Этапы модернизации государственного сектора науки, результаты их реализации
Реформирование государственного сектора науки будет осуществляться в рамках двух основных этапов, охватывающих период 2006-2008 (этап институциональных преобразований) и 2009-2010 годов (этап структурной модернизации).
На этапе институциональных преобразований (2006-2008 годы) будут реализованы следующие основные мероприятия:
инвентаризация имущества организаций, регистрация прав на РНТД, постановка нематериальных активов на баланс;
определение и нормативное закрепление способов акционирования, способствующих сохранению научно-технологического профиля организаций, включая их позиционирование в реальном секторе экономики;
создание системы мониторинга результативности и эффективности организаций государственного сектора науки, проведение ранжирования научной и экономической эффективности организаций;
оптимизация соотношения базового и программного финансирования, включая увеличение финансовой обеспеченности одного занятого исследованиями и разработками, расширение инвестиций в обновление экспериментальной базы;
формирование и реализация ведомственных программ по развитию академического сектора науки и сектора вузовской науки, включая формирование сети исследовательских университетов и научно-образовательных центров как среды расширенного воспроизводства знаний;
развитие системы государственных научных учреждений, включая федеральные центры науки и высоких технологий, а также «национальные лаборатории» по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.
В результате реализации мероприятий первого этапа будут:
сформированы критерии оценка эффективности научной и экономической деятельности организаций, разработана нормативная правовая база, определяющая уточненный порядок финансирование организаций государственного сектора науки;
созданы предпосылки для реструктуризации организаций государственного сектора науки (по оценкам, их количество может уменьшится на 15-20%) при этом сократится число государственных учреждений (по оценкам, удельный вес государственных учреждений в общем числе организаций государственного сектора науки сократится с 50% в 2005 году до 29% в 2008 году), численность персонала будет сокращаться меньшими темпами (по оценкам, на 14-16% к 2008 году);
созданы предпосылки для акционирования государственных унитарных предприятий (по оценкам, удельный вес акционерных обществ в общем числе организаций государственного сектора науки возрастет с 2% в 2005 году до 48% в 2008 году), включая их приватизацию исходя из экономической целесообразности.
На этапе структурной модернизации (2009-2010 годы) будут реализованы следующие основные мероприятия:
структурная оптимизация государственного сектора науки;
приватизация организаций, избыточных для реализации возложенных на государственный сектор науки функций;
формирование сектора научных организаций со смешанной формой собственности;
консолидация ресурсов в рамках развития системы «национальных лабораторий»;
развитие системы связей в рамках государственного сектора науки, в том числе укрепление экономических связей с хозяйствующими субъектами реального сектора экономики;
активное позиционирование госсектора науки в реальном секторе отечественной экономики, в мировой науке и инновациях.
В результате реализации мероприятий второго этапа:
приватизируется при условии сохранения научного профиля в течение 5 лет часть акционерных обществ с обеспечением привлечения инвестиций для их развития (в качестве научных, научно-исследовательских, проектных и т.п. организаций);
продолжится процесс сокращения численности государственных учреждений (к 2010 году удельный вес государственных учреждений снизится, по оценкам, до 25%).
Таким образом, к 2010 году в организационной структуре государственного сектора науки произойдут следующие изменения:
во-первых, опережающими темпами будет реформирован сектор прикладной науки в направлении его эффективной адаптации к функционированию в предпринимательском секторе;
во-вторых, будет существенно расширяться участие организаций сектора вузовской науки в проведении исследований и разработок.
В целом, с учетом приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации государственный сектор науки должен составить научно-технологическую основу национальной инновационной системы, обеспечивающую построение экономики знаний. В его состав войдут технически оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые организации – университеты, исследовательские институты академий наук, имеющих государственный статус, крупные научно-образовательные центры, работающие в области прикладных исследований и разработок, а также объекты инновационной инфраструктуры. Функционирование указанных организаций в составе государственного сектора позволит обеспечить эффективную реализацию результатов научно-технической деятельности на внутреннем и глобальном рынках инноваций.
3. Интеграция научной и образовательной деятельности
В послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. указано на необходимость “…интегрировать образование и научную деятельность. Развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачей”.
