Прием «Чтение с остановками».
Особенности его использования в технологии критического мышления заключается в том, что текст читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время остановки идёт или обсуждение проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или даётся какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Приём «чтение с остановками» учит умению выражать свои мысли. Если ребенок будет уметь выражать свои мысли, то общение с людьми принесёт ему удовлетворение и радость, он сможет отстоять правоту своих суждений.
Урок7. «Христос и Его крест» | |
1 часть. Боговоплощение После прочтения 1 части учитель задает вопросы: – Как вы понимаете боговоплощение? – Что христиане считают чудом? – Что было у Иисуса от Бога? – Что – от человека? – Как вы думаете, что могло случиться дальше? | |
2 часть. Голгофа После прочтения 2 части учитель задает вопросы: – Как вы понимаете значение слова Голгофа? – О чем говорит Евангелие о выборе Христа? – Как вы думаете, смог кто-либо защитить Христа? – Проверим наше предположение. | |
3 часть. Жертва Христа После прочтения 3части учитель задает вопросы: – Защитил кто-нибудь Христа? Почему? – Кто имел власть распять? – Как вы думаете, чем закончилась эта история? | –. |
4 часть. Распятие После прочтения 4 части учитель задает вопросы: – Чем закончилась история? – Подтвердились ли ваши предположения? – Какую страшную казнь придумали люди. – Где похоронили Христа? – Ответили мы на главный вопрос: «Какова символика креста». – Предлагаю продолжить чтение, чтобы найти ответ на последний вопрос. | |
5 часть. Символика креста Самостоятельное чтение После прочтения 5 части учитель задает вопросы: – Чем закончилась история? – Что вас особенно поразило, восхитило, удивило, огорчило? – Почему статья так называется? – Подтвердились ли ваши предположения? Урок 22. "Монастырь". «Два монаха». А теперь поиграем в такую игру: я читаю историю и останавливаюсь, а вы предполагаете продолжение. Тот, кто знает чем эта история завершилась, подыграйте нам, пофантазируйте вместе с нами, не давайте готовых ответов. В одном монастыре жили два монаха, которые никогда не ссорились. И однажды они решили: да как же так, все люди друг другом ссорятся, а мы не умеем это делать. (ПАУЗА. О ком история? Где жили? Какая мысль пришла однажды? Какое продолжение?) Давайте попробуем! А из-за чего мы с тобой будем ссориться? - спросил один монах? (Что такое ссора, спор, конфликт? Из-за чего ссорятся люди? Они не хотят что-то уступить.) – Ну, давай хотя бы вот из-за этого кирпича! - Хорошо. А как мы будем ссориться? (попробуйте разыграть сценку «Ссора монахов из-за кирпича») – Ну, я буду говорить, что он мой, а ты говори, что он твой. – Хорошо, начинаем. – Это мой кирпич! - сказал первый монах. (Люди ссорятся, когда им есть что делить, а в душе нет смирения). - Конечно, он твой, бери его себе! –тут же ответил второй. Так им и не удалось поругаться. (Какой заголовок можно дать этой истории?) - Почему не поссорились монахи? Что вы знаете об этих особенных людях? Работа с учебником. Постановка учебной задачи. - Откройте учебники на странице 80. Скажите, какова тема урока и что нам предлагает узнать учебник? Какой из предложенных вопросов заинтересовал лично тебя? А может у тебя есть еще и другие вопросы по этой теме? Напиши мне записку. | |
Прием «Чтение с пометками. Инсерт»
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения является чтение с пометками. Данный прием требует активного и внимательного чтения. И позволяет самостоятельно выделять новые знания. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
( Дети читают тексты, расставляют пометки v - это я знал, - не знал, ? –хочу спросить, ! –удивило)
- Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом ученики прямо зачитывают текст, или ссылаются на него.
Прием «Кластер».
Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Правила очень простые. В центре записываем слово, вокруг которого фиксируются слова или словосочетания, связанные с темой. Наши мысли располагаем в определенном порядке, т. е. гроздями. В качестве примера приведу два вида кластера.
Составить кластер можно в виде схемы. Например, тема «Пасха», кластер может выглядеть так:
Прием «Кластер»
Урок 4. "Православная молитва"
В ходе работы с текстом на доске появляется схема
Православная молитва
молитва-просьба благодарение славословие
о благах
Материальных духовных
Использование данного приема помогает детям пересказать статью учебника и является планом ответа.
Составление кластера можно использовать на любом этапе урока или в течение всего урока.
Приемы для закрепления знаний прочитанного:
Прием «Соответствие»
Урок 11. "Заповеди"
Соотнеси пословицу и заповедь.
Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает | Не лги |
Не ищи правды в других, коли её в тебе нет. | Не укради |
Вору потакать – что самому воровать. | Не убивай |
На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. | Не завидуй |
Насилие яд для души | Почитай отца твоего и матерь твою. |
Урок 3. "Человек и Бог в Православии"
Распределите слова на две группы.