Состав стадий и этапов канонического проектирования ЭИС
Каноническое проектирование ЭИС отражает особенности ручной технологии индивидуального (оригинального) проектирования, осуществляемого на уровне исполнителей без использования каких-либо инструментальных средств, позволяющих интегрировать выполнение элементарных операций. Как правило, каноническое проектирование применяется для небольших локальных ЭИС.
В основе канонического проектирования лежит каскадная модель жизненного цикла ЭИС. Процесс каскадного проектирования в жизненном цикле ЭИС в соответствии с применяемым в нашей стране ГОСТ 34601-90 «Автоматизированные системы: стадий создания» делится на следующие семь стадий:
1. исследование и обоснование создания системы;
2. разработка технического задания;
3. создание эскизного проекта;
4. техническое проектирование;
5. рабочее проектирование;
6. ввод в действие;
7. функционирование, сопровождение, модернизация.
В целях изучения взаимосвязанных приемов и методов канонического проектирования ЭИС перечисленные 7 стадий можно сгруппировать в часто используемые на практике четыре стадии процесса разработки ЭИС (рис. 3.1):
Рис. 3.1. ТСП стадий и этапов канонического проектирования ЭИС: Д1.1 - предметная область; Д1.2 - материалы обследования; Д1.3 - ТЭО, ТЗ на проектирование; Д1.4 - эскизный проект; Д2.1 - техно-рабочий проект (ТРП); Д3.1 - исправленный ТРП, переданный в эксплуатацию; Д3.2 - акт о приемке проекта в промышленную эксплуатацию; Д4.1 - модернизированный ТРП
Традиционно этапы исследования предметной области - предприятия, обоснование проекта ЭИС для него и разработки технического задания объединяют термином «Предпроектная стадия» («Предпроектное обследование»), поскольку результаты выполнения работ на данных этапах не являются законченным проектным решением. Основное назначение «Предпроектной стадии» заключается в обосновании экономической целесообразности создания ЭИС и формулировании требований к ней.
На первой «Предпроектнойстадии» принято выделять два основных этапа: сбор материалов обследования; анализ материалое обследования и разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ).
В результате выполнения первого этапа проектировщики получают материалы обследования (Д1.2), которые должны содержать полную и достоверную информацию, описывающую изучаемую предметную область - предприятие, в том числе: цель функционирования; организационную структуру системы и объекта управления, т.е. его управленческие отделы, цехи, склады и хозяйственные службы; функции управления, выполняемые в этих подразделениях, протекающие в них технологические процессы обработки управленческой и экономической информации, а также материальные потоки и процессы их обработки, ресурсные ограничения. После выполнения второго этапа проектировщики получают количественные и качественные характеристики информационных потоков, описание их структуры и мест обработки, объемов выполняемых операций и трудоемкости их обработки. На основе этих материалов разрабатываются два документа: «Технико-экономическое обоснование проектных решений» (ТЭО), содержащее расчеты и обоснование необходимости разработки ЭИС для предприятия и выбираемых технологических и проектных решений (Д1.3), и «Техническое задание» (ТЗ), в состав которого входят требования к создаваемой системе и ее отдельным компонентам: программному, техническому и информационному обеспечению и целевая установка на проектирование новой системы (Д1.4). Эти документы являются основными для последующего проектирования ЭИС в соответствии с заданными требованиями.
Для сложных ЭИС иногда на этой стадии включают третий этап - разработку «Эскизного проекта». На этапе «Эскизного проекта» сформулированные ранее требования служат основой для разработки предварительных решений по ЭИС в целом и отдельным видам обеспечения. Эти решения прорабатываются на логическом уровне, включая алгоритмы обработки информации, описание информационных потребностей пользователей на уровне названий документов и показателей.
Вторая стадия «Технорабочее проектирование» выполняется в два этапа: техническое проектирование и рабочее проектирование.
На этапе «Техническое проектирование» выполняются работы по логической разработке и выбору наилучших вариантов проектных решений, в результате чего создается «Технический проект». Этап «Рабочее проектирование» связан с физической реализацией выбранного варианта проекта и получением документации «Рабочего проекта». При наличии опыта проектирования эти этапы иногда объединяются в один, в результате выполнения которого получают «Технорабочий проект» (ТРП) - Д2.1.