Как свидетельствует практика ведущих стран мира, а также российский опыт, высшее образование и наука (в частности фундаментальная) как специализированные области деятельности без взаимной интеграции и тесного взаимодействия с реальным сектором экономики теряют дееспособность и становятся все менее самодостаточными. Отсутствие научной базы для реализации программ высшего образования ведет к тому, что выпускники вузов зачастую неконкурентоспособны на рынке труда; с другой стороны, научные организации практически утратили источники воспроизводства кадрового потенциала из-за отсутствия притока молодых специалистов. Обособленное существование научных и образовательных структур снижает потенциал их развития, уменьшает их вклад в преобразование экономики и общества, препятствует полноценному вхождению в мировое научно-образовательное пространство. В сегодняшних условиях в России научные организации и вузы создаются, функционируют и управляются практически без учета взаимных потребностей, формы их интеграции не соответствуют потребностям современной рыночной экономики, не имеют адекватного правового обеспечения и государственной поддержки.
Конечной целью интеграции науки и образования является кадровое обеспечение национальной инновационной системы России и экономики страны в целом.
Интеграция научной и образовательной деятельности должна решать следующие задачи:
повышение качества образования и подготовку научно-технических кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки и технологий и практическим опытом участия в научных исследованиях, полученным в процессе обучения;
привлечение и закрепление талантливой молодежи в науке и образовании;
повышение эффективности использования бюджетных средств, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов научных организаций и вузов при проведении фундаментальных и прикладных исследований и подготовке научных кадров;
активизацию взаимосвязей с предпринимательским сектором экономики и корпоративной наукой, процессов коммерциализации результатов научных исследований и разработок и передачи технологий в реальный сектор экономики.
Меры государственной поддержки интеграционных процессов в сфере науки и образования должны быть сосредоточены на следующих направлениях:
1. Создание адекватной правовой базы, обеспечивающей возможность формирования и эффективного функционирования различных форм интеграции науки и образования, регулирование возникающих при этом отношений, устранение существующих административных и правовых барьеров.
2. Содействие институциональному развитию научно-образовательных структур, включая:
продолжение приоритетной поддержки ведущих исследовательских университетов как крупнейших научно-образовательных организаций со стороны государства на основе установления повышенных нормативов финансирования, охватывающих в том числе исследовательскую работу преподавателей, обновление приборной и информационной базы, кадровое развитие;
создание сети научно-образовательных объединений для реализации образовательных программ и/или проведения научных исследований (в последнем случае – центров передовых исследований, формируемых путем объединения вузовских, академических и отраслевых научных коллективов и финансируемых на конкурсной основе);
использование образовательного потенциала ведущих научных (в том числе институтов академий наук, имеющих государственный статус) организаций через открытие при них магистратур, базовых кафедр, совместных научно-исследовательских лабораторий;
создание инновационных консорциумов, объединяющих вузы, научные организации, предприятия и, возможно, финансовые структуры, с последующим формированием на этой основе устойчивых инновационных кластеров;
расширение практики совместного участия научно-исследовательских институтов и вузов в конкурсах на получение грантов и заказов на НИОКР, совместных научных изданий, стипендий и т.п.;
формирование совместных ученых советов по научным направлениям, специализированных советов по присуждению ученых степеней на базе научно-исследовательских институтов и вузов.
3. Введение новых инструментов бюджетного финансирования для поддержки интеграционных процессов в сфере науки и образования в увязке с комплексом необходимых мер по повышению эффективности использования бюджетных средств в сфере науки (пересмотр структуры бюджетных расходов в пользу конкурсного финансирования, в том числе с выделением средств на институциональное развитие эффективных организационных форм научной и образовательной деятельности; сокращение числа научных учреждений, финансируемых по смете; концентрация средств на приоритетных направлениях; переход к долгосрочным крупным комплексным проектам; развитие системы грантов и т.п.), в том числе:
финансирование на конкурсной основе сетевых проектов (консорциумов), нацеленных на создание устойчивых взаимосвязей между вузами и научными организациями и формирование инновационных кластеров с привлечением бизнеса;
целевое финансирование среднесрочных (на 3–5 лет) программ развития научно-образовательных структур (исследовательских университетов, научно-образовательных центров, центров передовых исследований, базовых кафедр и лабораторий), обеспечивающих развитие академических исследований, материальной, приборной и информационной базы, повышение квалификации и академическую мобильность ученых и преподавателей, в виде институциональных грантов с созданием необходимой для этого правовой основы.
