Тема 2. нло в истории человечества, эволюция взглядов.
РОЛЬ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО
Решать вопрос «были ли на Земле гости из космоса?» – надо, и, какими бы слабыми ни казались доводы «за», к его решению необходимо приступить всерьез, привлекая лучшие силы науки. Надо, во-первых, потому, что этот вопрос вызывает широкий общественный резонанс. Во-вторых, даже с самых строгих позиций науки возможность прилета представителей другой космической цивилизации к нам на Землю не исключена. Различные расчета показывают, что вероятность прямого контакта ВЦ с землянами больше нуля. В-третьих, обнаружено много действительно странных, загадочных, необъяснимых или трудно объяснимых земными причинами памятников прошлого, которые вызывают ассоциации с космической техникой и дают повод предполагать, что они содержат инопланетную информацию.
Задача истинной науки – открывать неизвестные факты, срывать покровы со всяческих тайн, земных или космических. Даже если мы не найдем следов инопланетян, то мы лучше, глубже изучим историю планеты, родной страны.
Наша цивилизация носит ярко выраженный технократический характер: техника проникает во все области человеческой деятельности, свои перспективы мы связываем с успехами научно-технической революции. Мы пошли по пути активной перестройки природа, а не по пути, например, приспособления к среде, хотя это было бы предпочтительнее для ее сохранения. В чем мы сильны, так это прежде всего в знании техники. Из этого вытекает, что в палеоуфологии нам следует искать проявления инженерно-технической деятельности, которая у ВЦ, хотя и более развита, пусть даже принципиально иная, но, по-видимому, может быть доступнее нашему пониманию, чем другие виды активности пришельцев.
Наряду с НТР современная земная цивилизация переживает еще информационный взрыв. Мы генерируем огромные потоки информации, пo объему и сложности которой можно судить об уровне развития цивилизации. Думается, что мы сумеем отличить свою информацию, полученную от земных источников, от чужой.
То, что не свойственно инженерно-технической и информационной деятельности землян, а привнесено извне и запечатлено в природных образованиях или в памятниках культуры, будет выглядеть как аномалия. Короче говоря, надо искать всякого рода аномальные явления, феномены, а затем отбирать такие, которые явно имеют «космические корни», искусственное внеземное происхождение.
Критерии отбора фактов. Одним из важнейших критериев должен быть технологический. Известно, что каждой общественно-экономической формации, каждой ступени социального прогресса соответствует определенный уровень развития материального производства, производительных сил, а значит, техники и технологии. Следовательно, если среди памятников культуры прошлого обнаружатся странные элементы техники и технологии (их изображения, описания и т.п.), не характерные для конкретной исторической эпохи, опередившие по своему уровню на несколько порядков технику и технологию того времени, то это не может не привлечь пристального внимания исследователей. Большой интерес должны представлять и следы технического воздействия на природные объекты, причем именно такие, которые нельзя было оставить примитивными орудиями прошлого. Эти исторически неправомерные техницизмы(т.е. элементы высокоразвитой техники и технологии), следы инженерного воздействия и тому подобное могут, на наш взгляд, явиться фактической базой для разработки гипотезы о космических палеоконтактах. Технологический критерий может быть полезен и при изучении многих современных неопознанных явлений природы и различных космических феноменов.
При поиске проявлений деятельности ВЦ, при расшифровке НЛО-феноменов очень полезен информационный критерий. Он дает возможность отобрать феномены по признаку необычной сложности заключенной в них информации. Особенно это касается палеофеноменов. Их неожиданно высокая информативность не соответствует информационным возможностям древних эпох, не имеет земных исторических корней.
Из сказанного следует, что приоритет в суждениях о содержании, назначения изучаемых рисунков и объектов от искусствоведов, археологов и этнографов переходит к техническим экспертизам, физикам, химикам, вообще к специалистам в области точных наук. Ведь мы ищем следы инженерной деятельности высокоразвитой цивилизации.
