Внутринаучные идеалы и ценности
Понятие “ценность” означает отношение субъекта (независимо от того, является ли это отдельно взятым индивидом или социальной группой) к результатам своей практической деятельности. Ценностью может быть отношение к различным практическим действиям в социуме (например: дихотомии: доброе – злое, полезное – вредное, справедливое - несправедливое), или отношение к природной действительности (например, полезность, значимость).
Ценности способствуют усилению мотивации человека, его поступков. Они связаны с глубинными переживаниями значимости своей деятельности, поэтому ценности накладывают отпечаток на процесс научного творчества. Ценности связаны с целями человека и могут играть как позитивную, так и негативную роль.
Существует специальная философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей – аксиология. В ней есть три подхода к пониманию ценностей. Согласно первому, ценности связаны с субъективной стороной человека, его мировосприятием. Согласно второму подходу, ценности объективны, так как указывают на позитивное значение результатов деятельности. Третий подход рассматривает ценности как абсолюты, имеющие надличностный трансцендентальный характер, и регулируют взаимоотношения людей.
Проблема внутринаучных ценностей возникает вследствие бурного роста науки и техники, они связаны с теоретико – методологическими, мировоззренческими и практическими последствиями возникновения и применения знания. Эта проблематика направлена на ограничение интеллектуальной экспансии науки на человеческие отношения, на понимание того, что научное познание не может доминировать в жизненных ориентациях человека.
Внутринаучные ценности играют в познании две функции: ориентационную и регулирующую. К ним относят: методологические нормы и процедуры научного поиска, новое решение актуальной задачи, возникновение нового направления исследования, непротиворечивое объяснение, аргументированное доказательство и обоснование знания, методику проведения эксперимента, оценку научного материала с точки зрения его логической непротиворечивости, оценку результатов научной деятельности, идеалы научного исследования, этические императивы научного сообщества. Внутринаучные ценности задают целостное отношение человека к миру.
Одной из главных ценностей научного познания, в том числе и научно - технического является установка на истинность, что напрямую связано с применением технического знания и отвечает прагматистскому критерию истинности знания. Ценностными установками естественных наук выступают доказательность знания, его гармония, непротиворечивость и простота, объективность знания, означающая совпадение знания со своим объектом.
Внутринаучные ценности зависят от стиля мышления эпохи и ее мировоззрения. Например, в античности мировоззрением эпохи является космоцентризм (единство человека и космоса), стиль мышления рационалистический, средство описание природы – натурфилософия, а в качестве главной ценности в науке выступает онтологическая модель знания, выдвинутая Платоном – совпадение понятия (идеи) с вещью.
В Средние века в качестве мировоззрения эпохи выступает теоцентризм (в центре мира – Бог). В качестве средневекового стиля мышления выступают авторитарность, традиционализм, консерватизм и недоверие ко всему новому, комментаторство, иерархизм, символизм. В качестве средства описания природы используются теологические построения, главную ценность (истину) реализует онтологическая модель знания. Но наука может раскрыть только один из смыслов вещи и далеко не самый главный, поскольку главный смысл (идею) заложил в нее Создатель.
В Новое время в качестве мировоззрения эпохи выступает антропоцентризм (в центре мира человек), идущий от эпохи Возрождения. Стиль мышления Нового времени характеризуется антиавторитарностью, оно решительно противопоставляет традиции разум, всячески подчеркивает новаторство, не исключает истолкование и комментирование авторитетных источников, избегает иерархий, соединяющих небесный и земной миры, противопоставляет связям символов и символизируемых ими вещей причинные связи. В качестве средств описания природы используются эмпирический или рационалистический методы познания. Главную ценность – истину представляет уже не онтологическая модель знания, а гносеологическая, предложенная И. Кантом. Познание соотносится не с предметами, а с субъективными состояниями человека, среди которых можно выделить априорные, т.е. доопытные формы чувств, рассудка и разума, с помощью которых субъект может конструировать понятие о вещи. Эта модель априорного знания подчеркивает активность субъекта в познании, его роль в создании новых понятий о вещах.