Третья стадия «Внедрение проекта» включает в себя три этапа:
· подготовка объекта к внедрению проекта;
· опытное внедрение проекта и
· сдача его в промышленную эксплуатацию.
На этапе «Подготовка объекта к внедрению проекта» осуществляется комплекс работ по подготовке предприятия к внедрению разработанного проекта ЭИС.
На этапе «Опытное внедрение» осуществляют проверку правильности работы некоторых частей проекта и получают исправленную проектную документацию и «Акт о проведении опытного внедрения».
На этапе «Сдача проекта в промышленную эксплуатацию» осуществляют комплексную системную проверку всех частей проекта, в результате которой получают доработанный «Техно-рабочий проект» (Д3.1) и «Акт приемки проекта в промышленную эксплуатацию» (Д3.2).
Четвертая стадия - «Эксплуатация и сопровождение проекта» включает этапы: эксплуатация проекта; сопровождение и модернизация проекта.
На этапе «Эксплуатация проекта» получают информацию о работе всей системы в целом и отдельных ее компонентов и собирают статистику о сбоях системы в виде рекламаций и замечаний, которые накапливаются для выполнения следующего этапа. На этапе «Сопровождение проекта» выполняются два вида работ: ликвидируются последствия сбоев в работе системы и исправляются ошибки, не выявленные при внедрении проекта, а также осуществляется модернизация проекта. В процессе модернизации проект либо дорабатывается, т.е. расширяется по составу подсистем и задач, либо производится перенос системы на другую программную или техническую платформу с целью адаптации ее к изменяющимся внешним и внутренним условиям функционирования, в результате чего получают документы модернизированного «Техно-рабочего проекта» (Д4.1).
3.2. Состав и содержание работ на предпроектной стадии создания ЭИС
При изучении существующей экономической системы разработчики должны уточнить границы изучения системы, определить круг пользователей будущей ЭИС различных уровней и выделить классы и типы объектов, подлежащих обследованию и последующей автоматизации.
Важнейшими объектами обследования могут являться:
· структурно-организационные звенья предприятия (например, отделы управления, цехи, участки, рабочие места);
· функциональная структура, состав хозяйственных процессов и процедур;
· стадии (техническая подготовка, снабжение, производство, сбыт) и элементы хозяйственного процесса (средства труда, предметы труда, ресурсы, продукция, финансы).
При каноническом проектировании основной единицей обработки данных является задача. Поэтому функциональная структура проблемной области на стадии предпроектного обследования изучается в разрезе решаемых задач и комплексов задач. При этом задача в содержательном аспекте рассматривается как совокупность операций преобразования некоторого набора исходных данных для получения результатной информации, необходимой для выполнения функции управления или принятия управленческого решения. В большинстве случаев исходные данные и результаты их преобразований представляются в форме экономических документов. Поэтому к числу объектов обследования относятся компоненты потоков информации (документы, показатели, файлы, сообщения). Кроме того, объектами обследования служат:
· технологии, методы и технические средства преобразования информации;
· материальные потоки и процессы их обработки.
Основной целью выполнения первого этапа предпроектного обследования «Сбор материалов» является:
· выявление основных параметров предметной области (например, предприятия или его части);
· установление условий, в которых будет функционировать проект ЭИС;
· выявление стоимостных и временных ограничений на процесс проектирования.
На этом этапе проектировщиками выполняется ряд технологических операций и решаются следующие задачи:
· предварительное изучение предметной области;
· выбор технологии проектирования;
· выбор метода проведения обследования;
· выбор метода сбора материалов обследования;
· разработка программы обследования;
· разработка плана-графика сбора материалов обследования;
· сбор и формализация материалов обследования.
Технологическая сеть проектирования представлена на рис. 3.2.
Рис. 3.2. ТСП работ, выполняемых на этапе «Сбор материалов обследования»: Д 1.1 - общие сведения об объекте; Д 1.2 - примеры разработок проектов ЭИС для аналогичных систем; U 2.1 - универсум технологий проектирования; Д 2.1 - ресурсы; Д 2.2 - описание выбранной технологии, методов и средств проектирования; U 3.1 - универсум методов проведения обследования; Д 3.1 - описание выбранного метода; U 4.1 - универсум методов сбора материалов обследования; Д 4.1 - описание выбранного метода; Д 5.1 - программа обследования; Д 6.1 - план-график выполнения работ на предпроектной стадии; U 7.1 - универсум методов формализации; Д 7.1 - общие параметры (характеристики) экономической системы; Д 7.2 – методы и методики управления (алгоритм расчета экономических показателей); Д 7.3 - организационная структура экономической системы; Д 7.4 - параметры информационных потоков; Д 7.5 - параметры материальных потоков
Выполнение операции «Предварительное изучение предметной области» (П1) имеет своей целью на основе общих сведений об объекте (Д1.1) выявить предварительные размеры объемов работ по проектированию и состав стоимостных и временных ограничений на процессы проектирования, а также найти примеры разработок проектов ЭИС для аналогичных систем (Д1.2).
