Техническое обслуживание оборудования. Виды, порядок организации технического обслуживания.
Техническое обслуживание - это комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности оборудования, проводимых при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.
Техническое обслуживание является основным профилактическим мероприятием, предназначенным для обеспечения надежной работы оборудования между плановыми ремонтами.
В соответствии с назначением, объемом и периодичностью работ различают следующие виды технического обслуживания:
- ежесменное техническое обслуживание (ЕТО), выполняемое перед началом, в течение или после рабочей смены;
- периодическое техническое обслуживание (ПТО), выполняемое в плановом порядке с установленной периодичностью;
- сезонное техническое обслуживание (СТО), выполняемое при подготовке оборудования к летней или зимней эксплуатации.
Ежесменное техническое обслуживание имеет целью подготовку оборудования к применению и содержание его в исправном состоянии, которое включает:
- очистку от грязи;
- заправку топливом, рабочими жидкостями и смазочными материалами;
- надзор за работой оборудования;
- выявление степени изношенности узлов и деталей и принятие мер к их своевременной замене;
- проверку состояния масляной и охлаждающей систем, продувку дренажа, трубопроводов и специальных устройств;
- проверку исправности заземлений, отсутствия подтекания жидкостей и пропусков газов, состояния тепловой изоляции и противокоррозионной защиты, состояния ограждающих устройств и т. д.
Ежесменное техническое обслуживание проводится в течение смены, между сменами или в период технологических остановок.
Объем работ при ежесменном техническом обслуживании конкретного оборудования определяется в технической документации завода-изготовителя.
Все обнаруженные в процессе ежесменного технического обслуживания неисправности оборудования должны быть устранены силами эксплуатационного и дежурно-ремонтного персонала, а сведения о них занесены эксплуатационным персоналом в «Сменный журнал».
Начальники цехов (начальники смен) обязаны ежедневно проверять записи в «Сменном журнале» и принимать меры по устранению выявленных и предупреждению появления подобных неисправностей впредь.
Периодическое техническое обслуживание включает регулировочные работы, контроль технического состояния быстроизнашивающихся узлов и деталей, как правило, без разборки оборудования, и работы ежесменного технического обслуживания.
Во время периодического технического обслуживания могут проводиться наладка, технические испытания, освидетельствования.
Объем работ ПТО определяется в технической документации завода-изготовителя. При ее отсутствии рекомендации по ПТО разрабатываются непосредственно на предприятии.
Периодическое техническое обслуживание проводится через установленные в эксплуатационной документации сроки (в единицах наработки или календарном времени). Во всех случаях периодичность технического обслуживания не должна быть больше периодичности первого текущего ремонта. ПТО планируется по месячному плану-графику ремонта. Для выполнения ПТО предусматриваются время и трудозатраты, не превышающие соответствующие показатели для первого текущего ремонта.
Сезонное техническое обслуживание имеет целью подготовку, оборудования к эксплуатации применительно к времени года. Оно назначается только для оборудования, работающего на открытом воздухе. Время его проведения совмещают с периодическим техническим обслуживанием или текущим ремонтом.
При сезонном техническом обслуживании производят замену масел, смазок, охлаждающих и рабочих жидкостей, проверку технического состояния нагревательных приборов, утеплителей и другие работы.
Работы по техническому обслуживанию выполняются эксплуатационным персоналом. Для выполнения сложных работ могут привлекаться дежурный ремонтный персонал и специалисты других служб.
С целью проверки полноты и качества технического обслуживания и ремонта оборудования, а также установления фактического технического состояния ответственных узлов и деталей, уточнения объема и вида предстоящего ремонта инженерно-технический персонал службы главного механика и технологического цеха проводят контрольные осмотры (проверки).
Количество и периодичность контрольных осмотров устанавливает служба главного механика. Механики цехов составляют графики проведения контрольных осмотров, которые утверждаются главным механиком предприятия. Для проведения контрольных осмотров служба главного механика может привлекать специалистов других служб.
Ремонт оборудования.
Ремонт предназначен для поддержания работоспособности и восстановления ресурса технологического оборудования в ходе плановых ремонтных воздействий, а также устранения отказов неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации.
В плановом порядке выполняется текущий и капитальный ремонт, в неплановом - ремонты, вызванные неисправностями, отказами и авариями оборудования и осуществляемые без предварительного назначения срока их выполнения.