Технология целеполагания в воспитательной работе
Образыцели в соответствии с личностнообразующими потребностями
Группа потребностей | Образ цели |
Психофизиологические потребности | Приобретение чувства сытости, ощущений телесного комфорта и сексуального удовлетворения |
Потребности безопасности и защиты | Достижение чувства комфорта и защищенности. |
Потребности принадлежности и любви | Достижение ситуаций, в которых можно испытать ощущения «принятости», «понятости», «любимости», «почитаемости» |
Потребность самоуважения | Приобретение ощущений собственной силы, уверенности, ума, способностей, возможностей. Переживание чувства «нужности», «востребованности» |
Потребность в знаниях | Переживание ощущения постижения нового, важного; приобретение чувства ясности, понятности, объяснимости явления; переживание ощущения соприкосновения с Истиной |
Эстетические потребности | Переживание ощущения красоты и гармонии |
Потребности духовного и личностного совершенствования, самоактуализации | Переживание чувства высокой одухотворенности, внутренней гармонии, выполненного Долга, проявление искренней веры и сильной воли в процессе реализации собственных способностей и возможностей |
Из данной таблицы видно, что все потребности продуцируют образ цели, связанный с переживанием определенного состояния –состояния удовлетворенности. Именно оно является показателем того, что цель достигнута. Для каждой группы потребностей – свое состояние удовлетворенности. Понятно, для того чтобы прийти к цели, необходимо построить программу ее достижения. При этом, чем ниже в иерархии стоит определенная потребность, тем легче построить программу достижения образа цели, сформированного ею. Поэтому многие люди ограничивают себя реализацией образов цели, сформированных первыми тремя группами потребностей. Между тем, самого большого напряжения сил, духа и воли требует последняя группа потребностей. Именно она вызывает по достижению цели-результата наибольшее удовлетворение.
Третий этапхарактеризуется глубоким осознанием образа цели. Осознаваемый образ цели имеет три аспекта: личный, социальный и духовный.
Таблица 2
Технология целеполагания в воспитательной работе
Ключевые понятия:
Цель – осознанный образ предстоящего результата, на достижение которого направлено воспитание, основным смыслом которого является создание благоприятных условий для гармоничного и духовного развития личности, способной свободно и творчески строить жизнь, достойную человека.
Целеполагание – процесс постановки стратегических целей и тактических задач воспитательной работы.
Ценностно-целевые установки.Целью воспитания профессиональной школы является гармонично развитая, духовно богатая личность компетентного специалиста и бакалавра. Восхождение к педагогически осмысленному образу воспитания обеспечивается посредством глубокого осознания таксономии целей и правильно сконструированного процесса постановки стратегических и тактических задач в воспитательной работе.
Компетентностная направленность.Технология направлена на овладение будущими педагогами аналитическими и программно-моделирующими умениями самоанализа, целеполагания, проектирования и самопроектирования путей достижения жизненных и профессиональных целей и задач.
Основные идеи и принципы технологии.Процесс воспитания, самовоспитания и самосовершенствования личности начинается с определения собственного образа цели, исходя из духовных, общественных, коллективных и других целей. «В чем мое предназначение в жизни?» – задаемся мы вопросом, не подозревая, что это уже попытка выстроить свой собственный образ цели, который является важнейшим условием духовной и социальной самореализации человека.
Восхождение к педагогически осмысленному образу цели воспитания обеспечивается посредством правильно сконструированного процесса постановки целей и задач – целеполагания. Четкому построению своих целей, безусловно, способствует ясное представление о таксономии целей в педагогике. Ниже представленная таксономия целей позволяет увидеть логику построения педагогических и жизненных целей (Рис. 1).
Идеальные Некий идеал, практически не достижимый в силу абсолютного совершенства |
Стратегические Основные направления воспитания |
Глобальные Общечеловеческие цели-эталоны воспитания |
Тактические Воспитательные задачи по формированию личности воспитанника или коллектива |
Организационно-практические задачи Определение путей и средств достижения воспитательного результата |
Цели воспитания |
Рис. 1. Иерархия целей воспитания
Анализ истории целеполагания в образовании убедительно показывает, что российская профессиональная школа отличается большим разнообразием видов целей. Только за последние десятилетия профессиональная школа пережила целую палитру целей от знаниецентристской до личностно ориентированной цели воспитания (рис.2).
Знание-центристская цель воспитания формирование ЗУН интеллектуально-познавательной деятельности в ущерб другим сферам развития человека |
Социо-центристская цель воспитания:формирование коллектива и коллективных отношений, умаляющая индивидуально-личностную ценность человека |
Личностно-ориентированная цель воспитания:развитие индивидуально-личностных потребностей и способностей человека, его субъектных и социальных позиций |
Эгоцентристская цель воспитания:развитие индивидуально-значимых особенностей человека в ущерб его социально-значимым проявлениям |
Рис. 2. Цели воспитания
Следуя общепринятой в педагогической науке таксономии целей (идеальные, глобальные, стратегические, тактические и др.), мы предполагаем, что одной из актуальных стратегий современной педагогики является направленность на развитие духовно развитой, самоактуализирующейся личности в процессе его самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования.
Важно подчеркнуть, что именно на тактическом уровне целеполагания, в рамках которого выстраивается индивидуальный образ цели, человек должен построить программу конструктивной самореализации и восхождения к высшим духовным и профессиональным образцам.
Особенности содержания и процессуальная характеристика технологии.«Создать свой собственный образ цели» – звучит красиво, но осуществить это нелегко. На технологическом уровне создание образа цели можно подразделить на несколько этапов.
Первый этап начинается с ознакомления с духовными сверхцелями, жизненными и профессиональными целями и рекомендациями (правилами, наставлениями) по их достижению.
Второй этап связан с накоплением у студентов знаний и представлений о своих потребностях и способностях, обеспечивающих достижение избранных целей и задач. Ниже представлена таблица, где отражены образы возможных целей в соответствии с выделенными группами потребностей человека.
Таблица 1