Важной операцией, определяющей все последующие работы по обследованию объекта и проектированию ЭИС, является «Выбор технологии проектирования» (П2). В настоящее время в универсум (U2.1) входит несколько типов технологий проектирования: технология оригинального, типового, автоматизированного и смешанного вариантов проектирования.
Для технологии оригинального проектирования характерно создание уникального проектного решения для экономической системы. При этом могут создаваться не только индивидуальные проекты, но и соответствующие методики проведения проектных работ. Поэтому технологию оригинального проектирования используют в том случае, если хотят, чтобы получаемый в результате проектирования индивидуальный проект в полной мере отображал все особенности соответствующего объекта управления при невысокой стоимости разработки, понятности и доступности получаемого решения заказчику. К числу ограничений по использованию оригинального проектирования можно отнести низкую степень автоматизации проектных работ, длительные сроки разработки, низкое качество документирования, отсутствие преемственности в проектных решениях.
Основными ограничениями при выборе технологии из некоторого универсума технологий (U2.1) могут служить: наличие денежных средств на приобретение и поддержку выбранной технологии, ограничения по времени проектирования, доступность соответствующих инструментальных средств и возможность обеспечения поддержки их эксплуатации собственными силами, наличие специалистов соответствующей квалификации (Д2.1). Результатом выполнения этой операции служит получение описания выбранной технологии, методов и средств проектирования (Д2.2). Перед началом работ по проведению обследования необходимо выбрать метод проведения обследования (ПЗ). Все методы (U3.1) можно объединить в группы по следующим признакам (рис. 3.3):
Рис. 3.3.Схема классификации методов проведения обследования
· по цели обследования выделяют метод организации локального проведения обследования, используемый для разработки проекта отдельной задачи или для комплекса задач, и метод системного обследования объекта, применяемый для изучения всего объекта с целью разработки для него проекта ЭИС в целом;
· по числу исполнителей, проводящих обследование, применяется индивидуальное обследование, осуществляемое одним проектировщиком, и бригадное с выделением ряда бригад-исполнителей, изучающих все подразделения предприятия, и одной координирующей бригады;
· по степени охвата предметной области применяют метод сплошного обследования, охватывающего все подразделения экономической системы, и выборочное, применяемое при наличии типовых по структуре подразделений (например, цехов или складов);
· по степени одновременности выполнения работ первого и второго этапов предпроектной стадии выделяют метод последовательного проведения работ, при котором проектировщики сначала собирают данные о предметной области, а затем их изучают (часто применяют при отсутствии опыта в выполнении такого рода работ), и метод параллельного выполнения работ, когда одновременно со сбором происходит изучение полученных материалов обследования, что значительно сокращает время на проведение работ на предпроектной стадии и повышает качество получаемых результатов.
Выполнение работ по обследованию предметной области в каком-либо подразделении и сбору материалов можно проводить на основе предварительного выбора методов сбора материалов обследования (П4), универсум которых (U4.1) можно разделить на две группы (рис. 3.4):
Рис. 3.4.Схема классификации методов сбора материалов обследования
· методы сбора, выполняемого силами проектировщиков-исполнителей, включающие методы проведения бесед и опросов, анализа материалов обследования, личных наблюдений, фотографии рабочего дня и хронометража рабочего времени специалиста при выполнении им той или иной работы;
· методы сбора, выполняемого силами специалистов предметной области, которым предлагается либо заполнять тетрадь-дневник на выполняемые ими работы, либо провести документную инвентаризацию рабочего места, либо использовать метод самофотографии рабочего дня, позволяющий выявить состав операций и получаемые при этом документы.
Метод бесед и консультаций с руководителями чаще всего проводится в форме обычной беседы с руководителями предприятий и подразделений или в форме деловой консультации со специалистами по вопросам, носящим глобальный характер и относящимся к определению проблем и стратегий развития и управления предприятием.
