Тема 1. Общая характеристика Интернет

Тема 1. Общая характеристика Интернет

1. Возникновение и развитие глобальной информационной сети Интернет.

2. Структура Интернета. Функции Интернет: информационная, коммуникационная, коммерческая, рекламная, развлекательная.

3. Способы подключения к Интернет.

4. Система адресации в Интернете: цифровой IP-адрес; доменный DNS-адрес.

Тема 2. Сетевыеи информационные ресурсы Интернет

1. Основные виды сетевых ресурсов: web-сайт, базы данных, файловые серверы, телеконференции и др.

2. Средства поиска информационных ресурсов Интернет

3. Web-сайты: общая характеристика.

Средства поиска информационных ресурсов Интернет

Средства поиска информационных ресурсов в Internet подразделяют на:

· поисковые машины, системы поиска, которые осуществляют поиск по ключевым словам;

· каталоги и порталы информационных ресурсов сети, которые имеют иерархическую структуру для навигации или быстрого поиска информации не по ключевым словам, а по директориям.

Поисковая машина – это поисковый сервер, на котором установлена специальная программа, выполняющая автоматический поиск информациионныхресурсов по ключевым словам в заголовках и тексте Web-страниц.

К наиболее известным поисковым машинам относятся:Google, Yahoo, AltaVista, HotBot, MSN Search, Yandex, Rambler, Апорт, Метаи т.д.

Поисковые системы – это огромные базы данных слов, которые добавляются в базу при периодическом сканировании Web-страниц в пространстве Интернет. При помощи программ-роботов (пауков) поисковые системы регулярно “прочесывают” ресурсы сети Интернет.

Полученный информационный массив вместе с ссылкой на то, где находится нужное слово, хранится в виде индексных (отсортированных) файлов. При вводе ключевого слова в поисковую машину система обращается к своей базе файлов, выбирает информацию и выдает пользователю перечень Web-страниц, на которых имеются заданные пользователем ключевые слова.

Вследствие разницы в подходах к поиску в различных поисковых системах результаты их поиска не всегда адекватны запросу. Поэтому для получения наиболее полных результатов целесообразно пользоваться различными поисковыми системами или метапоисковыми машинами.

Метапоисковые машины – это системы, проводящие поиск на нескольких поисковых машинах одновременно, например, MetaBot –российская мета-поисковая система, которая осуществляет поиск через российские поисковики (Яндекс, Апорт, Рабмлер и т.д.), мировой метапоиск (Northernlight, AlltheWeb, Raging), а также смешанный FTP-метапоиск.

Классифицировать каталоги информационных ресурсов можно по различным критериям, например целевому назначению, по характеру содержания, национально-территориальному признаку, по сферам их использования.

Обычно на главной странице каталога информационных ресурсов размещены базовые разделы рубрикатора. Рубрикатор имеет иерархическую структуру, позволяющую наиболее точно классифицировать ресурсы по их тематической направленности.

К наиболее популярным каталогам информационных ресурсов относятся:

· DMOZ. Каталог;

· Яндекс. Каталог;

· Rambler's Top100;

· Yahoo! Directory (Yahoo! Каталог).

К наиболее популярным образовательным каталогам и порталам относятся:

· www.edu.ru - Российское образование. Федеральный образовательный портал;

· www.allbest.ru/union/rating.cgi?c=19 – Учебные заведения - Рейтинг - Союз образовательных сайтов

· www.school.edu – Российский общеобразовательный портал.

Тема 3. Базовые пользовательские технологии Интернет

1. Всемирная информационная сеть WWW. Программы просмотра – браузеры.

2. Электронная почта. Виды почтовых ящиков общедоступных почтовых серверов. Специальные почтовые программы.

3. Службы прямого общения пользователей.

4. Телеконференции. Система телеконференций Usenet.

Всемирная информационная сеть WWW. Программы просмотра – браузеры.

Internet сделал возможным свободный обмен информацией невзирая на расстояния и государственные границы. Однако, на первом этапе его существования ресурсы были доступны при помощи программного обеспечения, ориентированного лишь на пересылку файлов и неформатированного текста. Приверженцы Интернет приходили в восторг, если им удавалось "скачать" файл с новой "игрушкой", переслать пару строк приятелю по электронной почте или подключить персоналку к "большой" машине в режиме удаленного терминала. В конце концов физики Тим Бернерс-Ли (TimBerners-Lee) и РоберКайо (RobertCailliau) из Женевского CERN решили разработать инфраструктуру, позволяющую братьям-физикам по всей Европе обмениваться результатами исследований через Интернет в виде привычного для научных работников отформатированного и иллюстрированного текста, включающего ссылки на другие публикации. Так было положено началоWorldWideWeb, Всемирной Информационной Паутине, которая к настоящему времени оплела своими сетями практически весь компьютерный мир и сделала Интернет доступным и привлекательным для миллионов пользователей.

Идея Т. Бернерс-Ли заключалась в том, чтобы применить гипертекстовую модель к информационным ресурсам, распределенным в сети, и сделать это максимально простым способом. Он заложил три краеугольных камня системы из четырех существующих ныне, разработав:

  • язык гипертекстовой разметки документов HTML (HyperTextMarkupLan-guage);
  • универсальный способ адресации ресурсов в сети URL (UniversalResourceLocator);
  • протокол обмена гипертекстовой информацией HTTP (HyperTextTransferProtocol).

Позже команда NCSA добавила к этим трем компонентам четвертый – универсальный интерфейс шлюзовCGI(CommonGatewayInterface).

