Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс.

Инженеры РКК «Энергия» рассматривали твёрдотопливную посадочную систему с возможностью глубокого регулирования суммарной тяги и дифференцированного управления тягой каждого сопла.

Преимуществами твёрдотопливных двигателей являются простота конструкции, небольшая стоимость разработки, безопасность (по сравнению с жидкотопливными), надёжность, относительно малые размеры и масса.

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru
Возвращаемый аппарат

Пилотируемого транспортного корабля.

Корпус возвращаемого аппарата,

Посадочные опоры посадочного устройства,

Сопла посадочной твёрдотопливной двигательной установки.

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru
Посадочная твёрдотопливная двигательная установка.

Корпус для размещения твёрдого ракетного топлива

(камера сгорания),

Система газоходов,

Сопловые управляющие блоки,

Клапаны сброса продуктов сгорания.

Для таких систем применяются жидкостные двигательные установки, однако в последнее время в конструкциях твердотопливных двигательных установок был достигнут значительный прогресс. - student2.ru

В целом реактивная посадочная система в лучшую сторону отличается от парашютной по точности и мягкости посадки.

Реактивные твёрдотопливные двигатели реализуют существенно меньшие перегрузки, практически недостижимые при использовании парашютных систем с амортизаторами.

Двигатели способны обеспечить минимальное ускорение как при приземлении на сушу, так и при нештатной посадке в океан.

При разработке комбинированной системы разработчики исходили из принципа необходимости спасения экипажа при отказе реактивных двигателей (именно так появились новые универсальные амортизирующие ложементы «Чегет»).

Чтобы избежать повреждения спускаемого аппарата при ударе о землю, его снабдили амортизирующими раскрывающимися опорами.

На этапе эскизного проектирования прорабатывалась твёрдотопливная реактивная посадочная система в качестве основной и парашютно-реактивная как запасная.

При посадке в нештатных условиях агрегатный отсек отстреливался, и корабль приземлялся на парашюте, для смягчения удара используя простые двигатели мягкой посадки.

Такая схема оказалась очень неоптимальной.

Во-первых, фактически приходилось включать в корабль две независимые дублирующие друг друга посадочные системы.

Во-вторых, при нештатной посадке отстреленный агрегатный отсек с двигателями и топливом неуправляемо падал на землю, создавая угрозу постройкам, людям и котам.

В-третьих, возникала необходимость включать двигатели на высоте, значительно превышающей оптимальную, чтобы в случае отказа реактивной системы оставалось время на переход к парашютной.

В связи с этим было принято решение использовать парашютно-реактивную систему в качестве основной, а не запасной.

В техническом проекте, прошедшем экспертизу ЦНИИМаш в 2013 году, роль реактивной системы значительно сократилась.

Для увеличения точности посадки предполагается вводить в действие парашют на возможно низкой высоте.

Наши рекомендации