Метод опроса исполнителей на рабочих местах используется в процессе сбора сведений непосредственно у специалистов путем бесед, которые требуют тщательной подготовки. Заранее составляют список сотрудников, с которыми намереваются беседовать, разрабатывают перечень вопросов о роли и назначении работ в деятельности объекта, порядке их выполнения.
Метод анализа операций заключается в расчленении рассматриваемого делового процесса, работы на ее составные части, задачи, расчеты, операции и даже их элементы. После этого анализируется каждая часть в отдельности, выявляются повторяемость отдельных операций, многократное обращение к одной и той же операции, их степень зависимости друг от друга.
Метод анализа предоставленного материала применим в основном при выяснении таких вопросов, на которые нельзя получить ответ от исполнителей.
Метод фотографии рабочего дня исполнителя работ предполагает непосредственное участие проектировщиков и применение рассчитанного для регистрации данных наблюдения специального листа фотографии рабочего дня и распределения его между работами.
Метод выборочного хронометража отдельных работ требует предварительной подготовки, известных навыков и наличия специального секундомера. Данные хронометража позволяют установить нормативы на выполнение отдельных операций и собрать подробный материал о технике осуществления некоторых работ.
Метод личного наблюдения применим, если изучаемый вопрос понятен по существу и необходимо лишь уточнение деталей без существенного отрыва исполнителей от работы.
Метод документальной инвентаризации управленческих работ заключается в том, что на каждую работу в отдельности открывается специальная карта обследования, в которой приводятся все основные данные о регистрируемой работе или составляемых документах.
Метод ведения индивидуальных тетрадей-дневников. Записи в дневнике производятся исполнителем в течение месяца ежедневно, сразу же после выполнения очередной работы.
Метод самофотографии рабочего дня заключается в том, что наблюдение носит более детальный характер и происходит в короткий срок. Этот метод дает сведения о наиболее трудоемких или типичных отдельных работах, которые используются для определения общей трудоемкости выполнения всех работ.
Расчетный метод применяется для определения трудоемкости и стоимости работ, подлежащих переводу на выполнение с помощью компьютера, а также для установления объемов работ по отдельным операциям.
Метод аналогии основан на отказе от детального обследования какого-либо подразделения или какой-либо работы. Использование метода требует наличия тождественности и не исключает общего обследования и выяснения таких аспектов, на которые аналогия не распространяется.
При выборе метода следует учитывать следующие критерии:
· степень личного участия проектировщика в сборе материала;
· временные, трудовые и стоимостные затраты на получение сведений в подразделениях.
Проектировщику необходимо знать и в каждом конкретном случае применять наиболее экономичный, обеспечивающий нужную полноту сведений метод сбора материалов обследования.
Обследование проводится по заранее разработанной программе (Д5.1), составляемой во время выполнения операции П5, по форме, представленной в табл. 3.1, содержащей перечень вопросов, ответы на которые дадут полное представление о деятельности изучаемого объекта и будут учтены при создании проекта ЭИС.
Вопросы можно систематизировать по трем основным направлениям исследования объекта.
Первое направление предусматривает получение представления об объекте изучения, т.е. экономической системе (например, предприятии) в целом, включая выяснение целей функционирования этой системы, выявление значений основных параметров деятельности предприятия и т. д.
Второе направление предусматривает изучение и описание организационно-функциональной структуры объекта (как правило, относится к аппарату управления). При этом изучаются функции, выполняемые в структурных подразделениях, хозяйственные процессы и процедуры, выявляются комплексы задач, обусловленные выполняемыми функциями, процессами и процедурами, определяется состав входной и выходной информации по каждой задаче. В табл. 3.1 приведен фрагмент составления программы.
Таблица 3.1
Программа обследования
№ п/п | Наименование вопроса | Источник информации | Получатель информации |
Цель функционирования объекта | Руководитель предприятия | Руководитель проекта | |
Основные параметры объекта | Руководитель предприятия | Руководитель проекта | |
Организационная структура объекта | Секретарь руководителя | Зам. руководителя проекта |
Третье направление предусматривает изучение и описание структуры информационных и(или) материальных потоков: состава и структуры компонентов потоков, частоты их возникновения, объемов за определенный период, направления движения потоков, процедур обработки, в которых участвуют эти компоненты. Источником сведений являются получаемые от специалистов предметной области интервью, экономическая документация и результаты расчетов. Описание информационной структуры выполняется на уровне экономических документов и показателей.
