Предмет социальных технологий в политике.
Политические технологии распространяются на все поле политической власти и государственного управления. В силу этого они включаются как в конвенциональные (легальные) процессы применения политической власти и соответствующего распределения ресурсов государства, так и в неконвенциональные, предполагающие использование приемов и процедур, прямо запрещенных законом или противоречащих политическим традициям (технологии подрывных акций, терроризма или проведения режиссируемых выборов, манипулирования общественным мнением и т.п.).
Предмет социальных технологий в политике состоит в изучении системы средств, техник последовательного достижения желаемого результата в той или иной сфере политической деятельности.
В современных условиях власть, политические идеи, организации, политики выступают в качестве политического товара, предлагаемого гражданам. Политические технологии направлены на эффективность рыночного продвижения политического товара.
Специфика политических технологий состоит в том, что они создают алгоритм деятельности в сфере политики по строго определенным правилам, т.е. сводят ее к системе действий, которые совершаются в интересах выполнения поставленной политической задачи.
Все политические технологии, с одной стороны, конкретны и уникальны, так как призваны обеспечить взаимодействие различных политических сил и структур для решения вполне конкретных вопросов, с другой стороны, они многоплановы, так как имеют разные содержание и характер, условия осуществления, состав исполнителей, виды политической деятельности и решаемые проблемы. Не существует какой либо абстрактной, шаблонной политической технологии.
В связи с чем и возникает необходимость детального исследования политической деятельности с целью разработки различных систем средств и техник.
Задачи социальных технологий в политике.
Основная цель применения политических технологий заключается в оптимизации выполнения различными субъектами политической деятельности своих задач и обязанностей.
В соответствии с интересами, функциями и целями своих субъектов технологии могут быть направлены на достижение таких целей: привлечение и экономию ресурсов, стабилизацию или дестабилизацию положения в государстве, организацию выборных кампаний, оперативное информационное обеспечение принятия решений, согласование интересов различных социальных групп при выработке государственных программ и т. п.
Социальные технологии в политике как совокупность приемов и процедур целенаправленной деятельности не только упорядочивают средства достижения цели, но и закрепляют очередность действий, выработку соответствующих алгоритмов поведения субъекта.
Социальные технологии в политике имеют ряд задач, исходя из которых различаются и сами технологии. Так, исходя из решаемых задач различают технологии политологического исследования, переговоров, принятия решений, избирательной кампании, политической рекламы и т.п. При наличии масштабной цели, такой как победа на выборах, в случае распада цели на ряд взаимосвязанных задач, для решения каждой используют свою технологию.
В случае решения глобальной политической задачи, которая связана с международным сотрудничеством или противостоянием, используют технологии, существенно отличающиеся от технологий решения задач национально-государ-ственного, регионального или местного масштаба, даже если это однотипные задачи.
Политические институты.
Политическим институтом является политическая организация, играющая определенную роль в политической жизни общества.
Все политические институты можно условно разделить на три группы.
Первая группа — собственно-политические институты. В эту группу входят организации, непосредственной целью существования которых является осуществление власти или прямое воздействие на нее (государство, политические партии и политические движения).
Вторая группа — несобственно-политические институты. К этой группе можно отнести организации, которые осуществляют свою деятельность в неполитических сферах жизни (профсоюз, религиозная, организация и т.п.). Они не ставят перед собой самостоятельные политические задачи, не принимают участие в борьбе за власть. Но достичь свои цели вне политической системы они не могут, поэтому вынуждены принимать участие в политической жизни общества, отстаивать свои интересы.
Третью группу составляют организации, возникающие и функционирующие для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по интересам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со стороны государства, партий, движений.
Государство является основным политическим институтом, так как имеет самую широкую социальную основу; обладает специальным аппаратом управления и принуждения, который распространяет свою власть на всех членов общества; использует широкий набор средств воздействия на граждан; обладает монополией на правотворчество, в том числе и в области функционирования всей политической системы; владеет огромными материальными ресурсами, которые позволяют обеспечить реализацию своей политики.