Мы выдвигаем еще один критерий – географический. Отбор фактов по этому критерию заключается в том, что из огромного исходного материала, взятого в разных местах земного шара, отбираются тождественные, «парные» объекты, художественные образы, исторически неправомерные техницизмы и всякого рода следы. Обнаруженные в удаленных друг от друга на большие расстояния уголках планеты, они должны быть схожи, вплоть до деталей. Если у племен и народов, обитавших когда-то или живущих ныне в этих районах, найдут одинаковые конкретные феномены подобного рода, то будет напрашиваться вывод об их внеземном происхождении.
Исследования, о которых идет речь, имеют много общего с криминалистикой. Необходимо собрать «улики» на месте происшествия, изучить всю обстановку и по этим «уликам» выработать непротиворечивую единственно верную версию. Большое число «улик.» желательно, но не обязательно. Решающей может оказаться одна «улика», если связь ее с деятельностью внеземных посланцев будет доказана.
Техницизмы можно разделить на следующие классы:
1. Объекты, которые с инженерной точки зрения поддаются пониманию; их форма, состав элементов дают достаточно информации, чтобы определить общее функциональное назначение и даже конструкцию. Такие функционально и конструктивно понятные техницизмы часто можно интерпретировать совершенно однозначно.
2. Объекты, по которым удается оценить лишь их возможное функциональное назначение,
3. Объекты, не поддающиеся непротиворечивой интерпретации ни в функциональном, ни в конструктивном отношении,
Последний класс объектов представляет наибольший интерес. Атрибуты инопланетной техники, следа внеземной разумной деятельности и должны быть нам непонятны. ВЦ, овладевшие, возможно, энергией своей звезды, на много (примерно на десять–двенадцать) порядков выше нашей цивилизации по энергопотреблению и по степени сложности их техносферы (их технических средств).
В особый класс выделяются памятники мегалитической культуры (т.е. памятники из гигантских камней) со сложной геометрической планировкой, содержащие большую математическую и астрономическую информацию (например, Стоунхендж, плато Наска и др.), а также памятники архитектуры и строительного искусства, создание которых требовало большого труда и высокой технологии, а назначение окончательно не выяснено (например, Баальбекская веранда, гранитные шары в Коста-Рике и др.).
Если же мы не найдем следов ВЦ на Земле, не поймаем радио- или иных разумных сигналов из космоса, не разберемся в сущности НЛО, то все равно разработка проблемы поиска ВЦ даст свои плоды, будет способствовать совершенствованию общества, появлению новых открытий. Ныне эта проблема из чисто научной перерастает в важную мировоззренческую проблему. Поиск космических «братьев по разуму», безусловно достигших совершенной организации, по существу является поиском космических «братьев по прогрессу».
Концепцию существования множества миров обосновывали в древности философы Востока и Запада (Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Лукреций Кар и другие). В новое время ее отстаивали, помимо Бруно, и материалисты (Спиноза, Гассенди, Дидро, Фонтенель, Фламмарион), к идеалисты (Лейбниц, Кант), к деисты (Вольтер). Вот как излагает свой взгляд астроном К. Фламмарион: «Обитаемость планет является единственным объяснением их существования, и ни строение планет, ни какие бы то ни было другие условия не могут помешать развитию на них жизни».
У мыслителей с широким кругозором никогда не возникало сомнений по поводу распространенности жизни во Вселенной. Ф. Энгельс полагал, что Разум, затухая на одном небесном теле, неизменно возрождается на другом. В этом постулате заложена не только идея перманентного существования и распространения Разума в Космосе, но и мысль о том, что Разум (сознание) всегда присутствовал во Вселенной наряду с Материей и неизвестно, что из них первично, а что вторично. Даже мы с вами, доморощенные философы, воспитанные на ленинской теории отражения, понимаем сегодня, что искра разума может привести в движение массив материи, а искусственно сконструированная в голове идея, не диктуемая бытием, природой, может изуродовать это самое бытие.
