Атомистическая и континуалистская интерпретация механистической картины мира
На второй этап формирования механистической картины мира оказали влияние две исследовательские программы: атомистическая и континуалистская. Атомистическая программа (Гассенди, Галилей, Ньютон, Бойль, Гюйгенс) восходила к идеям античной атомистики и представляла материю как дискретную среду, заполняющую пространство. Континуалистская программа (Декарт и картезианцы) опиралась на идеи Аристотеля о том, что пространство бесконечно делимо и материя, заполняющая пространство также бесконечно делима.
Полемику между этими двумя программами образно описал Вольтер: «француз, прибывший в Лондон, замечает в философии, как и во всем прочем, сильные перемены. Он покинул заполненный мир, а прибыл в пустой; в Париже вселенную считают состоящей из вихрей тончайшей материи – в Лондоне не усматривают ничего подобного; у нас давление Луны вызывает морские приливы, у англичан же, наоборот, море тяготеет к Луне; дело доходит до того, что тогда, когда вы считаете, будто Луна должна вызвать отлив, и, к несчастью, это не подлежит проверке, ибо, чтобы внести в это дело ясность, необходимо исследовать Луну и моря с первого момента творения… У ваших картезианцев все совершается путем импульса, абсолютно непостижимого; у господина Ньютона действует притяжение, причина которого неясна; в Париже вы воображаете себе Землю в форме дыни, в Лондоне она сплюснута с двух концов. Для картезианцев свет разлит в воздухе, для ньютонианца он приходит за шесть с половиной минут от солнца».
Обе программы науки выражали новое понимание природы как совокупности объектов, подчиняющихся законам механического движения, но каждая программа имела свое философское обоснование. В целом, обе программы науки противостояли средневековой схоластике. В этих программах можно выделить структурные блоки механистической картины мира – представления об объектах, об их взаимодействиях, о пространстве и времени, и причинности.
В рамках картезианской программы пространство, время, движение объектов мыслилось бесконечно делимым, пространство заполняли вихри, а движение объектов описывал закон сохранения импульса. В ней применялись подходы, связанные с описанием механических процессов в терминах сохранения работы, количества движения и был сформирован принцип наименьшего действия (природа действует наикратчайшим путем, например, луч света распространяется прямолинейно в разных средах). Эта программа в основном объясняла явления природы с помощью умозрительных теорий, не подкрепленных фактами, поэтому она осталась в основном метафизической системой и не обрела статус научной картины мира.
В становлении программы науки Ньютона можно выделить два момента: сначала складываются представления об атомах и их движении в пустом пространстве (идеальная ситуация, когда среда не влияет на движения и законы механики даны в «чистом», незамутненном виде). Тогда остро ставился вопрос: как осуществляется взаимодействие тел на расстоянии, без материальной среды или с ней? На этом этапе действуют социально – культурные факторы. Ньютон опирается на: 1) идею Леонардо да Винчи о взаимосвязи силы тяжести и движения, 2) учение Коперника о том, что все падающие на Землю тела стремятся к центру Земли, благодаря чему она имеет шарообразную форму, и все тела в космосе взаимно притягиваются друг к другу, 3) идеи Гилберта о том, что небесные тела представляют собой шаровые магниты и все планеты удерживаются на орбитах благодаря силам магнитного взаимодействия, 4) идеи Ф. Бэкона об универсальностим сил притяжения и отталкивания во вселенной. Все эти идеи послужили Ньютону материалом для разработки концепции о действии сил на расстоянии.
Затем действует внутренняя логика развития науки. Решающим моментом было выявление Ньютоном общих законов для земной и небесной механики и открытие закона всемирного тяготения, из которого в качестве следствия выводились законы Кеплера, описывающие движения планет. Ньютон нашел аналогию между движением планеты – спутника вокруг Солнца и круговым движением тела, закрепленного на нити (маятника). Он сопоставил математическое уравнение движения для маятника с законом Кеплера, и пришел к формулировке закона всемирного тяготения.