IX Внешние условия и границы практики

В какой обстановке её можно делать, а в каких – не имеет смысла? Сатипаттханабхавана, выполняемая описанным выше способом, не может производиться одновременно с содержательным обдумыванием и решением какой-либо проблемы, и вообще с каким-либо делом, требующим работы ума, внимательности и сосредоточенности. Поэтому во время практики вполне можно идти пешком – но только по знакомому и безопасному маршруту. А если идёшь по незнакомому месту, где нужно искать дорогу – практику делать не получится. То же самое относится к перемещению на таком отрезке маршрута, где нужно остерегаться, чтобы не попасть под машину. Аналогичным образом, вполне можно в это время ехать в общественном транспорте – а вот делать сатипаттханабхавану, сидя за рулём, лучше не пытаться. Находясь же на одном месте, можно занимать любую позу – не слишком неудобную, но и не слишком располагающую ко сну.

Важно не путать сатипаттханабхавану с повседневной внимательностью к своим действиям, словам и эмоциям. Последнюю нужно стараться поддерживать постоянно.

А сатипаттханабхавану нужно практиковать, выделяя некоторые (пусть небольшие – хоть полчаса, хоть пятнадцать минут) периоды времени именно для практики. Эти периоды времени должны иметь обозначенное начало и обозначенный конец. В какой-то момент человек должен себе сказать – «так, теперь занимаемся практикой наблюдения»; затем, спустя какое-то время, он должен обозначить для себя момент окончания практики и возвращения к повседневным делам.

X Начало практики

Начиная привлекать внимание к якорю, следует иметь в виду, что ментальные процессы никогда не начинаются с чистого листа. Если не всегда, то во многих случаях, внимание, с которым вы начинаете бороться, пребывает в этот момент не рассеянным, но сфокусированным на чём-то. Так будет, потому что на него будут действовать волевые импульсы, намерения, возникшие в какие-то предшествующие моменты времени.

В принципе, эти волевые импульсы, эти намерения тоже должны будут со временем стать предметами наблюдения. Но если они слишком сильны, то будут помехой для практики, особенно поначалу. Поэтому, начиная практику, лучше всего их пресечь, или, как минимум, ослабить. Для этого нужно упорно возвращать внимание к якорю – столько раз, сколько понадобится, чтобы внимание перестало отвлекаться всё время в одном направлении; чтобы оно освободилось из-под власти одного намерения, и стало отвлекаться в разные стороны, стало пытаться блуждать по шести сферам, воспринимаемым в ходе контакта.

Говоря проще, когда вы начинаете практику, вас может что-то сильно беспокоить или привлекать. Нужно упорно препятствовать вниманию обращаться к беспокоящему или привлекающему предмету, возвращая его к якорю, до тех пор, пока постоянное возвращение к интересующему предмету не сменится взглядами по сторонам и/или хаотично возникающими мыслями о разных предметах.

XI Установление ритма

После того, как это произошло, наступает самое важное – нужно нащупать ритм. Другими словами, нужно подобрать промежуток времени, в течение которого можно позволять отвлечениям внимания происходить и порождать последствия. Тот самый промежуток времени, по истечении которого внимание следует возвращать к якорю – и так снова и снова.

Этот временной интервал должен быть достаточно кратким, чтобы внимание не успело бесповоротно увлечься возникающими мысленными ассоциациями или эмоциональными реакциями. Вместе с тем, он должен быть достаточно продолжительным, чтобы отвлекшееся внимание успевало различить те чувственные восприятия и умственные представления, к которым оно отвлеклось, заметить, что они приятны, неприятны, или нейтральны, и начать порождение реакций на эти восприятия и представления. И вот здесь, в начале порождения реакций, внимание следует возвращать к якорю.

Со временем, по мере того, как феномены будут различаться всё более ясно, станет достаточно просто опознания восприятий и представлений как приятных, неприятных или нейтральных – а какие из них произрастают эмоции, будет уже сразу очевидно, и станет возможно возвращать внимание к якорю, не дожидаясь, пока эмоции действительно начнут «произрастать».

Естественно, что о продолжительности интервала нельзя дать точных и однозначных указаний – каждый человек должен это сам нащупать. Но, в общем, не будет большой ошибкой, если сказать, что такой интервал не может быть меньше долей секунды, и больше нескольких секунд.


XII Наблюдение препятствий

Парадоксальным образом, само желание наблюдать возникновение и исчезновение феноменов может стать препятствием в практике. Но это препятствие (это намерение наблюдать) нужно тоже делать предметом наблюдения.

Как это сделать? Любое намерение выражается в тех или иных ментальных феноменах – в словесно оформленных мыслях, в эмоциях (например, в нетерпении, в недовольстве, если что-то препятствует его осуществлению, или в радости, если всё идёт как надо, или в возбуждении), или даже в физическом, телесном ощущении напряжения. Такие феномены делают намерение доступным для наблюдения.

