Процесс восстановления деталей.
Восстановление деталей на предприятиях производится по разрабатываемому технологическому процессу, который должен обеспечить при наименьших затратах высокое качество выполняемых работ.
Технологический процесс проектируют, руководствуясь требованиями стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), Единой системы технологической документации (ЕСТД) и Единой системы технологической подготовки производства (ЕСТПП).
Исходными данными для разработки технологического процесса являются: рабочий чертеж детали, технические условия на дефектацию и восстановление детали, паспорта и каталоги оборудования и инструмента, применяемого для выполнения работ, производственная программа восстановления деталей, а также нормативы по режимам резания, сварки и наплавки и другим процессам.
Рабочий чертеж детали должен содержать необходимые проекции, сечения, размеры с допусками, краткое описание детали, сведения о ее назначении и условиях работы в узле. Технические условия на дефектацию и восстановление детали приведены в Правилах капитального и среднего ремонта козловых кранов, автомобильных и аккумуляторных погрузчиков и других аналогичных изданиях.
Восстановление детали может происходить по технологическому процессу, разработанному на каждый дефект (подефектная технология), на комплекс дефектов определенного сочетания, образовавшихся на деталях данного наименования (маршрутная технология) и на группу однотипных деталей определенного класса (групповая технология).
При подефектной технологии комплектование партии деталей, требующих ремонта, осуществляется только по наименованию, без учета однотипности и совокупности имеющихся дефектов. Прохождение деталей по производственным участкам усложнено, продолжительность цикла восстановления значительна, при высокой стоимости качество восстановления детали обычно низкое. Такой процесс допустим лишь при единичном характере производства.
При маршрутной технологии технологический процесс предусматривает устранение определенного сочетания дефектов и оптимальную последовательность выполнения операций при кратчайшем маршруте прохождения деталей по производственным участкам. Количество маршрутов для деталей данного наименования (в целях упрощения организации производства) должно быть возможно меньшим. Маршрутная технология применяется при централизованном восстановлении деталей.
При групповой технологии технологический процесс разрабатывается для группы деталей, восстановление которых производится одним и тем же методом, на однотипном оборудовании. Групповая технология основывается на классификации деталей, которая учитывает геометрическую форму, материал, термообработку детали, износы и другие дефекты, условия их работы и пр.
В этом случае широко используются групповые приспособления, специальное оборудование и наиболее совершенные технологические процессы, что снижает затраты и повышает качество восстановленных деталей. Групповая технология применяется при поточном методе восстановления деталей.
Разработка технологического процесса состоит из:
- выбора рационального способа восстановления детали;
- определения оптимальной последовательности выполнения операций, установок и переходов;
- выбора оборудования, приспособлений, режущего и измерительного инструмента, применяемого для восстановления детали;
- определения припусков на механическую обработку, режимов механической и термической обработки, сварки и наплавки и др.;
- расчета технически обоснованных норм времени на выполнение работ, определение разряда и стоимости работ.
При проектировании технологического процесса восстановления деталей в первую очередь назначаются подготовительные операции: мойка, очистка, обезжиривание, дефектация, правка, исправление базовых поверхностей, предварительная проточка и др.
Далее назначают операции по наращиванию изношенных поверхностей: наплавку, осталивание, хромирование, напрессовку дополнительной детали и прочее, а затем заключительные операции: механическая и термическая (при надобности) обработка.