WWW – это распределенная информационная система мультимедиа, основанная на гипертексте.

Тот факт, что это распределенная система означает, что информация хранится на огромном множестве так называемыхWWW-серверов (servers), то есть компьютеров, на которых установлено специальное программное обеспечение и которые объединены в сеть Интернет. Пользователи, имеющие доступ к сети, получают эту информацию при помощипрограмм-клиентов (clients), называемыхпрограммами просмотра WWW-документов (WWW-browsers).При этом программа просмотра посылает по компьютерной сети запрос серверу, хранящему файл с необходимым документом.В ответ на запрос сервер высылает программе просмотра этот требуемый файл или сообщение об отказе, если файл по тем или иным причинам недоступен. Взаимодействие клиент-сервер происходит по определенным правилам, или, как говорят иначе,протоколу. Протокол, принятый в WWW, называетсяHyperTextTransferProtocol, сокращенно – HTTP.

Информация включает в себя не только текст, но и двух- и трехмерную графику, видео и звук.

Информация в WWW представляется в виде документов, каждый из которых может содержать каквнутренние перекрестные ссылки, так иссылки на другие документы, хранящиеся на том же самом или на любом другом сервере. Такие ссылки называютгиперссылками (hyperreferences)илигиперсвязями (hyperlinks). На экране компьютера в окне программы просмотра ссылки выглядят как выделенные каким-либо образом (например, другим цветом и/или подчеркиванием) участки текста или графики. Выбирая гиперссылки,пользователь программы просмотра может быстро перемещаться от одной части документа к другой, или же от одного документа к другому. При необходимости программа просмотра автоматически связывается с соответствующим сервером в сети и запрашивает документ, на который сделана ссылка. Именно по этому принципу построена вWindowsсистема подсказок (Help), с той лишь разницей, что гипертекстовая система подсказокWindowsне является распределенной.

Итак, WWW-документ может содержать стилизованный и форматированный текст, графику и гиперсвязи с различными ресурсами Internet. Чтобы реализовать все эти возможности, был разработан специальный язык, названныйHyperTextMarkupLanguage (HTML), то есть,язык разметки гипертекста. Документ, написанный на HTML, представляет собойтекстовый файл, содержащийсобственно текст, несущий информацию читателю, ифлаги разметки (markuptags). Последние представляют собой определенные стандартом HTML последовательности символов, являющиеся инструкциями для программы просмотра; согласно этим инструкциям программа располагает текст на экране, включает в него рисунки, хранящиеся в отдельных графических файлах, и формирует гиперсвязи с другими документами или ресурсами Internet. Таким образом,файл на языке HTML приобретает облик WWW-документа только тогда, когда он интерпретируется программой просмотра.

Практически любая информация, которая предоставляется в публичный доступ, отображается средствами WWW. Если какая-то информация не может быть помещена в WWW, то это обусловлено некоторыми ограничениями и недостатками WWW. Во-первых, соединение между клиентом и сервером WWW одноразовое: клиент посылает запрос, сервер выдает документ, и связь прерывается. Это значит, что сервер не имеет механизма уведомления клиента об изменении или поступлении новых данных.

Следующая проблема WWW — отсутствие централизации. Не существует единого каталога ресурсов WWW. Однако использование специализированных поисковых серверов, которые ищут необходимые сервера по заданным критериям, позволяет частично решить эту проблему.

Наиболее распространенной службой Интернет являетсяпоиск информации в WWW. Для эффективного поиска информации в WWW простого ввода данных не достаточно. Ведь существуют миллионы электронных сайтов и сотни миллионов ссылок, которые позволяют не опытному пользователю запутаться в многообразии различной информации и просто захлебнуться в большом количестве сайтов.

Именно для того, чтобы ранжировать и упорядочить запросы в сети Интернет существуют специальные поисковые системы, которые отличаются полнотой и достоверностью предоставляемой информации, а также высокой скоростью доступа к той или иной информации.

С одной стороны, для поисковой системы учитываются тип ресурсов, который может нести ту или иную задачу, а с другой стороны, выбор инструментов поиска, который обслуживает то или иное информационное поле, в зависимости от его результативности.

Настоящими, реальными носителями информации в сети Интернет являются поисковые машины (автоматические индексы) и каталоги. Эти поисковые машины обеспечивают все этапы обработки информации от ее получения с узлов – первоисточников и до предоставления пользователю возможности поиска. Именно поэтому, такие машины, зачастую называют автономными системами. Эти поисковые системы имеют различие и по принципу отбора той или иной информации, а также по алгоритму сканирующей программы автоматического индекса, а также и регламентом поведения сотрудников каталога, который отвечает за регистрацию в поисковой системе.

В российском Рунете широкой известностью пользуются такие поисковые системы, как www.google.ru, www.yandex.ru, www.rambler.ru.

Тема 5. Технологии Web 2.0

1. Понятие Web 2.0: отличительные особенности технологии.

2. Основные сервисы Web 2.0.

Тема 6. Вебометрия

1. Понятие Web 2.0: отличительные особенности технологии.

2. Основные сервисы Web 2.0.

Тема 1. Общая характеристика Интернет

1. Возникновение и развитие глобальной информационной сети Интернет.

2. Структура Интернета. Функции Интернет: информационная, коммуникационная, коммерческая, рекламная, развлекательная.

3. Способы подключения к Интернет.

4. Система адресации в Интернете: цифровой IP-адрес; доменный DNS-адрес.

Наши рекомендации