Для организации труда проектировщиков во время сбора материалов обследования и его последующего анализа необходимо выполнение операции П6 - разработка «Плана-графика выполнения работ на предпроектной стадии» (Д6.1), фрагмент которого представлен в табл. 3.2.
Таблица 3.2.
План-график выполнения работ на стадии сбора материалов обследования
№ п/п | Наименование работы | Код работы | Исполнитель | Дата начала | Длительность выполнения | Дата окончания |
Определение целей и параметров предприятия | Руководитель проекта Серов М.Р. | 01.03.99 | 02.03.99 | |||
Определение организационной структуры предприятия | Заместитель руководителя проекта Иванов И.П. | 03.03.99 | 03.03.99 | |||
........... |
«План-график» служит инструментом для планирования и оперативного управления выполнением работ на предпроектной стадии.
Последней операцией (П7), выполняемой проектировщиками на этом этапе, является «Проведение сбора и формализации материалов обследования», в процессе которой члены бригад должны проинтервьюировать специалистов подразделений изучаемой предметной области; собрать сведения обо всех объектах обследования, в том числе о предприятии в целом, функциях управления, методах и алгоритмах реализации функций, составе обрабатываемых и рассчитываемых показателей; собрать формы документов, отражающих хозяйственные процессы и используемые классификаторы, макеты файлов, сведения об используемых технических средствах и технологиях обработки данных; проконтролировать вместе с пользователем их правильность, сформировать «Отчет об обследовании» и выполнить другие работы,
Сбор материалов обследования следует проводить с помощью стандартных форм и таблиц, которые удобно читать и обрабатывать (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Формы документов для формализации материалов обследования
Вся получаемая документация разбивается на три группы.
В первую группу входят документы, содержащие описание общих параметров экономической системы (Д7.1), ее организационной структуры, матричной модели распределения функций, реализуемых каждым структурным подразделением. В частности, общие параметры должны содержать: наименование объекта и его принадлежность (например, принадлежность предприятия министерству, объединению, корпорации и т.п.); тип объекта (например, тип предприятия, вид производства, режимы работы); виды и номенклатуру продукции или услуг; виды и количество оборудования и материальных ресурсов; категории и численность работающих и т.д.
В эту группу входит также форма описания общих характеристик функций управления экономической системой, хозяйственных процессов и процедур, реализующих эти функции (Д7.2). Эта форма включает отражение следующих параметров: наименование каждой функции, процесса и процедуры, описание экономической сущности задач, решаемых при выполнении процедуры, связанной с обработкой информации; состав процедур обработки информации, реализуемых каждой задачей; взаимосвязь задач, стоимостные затраты, связанные с реализацией каждой задачи.
Описание организационной структуры (Д7.3) должно включать состав и взаимосвязь подразделений и лиц, реализующих функции и задачи управления. Описание производственной структуры объекта должно отражать состав и взаимосвязь подразделений, реализующих производство товаров или услуг. Описание функциональной структуры призвано отображать распределение функций, хозяйственных процессов и процедур управления между составляющими организационной структуры и должно предполагать проведение классификации процедур, связанных с обработкой данных, коммуникацией между сотрудниками или принятием управленческих решений.
Описание материальных потоков (Д7.5) предполагает отображение маршрутов движения средств, предметов и продуктов труда, рабочей силы между подразделениями производственной структуры и будет включать: описание видов продукции или услуг, ресурсов; описание технологических операций, их частоту и длительность выполнения; объемы перемещаемых ресурсов, продукции или услуг, используемые средства транспортировки.
Далее следует вторая группа форм, формализующих материалы обследования по каждому структурному подразделению, имеющая в своем составе, помимо форм, аналогичных тем, которые входят в первую группу, формы описания информационных потоков по подразделениям (Д7.4), которые осуществляют связь задач внутри каждого подразделения между собой, а также связи между подразделениями.
Форма описания документопотоков включает следующие характеристики: наименование входных документов, количество их экземпляров; объемные данные по каждому документопотоку; перечень информационных файлов, где используются эти документы; носитель, на котором хранятся данные; время создания; время использования; перечень полей файлов; выходные документы, получаемые на основе информации файлов.