Высочайшего звучания гипотеза множественности миров достигла у К.Э. Циолковского. Наша эпоха рекламирует Циолковского как родоначальника теории и практики ракетоплавания. Да, это так. Но это далеко не все. И, на мой взгляд: Циолковский-философ неизмеримо выше, чем Циолковский-изобретатель и расчетчик. «Для меня ракета не самоцель, а лишь средство для достижения иных миров».
Кратко суть гипотезы можно изложить так. В бесконечной Вселенной существует бесконечное количество Галактик, включающих в себя бесконечное число небесных тел, на которых зарождается, развивается и затухает бесконечное число внеземных цивилизаций.
По той же гипотезе, некоторые небесные тела осваивались цивилизациями путем космической экспансии (грубая аналогия: примерно так, как мы осваивали целину). А на некоторых, по Циолковскому, жизнь возникла путем самозарождения. И эти самозародившиеся цивилизации на своем начальном этапе переживают муки этого самозарождения, как, например, земляне.
Именно концепция множественности миров является основой (научной парадигмой) проблема СЕТИ. Этой аббревиатурой обозначается сокращенное название международной программы поиска и связи с внеземными цивилизациями. В нашей стране ею занимаются научные коллективы, .в основном, академические. Существует Научный совет по комплексной проблеме «Радиоастрономия», его комиссия по поиску внеземных цивилизаций, Специальная астрофизическая обсерватория в станице Зеленчукской и т.п. У нас и за рубежом, главным образом в США, есть несколько групп, проводящих поиск радиосигналов из далекого космоса. А Академии наук СССР была разработана программа таких исследований. Выделены большие ассигнования, задействованы сложные технические средства.
Пока никто ничего не услышал из космоса, потому что выступаем с негодными средствами.
Давайте зададимся вопросом: а почему мы вообще должны что-либо услышать? По Циолковскому, средний возраст цивилизаций миллион миллионов лет. Исходя из современных, идущих от Дарвина, эволюционных представлений, человечеству около четырех миллионов. Выходит, что сегодня мы с вами – младенцы на фоне бесчисленного множества зрелых внеземных цивилизаций. Представляется, что высокоразвитая цивилизация обязана жить и работать по замкнутой безотходной технологии, не выделяя в окружающую среду ни света, ни запаха, ни другого излучения. На то она и высокоразвитая. И даже ее посланий нам заметить не дано, поскольку осуществляются они, конечно, не в радиодиапазоне, а с помощью других, более тонких физических полей, для нас сегодня неизвестных.
Сегодня мы умозрительно и теоретически пришли к тому, что внеземные цивилизации существуют. Но сегодня мы не знаем, существуют ли они на самом деле, и никогда этого не узнаем, если не перейдем от слов к делу, к практике – критерию истины. Иначе мы будем вместо истины иметь широкий спектр гипотез, начиная с гипотезы о повсеместной распространенности ВЦ и кончая гипотезой о полном их отсутствии.
В принятой практике поиска ВЦ реально обозначились два подхода: (1) связной – поиск ВЦ по ее позывным, опирающийся на общую для всех объективную реальность Вселенной, на обоюдное желание контакта и конвергенцию (сходимость) двух мышлений к этой объективной реальности; (2) астрофизический – поиск ВЦ по ее астрономическим характеристикам и, как считают некоторые, по технологическим отходам. Пожалуй, будет неправильным умолчать и о развивающемся третьем подходе – (3) палеоуфологии, т.е. выявлении следов инопланетных пришельцев, посещавших Землю в далеком прошлом.
В анналах фараона Тутмоса III, правившего три с половиной тысячи лет назад, читаем: «О боги! Их было несметное число. Они сияли на небе ярче Солнца небесного... Величествен был строй огненных кругов. Войско фараона смотрело, и Его Величество был в центре войска. Это было после вечерней трапезы. После этого огненные круги наорали высоту и направились прямо на юг».
Подобными историями полны древнеиндийский эпос, религиозная литература. Вот строки из Апокалипсиса: «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба... и лицо его как солнце, и ноги его как столпы огненные... И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю...» Если оставить в стороне образность изложения и авторские оценки, то получим нечто очень похожее на некоторые современные феномены.
