Возникновение философских проблем науки
К. Поппер: «Подлинно философские проблемы вырастают из проблем, возникающих вне философии, и они умирают, если эта связь прекращается» (Природа философских проблем и их корни в науке). Проблемы появляются внутри науки. Часто возникает ситуация, когда принцип, закон, гипотеза кажутся ненадежными и внутренне противоречивыми. Все здание теории может рухнуть. Нет достаточного логического или опытного обоснования самых начал теоретического знания. Например, на каком основании принимается второе начало термодинамики, являющееся эмпирическим обобщением? До сих пор второе начало не вступало в конфликт с эмпирическими фактами, но если такой факт найдется? Или принцип инерции Маха, который является гипотезой и служит для объяснения ряда наблюдаемых эффектов. Этот принцип противоречит эмпирически установленному факту – признанию константой скорости света (в вакууме) и притом наибольшей из эмпирически зафиксированных скоростей, инвариантной всем инерциальным системам отсчета.
Классификация философских проблем науки и техники
С самого начала наука сталкивается с решением философской проблемы, относящейся к эпистемологии - каким должно быть понятие или закон, и каковы требования, предъявляемые к его содержательным и формальным характеристикам. Поэтому в науке можно выделить вопросы логико – методологического характера, связанных со способами получения понятий, доказательством их полноты и непротиворечивости, выявление логической структуры теории.
Есть и другие виды философских проблем науки и техники. Перечислю:
1. Онтологические. Это проблемы бытия науки, ее существования как знания (системы понятий) и социального института. К ним относятся: формальные описания предметной области науки, проблема понятия и существования объекта, язык науки, строение науки и научного знания, институциональными формами организации науки, классификации в науке и обобщение научных теорий в картинах мира.
2. Аксиологические. Это проблемы этики науки: обоснования научных норм и ценностей, их соотношение с социальными ценностями.
3. Праксеология науки. Это проблемы применения научного знания на практике. К ним относятся: связь научного знания с производством и инженерной деятельностью, связь инженерного знания с теоретическим, организация междисциплинарных исследований, принципы подготовки научных кадров.
Есть также специфические проблемы, относящиеся только к техническим наукам, поскольку они создают технику. Это две взаимосвязанные группы проблем. В первую из них входит осмысление техники, уяснение ее природы и сущности, ее роли в истории цивилизации и в современном обществе. Вторая группа проблем связана с этическими проблемами, возникающими вследствие применения техники. Техника – добро или зло? Можно приостановить неблагоприятные тенденции развития общества путем его технического совершенствования, но можно и вызвать негативные тенденции в виде глобальных кризисов. Поэтому на первый план выступают научно – техническая политика и социальная оценка техники.
Наука как знание
Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании. Целью науки является постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов, т. е. получение нового знания. Деятельностный, преобразующий, творческий аспект науки отличает ее от знания, "омертвевшей, застывшей" формы познания.
Аристотель считал, что основа науки - это опыт и рациональная генерализация опыта. Критерием науки выступает познание причин (материальной, формальной, целевой и действующей) сущности вещи.
Кант под научным знанием понимал искусство построения системы понятий. Поэтому признаком науки у него выступает систематичность.
Ясперс выделяет еще несколько признаков научности знания - общезначимость, достоверность и наличие познавательного метода.
Кроме перечисленных критериев существуют еще и другие, например, объективность (независимость знания от субъекта познания, его психических актов), верифицируемость (подтверждение знания с помощью фактов и его логическая непротиворечивость), фальсифицируемость (опровержение знания с помощью фактов), преемственность знания (старое знание не должно отбрасываться, а должно перерабатываться, и в переработанном виде включаться в состав нового знания).
Все эти критерии научности знания являются достаточно условными: верифицируемость характерна для экспериментальных наук, логическая непротиворечивость - для математических наук, прагматичность - для технических наук. Поэтому наука не претендует на полное постижение истины.
Наука не является единственной формой знания. Есть еще и другие формы культуры, например, миф, религия, философия, искусство, которым соответствуют свои, специфические формы знания, отличающиеся от научного знания соотношением чувственного и рационального.
Главные функции научного знания - это описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Классификация наук. Первую классификацию знания дал Аристотель. Он разделил знание на три группы: 1) теоретическое, где познание ведется ради него самого, к ним относились метафизика, математика и физика, 2) практическое, дающее руководящие идеи для поведения человека, 3) творческое, где познание ведется для достижения чего - либо прекрасного.
В период становления экспериментальной науки (Новое время), Ф. Бэкон в проекте "Великого восстановления наук" разделил науки в зависимости от познавательных способностей человека (память, рассудок и воображение) на три большие группы: 1) история естественная и гражданская, занимающаяся описанием фактов, 2) теоретические науки или "философия" в широком смысле слова, 3) поэзия, литература, искусство вообще. Философия, в свою очередь, разделялась на антропологию, естественную теологию и философию природы. Ключом ко всем наукам была логика, входящая в состав антропологии. Логика предостерегала все другие науки от ошибок и заблуждений.
В середине 19 в. О. Конт, родоначальник позитивизма, предложил классификацию наук по принципу субординации. Классификация включала шесть основных наук: математику, механику, астрономию, физику, химию и социологию. Он начинал с самой формальной науки - математики, и располагал все другие науки в порядке возрастающей спецификации и сложности.
Классификация современных наук проводится по самым различным основаниям. По предмету и методам познания можно выделить науки о природе - естественные, об обществе - гуманитарные и науки о самом познании, мышлении - логику, эпистемологию. Отдельную группу составляют технические науки. Математика не включается в естественные науки, поскольку она их инструмент, средство познания. В свою очередь, каждая группа наук разбивается дальше на другие науки.
По цели познания науки делятся на фундаментальные и прикладные. Цель фундаментальных наук - духовно - познавательная, они устанавливают законы окружающего мира и дают "вечное" знание. Цель прикладных наук - применение фундаментального знания на практике, их знание меняется быстрее по сравнению с фундаментальным. Граница между фундаментальным и прикладным знанием условная. Фундаментальное знание с течением времени может стать прикладным и наоборот.