4. Развитие кадрового потенциала, включая:
предоставление молодым ученым и преподавателям крупных грантов для проведения исследований, приобретения научного оборудования, подготовки и реализации инновационных образовательных программ, создания малых стартовых фирм на срок до 5 лет, а также льготных ипотечных кредитов;
формирование специальной программы поддержки молодежных исследовательских коллективов и студенческих конструкторских бюро в вузах (с привлечением ученых из академических и отраслевых научно-исследовательских институтов);
реализацию схем мобильности кадров между научно-исследовательскими институтами, вузами, предприятиями.
5. Инфраструктурное обеспечение интеграционных процессов в сфере науки и образования, в том числе:
передача научно-образовательным структурам зданий, оборудования и иного имущества, высвобождаемого в процессе реструктуризации государственных научных учреждений;
создание центров коллективного пользования научным оборудованием (в том числе на базе уникальных научных установок), телекоммуникационных сетей, совместных центров научно-технической информации, опытно-экспериментальных баз, испытательных полигонов и т.п.;
формирование единой инновационной инфраструктуры на базе вузов и государственных научных учреждений и организаций (центров передачи технологий, научно-технологических парков, консалтинговых фирм, бизнес-инкубаторов и др.), поддержка создания малых стартовых инновационных фирм;
реализация образовательных программ в области инновационного менеджмента.
Интеграционные процессы в сфере науки и образования могут принимать различные формы и носить институциональный, программный либо кластерный характер. Вместе с тем исходное требование ко всем формам интеграционных структур – высокий уровень научных исследований и образовательной деятельности*.
В зависимости от глубины интеграционных процессов могут быть выделены:
I. Полная интеграция науки и образования (в форме юридических лиц)
1.1. Исследовательские университеты
Крупнейшие научные центры в секторе высшего образования, которые осуществляют в качестве равноценных видов деятельности как подготовку специалистов с высшим образованием всех уровней: бакалавров (причем с фундаментальной базовой подготовкой), магистров, аспирантов и докторантов; так и выполнение научных исследований и разработок мирового класса. Отбираются из числа ведущих вузов широкого профиля.
1.2. Научно-образовательные центры**
К ним относятся структуры, ведущие подготовку специалистов высшей квалификации в неразрывной связи с процессом научных исследований (магистров, кандидатов и докторов наук).
Такие центры создаются НИИ и вузами (причем не обязательно широкого, но и узкого профиля)***.
II. Частичная интеграция науки и образования
2.1. НИИ при вузах
Кроме того, создание структурных подразделений в НИИ или ВУЗах без образования юридического лица**:
2.2. Базовые кафедры вузов в научных организациях***
2.3. Базовые лаборатории НИИ в вузах.
III. Договорные объединения (ассоциации, консорциумы, в том числе с созданием управляющей компании)
Возможны следующие варианты таких объединений:
3.1. НИИ – вуз, юридически независимые друг от друга.
3.2. Вуз – НИИ "при вузе".
3.3. Медицинский вуз – клиника
Наиболее развитой формой интеграции науки и образования являются гибкие сетевые структуры (инновационные кластеры), создаваемые на основе многосторонних соглашений и объединяющие вузы, научные организации, предприятия, инновационные фирмы.
[1] Основные определения в инновационной сфере приведены в Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации М. Фрадковым 5 августа 2005 года №2473п-П7)
[2] Интеллектуальный актив – результат интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере (объекты промышленной собственности, незапатентованные результаты НИОКР, ноу-хау, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, компьютерные программы и базы данных)
[3] Инновационный капитал – капитал, связанный с инвестиционным финансированием инновационной деятельности и рынком ценных бумах компаний отраслей высоких технологий; включает объемы финансирования НИОКР в рамках инновационного процесса, венчурный капитал, капитал, привлекаемый за счет размещения ценных бумаг предприятий отраслей высоких технологий, и долгосрочные банковские кредиты на расширение инновационной деятельности компаний
[4] Данный этап выходит за рамки данной Стратегии. Краткое описание данного этапа приводится для обозначения ключевых принципов долгосрочной государственной политики в сфере развития науки и инноваций.
[5] Подобного рода система в настоящее время успешно применяется в рамках Сибирского отделения РАН.
* Критерии оценки подлежат определению.
** Для реализации определенных образовательных и исследовательских программ (программная интеграция).
*** Условия создания (функционирования) – предоставление научным организациям права на участие в осуществлении образовательной деятельности на основании договоров с вузами, имеющими соответствующие лицензии.