Социально – культурные предпосылки появления механистической картины мира.
Первая научная картина мира возникает в начале XVII века. Ее формирование происходит в два этапа. Первый этап представляет период становления классического естествознания в рамках физического исследования. Опытная наука Галилея - Ньютона начинает изучать отдельные аспекты механического движения, она начинает открывать отдельные частные законы механики: принцип инерции, закон сохранения импульса Декарта, законы падения тел Галилея, законы движения небесных тел Кеплера и теорию света Гюйгенса. Второй этап был связан с синтезом этих законов в единую развитую теорию механического движения, связанную с именем Ньютона.
Первый этап формирования механистической картины мира был обусловлен влиянием социокультурных факторов (теологии, философии, искусства), изменивших мировоззрение человека при переходе от культуры Средневековья к культуре Ренессанса и Новому Времени, и обеспечивших внутренний рост знания. В этот период меняются представления о человеке и его деятельности, о познании и природе, причинности, пространстве и времени.
Наиболее важными культурными предпосылками для появления опытной и математической науки Галилея – Ньютона были:
1. Снятие различия между естественным и искусственным. Это различие в европейской культуре было связано с традицией, идущей от Платона. В античности и средневековье искусство (ремесла) принижаются по сравнению с теоретическим знанием – математикой (Платон). В технических искусствах человек познает свою идею, а в природе – Творца. Влияние Платона сохраняется в средневековье, тогда существовало разделение на «высшие» и «низшие» сферы деятельности. К «высшим» искусствам, которые преподавались в университетах, относили: грамматику, риторику, диалектику (тривий), арифметику, геометрию, асторономию и музыку (квадривий). К «низшим искусствам» причислялась живопись и механические искусства. Занятия «низшими искусствами» для свободных граждан были недостойными. Только к концу XVII века ситуация меняется, поскольку возникает новое религиозное движение, называющее себя протестантизмом. Протестантизм содержал идею равенства людей между собой и равенстве их перед Богом. Любая деятельность должна была Им замечена, а это означало, что нет различий между «низшими» и «высшими» сферами деятельности. Занятия теологией не более приближают человека к Богу, чем занятия кузнечным делом (Лютер).
2. Новое отношение к природе. В Средневековье природа рассматривалась как живой организм, созданный Творцом, и заключающим скрытые смыслы творения. Природные вещи – это знаки, смыслом которых являются идеи, вложенные в мир Богом. Природа представляла собой тексты, расшифровать которые можно было с помощью «аналогий», «симпатий» или «антипатий» между вещами, свидетельствующими о божественном промысле. В Возрождении природа понимается как пластический материал в руках мастера. Она несет в себе активность, живые силы или духовность. Человек, владеющий магией, алхимией и астрологией может раскрыть ее тайны, а перечисленные оккультные науки представляют собой средство для познания замысла Бога, приближая тем самым человека к Творцу. В XVII веке нивелируется различие между естественным и искусственным, и складывается понимание природы как механизма, искусственной вещи. Эта идея выражена в философии Декарта, разделившего мир на две субстанции – мыслящую (Бог, душа) и протяженную (природа). Декарт девитализировал природу, т.е. вынес из нее живую силу или дух и назвал ее мыслящей субстанцией. В природе, по словам Лейбница, утвердилась «косность и мертвенное оцепенение вещей».
3. Активный, деятельностный подход человека к миру, сложившийся в эпоху Возрождения. Если в раннем Средневековье познание было направлено на изучение внутреннего мира человека как отношения к Богу (Августин, ок. IV в.), а в позднем Средневековье на выявление скрытых смыслов в природе и соотнесения их с христианскими текстами и трудами Аристотеля (перипатетики, ок. XIV в.), то в эпоху Возрождения человек уже деятель и творец, разум его теперь имеет божественный статус, отсюда познание направлено, прежде всего, на наблюдение, подражание и даже преобразование природы. Последняя идея преобразования природы идет от Ф. Бэкона, считавшего, что одного только созерцательного подхода к природе мало, для того, чтобы раскрыть причинные зависимости в природе, нужен эксперимент, когда природа ставится в экстремальные условия и тогда она выдаст свои тайны.
4. Новое понимание причинных зависимостей между явлениями. В культуре средневековья была принята аристотелевская система причин: целевая, формальная, действующая и материальная. Целью в природе выступал Бог (целевая причина), для создания мира ему нужен план, образец или идеи (формальная причина), средства (действующая причина) и материал, мир (материальная причина). В XVII веке эта система причин подвергнется пересмотру, наука (классическая механика) возьмет из этих причин только действующую и станет отождествлять ее с силами природы: упругостью, трением, тяготением и т. д.
5. Разработка методов познания для познания сущностных свойств объектов. Ф. Бэкон в работе «Новый Органон» предлагал обосновать фундаментальные постулаты и понятия естествознания с помощью индукции. В качестве примера Ф. Бэкон приводит индуктивный вывод о том, что в основе всех тепловых явлений лежит движение частиц. Вывод постулата таков: сначала нужно составить список всех случаев тепловых явлений: солнечных лучей, молний, горение и разложение различных тел и т.д. Дальше выделить у них такие физические свойства, как: массу, размер, форму и движение и показать, как тепловые явления от них зависят. Затем следует представить все случаи тепловых явлений, в которых природа теплоты проявляется в меньшей степени (лучи звезд, комет, Луны, снег, лежащий на вершинах гор и т. д.) и выделить те случаи, в которых из перечисленных физических свойств одно физическое свойство отсутствует. Таким свойством будет движение как расширение. Теперь можно составить таблицы степеней сравнения тепла для разных тел и из них постараться найти примеры, которые говорят о том, у каких тел (твердых, жидких, газообразных) это свойство проявляется в большей или меньшей степени. Наконец, эти множества явлений нужно сравнить, чтобы исключить факторы, не сопутствующие исследуемому свойству. В конце концов, путем отбрасывания ненужных факторов останется остаток, сопутствующий интересующему свойству и представляющий его форму или природу. Так, Ф. Бэкон делает вывод о том, что природа теплоты – это движение.
Если у Ф. Бэкона речь идет об обосновании эксперимента с помощью индукции, то Р. Декарт в работе «Рассуждение о методе» выдвигает рациональный метод познания природы с помощью дедукции. Метод представлял собой философское осмысление приемов и обобщений, которыми оперировала математика. Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных идей, а во-вторых, разум должен из этих интуитивных идей на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага. Мы делаем с помощью дедукции неизвестное известным. Декарт сформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода:
- во всяком вопросе должно содержаться неизвестное;
- это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного;
- в вопросе также должно содержаться нечто известное.