система софинансирования государством инновационных проектов частных компаний через управляющую организацию инновационного центра "Сколково", федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития" и другие институты развития. В отношении компаний с государственным участием формируется система поддержки разработки и реализации ими программ инновационного развития. Проведена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности - уже введены и продолжают вводиться соответствующие налоговые льготы. Принят и реализуется закон, разрешающий бюджетным учреждениям образования и науки создавать малые инновационные предприятия. Совершенствуется таможенное регулирование экспорта инновационной продукции.
Теме модернизации и инноваций уделяется большое внимание руководством страны. Создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. Определены государственные научно-технологические приоритеты, в рамках которых начато финансирование конкретных проектов.
В то же время признается, что при реализации Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года не достигнут запланированный уровень ряда индикаторов, связанных прежде всего со спросом на инновации в реальном секторе экономики.
В 2011 году была принята Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Основой для разработки Стратегии послужила «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее — Концепция), утвержденная 17 ноября 2008 г. распоряжением Правительства РФ № 1662-РФ в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно технической политике" (от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015)).
Главной целью разработки Концепции стало определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния граждан страны, национальной безопасности, динамичного развития экономики и укрепления позиций России в мировом сообществе. При разработке Концепции учитывались основные результаты развития РФ в 1990-е и 2000-е годы, в том числе один из важнейших качественных итогов: к середине первого десятилетия XXI века Россия вернулась в число мировых экономических держав. В стране в основном завершился переход к рынку, сформировалась базовая система современных правовых норм и институтов. Но главное - сложились необходимые и достаточные условия для перехода от этапа восстановления утраченных позиций к построению эффективной экономики нового типа.
Вместе с тем в процессе подготовки Концепции удалось определить внутренние ограничения, обусловленные недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры, а также дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров. Стало понятно, что при сохранении прежних тенденций значительно увеличится опасность резкого замедления темпов экономического роста. Кроме того, не вызывало сомнения, что влияние структурных ограничений усиливается еще и нерешенностью целого ряда важнейших социальных и институциональных проблем.
Свое продолжение основные положения Концепции получили в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2227-р от 8 декабря 2011 года.
Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Вместе с тем Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок. Кроме того, Стратегия опирается на результаты всесторонней оценки инновационного потенциала и долгосрочного научно-технологического прогноза. Положения Стратегии должны учитываться при разработке концепций и программ социально-экономического развития России.
Целью Стратегии является перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, причем этот ориентир характеризуется не только качественными, но и количественными показателями, в числе которых:
- увеличение доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве предприятий промышленного производства до 40–50% к 2020 году (в 2009-м этот показатель находился на уровне 9,4%);
- увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космические техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5–10% в 5–7 (и более) секторах экономики к 2020 году;
- увеличение доли экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров до 2% к 2020 году (в 2008-м — 0,25%);
- увеличение валовой добавленной стоимости инновационного сектора в валовом внутреннем продукте до 17–20% к 2020 году (в 2009-м — 12,7%);
- увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25–35% к 2020 году (в 2010-м — 4,9%);
- повышение внутренних затрат на исследования и разработки до 2,5–3% валового внутреннего продукта к 2020 году (в 2010-м — 1,3%), из них более половины — за счет частного сектора;
- увеличение доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах до 3% к 2020 году (в 2010-м — 2,08%);
- увеличение количества цитирований в расчете на одну публикацию российских исследователей в научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 4 ссылок к 2020 году (в 2010-м — 2,4 ссылки на статью);
- увеличение количества российских вузов, входящих в число 200 ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов (Quacquarelli Symonds World University Rankings), до четырех к 2020 году (в 2010-м – один);
- увеличение количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Евросоюза, США и Японии, до 2,5–3 тысяч к 2020 году (в 2009-м — 63 патента);
- увеличение доли средств, получаемых за счет выполнения НИОКР, в структуре средств, поступающих в ведущие российские университеты за счет всех источников финансирования, до 25% к 2020 году.
