Основные виды сетевых ресурсов: web-сайт, базы данных, файловые серверы, телеконференции и др.
Обычно под словом «Интернет» понимается глобальная компьютерная сеть или «Сеть сетей». С точки зрения пользователя Интернет можно рассматривать как глобальное средство обмена информации. В настоящее время Интернет развивается как мощное и перспективное средство обмена информации. Одним из распространенных и перспективных сервисов Интернет является сервис прямого доступа Word WideWeb – WWW, представляющий собой систему документов, включающих текстовую и графическую информацию, размещенных на узлах Интернета и связанных между собой гиперссылками.
Источники информации в Интернете могут быть классифицированы по разным основаниям.
По способам представления информации могут быть выделены следующие виды.
· web-страницы – наиболее распространенный и используемый из информационных ресурсов. Этот ресурс представляет собой страницы гипертекста. Страницы могут содержать наряду с текстовой графическую, звуковую, видео информацию;
· файловые серверы представляют собой реализацию в Интернет традиционного способа представления информации.
· телеконференции могут являться важным источником информации. Телеконференции разбиваются на группы(рубрики) по тематике. Участвующие в телеконференциях могут послать свое сообщение или послать комментарии на чужое сообщение.
· базы данных могут быть доступны через сеть Интернет. Они могут содержать кроме текстовой также и другие виды информации.
Информационные ресурсы также могут быть разделены по языковому признаку. Практически все основные языки представлены в сети Интернет, однако основным языком в силу исторически сложившихся традиций является английский язык. Ряд сайтов представляет информацию на нескольких языках.
В сети имеет место классификация и по территориальному признаку. Ряд сайтов представляет свою информацию для потребителей определенного региона, хотя доступ к сайту возможен и с любой точки сети.
Наиболее важным аспектом классификации информационных ресурсов Интернета является классификация по содержанию информации. Деловая информация, необходимая в предпринимательской деятельности, по этому критерию может быть разделена на следующие группы.
1. Сведения о фирмах, организациях. Эта группа сведений существенно различается по своему наполнению для различных организаций. Эти различия определяются степенью освоения организацией возможностей Интернета по продвижению продукции или услуг организации.
Различают три типа серверов данной группы (категории):
· серверы присутствия в Интернете. Эти серверы могут быть разделены на рекламные серверы и информирующие серверы. Рекламный сервер обычно содержит одну или несколько страниц. Информирующий сервер содержит более подробную информацию о фирме и производимой ею продукции или оказываемых услугах;
· информационные серверы. Целью этих серверов является предоставление различного рода информации потребителям. Серверы данной группы ведут информационно-аналитические агентства и другие структуры, в том числе государственные, чья деятельность связана с представлением различного рода информации потребителям;
· интерактивные магазины. Серверы этой группы обеспечивают продажи товаров посредством Интернета. При этом могут быть реализованы в электронном виде следующие функции: предоставление клиенту необходимой информации о товаре или услуге; оформление заказа; оплата заказа (при использовании онлайновых платежных систем); отправка полученного товара, если товаром является информация.
2. Сведения о состоянии мировой экономики и экономики отдельных стран. Данная информация представлена достаточно широко в профессиональных базах крупнейших информационно-аналитических агентств мира. Серверы этих агентств входят в состав информационных ресурсов Интернет. Однако сама информация, как правило, платная. Информация о состоянии национальной экономики обычно размещается на серверах государственных структур, отвечающих за государственную поддержку экономики, государственных статистических органов, различных экономических институтов.
3. Сведения о состоянии отраслевых рынков. Анализ отраслевых рынков осуществляют специализированные маркетинговые и консалтинговые агентства, а также маркетинговые службы фирм или организаций. Результаты этих исследований, используя Интернет, можно получить:
· из профессиональных баз крупнейших мировых информационных агентств, найдя сведения о технологиях доступа к этим базам на сайтах Интернета;
· в самих консалтинговых или маркетинговых агентствах, чьи сайты также представлены в Интернете;
· в многопрофильных и отраслевых журналах, регулярно публикующих обзоры рынков. Одни издательства на сайтах представляют оглавления номеров журналов, например, многопрофильный журнал «Эксперт». Другие журналы в открытом доступе предоставляют публикуемые материалы, например, журнал «Профиль».
4. Деловые новости. Большинство мировых информационных агентств предоставляют потребителям доступ к профессиональным базам, содержащим деловые новости.
5. Справочная информация. В Интернете широко представлена справочная информация. Это и списки Web-сайтов компаний, отобранных по определенному принципу. Это и телефонно-адресный справочник «Желтые страницы» с возможностью поиска информации по названию фирмы и виду деятельности и телефонные справочники городов Российской Федерации, стран СНГ и Балтии. В Интернете имеется информация о расписании движения поездов, авиарейсов о погоде и многое другое.