Слишком сильное желание наблюдать наверняка тоже проявится в мыслях и эмоциях. Например, оно может проявляться в виде стремления сразу сделать выводы из только что начавшегося наблюдения, перейти к обдумыванию этих выводов, и т.п. В этой ситуации следует приложить упорство – продолжить возвращение внимания к якорю, наблюдая, как, в каких мыслях и волевых импульсах, проявляется нетерпеливое желание наблюдать.

Разумеется, это относится и к другим чрезмерно сильным намерениям. К намерениям, существующим на момент начала практики, или к тем, которые будут возникать в моменты отвлечений.

Говоря о наблюдении намерений, следует сказать ещё одну вещь. Продолжая практику хотя бы в течение нескольких минут, можно будет заметить, что активные, сильные намерения (стремления/волевые импульсы) потому и сильны, что часто подпитывают себя, снова и снова направляя внимание на те источники приятных или неприятных переживаний, которыми эти намерения, собственно говоря, и вызваны.

А наблюдая момент возникновения (или подпитки) такого намерения, наблюдатель от него уже легко дистанцируется, поскольку видит его производность, его автоматизм, его безличность. (это относится даже к намерению практиковать сатипаттханабхавану – ведь оно тоже порождено определенными условиями – представлениями, мыслями о благих плодах такой практики).

Существенным препятствием могут стать также эмоциональные реакции, порождённые первыми же успехами в практике. Эти реакции возникают, когда появляется осознание того, что техника работает, что удаётся наблюдать возникновение и исчезновение феноменов, и различать условия их возникновения и исчезновения; что от наблюдаемых ментальных феноменов удаётся дистанцироваться, что беспокоящие эмоции удаётся отбрасывать.

Осознание всего этого порождает воодушевление, радость, восторг. Эти эмоции привлекают внимание к себе и срывают продолжение практики. В такой ситуации нужно приложить упорство – продолжить возвращение внимания к якорю, а радость и восторг сделать предметом наблюдения.

Препятствием в практике может оказаться и замешательство, вызванное тем, что в какой-то момент замечено возникновение феноменов, а откуда они взялись, какими условиями вызваны – непонятно. Или же, обнаружилась какая-то связка между феноменами, противоречащая ожиданиям. В такой ситуации самое лучшее, что можно сделать – это спокойно продолжить наблюдение, а потом, завершив практику, всесторонне обдумать замеченные вещи.

В ходе практики могут возникать и другие препятствия. Например, в какой-то момент может оформиться волевой импульс – хватит продолжать практику, нужно уже переключиться на что-нибудь другое. Этот волевой импульс может появиться в любой момент, потому что породить его способен абсолютно любой воспринимаемый феномен. Точнее говоря, так может проявиться сопротивление внимания, возвращаемого к якорю от любого из отвлечений. Ведь, сколь бы мимолётными ни были отвлечения, они всё-таки успевают увлечь внимание за собой. Возвращение внимания к якорю всегда несёт в себе элемент принуждения – а принуждение встречает сопротивление.

В любом случае, если возникло такое нежелание, его тоже нужно отследить, продолжая возвращение мыслей к якорю и, таким образом, продолжая практику несмотря на нежелание.

Вместе с тем, не следует проявлять и фанатизм. Не нужно принуждать себя к длительным медитативным сессиям – лучше провести, в течение дня, несколько коротких, выбирая для этого паузы, естественным образом возникающие среди течения повседневной жизни.

XIII Кульминация

Итак, вот весь цикл наблюдения: происходит отвлечение внимания на те или иные явления. Эти явления, в зависимости от того, как именно они переживаются, вызывают реакцию. В этот момент намерение наблюдать чуть-чуть повышает свою интенсивность (при некоторой тренировке это уже начнёт происходить по привычке, без дополнительного приложения усилий), и возвращает внимание к якорю. Начавшаяся реакция, таким образом, пресекается. Конечно, если эта реакция была достаточно сильной, то она возобновится сразу после возвращения к якорю, в момент следующего отвлечения внимания, и снова будет пресечена, и т.д. Эти попытки внимания несколько раз подряд устремиться в одну и ту же сторону похожи на траекторию упругого мяча, который, упав на землю, ещё несколько раз подскочит, прежде чем замереть.

Когда весь этот процесс уже виден достаточно хорошо, когда все его моменты различимы достаточно ясно, вдруг вспыхивает понимание – всё это происходит автоматически, безлично! Всё, не исключая самого наблюдения. Так «безличность» превращается из теории (пусть хорошо обоснованной и убедительной) в эмпирически наблюдаемый факт. Непосредственное переживание этого факта на какой-то (непродолжительный, конечно) промежуток времени охватывает сознание, привязывает его к себе. Какая-то доля внимания продолжает уделяться ментальным процессам – явления воспринимаются, распознаются, переживаются; переживания провоцируют реакции. Но всё это видится как бы со стороны, без особого интереса, без вовлеченности. Из-за отсутствия интереса, из-за ясного видения их автоматического, безличного характера, реакции на воспринимаемые явления, едва обозначившись, прекращаются. Так сознание видит первый, ещё очень слабый, неустойчивый, мимолётный проблеск прекращения жажды и страданий.

Наши рекомендации