Стратегия определяет систему взаимоувязанных по задачам, срокам и ресурсам целевых программ, отдельных проектов и внепрограммных мероприятий. Выделяются следующие шесть основных задач:
- развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
- повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;
- максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;
- формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;
- обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений;
- активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Применительно к каждой задаче предложен комплекс конкретных мер и целевых индикаторов.
«Стратегиz инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» осуществляется на следующих основных принципах:
- выявление проблем и путей их решения с использованием набора инновационных инструментов в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью;
- тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;
- создание стимулов и условий для технологической модернизации на основе повышения эффективности компаний с использованием комплекса мер тарифного, таможенного, налогового и антимонопольного регулирования;
- обеспечение инвестиционной и кадровой привлекательности инновационной активности;
- прозрачность расходования средств на поддержку инновационной деятельности;
- ориентация на международные стандарты при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций;
- стимулирование конкуренции как ключевой мотивации для инновационного поведения (в том числе в секторе исследований и разработок);
- координация бюджетного, налогового, внешнеэкономического и других направлений социально-экономической политики как необходимое условие решения ключевых задач инновационного развития.
Варианты инновационного развития
Анализ сложившихся в российской экономике тенденций, а также рисков и возможностей роста стал основой для определения в составе Стратегии трех возможных вариантов инновационного развития.
1. Инерционный (ориентированный на импорт)основан на том, что не предпринимается масштабных усилий, нацеленных на инновационное развитие.
Государственная политика ориентирована в основном на поддержание макроэкономической стабильности и сопровождается низкими бюджетными расходами на науку, инновации и инвестиции в развитие человеческого капитала. Основной набор инструментов, использование которых не потребует значительных расходов, — реализация инновационной политики с опорой на общие меры по развитию институтов и формированию благоприятного делового климата и организационное содействие. При этом из текста Стратегии явно следует, что подобный сценарий с высокой вероятностью «приведет к дальнейшему ослаблению национальной инновационной системы и усилению зависимости экономики от иностранных технологий». Подобная логика развития обрекает Россию на технологическое отставание от ведущих стран запада, а в перспективе — на проигрыш в конкуренции с новыми индустриальными странами. Не случайно Стратегия трактует приведенный вариант как «неприемлемый».
2. Догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособностиориентирован на перевооружение экономики за счет применения импортных технологий, а также на локальное стимулирование развития российских разработок. В рамках этого сценария спрос на отечественные технологии создается не только за счет потребностей, определяемых интересами обеспечения национальной безопасности и обороны, но и путем развития энергосырьевого сектора, а фундаментальная и прикладная наука сегментируется и концентрируется вокруг тех направлений, которые имеют коммерческое применение.
Вариант догоняющего развития хорошо известен на примере Японии, Южной Кореи, Малайзии, Сингапура и, безусловно, Китая. В основе этого варианта лежит максимальное использование доступных на мировом рынке технологий, которые закупаются либо привлекаются в страну вместе с иностранным капиталом. Как правило, импортируемые технологии не являются самыми передовыми в мире.
Указанный вариант имеет ряд преимуществ:
- используются уже готовые и хорошо отработанные технологии, следовательно, инновационные риски минимальны. При этом наряду с технологиями можно получить и весь комплекс сопутствующих услуг - обслуживание, ремонт и обучение персонала;
- сроки реализации инновационных проектов сокращаются;
- развитие технологий в базовых секторах экономики может привести к появлению в ней новых высокотехнологичных секторов;
- децентрализация принятия решений о выборе технологии, что снижает риск ошибок.
Однако существуют и риски при использовании этого варианта в российских условиях:
- необходимость жестко конкурировать с производителями аналогичной продукции, использующими такую же либо более совершенную технологию, что обеспечивается только при кардинальном росте производительности труда в российской экономике;
- наиболее эффективное развитие производства происходит в рамках процесса привлечения прямых иностранных инвестиций, что требует серьезных усилий по улучшению инвестиционного климата. Вместе с тем значительное участие в экономическом развитии страны иностранного капитала и иностранных технологий повышает ее зависимость и усиливает внешние риски;
- зависимость экономики от импорта техники и технологий тормозит развитие собственных разработок.
3. Достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях соответствует долгосрочным целям и задачам, обозначенным в Концепции. Он характеризуется существенными усилиями государства по модернизации сектора исследований и разработок, концентрацией усилий на наиболее перспективных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение российских разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг. Россия может претендовать на лидирующие позиции в производстве авиакосмической техники, композитных материалов, разработке и применении нанотехнологий, биомедицинских технологий жизнеобеспечения и защиты человека и животных, программного обеспечения, а также в атомной и водородной энергетике, отдельных направлениях рационального природопользования и экологии и ряде других сфер деятельности.
Этот вариант характеризуется резким увеличением спроса на новые научные и инженерные кадры, а также предполагает формирование развитой национальной инновационной системы и восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки.
Одновременно указанный вариант является более затратным, поскольку предполагает масштабное государственное финансирование научных исследований и разработок прежде всего фундаментального характера, содействие скорейшей коммерциализации результатов научных исследований и разработок, активный поиск и формирование новых рынков, ниш и сегментов в рамках существующих рынков и, наконец, поддержку выхода на них российских компаний. Для этого варианта характерны существенные инновационные риски, связанные с принципиальной новизной решений, в том числе велика вероятность того, что наиболее перспективные инновации будут раньше и (или) в большей степени использованы в других странах. Для страны с диверсифицированной отраслевой структурой выбор варианта политики технологической модернизации не может быть универсальным для всех отраслей и секторов экономики. Для России в современных условиях оптимальным является вариант развития с элементами лидерства в некоторых сегментах экономики, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющего варианта в большинстве секторов экономики. Реализация такого варианта является предпочтительной в рамках Стратегии.
Таким образом, согласно принятой Стратегии, оптимальным для России в современных условиях признан вариант развития с элементами лидерства в некоторых сегментах экономики, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющего варианта в большинстве секторов экономики.
Этапы реализации стратегии
1 этап (2011-2013 гг.). Повышение восприимчивости бизнеса экономики в целом к инновациям:
- повышение инвестиционной привлекательности высокотехнологичных секторов;
- поддержка «догоняющей модернизации»;
- развитие конкуренции, стимулирование инновационного поведения госкомпаний;
- устранение барьеров для инноваций, выход по качеству регулирования на уровень ОЭСР;
- опережающий рост софинансирования инновационных проектов частных компаний; -
взаимодействие государства и бизнеса в выработке приоритетов и финансировании НИОКР; -
- рост эффективности науки и образования, развитие R&D в вузах, создание центров компетенции (НИЦ, НИУ, ГНЦ);
- пилотные проекты по поддержке инновационных программ бизнеса, кластерных инициатив и технологических платформ;
- эффективный менеджмент;
- механизмы привлечения прямых инвестиций в высокотехнологичные отрасли и поддержки инновационного экспорта.
2 этап (2014-2020 гг). Рост доли частного финансирования исследований и разработок, существенный рост финансирования образования, науки и инфраструктуры инновационной экономики:
- масштабное перевооружение в промышленности (до среднего уровня);
- крупные проекты по приоритетным направлениям науки, технологий и техники;
- модернизация и достройка инновационной инфраструктуры;
- формирование работоспособной национальной инновационной системы, обеспечивающей поддержку всех стадий инновационного цикла; расширение продвижения российской инновационной продукции и технологий на мировые рынки;
- расширение продвижения российской инновационной продукции и технологий на мировые рынки; -
- опережающий рост расходов на обновление научной и приборной базы, усиление институционализации расходов на исследования и разработки;
- увеличение бюджетных расходов на развитие перспективных технологий при сокращении долевого участия государства и расширении внебюджетного финансирования.