Третья группа документов содержит описание компонентов каждого информационного потока, включая документы, информационные файлы, процедуры обработки и характеристики этих компонентов.
Формы характеристик документов включают: наименование подразделения, тип документа (первичный, промежуточный или результатный), назначение документа, наименование документа, периодичность создания или время использования. Форма описания документов содержит: перечень показателей; описание структуры документов; перечень реквизитов; распределение реквизитов по разделам документа; типы реквизитов.
Форма характеристик процедур обработки данных включает: наименование подразделения, где используется процедура, задачу, в которую входит данная процедура; входную информацию, ее объемы; используемые файлы и их объемы; частоту обращения процедуры к файлу; блок-схему процедуры; выходные данные процедуры. Форма описания процедур обработки содержит: наименование задачи; операции процедуры; количество операций; используемую технику; стоимостные и временные затраты.
Полученное в результате проведенной формализации описание объекта содержит исходные данные для проектирования ЭИС и определяет параметры будущей системы. Так, материальные потоки обусловливают объемы обрабатываемой информации, состав первичных данных, периодичность и сроки сбора, их источники, необходимые для разработки информационной базы. Функциональная структура объекта определяет комплексы автоматизируемых задач управления, для каждого из которых указывают: состав входных и выходных показателей; периодичность и сроки их формирования; процедуры использования данных показателей; распределение функций и процедур между персоналом и техническими средствами. Организационная структура объекта служит основанием для выделения лиц, определяющих условие решения задач обработки информации, а также получателей выходных показателей и документов.
На основе формализованного описания предметной области выполняется этап «Анализ материалов обследования», целью которого являются:
· сопоставление всей собранной об объекте информации с теми требованиями, которые предъявляются к объекту, определение недостатков функционирования объекта обследования;
· выработка основных направлений совершенствования работы объекта обследования на базе внедрения проекта ЭИС,
· выбор направлений проектирования (выбор инструментария) и оценка эффективности применения выбранного инструментария;
· обоснование выбора решений по основным компонентам проекта ЭИС и определение общесистемных, функциональных и локальных требований к будущему проекту и его частям.
Рассмотрим технологическую сеть анализа материалов обследования (рис. 3.6), в которой в каждой из технологических операций используются документы обследования (Д1.1 - Д1.5).
Рис. 3.6.Технологическая сеть работ на этапе Анализ материалов обследования: Д1.1 - общие параметры (характеристики) экономической системы; Д1.2 - методы и методики управления (алгоритм расчета экономических показателей); Д1.3 - организационная структура экономической системы; Д1.4 - параметры информационных потоков; Д1.5 - параметры материальных потоков; U1.1 - универсум факторов выбора; Д1.6 - обоснование и список объектов автоматизации; U2.1 - универсум факторов выбора задач; Д2.1 - обоснование списка задач по каждому подразделению (объекту автоматизации); U3.1 - универсум технических средств; U3.2 - факторы отбора КТС; Д3.1 - обоснование выбора КТС; U4.1 - универсум операционных систем; U4.2 - факторы выбора ОС; Д4.1 - обоснование выбора ОС и алгоязыков; U5.1 - универсум способов организации ИБ; U5.2 - универсум программных средств ведения ИБ; U5.3 - факторы выбора; Д5.1 - обоснование выбора и описание организации ИБ и программного средства; U6.1 - универсум методов и программных средств разработки; Д6.1 - обоснование выбора метода проектирования и инструментального средства; Д7.1 - ТЭО; Д7.2 – ТЗ
Анализ материалов обследования позволяет проектировщикам выделить и составить список автоматизируемых подразделений (П1). На выбор объектов автоматизации оказывает влияние ряд факторов (U1.1), например, таких, как:
· количество формализуемых функций в каждом конкретном подразделении;
· количество связей этого подразделения с другими подразделениями;
· важность этого подразделения в процессах управления объектом;
· степень подготовленности подразделения для внедрения компьютеров и др.
Согласно этим факторам выделяют список наиболее важных подразделений (Д1.6). Например, для предприятия такими подразделениями являются отделы технико-экономического планирования, оперативного управления основным производством, технической подготовки производства, материально-технического снабжения, реализации и сбыта готовой продукции, бухгалтерия.
