Динамика мотивации учащихся по информатике
Диаграмма 2.4
Доля учащихся 6а-7а-8а за 2014-2017гг,
испытывающих интерес к информатике,
Диаграмма 2.5
Доля учащихся 6б-7б-8б за 2014-2017гг,
испытывающих интерес к информатике,
Из таблицы и диаграмм видно, что большинство учащихся испытывают интерес к изучению предмета.
Аналитическая справка школьного психолога по результатам мониторинга представлена в Приложении 2.31.
Критерий № 3. Обеспечение высокого качества освоения обучающимися
основной образовательной программы
3.1. Продуктивное использование современных образовательных технологий
в образовательном процессе
Современная школьная информатика – это дисциплина, направленная на формирование широкого спектра метапредметных образовательных результатов, отвечающая требованиям времени и непрерывно изменяющаяся в соответствии с этими требованиями. Сегодня основные изменения в содержании школьного курса информатики связаны: с пересмотром содержания общего образования в целом, с развитием самой информатики как области знания, с широким использованием средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Еще бóльшие изменения происходят в методике организации образовательного процесса, где в соответствии с ФГОС взят курс на формирование умения учиться; на переход от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач; на переход от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
В своей педагогической деятельности активно использую современные образовательные технологии: проектную деятельность, технологию развития критического мышления, исследовательские методы в обучении, проблемное обучение и другие. (Приложения 3.1-3.6)
Таблица 3.1
Использование современных образовательных технологий
Технология | Обоснование выбора технологии | Методическая и практическая результативность применения технологии |
Проектная деятельность (Приложения 3.1, 3.2) | Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел – реализация – продукт. Метод проектов позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания и искать пути решения проблемы. При этом формируются личностные качества обучающихся: - мотивация, - рефлексия, - самооценка, - умение делать выбор. Преимущества технологии – это энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, умение работать в группе, самоконтроль, закрепление знаний, дисциплинированность. | Результатом применения данной технологии является: - создание электронных презентаций, проектов в электронном виде и на бумажных носителях; - подготовка различных плакатов, памяток, моделей; организация и проведение выставок, викторин, конкурсов; проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов; совместный выпуск буклетов; - выступления с индивидуальными проектами на уроке перед одноклассниками, в школе перед учащимися, на родительском собрании, конференциях, семинарах и других мероприятиях. |
Технология развития критического мышления (Приложение 3.3) | Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме: вызов – осмысление – рефлексия. Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Учащиеся совместно с преподавателем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Технология развития критического мышления формирует интеллектуальные качества личности, даёт ученику и преподавателю возможность выбора способа работы с информацией, методов организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута. | В процессе работы по этой технологии ученик начинает все активнее использовать все приемы работы с информацией в самостоятельной работе, начинает реально обучать себя сам. В ходе работы в рамках этой модели учащиеся: - овладевают различными способами находить, осмысливать, использовать нужную информацию; - анализируют, систематизируют, представляют информацию в виде схем, таблиц, графиков; - сравнивают явления и объекты, при этом самостоятельно выявляют признаки или линии сравнения; - выявляют проблемы, определяют возможные пути решения, ведут поиск необходимых сведений, используя различные источники информации; - аргументируют свою точку зрения, опираясь на логику и на представления собеседника, - строят умозаключения и логические цепи доказательств; - выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; - проявляют активность в познании окружающего мира. |
Исследовательская деятельность (Приложение 3.6) | Применение данной технологии обусловлено тем, что она позволяет не только подкреплять теоретические знания практикой, но и приобретать их, погружаясь в научно-исследовательскую или профессиональную деятельность за рамки урочного времени. Исследовательская деятельность является разновидностью творческой деятельности. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В результате – развитие исследовательских умений и системного мышления. | При проведении исследований школьники учатся мыслить, делать выводы, искать информацию из различных источников. В результате применения исследовательской деятельности: - развивается способность к научному творчеству, составляющему важную сторону любой деятельности; - опыт исследовательской деятельности востребован в практической жизни; - научно-исследовательские компетенции, лежащие в основе познания окружающего мира, актуальны в ситуации множественного выбора, многочисленных проблем, свойственных современной действительности. |
Проблемно-диалогическая технология (Приложения 3.1-3.3) | Актуальность выбора данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. | Использование технологии проблемного обучения на уроках: - ведёт к глубокому усвоению учащимися вопросов курса обучения, одновременно способствуя развитию личности ребёнка; - помогает учащимся выделить структуру изучаемого, проследить последовательность изложения материала; - учащиеся обращаются к разным источникам информации, что играет важную роль в самостоятельном усвоении знаний; - выполняют задания логического и проблемного характера, а также задания повышенной трудности, находя свои, порой оригинальные, решения; - работая в парах, группах, коллективе дети умеют сотрудничать при решении учебных задач, оказывают помощь друг другу, объясняют трудные моменты, высказывают личное мнение, дискутируют, доказывают свою точку зрения. |
Планирование проектной деятельности находит отражение в календарно-тематическом планировании по предмету. Темы проектной деятельности предлагаются как с целью углубления знаний учащихся по какому-либо вопросу школьной программы, так и с целью реализации воспитательных проектов в школе. Проекты носят не только информационный, но и творческий, исследовательский характер. Учащиеся имеют возможности для самореализации при участии в индивидуальных и групповых проектах.
