Методическая копилка «Использование технологии критического мышления на уроках ОРКиСЭ»
Методическая копилка «Использование технологии критического мышления на уроках ОРКиСЭ»
Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.
Стремление расти вместе со своим учениками нашло своё воплощение в позитивных начинаниях и инициативах по духовному воспитанию в свете нового курса ОРКСЭ. Цель этого курса - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и ключевым понятиям, открытие дополнительных возможностей для укрепления и развития духовных связей родителей и детей. Программа, способствует развитию творческого потенциала обучающихся, содействует духовно-нравственному развитию детей.
Каждый учитель мечтает давать своим ученикам прочные глубокие знания, развивать логическое мышление, память, и в то же время не создавать лишних перегрузок детям.
Особенность курса ОРКиСЭ состоит в том, что для его преподавания необходим подбор технологий, обеспечивающих системно-деятельностный подход. Именно через практику учащиеся приобретают бесценный опыт взаимодействия в коллективе, опыт публичной защиты своего проекта, неформального общения с родителями и своими сверстниками.
Одной из технологий, обеспечивающей деятельностный подход является технология «критического мышления».
Уроки, выстроенные по технологии «критического мышления», побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа, дают возможность личностного роста каждого ребёнка, развития его индивидуальности. По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт, с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание, как в стандартной, так и в нестандартной ситуации.
Работа в технологии критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». Технология критического мышления позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
Вопросы могут быть использованы на следующем уроке для взаимоопроса.
Взаимоопрос является одним из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
Синквейн
Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение есть рефлексия. Среди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам» мы знаем не так уж много. Это сонет, японские танку, хокку. К таким формам относится и синквейн.
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
- Первая строка - одно существительное, которое называет тему;
- Вторая строка – описание темы двумя прилагательными;
- Описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
- Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме;
- Синоним первого существительного, который повторяет суть темы.
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейны обязательно анализируются. Их интересно использовать в качестве средства творческой выразительности.
Приведу примеры синквейнов, написанных учащимися:
- Дружба
- Настоящая, лживая.
- Создается, укрепляется, разрушается.
- Улей дружбой крепок
- Друг!
- Семья
- Дорогая, крепкая.
- Заботится, уважает, понимает.
- Семья – моя крепость.
- Взаимопонимание.
В заключении хочу сказать, что все приёмы действенны. Они помогают ученику конструировать учебный процесс, отслеживать направления своего развития, самому определять конечный результат. Совершенно очевидно, что применение даже некоторых приёмов технологи развития критического мышления (РКМ) даёт возможность развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся. Однако, не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии. Технология РКМ – это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.
Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.
Прием «Ассоциативный ряд»
Этот метод предполагает привлечение собственного опыта учащихся. Его целесообразно использовать при мотивации изучения теоретического материала (идеи, понятия) и вопросов методологии.
Урок 11. "Заповеди".
Показываются сюжетные картинки из произведений (в процессе показа определяем автора и название произведения).
Например: Старуха во дворце (“Сказка о рыбаке и рыбке”). Дениска выбрасывает кашу в окно (В. Драгунский “Всё тайное становится явным”). Драка между Чуком и Геком (“Чук и Гек”). Мальчик тайно ест сливу (“Косточка”).
Вопрос: - Как вам кажется, что может объединять всех этих героев?- Какие поступки совершали все эти герои?
Стадия осмысления
На этой стадии идет сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
Прием «Кластер».
Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Правила очень простые. В центре записываем слово, вокруг которого фиксируются слова или словосочетания, связанные с темой. Наши мысли располагаем в определенном порядке, т. е. гроздями. В качестве примера приведу два вида кластера.
Составить кластер можно в виде схемы. Например, тема «Пасха», кластер может выглядеть так:
Прием «Кластер»
Урок 4. "Православная молитва"
В ходе работы с текстом на доске появляется схема
Православная молитва
молитва-просьба благодарение славословие
о благах
Материальных духовных
Использование данного приема помогает детям пересказать статью учебника и является планом ответа.
Составление кластера можно использовать на любом этапе урока или в течение всего урока.
Приемы для закрепления знаний прочитанного:
Прием «Соответствие»
Урок 11. "Заповеди"
Соотнеси пословицу и заповедь.
Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает | Не лги |
Не ищи правды в других, коли её в тебе нет. | Не укради |
Вору потакать – что самому воровать. | Не убивай |
На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. | Не завидуй |
Насилие яд для души | Почитай отца твоего и матерь твою. |
Урок 3. "Человек и Бог в Православии"
Распределите слова на две группы.
Прием «Кроссворд»
Большое значение в активизации познавательного интереса младшего школьника имеют приемы, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. Одним из известных приемов является грамматическая игра (кроссворд).
Урок 10. "Совесть и раскаяние".
Кроссворд.
1. Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».
2. Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?
3. Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.
4. Недоброе чувство, мысль или дело.
5. Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.
6. Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.
7. Состояние полной, высшей радости.
Учитель. Ребята, прочтите ключевое слово кроссворда.
- Ответьте на вопросы.
1.Что такое совесть?
2. Нужна ли она человеку?
3.Что значит поступать по совести?
4.Как очистить совесть?
Прием «Тесты»
Одним из приемов работы на уроках ОПК является работа с тестом. Тест включает в себя вопросы для выявления и оценивания знаний, способностей, умений и навыков самими учащимися. Тестовые задания составлены на основе текстов по учебнику
Тест «Устройство храма».