При выявлении списка автоматизируемых задач (Д2.1) на операции П2, для которых необходимо разработать проекты, проектировщики принимают к сведению следующие факторы, представленные универсумом (U2.1):
· важность решения задачи для выполнения основных функций управления, деловых процессов и процедур в данном подразделении;
· трудоемкость и стоимость расчета основных показателей данной задачи за год;
· степень информационная связь рассматриваемой задачи с другими задачами;
· недостаточная оперативность расчета показателей;
· низкая достоверность получаемых данных;
· недостаточное количество аналитических показателей, получаемых на базе первичных документов;
· неэквивалентный метод расчета показателей и др.
Кроме того, на этой операции осуществляется выявление очередей проектирования решаемых задач. К задачам первой очереди относят самые трудоемкие задачи и задачи, обеспечивающие информацией все остальные задачи комплексов и подсистем (например, задачи планирования и бухгалтерского учета). Общим требованием к первоочередным задачам является получение нормативного коэффициента окупаемости капитальных затрат.
Далее выполняется операция, связанная с анализом всех полученных ранее результатов, исходных универсумов и предварительным выбором комплекса технических средств (Д3.1) на операции П3. На выбор типа компьютера из универсума U3.1 оказывает влияние большое число факторов, которые принято объединять в следующие группы (U3.2).
1. Факторы, связанные с параметрами входных информационных потоков, поступающих на обработку в компьютер: объем информации, тип носителя информации, характер представления информации.
2. Факторы, зависящие от характера задач, которые должны решаться на компьютере, и их алгоритмов: срочность решения, возможность разделения задачи на подзадачи, выполняемые на другом компьютере, количество файлов с условно-постоянной информацией.
3. Факторы, определяемые техническими характеристиками компьютера: производительность процессора, емкость оперативной памяти, поддерживаемая операционная система, возможность подключения различных устройств ввода-вывода.
4. Факторы, относящиеся к эксплуатационным характеристикам компьютера: требуемые условия эксплуатации, необходимый штат обслуживающего персонала и его квалификация.
5. Факторы, учитывающие стоимостные оценки затрат на приобретение, на содержание обслуживающего персонала, на проведение ремонтных работ.
Далее следует выполнение операции П4 - «Выбор типа операционных систем» (Д4.1). Операционные системы осуществляют управление работой компьютера, ее ресурсами, запускают на выполнение различные прикладные программы, выполняют всевозможные вспомогательные действия по запросу пользователя. Различают однопользовательские, многопользовательские и сетевые OC (U4.1).
К факторам, определяющим выбор конкретного класса ОС (U4.2) и его версии, относятся:
· необходимое число поддерживаемых программных продуктов;
· требования к аппаратным средствам;
· возможность использования различных устройств ввода-вывода;
· требование поддержки сетевой технологии;
· наличие справочной службы для пользователя;
· наличие дружественного интерфейса и простота использования;
· возможность переконфигурации и быстрой настройки на новые аппаратные средства;
· быстродействие;
· совместимость с другими ОС;
· поддержка новых информационных технологий и др.
Следующей операцией (П5) является операция «Выбор способа организации информационной базы (ИБ) и программного средства ведения ИБ» (Д5.1). Информационная база имеет несколько способов организации (U5.1) как совокупность локальных файлов и интегрированную организацию в виде баз данных. Локальная (файловая) организация подразумевает под собой хранение данных в виде совокупности локальных файлов, не зависимых между собой, создаваемых для документа, задачи или комплекса задач. Интегрированная база данных представляет собой совокупность взаимосвязанных, хранящихся вместе данных, используемых для одного или нескольких приложений. Данные, организованные в виде базы данных (БД), могут быть организованы как централизованные базы данных, т.е. размещенные на одном компьютере, и в виде распределенных БД (размещенных на нескольких компьютерах).
Программные средства ведения ИБ выбираются исходя из класса систем хранения данных: системы управления файлами либо системы управления базами данных (СУБД). К основным факторам, определяющим выбор типа СУБД, относятся следующие факторы (U5.3):
· масштаб применения СУБД - по этому признаку выбираются
· персональные - настольные СУБД ( например, FoxPro или Access) или промышленные - сетевые СУБД (например, Oracle, Sybase, Informix, MS SQL, ADABAS, InterBase и др.);
· язык общения: выбирают СУБД с открытыми языками, замкнутыми или смешанными;
· число уровней в архитектуре: одноуровневые; двухуровневые; трехуровневые;
· выполняемые СУБД функции: информационные - организация хранени