СЕДЬМОЕ. Человеческий капитал – основа модернизации.
Новое качество образования.
Нужно ускорить создание собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов.
Ключевым приоритетом образовательных программ должно стать развитие способности к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний.
В дошкольном образовании к 1 сентября 2019 года необходимо внедрить единые стандарты программ для раннего развития детей, развивающие социальные навыки и навыки самообучения.
В среднем образовании начат переход на обновленное содержание, который будет завершен в 2021 году.
Это абсолютно новые программы, учебники, стандарты и кадры.
Потребуется пересмотреть подходы к обучению и росту квалификации педагогов.
При университетах страны нужно развивать педагогические кафедры и факультеты.
Необходимо усилить качество преподавания математических и естественных наук на всех уровнях образования.
Это важное условие для подготовки молодежи к новому технологическому укладу.
Для повышения конкуренции между образовательными учреждениями и привлечения частного капитала будет внедрено подушевое финансирование в городских школах.
Учитывая, что нагрузка на учеников у нас самая высокая среди стран СНГ и в среднем более чем на треть выше, чем в странах ОЭСР, нужно ее снизить.
Во всех регионах на базе дворцов школьников нужно создать сеть детских технопарков и бизнес-инкубаторов со всей необходимой инфраструктурой, включая компьютеры, лаборатории, 3D-принтеры.
Это поможет успешно интегрировать молодое поколение в научно-исследовательскую и промышленно-технологическую среду.
Будущее казахстанцев – за свободным владением казахским, русским и английским языками.
Разработана и внедряется новая методика изучения казахского языка для русскоязычных школ.
Если мы хотим, чтобы казахский язык жил в веках, нужно его осовременить, не утяжеляя избыточной терминологией.
Однако за последние годы на казахский язык было переведено 7 тысяч устоявшихся и общепринятых в мире терминов.
Такие «нововведения» иногда доходят до смешного.
Например, «ғаламтор» («Интернет»), «қолтырауын» («крокодил»), «күйсандық» («фортепиано») и таких примеров полно.
Необходимо пересмотреть подходы к обоснованности таких переводов и терминологически приблизить наш язык к международному уровню.
Переход на латинский алфавит способствует решению этого вопроса.
Следует определить четкий график перехода на латинский алфавит до 2025 года на всех уровнях образования.
Знание русского языка остается важным.
С 2016 года в обновленных программах русский язык преподается в казахских школах уже с 1-го класса.
С 2019 года будет начат переход к преподаванию на английском языке отдельных естественнонаучных дисциплин в 10-м и 11-м классах.
В результате все наши выпускники будут владеть тремя языками на уровне, необходимом для жизни и работы в стране и в глобальном мире.
Тогда и возникнет настоящее гражданское общество.
Человек любой этнической группы сможет выбрать любую работу вплоть до избрания Президентом страны.
Казахстанцы станут единой нацией.
Содержательность обучения должна гармонично дополняться современным техническим сопровождением.
Важно продолжить работу по развитию цифровых образовательных ресурсов, подключению к широкополосному Интернету и оснащению видеооборудованием наших школ.
Необходимо обновить программы обучения в техническом и профессиональном образовании с привлечением работодателей и учетом международных требований и цифровых навыков.
Нужно продолжить реализацию проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».
Государство дает молодому человеку первую профессию.
Правительство должно выполнить эту задачу.
В Интернете необходимо размещать видеоуроки и видеолекции от лучших преподавателей средних школ, колледжей и вузов.
Это позволит всем казахстанцам, в том числе в отдаленных населенных пунктах, получить доступ к лучшим знаниям и компетенциям.
В высшем образовании нужно увеличить число выпускников, обученных информационным технологиям, работе с искусственным интеллектом и «большими данными».
При этом следует развивать вузовскую науку с приоритетом на исследования в металлургии, нефтегазохимии, АПК, био- и IT-технологиях.
Требуется осуществить поэтапный переход на английский язык прикладных научных исследований.