В 5-6 классах, на пропедевтическом уровне, метод проектов используется при обобщении материала, проекты выполняются в виде работ, имеющих практическую значимость. В 5 классе, например, проект «История письменности» (Приложение 3.7), который выполняют учащиеся с помощью рабочих тетрадей и самостоятельно, используя различные источники информации. Интересны учащимся проекты «История компьютерной мыши», «Виды разных шрифтов» (Приложение 3.8). В конце года учащиеся с удовольствием создают презентацию «Подводный мир» (Приложение 3.9). В 6 классе по теме «Информационное моделирование» учащиеся создают презентацию об объекте с представлением информации в виде словесного описания, списков, таблицы, диаграммы, схемы (Приложение 3.10); выполняют мини-проект «Мир профессий» (Приложение 3.11); в текстовом редакторе создают графические модели кабинета, квартиры (Приложение 3.12). В конце года учащиеся выполняют проект «Времена года», результатом которого является презентации с гиперссылками (Приложение 3.13).
В 7 классе одним из примеров применения метода проектов является урок по обобщению знаний по теме «Обработка текстовой информации. Работа в текстовом процессореWord». В ходе урока учащиеся создают поздравительную открытку (Приложение 3.14). Результатом знакомства с векторным графическим редактором OpenOffice.org Draw становятся созданные рисунки, например, на тему «Закат на море» (Приложение 3.15).
В 8 классе по теме «Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео» ребята знакомятся с приложением Windows Movie Maker, результатом работы в котором становится слайд-шоу «Я люблю свой город» в формате видеоролика (Диск). «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах» изучается учащимися с учётом числовой информации по Республике Коми. Результат – проект, в котором числовая информация оформляется в виде таблиц и диаграмм (Приложение 3.16).
В 9 классе на уроках по теме «Коммуникационные технологии» учащиеся формируют первоначальные навыки и умения создания простейших Web-страниц. Результатом работы в течение нескольких уроков становится первый сайт на компьютерную тематику (Диск). Изучая тему «Информационное общество и информационная безопасность. Правовая охрана программ и данных. Защита информации» учащиеся самостоятельно осуществляют поиск информации по теме и оформляют презентации (Приложение 3.1).
С применением проектно-исследовательской деятельности в 10 классе учащиеся углубляют свои знания при изучении темы «Коммуникационные технологии». В ходе продолжения изучения темы учащиеся формулирую умения и знания по разработке и созданию сайтов с использованием конструкторов на свободную тему, развивая свои творческие способности (https://egeenglishforall.jimdo.com, https://biology-ege.jimdo.com). Результатом изучения темы «Кодирование и обработка текстовой информации» может быть коллективный проект в форме школьной газеты, например, к празднику Победы в ВОВ (Приложение 3.17). В качестве проектной работы по теме «Кодирование и обработка числовой информации» учащиеся выполняют расчёт в сфере ЖКХ с представлением информации в виде таблиц и диаграмм, знакомясь с тарифами за коммунальные услуги и расходами семейного бюджета (Приложение 3.18).
Учащиеся 11 класса при изучении темы «Моделирование и формализация» выполняют исследовательскую работу с использованием информационной технологии обработки числовых данных по темам «Исследование физических моделей», «Исследование алгебраических моделей», «Исследование биологических моделей». Примеры таких проектов – «Бросание мячика под углом к горизонту», «Решение уравнения», «Биоритмы человека» (Приложение 3.6). Изучая тему «Базы данных. Системы управления базами данных» учащиеся создают базу данных по выбранной теме, состоящую из одной или нескольких таблиц, запросов, форм, отчётов (Диск). Для приобретения навыков публичных выступлений каждый учащийся защищает свой проект.
Все выполненные проекты учащиеся представляют на уроках, учитель и учащиеся оценивают работу, по заранее выработанным и озвученным критериям.
Применение метода проектов в течение преподавания курса производится спланированно и постоянно, что способствует формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании.
Специфика предмета информатика позволяет применить метод проектов при изучении нового материала в старших классах (с целью развития способностей учащихся по поиску и представлению в понятной форме нового материала, опираясь на знания, полученные ранее как в курсе информатики или другого учебного предмета, так и в обыденной жизни), при повторении или обобщении материала с учетом возможностей учащихся, их уровнем подготовки в данной теме. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе. Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения. (Диск)
Использование современных образовательных технологий в преподавании информатики осуществляется системно, носит целостный характер, о чем говорят результаты, достигнутые учащимися, качество их работ, высокий уровень формируемых умений.
3.2. Организация деятельности учащихся по самоконтролю и самооценке
учебной и внеурочной деятельности
Проверка и оценка достижений учащихся является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.
Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться узкой целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по информатике. Она ставит более важную социальную задачу: развить у учеников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
Основная возрастная категория, с которой я работаю – учащиеся 5-11 классов. Это тот возраст, когда основная часть учащихся, на уровне собственных перспектив, пытается определить, что и зачем им необходимо. Как в этом случае организовать работу, чтобы учесть все факторы? С одной стороны, нужно выдержать учебный материал. С другой стороны, «не потерять» менее подготовленных или «продвинутых» учеников. Сделать так, чтобы материал представлял личный интерес для каждого учащегося и остался в памяти надолго, а не на один урок.
Большая роль при контроле знаний отводится не только самооценке, но и взаимооценке учащихся. Я уверена, что просто необходимо учить детей находить и исправлять свои ошибки и ошибки коллег-учеников, объективно оценивать выполненную работу. Один из шагов на пути к саморазвитию – умение проводить рефлексию.
Учебное занятие стараюсь строить таким образом, чтобы при небольшом количестве часов и достаточно обширной программе, получить максимальный результат. Значительное внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности.
Таблица 3.2