Одно из первых отечественных упоминаний с небесных аномалиях относится к 1111 г. Как свидетельствуют русские летописи, в мартовские дни того далекого года нашим предкам дважды помогали в битве с половцами небесные силы: «Половецкие головы летели, невидимо срубаемые, на землю». Половцы же на вопрос, почему они проиграли, имея большое превосходство, отвечали: «Как мы могли победить вас, когда другие на небе ездили со светлым и страшным оружием, помогая вам»,
Похожая история произошла и в июле 1240 г. во время исторической битвы князя Александра Ярославича со шведами, после которой он был прозван Невским.
Не обошлось без вмешательства небесных сил и во время Куликовской битвы 1380 г.
«Чудо над Робозером», случившееся в 1663 г., не менее загадочно, хотя внешне не связано с потусторонними силами. Эта история, опубликованная в наши дни, описана в старом сборнике под заголовком «1662 Ноября 30 и 1663 Августа. Отписки Кирилло-Белозерского монастыря властям о метеорах, явившихся в Белозерском уезде».
К.Э. Циолковский, например, в 1885 году однажды увидел «в южной стороне, не очень высоко над горизонтом облако в виде «очень привального четырехконечного креста», которое через некоторое время предстало перед ним «в виде человека; фигура была отдаленная, некрупная, но ясно были видны руки, ноги, туловище, голова; фигура правильная, безукоризненная, как бы вырезанная грубо из бумаги».
А.. Родных в статье «Таинственные воздушные корабли» пишет: «Марте и апреле 1892 года чуть не каждый день приходили со всех концов России известия о виденных то там, то здесь управляемых воздушных кораблях; таинственные аэростаты прилетали, по-видимому, со стороны Германии и Австрии и носились преимущественно над пограничными крепостями».
В 1904 г. во время русско-японской войны снова пошли сообщения о странных воздушных шарах, на этот раз из Сибири и Маньчжурии, где на полторы тысячи верст протянулась железная дорога. Год спустя чудеса начались во Франции, и целая эскадра отправилась из Шербура на поиски светящегося шара.
Хронология наблюдений НЮ в России и за рубежом в XX века многообразна и представлена в книгах В.Г. Ажажи и Е.Л. Крушельницкого «НЛО вокруг нас» и Г.К. Колчина «Феномен НЛО. Взгляд из России». Исследователи отмечают так называемые «пики наблюдений», когда число видимых НЛО резко возрастает. Так было в 1947 г. в США. Причины «пиков» неясны. В нашей стране обилие НЛО отмечалось в 1967–68 гг., 1977–79 гг. и в 1989 г. Эти наблюдения сопровождались сообщениями о встречах с членами экипажей НЛО.
По данным МУФОНа (США) к 1988 г. в мире насчитывалось более 3 000 таких встреч. Указывается, что пришельцы бывают 4 основных типов: человекоподобные нормального роста, карлики, гиганты и существа, похожие на роботов.
Осознанная уфология началась, по-видимому, после второй мировой войны с преодоления множеством людей первого барьера неверия в то, что НЛО существует в нашем земном небе. Фото-, кино-, а позднее и видеокамеры, которые не нервничают и не выпивают, объективно засвидетельствовали этот факт. Труднее было убедить общественность в том, что они способны садиться на Землю, пока не появились пробы почвы и надежные свидетельства. Потом немыслимыми казались появления человекоподобных существ возле приземлившихся объектов. И уж куда невероятным воспринималось то, что эти существа способны парализовывать людей и забирать их на борт для обследования.
Неиссякающий поток случаев, многие из которых подробно изучались и считаются достоверными, раздвигал границы уфологического знания. Копилку фактов пополняли телепатическая (бесканальная) связь, паранормальная коррекция сознания, а также вивисекции и генетические опыты, выполняемые над людьми.