Вузам необходимо активно реализовывать совместные проекты с ведущими зарубежными университетами и исследовательскими центрами, крупными предприятиями и ТНК.
Софинансирование со стороны частного сектора должно стать обязательным требованием для всех прикладных научно-исследовательских разработок.
Нужно выстроить системную политику по поддержке наших молодых ученых с выделением им квот в рамках научных грантов.
К сфере образования пора относиться как к отдельной отрасли экономики со своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом.
Необходимо законодательно закрепить академическую свободу вузов, предоставив им больше прав создавать образовательные программы.
Требуется усилить переподготовку преподавателей, привлекать зарубежных менеджеров в вузы, открывать кампусы мировых университетов.
Наращивание потенциала нации требует дальнейшего развития нашей культуры и идеологии.
Смысл «Руханижаңғыру» именно в этом.
Идеалом нашего общества должен стать казахстанец, знающий свои историю, язык, культуру, при этом современный, владеющий иностранными языками, имеющий передовые и глобальные взгляды.
Первоклассное здравоохранение и здоровая нация.
С ростом продолжительности жизни населения и развитием медицинских технологий объем потребления медицинских услуг будет расти.
Современное здравоохранение должно больше ориентироваться на профилактику заболеваний, а не на дорогостоящее стационарное лечение.
Нужно усилить управление общественным здоровьем, пропагандируя здоровый образ жизни.
Особое внимание следует уделить охране и укреплению репродуктивного здоровья молодежи.
Следует переходить от малоэффективной и затратной для государства диспансеризации к управлению основными хроническими заболеваниями с применением дистанционной диагностики, а также амбулаторного лечения.
Этот опыт давно есть в мире.
Нужно смело и активно его внедрять.
Необходимо принять комплексный план по борьбе с онкологическими заболеваниями, создать научный онкоцентр.
Должны быть обеспечены высокоэффективные ранняя диагностика и лечение рака на основе передового международного опыта.
Необходимо провести такую же работу, которую мы провели в кардиологии, борьбе с туберкулезом и родовспоможении.
Здравоохранение будет поэтапно переходить на систему обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), основанную на солидарной ответственности населения, государства и работодателей.
Необходимость ее внедрения не вызывает сомнений.
Однако требуется более тщательно провести подготовительную работу, которая не была выполнена Минздравом и Минтрудсоцзащиты.
Нужно разработать новую модель гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП), определив четкие границы обязательств государства.
Услуги, не гарантированные государством, население сможет получать, став участником ОСМС или через добровольное медицинское страхование, а также сооплату.
Необходимо повысить доступность и эффективность медицинской помощи через интеграцию информационных систем, использование мобильных цифровых приложений, внедрение электронных паспортов здоровья, переход на «безбумажные» больницы.
Требуется приступить к внедрению в медицине технологий генетического анализа, искусственного интеллекта, которые на порядок повышают эффективность диагностики и лечения заболеваний.
Важным вопросом являются обеспеченность и качество подготовки медицинских кадров.
Сегодня мы имеем уникальную Школу медицины Назарбаев Университета, при которой функционирует интегрированная университетская клиника.
Этот опыт должен транслироваться на все медицинские вузы.
Для реализации этих и других мер следует разработать новую редакцию Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения».
Качественная занятость и справедливая система социального обеспечения.
Важно обеспечить эффективность рынка труда, создать условия, чтобы каждый мог реализовать свой потенциал.
Необходимо разработать современные стандарты по всем основным профессиям.
В этих стандартах работодатели и бизнесмены четко закрепят, какие знания, навыки и компетенции должны быть у работников.
Нужно, исходя из требований профстандартов, разработать новые или обновить действующие образовательные программы.
Резервом экономического роста являются самозанятые и безработные.
Я не раз требовал разобраться по вопросу самозанятых.
Министерство труда и социальной защиты населения проявило безответственность и поверхностность в этом деле.
Необходимо предоставить больше возможностей для вовлечения людей в продуктивную занятость – открыть собственное дело или получить новую профессию и устроиться на работу.
