Ремонт грузоподъемных кранов.
Ремонты грузоподъёмных кранов должны проводиться специально обученным и аттестованным, в установленном порядке, обслуживающим персоналом (слесарями, электромонтёрами и наладчиками приборов безопасности по ремонту ГПМ), имеющим на руках соответствующие удостоверение.
Ремонты расчётных металлоконструкций крана с применением сварки могут производить специалисты по сварке ответственных конструкций крана (сварщики - паспортисты), по заранее составленным для этих целей техническим условиям. При этом использовать для проведения таких работ можно только специальный металл и электроды с сертификатами соответствия. После ремонта металлоконструкций должно быть проведено ПТО, и сделана запись в паспорте крана о проведённом ремонте.
Во время производства ремонтных работ на кране запрещается выполнение любых операций краном. Все команды во время проведения ремонтных работ крановщик должен выполнять только от лица, назначенного старшим при выполнении этих работ.
Обслуживающий персонал может привлечь крановщика к работам по смазке открытых зубчатых передач, но при этом должно быть снято электрическое напряжение со всех электроприводов крана.
Ежесменные осмотры проводит крановщик с отметкой результатов осмотров в вахтенном журнале крана;
периодические осмотры проводятся обслуживающим персоналом (слесарями, электромонтёрами и наладчиками приборов безопасности по ремонту ГПМ), имеющим на руках соответствующие удостоверение, с периодичностью не реже 1 раза в 10 дней. Результаты проведённого осмотра фиксируются в журнале учёта декадных осмотров крана за подписью ответственного за исправное состояние крана.
Наряд-допуск.
Грузоподъемные машины, подлежащие действию Правил по кранам, разделяются на две группы. Порядок пуска крана в работу зависит от того, к какой группе относится.
В первую группу входят грузоподъемные машины, подлежащие перед пуском в эксплуатацию обязательной регистрации в органах технадзора. К грузоподъемным машинам этой группы относятся краны всех типов, кроме отнесенных ко второй группе, грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземному рельсовому пути совместно с кабиной управления, и одноковшовые экскаваторы, предназначенные в числе других работ, для работы с крюком, когда крюк подвешен на канате (краны-экскаваторы).
Вторая группа включает грузоподъемные машины, не регистрируемые в органах технадзора. К ним относятся электрические и ручные тали, лебедки для подъема груза или людей, а также следующие краны:
а) краны всех типов с ручным приводом механизмов независимо от грузоподъемности. К этой категории относятся также краны с ручным приводом механизма передвижения и пневматическим подъемным механизмом. На всех этих кранах отсутствуют электрические или другие двигатели, а привод механизмов осуществляется от усилия, создаваемого рабочим на тяговой цепи;
б) краны мостового типа (мостовые, козловые, полукозловые кран-балки) и передвижные и поворотные консольные, если грузоподъемность их не превышает 10 тс включительно, а управление производится с пола посредством подвешенного на кране кнопочного аппарата или тяговых цепей, соединенных с контроллерами, или со стационарно установленного пульта;
в) стреловые, башенные и мачтовые краны (деррик-краны), рассчитанные на грузоподъемность до 1 тс включительно, а также кабельные краны со стационарными деревянными опорами;
г) стреловые краны (кроме башенных и портальных), рассчитанные на работу с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота (отсутствует опорно-поворотное устройство) или передвижения. Стреловые краны с постоянным вылетом или не имеющие механизма поворота или механизма передвижения не подлежат регистрации в органах технадзора неза- висимо от грузоподъемности. К этой категории относятся все прицепные тракторные краны (например, прицепные краны моделей Т-75 и КП-25 и др.);
д) переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемых на монтируемом сооружении;
е) краны-экскаваторы, предназначенные заводом-изготовителем или владельцем для работы с землеройным оборудованием или грейфером. Если экскаватор будет также использоваться для работы с крюком или магнитом, то он подлежит регистрации в органах технадзора.
Башенные краны (передвижные, приставные и самоподъемные) с вынесенным на землю пультом управления или управляемые по радио подлежат регистрации в органах технадзора, за исключением кранов грузоподъемностью до 1 тс включительно.
Необходимость регистрации кранов, установленных на шагающих и роторных экскаваторах, определяется на общих основаниях.
Крановые установки на путевых машинах и дрезинах типа АГВ и ДГКу подлежат регистрации, если в паспорте имеется разрешение органа госгортехнадзора на их изготовление.
Не подлежат регистрации в органах госгортехнадзора стреловые самоходные, башенные и другие краны, приобретенные профтехучилищами и техническими курсами для учебных целей.
Регистрация грузоподъемных машин первой группы в органах технадзора производится по заявлению их владельца. Владельцем считается предприятие (организация), на балансе которого находятся грузоподъемные машины.
Грузоподъемные машины второй группы перед пуском в эксплуатацию должны быть взяты на учет на самом предприятии. Для этого они снабжаются индивидуальным номером и за этим номером записываются в журнал учета грузоподъемных машин, который должен вестись предприятием-владельцем их.
Грузоподъемные машины могут быть допущены в эксплуатацию только при полной исправности и достаточной прочности, что определяется при их техническом освидетельствовании.
Предупредительные аншлаги.
Территорию монтажной площадки нельзя захламлять оборудованием и материалами; проходы должны быть очищены от грязи, мусора, снега и посторонних предметов. В опасных местах монтажную площадку ограждают и вывешивают аншлаги с предупредительными надписями. При работе в действующих цехах необходимо требовать от руководства предприятия разработки мероприятий, обеспечивающих безопасные условия работы в соответствии с действующими правилами техники безопасности. В проекте производства работ определяют границы монтажной площадки, зону работы действующих мостовых кранов, места установки тупиков на железнодорожных и подкрановых путях, места отключения троллей и других токоведущих частей, а также порядок подачи на монтажную площадку такелажа и технологического оборудования. На время монтажных работ руководство предприятия выделяет ответственное лицо, которое координирует работу монтажников соответственно технологическому процессу цеха. К выполнению работы можно приступать только после получения наряда-допуска, разрешающего выполнение монтажных работ.