За рубежом, исключая социалистические страны, с 50-х гг. уфологическая тематика «прописалась» в широкой печати, и стали создаваться уфологические объединения. В нашей стране только в октябре 1990 г. работавшие в полулегальном режиме общественники-уфологи съехались на учредительную конференцию и создали Всесоюзную уфологическую ассоциацию (ВУА). Она объединила в единую уфологическую сеть полторы сотни местных организаций – всего около трех с половиной тысяч энтузиастов. Президентом Ассоциации был избран космонавт Павел Попович. Фактически, образовалась сеть быстрого реагирования на уфологические ситуации.
10 апреля 1991 г. ВУА была зарегистрирована в Министерстве юстиции СССР. Политические изменения стерли в названии Ассоциации определение «Всесоюзная». И поэтому на 3-й научной конференции в ноябре 1993 г. был зачитан документ Минюста России о законной преемственности и дееспособности Уфологической ассоциации. А прозвучавшие с трибуны просьбы представителей практически всех стран СНГ о придании Ассоциации международного статуса подвигли ее руководителей на подготовку документов для перерегистрации в новом качестве.
Этому способствовал и прием Уфологической ассоциации в мае 1993 г. в отделение «Уфологии и биоэнергоинформатики» Международной академии информатизации в качестве коллективного ассоциированного члена.
В активе Уфологической ассоциации сегодня:
- разработка научной концепции уфологии, основополагающих формулировок и рекомендаций по безопасности;
- постоянно пополняемая материальная база для исследований – компьютерный и фотографический банк данных;
- сборники научных трудов «Тоннель»;
- постоянно действующая заочная уфологическая школа «Базис» – курс из 16 брошюр (60 академических часов) и 5 тысяч человек, окончивших эту школу;
- сотни обследованных контактантов с НЛО и с неизвестными источниками информации;
- устойчивые связи и обмен информацией с десятками отечественных и зарубежных уфологических организаций и участие в конференциях, в том числе международных, и в совместных исследовательских программах;
- разработка в уфологической лаборатории «Вега» (подмосковный филиал «УФОцентра») ряда оригинальных уфометрических приборов для фиксации изменения плотности времени (изменения структуры пространства) в предполагаемых местах посадок НЛО, а такав для дистанционного зондирования местности и определения координат мест посадок;
- создание специализированных фотографических камер «Вега-020М» и «Bera-033М» и внедрение для определения достоверности фотографий методов эквиденситометрии;
- участие в 1993 г. в Международной уфологической выставке в Финляндии (приборы, методики, фото, натурные образцы).
Пройдя виток от наивного представления о прилетах праведных инопланетян до понимания многоликости и многофакторности проявлений объекта, генезис которого не выявлен, Уфологическая ассоциация сегодня подошла к изучению феномена похищений. Выясняется, что похищение людей – это обычная и массовая практика пришельцев, если не всех, то какой-то их части или, по научному, популяции. Сравнительно малая часть землян (порядка пяти процентов от числа пропадающих без вести) похищается безвозвратно. Но от двух до десяти процентов взрослого населения Земли подвергается неоднократным, так называемым, ротационным похищениям, т.е. с возвратом. И похищенные об этом не всегда знают, поскольку по этому поводу память у них, как правило, бывает заблокирована. И только по косвенным признакам можно узнать, что человек задействован в этой карусели.
Если удастся узнать, для чего совершается такая массовая акция, то мы продвинемся к ответу на вопрос: для чего ОНИ здесь?
Или: для чего МЫ здесь у НИХ? Знание правильного ответа будет означать переворот в нашем миропонимании.
Отечественная уфология бесспорно началась с К.Э. Циолковского, связавшего неизвестные разумные силы с инопланетной гипотезой. Затем в исторический ряд, по-видимому, следует поставить довоенного исследователя ракетчика Рынина, а в послевоенное время пионерами нашего дела были Ю.А. Фомин, В.К. Зайцев, испытавший психушку за свои убеждения, и Ф.Ю. Зигель. Отношение к последнему лично у меня двойственное. Он боролся за уфологию против официальных властей и в то же время мог слать доносы на уфологов в высокие инстанции, борясь за монополию.