Инструменты и механизмы, применяемые при ремонте.
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 августа 1994 г. № 47 "Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", распространяются на:
- краны всех типов, включая краны-манипуляторы;
- грузовые электротележки, передвигающиеся по наземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
- электротали;
- краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;
- лебедки, предназначенные для подъема груза или людей;
- сменные грузозахватные органы (крюк, грейфер, грузоподъемный магнит и другие грузозахватные органы);
- сменные грузозахватные приспособления (стропы, клещи, траверсы и тому подобное);
- тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве, и транспортных контейнеров общего назначения.
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов не распространяются на:
- грузоподъемные машины специального назначения, например трубоукладчики, электропогрузчики и автопогрузчики, гидроподъемники и электроподъемники, штабелеры, путе- и мостоукладочные машины, манипуляторы и другие грузоподъемные машины;
- монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и тому подобное);
- грузоподъемные машины, установленные в шахтах, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях, на которые распространяются специальные правила;
- ручные тали.
При эксплуатации таких механизмов должны выполняться требования указанных правил в части их освидетельствования, содержания и обслуживания, а также требования инструкций по эксплуатации заводов-изготовителей.
За безопасное производство работ по перемещению грузов кранами отвечают организации или граждане (предприниматели), являющиеся владельцами лицензий на их эксплуатацию.
Для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных механизмов, а также для организации их содержания в исправном состоянии приказом по организации должны быть назначены работники, имеющие техническое образование (лица, не имеющие технического образования, должны быть обучены правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов). Такие специалисты должны иметь соответствующее удостоверение, повышать свою квалификацию в специальных учебных заведениях не реже одного раза в пять лет и не реже чем один раз в три года проходить проверку знаний указанных правил.
Для обеспечения содержания грузоподъемных машин в исправном состоянии допускается в соответствии с законодательством Республики Беларусь нанимать квалифицированный обслуживающий персонал.
При неназначении лица, контролирующего безопасную эксплуатацию и обслуживание грузоподъемных машин, его обязанности должен выполнять руководитель организации.
Вновь устанавливаемые грузоподъемные машины, а также съемные грузоподъемные приспособления до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, подлежащие регистрации в органах технического надзора, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их регистрации.
Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:
- полному - не реже одного раза в три года, за исключением редко работающих машин;
- частичному - не реже одного раза в 12 месяцев. Редко используемые грузоподъемные машины должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в пять лет.
При полном техническом освидетельствовании осуществляется осмотр, статическое и динамическое испытания, при частичном - только осмотр.
Не подлежат регистрации в органах технического надзора следующие краны:
- краны всех типов с ручным приводом механизмов, а также те, у которых при ручном приводе механизмов передвижения в качестве механизма подъема применен пневматический или гидравлический цилиндр;
- краны мостового типа и передвижные или поворотные консольные грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи;
- краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
- краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота;
- перечисленные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
- краны мостового типа и башенные, установленные на полигонах профтехучилищ и технических курсов для учебных целей;
- краны, установленные на экскаваторах и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;
- электротали и лебедки для подъема груза и (или) людей.
Съемные грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно закрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. Съемные грузозахватные приспособления, изготовленные для сторонних организаций, кроме бирки должны быть снабжены паспортом.
На стальные канаты, применяемые в качестве грузовых стропов, должны быть сертификаты (свидетельства) или копии сертификатов завода-изготовителя об их испытании.
Петля на конце каната при креплении его на грузоподъемном механизме, а также петля стропа, сопряженная с кольцами, крюками и другими деталями, должна быть выполнена путем заплетки свободного конца каната или установки зажимов. Количество зажимов должно быть не менее трех. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть не менее шести диаметров каната. Установка зажимов горячим (кузнечным) способом не разрешается.
Цепи, применяемые на грузоподъемных механизмах и для изготовления стропов, должны иметь свидетельство завода-изготовителя об их испытаниях в соответствии с действующими стандартами, по которым они изготовлены.
Съемные грузозахватные приспособления при техническом освидетельствовании должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность.
В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец должен периодически проводить их осмотр в следующие сроки:
- траверс, клещей и других захватов и тары - каждый месяц;
- стропов, за исключением редко используемых, - каждые 10 дней;
- редко используемых съемных грузозахватных приспособлений - перед выдачей их в работу.
Самовольная реконструкция и переоборудование кранов не допускаются.
К управлению грузоподъемными механизмами с пола допускаются рабочие основных профессий после прохождения соответствующего обучения в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах, профессионально-технических училищах.
В зданиях, где установлены однобалочные мостовые с ручным и машинным приводом или двухбалочные подвесные краны и где нет галерей с площадками для обслуживания механизмов, должны быть устроены ремонтные площадки, позволяющие иметь удобный и безопасный доступ к механизмам и электрооборудованию.
Вместо устройства стационарных ремонтных площадок допускается применение передвижных площадок.
Грузовые крюки кранов должны быть снабжены предохранительным замком, предотвращающим самопроизвольное выпадение грузозахватного приспособления.
Грейфер по своей конструкции должен исключать самопроизвольное раскрытие и возможность выхода канатов из ручьев блоков.
Грузоподъемные механизмы с электрическим приводом должны быть оборудованы концевыми выключателями для автоматической остановки механизма при подходе к упору как при подъеме, так и при передвижении.
Стреловые краны должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности, автоматически отключающим механизм подъема груза и изменение вылета стрелы в случае подъема груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность более чем на 10%.
Стреловые самоходные краны должны быть снабжены прибором, включающим звуковой сигнал оповещения о приближении стрелы крана к находящимся под напряжением проводам электрической сети или линии электрических передач.
Корпус кнопочного устройства для управления грузоподъемным механизмом с пола должен быть подвешен на металлическом тросе такой длины, которая позволяла бы лицу, управляющему механизмом, находиться на безопасном расстоянии от поднимаемого груза. Если корпус металлический, то он должен быть заземлен не менее чем двумя проводниками. В качестве одного из заземляющих проводников может быть использован тросик, на котором подвешен кнопочный аппарат.
Ручные, рычажно-реечные домкраты должны иметь исправные устройства, исключающие самопроизвольное опускание груза при снятии усилия с рычага или рукоятки, снабжаться стопорами, исключающими выход винта или рейки при нахождении штока в верхнем крайнем положении.
Домкраты и специальные подъемники с электрическим приводом должны быть с исправными устройствами для автоматического выключения электродвигателя в крайних положениях - верхнем и нижнем.
Гидравлические и пневматические домкраты и подъемники должны иметь плотные соединения, исключающие утечку жидкости или воздуха из рабочих цилиндров во время перемещения грузов.
Обратные клапаны или другие устройства гидравлических и пневматических домкратов и подъемников должны обеспечивать плавное, медленное опускание штока или остановку его в случае повреждения трубопроводов, подводящих или отводящих жидкость, воздух.
Испытание домкратов и специальных подъемников один раз в год должно производиться статической нагрузкой больше предельной на 10% в течение 10 минут при нахождении штока в верхнем крайнем положении.
У гидравлических домкратов падение давления жидкости к концу испытания не должно быть более 5%. Результаты испытаний заносятся в журнал учета и осмотра такелажных средств, грузоподъемных машин, механизмов и приспособлений.