Заслуживает поддержки работа НПП «Атамекен» по обучению бизнесу.
Важно расширить охват этих категорий населения Программой развития продуктивной занятости и массового предпринимательства, усилив ее инструменты.
Процесс регистрации самозанятых нужно максимально упростить, создать условия, при которых будет выгодно добросовестно исполнять свои обязательства перед государством.
Казахстанцы должны иметь возможность сравнительно быстро найти новую работу, в том числе и в других населенных пунктах страны.
Требуется полномасштабное внедрение единой электронной биржи труда, где должна консолидироваться вся информация о вакансиях и лицах, ищущих работу.
Не выходя из дома человек сможет пройти тесты профориентации, узнать про учебные курсы, меры господдержки и найти интересную работу.
Трудовые книжки тоже следует перевести в электронный формат.
Закон по электронной бирже труда необходимо принять до 1 апреля 2018 года.
Социальная политика будет осуществляться через вовлечение граждан в полноценную экономическую жизнь.
Пенсионная система теперь полностью привязана к трудовому стажу.
Кто больше работал, тот будет получать большую пенсию.
В связи с этим всем казахстанцам нужно серьезно подойти к легализации своей трудовой деятельности.
В системе социального страхования также будет усилена взаимосвязь между трудовым стажем и размерами выплат.
С 2018 года мы перешли на новый порядок оказания адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения.
Повышен порог ее оказания с 40 до 50% от прожиточного минимума.
Для трудоспособных малообеспеченных граждан денежная помощь будет доступна при условии их участия в мерах содействия занятости.
Для нетрудоспособных граждан меры господдержки будут усилены.
Дорогие казахстанцы!
Все свои социальные обязательства государство исполнит в полном объеме.
Хочу напомнить, в 2016-2017 годах были трижды повышены пенсии и пособия.
Базовая пенсия выросла в общей сложности на 29%, солидарная – на 32%, пособия на рождение ребенка – на 37%, а по инвалидности и потере кормильца – каждое на 43%.
Заработная плата работников здравоохранения увеличилась до 28%, образования – до 29%, социальной защиты – до 40%, госслужащих корпуса «Б» – на 30%, стипендии – на 25%.
Время кризисное. И не многие страны в мире смогли также повысить социальные расходы.
Расходы республиканского бюджета на социальную сферу в 2018 году увеличены на 12% и превысили 4,1 триллиона тенге.
Повышение социальных выплат, в том числе пенсий, увеличит доходы более 3 миллионов казахстанцев.
С 1 января 2018 года солидарные пенсии выросли на 8%.
Повышение пособий для инвалидов, семьям, потерявшим кормильца, воспитывающим детей-инвалидов, составило до 16%.
С 1 июля 2018 года базовая пенсия увеличится в среднем в 1,8 раза в зависимости от трудового стажа.
Кроме того, поручаю с 1 июля 2018 года дополнительно ввести госпособия для родителей, осуществляющих уход за совершеннолетними инвалидами I группы с детства.
Ежемесячно такие пособия в размере не ниже одного прожиточного минимума получат порядка 14 тысяч семей.
На эти цели потребуется до 3 миллиардов тенге в 2018 году.
Для повышения престижа профессии учителя поручаю с 1 января 2018 года должностной оклад учителей, которые переходят на обновленное содержание учебного материала, увеличить на 30%.
Обновленное содержание – это современные учебные программы, соответствующие международным стандартам и прошедшие адаптацию вНазарбаев Интеллектуальных школах.
Они дают нашим детям необходимые функциональную грамотность и критическое мышление.
Кроме того, поручаю ввести в 2018 году новую сетку категорий для учителей, учитывающую уровень квалификации с увеличением разрывов между категориями.
Категории необходимо присваивать через национальный квалификационный тест, как это делается во всем мире.
Это будет стимулировать педагогов к постоянному совершенствованию.
В результате в зависимости от подтвержденной квалификации в целом заработная плата учителей вырастет от 30 до 50%.
Для этого в текущем году необходимо дополнительно выделить 67 миллиардов тенге.