Прибор оценки проходимости в походном положении.

Общая численность экипажа (с учётом дублирующих пилотов) составила 11 человек.

«Луноход-1» потерял управляемость 21 сентября 1971 года после выхода из строя изотопного обогревателя лунохода и защиты её от воздействия внешней среды в условиях космического пространства.

Прибор оценки проходимости в походном положении. - student2.ru

След на лунном грунте от девятого колеса.

Стенд «Колёсное шасси «Лунохода»».

Прибор оценки проходимости в походном положении. - student2.ru

По результатам исследований были сделаны выводы:

- Грунт на трассе движения «Лунохода-1» представляет собой мелкозернистый материал, обладающий заметными силами сцепления.

Прибор оценки проходимости в походном положении. - student2.ru

- По гранулометрическому составу и особенностям поведения нет существенных отличий от грунта в местах посадки других аппаратов, в частности станции «Луна-16».

- Мелкозернистый слой грунта в основном имеет глубину не менее 50-100 мм и достаточно однороден по глубине.

- Самый верхний слой грунта представляет собой рыхлый пылевидный легкодеформируемый материал.

- Несущая способность грунта, определённая по внедрению конусно-лопастного штампа, находится в пределах от 0,2 до 1 кГ/см2, а сопротивление вращательному срезу – 0,02 – 0,09 кГ/см2.

- Грунт в месте движения «Лунохода» обладает хорошей уплотняемостью.

- Тягово-сцепные характеристики «Лунохода» обеспечили его уверенное движение по поверхности Луны.

- Механические свойства различных лунных образований могут меняться в широких пределах.

- Наряду с достаточно плотными камнями встречаются комки, состоящие из слипшегося материала и имеющие малую прочность.

                                           

Прибор оценки проходимости в походном положении. - student2.ru

Блок колёс шасси.

Пульт управления «Луноходом».

Для работы с «Луноходом» была разработана система дистанционного управления, в которую помимо самого лунохода и средств наземного комплекса управления на НИП-10 входил пункт управления луноходом (ПУЛ), который включал:

- пульты управления командира экипажа, водителя лунохода и оператора остронаправленной антенны (ОНА),

- рабочее место штурмана экипажа,

- зал оперативной обработки телеметрической информации.

Размещался ПУЛ в Центре космической связи (НИП-10) в посёлке Школьное под Симферополем.

Прибор оценки проходимости в походном положении. - student2.ru

Экипаж лунохода имел в своем распоряжении видеоконтрольные устройства - мониторы, на которых отображалась телеметрическая информация о состоянии систем лунохода, а также телевизионное изображение поверхности Луны.

Прибор оценки проходимости в походном положении. - student2.ru

Экипаж «Лунохода» за работой.

Прибор оценки проходимости в походном положении. - student2.ru

Монитор и пульт фиксации хода машины

Пульта управления луноходом.

Прибор оценки проходимости в походном положении. - student2.ru

Прибор оценки проходимости в походном положении. - student2.ru

Пульт оператора остронаправленной антенны.

Прибор оценки проходимости в походном положении. - student2.ru

«Луноход-1».

Прибор оценки проходимости в походном положении. - student2.ru

Пульты управления были оборудованы ручками управления по типу тех, которыми оснащены пилотируемые космические корабли.

Любое изменение положения ручки автоматически преобразовывалось в команды, которые через антенну НИП-10 передавались на луноход.

Для отработки методики управления луноходом по соседству с ПУЛ был создан специальный полигон размером 70 х 120 м, на котором экипажи могли практиковаться в управлении аппаратом.

Наши рекомендации