Технология организации учебно-проблемных групп по разработке медиапроекта
Ключевые понятия
Метод проектов – это совокупность приёмов, позволяющих решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.
Учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем преподавателя.
Учебно-проблемная группа – это творческое объединение студентов, нацеленных на достижение общего результата по реализации проекта, выполняющих совместную деятельность на основе принципов сотрудничества (общая цель, индивидуальный вклад, единый способ поощрения) при руководящей роли педагога.
Медиапроект – это самостоятельно разработанный и изготовленный медиапродукт от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем преподавателя с использованием современных медиа.
Ценностно-целевые установки.Целью проектной деятельности является формирование информационной культуры личности студентов; развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных, лидерских способностей, самостоятельности, самоорганизованности.
Компетентностная направленность.Технология организации учебно-проблемных групп по разработке медиапроекта направлена на овладение процессом медиатворчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) и формирование готовности:
- организовывать учебно-исследовательскую работу студентов;
- к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки будущих специалистов;
- к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач;
- к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке будущих специалистов.
Мы убеждены, что именно проектная деятельность является ведущим условием формирования социально-личностных компетенций личности студента информационно-культурного типа.
Основные идеи и принципы технологии.В основе организации проектной деятельности студентов лежит метод проектов, под которым следует понимать способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, завершающейся вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Ключевой идеей, составляющей суть метода проектов, является понятие «проект». В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн-проекты, бизнес-проекты, телевизионные проекты и т.д. Что же такое проект? Проект (от лат. projectus – «брошенный вперед», «выступающий») – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определённого результата, создание определённого, уникального продукта или услуги.
Особенность проекта – это его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Проекты направлены на достижение уникальных целей в определенные сроки. Повторяющиеся операции требуют использования уже имеющихся знаний и умений, а работа над проектом активно побуждает участников вторгаться в незнакомые области знаний, искать пути решения возникающих проблем, соизмерять собственные силы с поставленными целями и взаимодействовать с другими участниками проекта.
Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы. Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность студентов – индивидуальную, парную или групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
Темы медиапроектов могут быть предложены как преподавателем, так и самими студентами, которые ориентируются при этом на собственные интересы.
Необходимо стремиться к тому, чтобы темы проектов решали практические задачи, актуальные на сегодняшний день и, вместе с тем, требующие привлечения знаний из разных областей.
По доминирующему в проекте виду деятельности возможно разделение медиапроектов на исследовательские, творческие, ролевые и информационные (табл. 3).
Таблица 3