Формирование у обучающихся ценностного отношения к предмету
Тема урока | Цели урока | Задачи урока | Фрагмент урока по реализации задачи | Комментарий, примечание |
Правовая охрана программ и данных. Защита информации (Приложение 3.1) | Создать условия для формирования представления о видах программного обеспечения, необходимости защиты информации и знакомства с правовыми аспектами работы с информацией. | Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения. Предметные:овладение знаниями о видах программного обеспечения, способе реализации авторского права на программные продукты, назначении электронной подписи, защите информации. Метапредметные Умение находить и структурировать необходимую информацию; формулировать учебные цели, соотносить свои действия с планируемыми результатами; работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. | На этапе актуализации знаний учащиеся заполняют таблицу с вопросами, которые способствует закреплению изученного материала, с учётом своего опыта работы на компьютере. Задание преднамеренно включает в себя вопросы по теме, которая ещё не изучалась. Решаемая учебная проблема: Лицензия/Ответственность/Защита информации. Учащиеся делятся на три группы, каждая из которых выполняет задание: 1. Правовая охрана информации. 2. Виды программного обеспечения. 3. Защита информации. Для поиска информации предлагаются следующие источники информации: справочно-правовая система «Консультант+», электронные библиотеки, Интернет, учебник. Результаты работы учащиеся должны оформить в виде презентаций. В конце урока представитель от группы защищает проект. Остальные учащиеся внимательно слушают информацию и оценивают проект. | Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, социальной ответственности и компетентности. В век информатизации, очень важно знать законы, права и этические нормы морали при работе с информацией. На уроке учащиеся узнают о видах программного обеспечения, способах реализации авторского права на программные продукты, об электронной подписи, о защите информации. Осуществляется правовое воспитание через знакомство с законодательными документами РФ, формируется уважительное отношение к законодательным нормам, воспитание информационной культуры учащихся. |
Зачётная работа: Обработка текстовой информации (Приложение 3.2) | Создание проектного продукта – открытки ко Дню 8 Марта с использованием вставки графических изображений, автофигур, декоративного текста, символов, надписи с форматированием абзацев и символов. | Личностные: понимание важности грамотного создания текстов, способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, соблюдение моральных норм и этических требований, понимание роли компьютера в жизни современного человека. Предметные:создание текстовых документов, включающих графические объекты. Метапредметные: умение самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней; умение составлять поздравительные тексты, связывать фрагменты текста с графическими изображениями; учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других. | Решаемая учебная проблема: Как можно поздравить родных и близких с праздником, используя для этого компьютер? (рассуждения учащихся на основе жизненного представления). Демонстрация презентации «История создания открытки». Подготовка учащихся для проектной деятельности – создания поздравительной открытки с праздником 8 Марта. | Воспитание нравственных чувств (любви, почитание родителей, забота о старших и младших) и этического сознания. Урок направлен на воспитание у учащихся информационной культуры, художественно-эстетического восприятия при выполнении творческой работы, положительного отношения к учению, происходит закрепление умений и навыков при работе в текстовом редакторе, формирование навыка работы над проектом. Изменив проблему урока, можно ориентировать проект на воспитание других ценностей: - выпуск школьной газеты к 9 мая: воспитание патриотизма, любви к Родине, своему народу; - создание буклета по ЗОЖ: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; - создание плаката на тему экологии: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде и т.д. (Приложение 3.19) |
Представление чисел в компьютере (Приложение 3.3) | Познакомить учащихся с представлением числовой информации в памяти компьютера. | Личностные: Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Предметные:кодирование и декодирование числовой информации при заданных правилах, умение представлять целые положительные и отрицательные числа в памяти компьютера. Метапредметные умение перерабатывать и преобразовывать полученную информацию из одной формы в другую;обобщать полученную информацию;оценивать результат;находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение работать по плану, проговаривая последовательность действий;формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись на занятии; учиться представлять другим ход работы и ее результат, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Решаемая учебная проблема: Как представляются целые числа в памяти компьютера? Отвечая на вопросы, приводя примеры из математики и представляя числовую информацию в двоичном коде, учащиеся составляют алгоритм представления целых положительных чисел, опираясь на ранее изученный материал. На этапе представления отрицательных чисел, возникает проблема: Как представляются целые отрицательные числа? На примере числа -35 и опираясь на знания предыдущих уроков (перевод чисел в позиционных системах счисления, арифметические операции в позиционных системах счисления) учащиеся составляют алгоритм представления целых отрицательных чисел в памяти компьютера. В конце этапа открытия новых знаний заполняют схему представления числовой информации в памяти компьютера. На этапе закрепления возникает новая проблема: Как компьютер производит простейшие операции (сложение и вычитание) с целыми числами? Учащиеся решают её самостоятельно, используя для этого схему. | Воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни. Интеллектуальное развитие личности, целеустремленность и настойчивость, выбор профессии. Формирование информационной картины мира происходит через: понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в технических системах; умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в технических системах; анализ развития ИКТ в контексте развития общества. На уроке учащиеся учатся представлять целые числа в памяти компьютера. Развивается познавательный интерес к предмету через сравнение выполнения операций над целыми числами человеком и компьютером. Формируется информационная культура знания принципов работы электронных устройств. |
Разработки предложенных в таблице уроков, отражающие формирование у обучающихся ценностного отношение к предмету, представлены в Приложениях 3.1-3.3 (работы учащихся прилагаются).
Использование потенциала информатики в воспитании у учащихся ценностного отношения к предмету на уроке позволяет учителю добиваться успехов: поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету, формировать положительную мотивацию к его дальнейшему изучению, включать их в активную разноуровневую познавательную деятельность, расширять кругозор учащихся.
Коммуникативные УУД помогают ученикам взаимодействовать с другими людьми выслушивать, адекватно понимать и критически анализировать позицию собеседника, а также грамотно представлять и доказывать свою. Формирование коммуникативных УУД обеспечивается через обучение правильному и умелому использованию речи в различных жизненных ситуациях, при передаче другим своих мыслей и чувств, при построении диалога с другими учащимися и учителем. Коммуникативные УУД формируются на любом этапе урока, при любой форме работы. Одной из форм является работа в парах, которая позволяет всем ребятам участвовать в деятельности, трудиться, незанятых детей на уроках не остаётся.
Таблица 3.4