Что такое иконостас?
а) подставка для иконы
б) стена из икон, за которой находится алтарь
в) одна из боковых стен храма
Для чего нужен канун?
а) петь молитвословия, восхваляющие и славящие Бога
б) зажигать свечи для поминания умерших людей
в) в храме было ещё более красиво и весело от сияния многих свеч
Что значит кадить?
а) зажигать свечи
б) ходить во время службы
в) наполнять воздух благоуханным дымом
Тест «Библия и Евангелие»
Тест
Вера в Бога
а) Никак не отражается на жизни человека.
б) Помогает людям жить, потому что вера укрепляет человека, делает его сильнее в сложных жизненных ситуациях, и человек знает, к Кому он может обратиться.
в) Делает жизнь человека труднее, потому что приходится соблюдать разные правила.
г) Вдохновляет людей на создание прекрасного: храмов, икон, картин, стихов, музыки...
Стадия рефлексии
На этой стадии важно вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.
Приём «Написание синквейна»
На этом этапе использую приём синквейн. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал/ В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.
Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Христианская семья
Самоотверженная, благословенная.
Венчает, любит, преодолевает
Любовь является основой для создания семьи.
Малая церковь
Заповедь.
Божественная, правильная.
Учит, помогает, направляет.
Надо следовать заповедям Бога.
Правило.
Прием «Закончи предложение»
Данный прием позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.
Урок 12. "Милосердие и сострадание"
Закончи предложения:
1) В сострадании и милосердии нуждаются___________________
2) Каждый человек обязан быть милосердным, потому что______
3) Близкими нам являются _______________________________
4) Милосердие не выбирает людей по_______________________
Урок 4. "Православная молитва"
1. Слово «православие» означает __________ .
2. Обращение к Богу называется ___________ .
3. Виды молитв у христиан:
молитва_________молитва_________молитва_________
4. Молитва – просьба – это _________________ .
5. Молитва – благодарение – это _____________ .
6. Молитва – славословие – это_______________ .
7. Самая известная молитва у христиан _-_________ .
8. Действие Бога, меняющее человека, называется _______ .
9. Люди, которые под действием благодати изменились, называются
10. Божией благодати, воплощённое в добрых делах, -
Прием «Рефлексивные вопросы» заключается в наборе вопросов, которые можно задавать в конце занятия на стадии рефлексии. Данные вопросы носят эмпатийный характер и являются важным механизмом взаимодействия, позволяющим получить эмоциональный отклик.
1. Что показалось вам сегодня трудным?
2. Что в изучении сегодня для вас самое главное?
3. Какие новые мысли, чувства у вас появились?
4. Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?
5. Были ли моменты недовольства собой?
6. Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста?
7. Заметили ли вы свои успехи в …?
Прием «ХИМС»
-Каждый ученик на карточках пишет:
Х – что было хорошего;
И – что было интересно;
М – что мешало работе;
С – что взял бы с собой.
-Затем листочки вывешиваются на доску, либо ученики приклеивают свои карточки к большим плакатам.
Рефлексия.
В результате работы большинство ребят научились пользоваться памятками, слаженно работать в группах и учитывать мнения других. Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ. Результативность деятельности проявилась в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется во время бесед. Дети активно принимают участие в конкурсах, олимпиадах и викторинах; пишут сказки, рассказы.
Таким образом, использование технологии «критического мышления» на уроках:
- способствует активизации мышления, повышает мотивацию;
- способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
- учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
- способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
- заставляет учеников задумываться.
Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся, что в наибольшей мере способствует реализации цели курса ОРКиСЭ
Литература:
1.Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 134 с.
2.Заир-Бек мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.
3. , Заир-, Муштавинская детей мыслить критически. - СПб., 2003. - 192 с.
4. Заир-Бек критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. - с. 66 — 72
5. Заир-, Муштавинская критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. - 175 с
6. Волков, Е. Критическое мышление: Принципы и признаки/Е. Волков//
7. Кураев Православной культуры. Москва «Просвещение» 2014г.
Методическая копилка «Использование технологии критического мышления на уроках ОРКиСЭ»
Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.
Стремление расти вместе со своим учениками нашло своё воплощение в позитивных начинаниях и инициативах по духовному воспитанию в свете нового курса ОРКСЭ. Цель этого курса - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и ключевым понятиям, открытие дополнительных возможностей для укрепления и развития духовных связей родителей и детей. Программа, способствует развитию творческого потенциала обучающихся, содействует духовно-нравственному развитию детей.
Каждый учитель мечтает давать своим ученикам прочные глубокие знания, развивать логическое мышление, память, и в то же время не создавать лишних перегрузок детям.
Особенность курса ОРКиСЭ состоит в том, что для его преподавания необходим подбор технологий, обеспечивающих системно-деятельностный подход. Именно через практику учащиеся приобретают бесценный опыт взаимодействия в коллективе, опыт публичной защиты своего проекта, неформального общения с родителями и своими сверстниками.
Одной из технологий, обеспечивающей деятельностный подход является технология «критического мышления».
Уроки, выстроенные по технологии «критического мышления», побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа, дают возможность личностного роста каждого ребёнка, развития его индивидуальности. По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт, с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание, как в стандартной, так и в нестандартной ситуации.
Работа в технологии критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». Технология критического мышления позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.
Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.