С криминальными неблагополучными семьями
(семьи, в которых родители, другие члены семьи — братья, сестры и др. — отбывают либо отбыли наказание в местах лишения свободы)
t. Наблюдение за семьей и беседа с ее членами психолога, социального педагога, классного руководителя, участкового, инспектора по делам несовершеннолетних.
2. В случае отклонений в поведении родителей - постановка семьи на
учет в ИДН, ОВД.
3. Оказание психологической и психиатрической ПОМОШИ отбывшему наказание члену семьи: семейное консультирование, социально-психологический тренинг, музыкотерапия, позитивная психотерапия, когни тивная психотерапия, логотерапия, психодрама.
4. В случае привлечения несовершеннолетнего к криминалу и неэффек
тивности проделанной работы — лишение родительских прав
Участники: ДОУ, школа, ИДН, КДН, ОВД, социальная гостиница, центр психологической помощи. Воспитатель, классный руководитель, психолог, социальный педагог, участковый, инспектор ПО делам несовершеннолетних
Программа работы с конфликтными семьями
(семьи, в которых постоянно происходят семейные конфликты, заканчивающиеся ссорами, скандалами, рукоприкладством)
1. Наблюдение за семьей психологом, социальным педагогом, классным
руководителем.
2. Консультации психолога.
3. Беседа воспитателя, социального педагога, классного руководителя с
родителями.
4. В случае неэффективности воздействий постановка семьи на учет в
ИДН.
5. Оказание психологической и психиатрической помощи семье: логоте
рапия, психодрама, контактнаятерапия, православная терапия, социаль
но-психологический тренинг, музыкотерапия, атртерапия, библиотера
пия, психогимнастика, православная терапия, психоанализ, супружеская психотерапия.
6. Лишение родительских прав в случае жестокого обращения с ребен
ком, неэффективности воздействий
Участники: психолог, педагог, воспитатель, классный руководитель, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, участковый
Программа работы с семьей
С психически больными родителями
(семьи, в которых родители состоят на учете в психоневрологическом диспансере с психическими заболеваниями)
1. Беседа психолога, классного руководителя, социального педагога с
членами семьи о необходимости регулярного лечения (либо постановки на учет) психически больного члена семьи.
2. Постановка семьи на учет в ИДН, ОВД.
3. Оказание психиатрической помощи члену семьи на базе психоневро
логического диспансера.
4. Оказание психологической помощи членам семьи: семейное консуль
тирование, социально-психологический тренинг, аутогенная тренировка, музыкотерапия.
5. Лишение родительских прав в случае неэффективности лечения.
УЧАСТНИКИ: Психоневрологический диспансер, ИДН, КДН, ДОУ, школа. Психолог, воспитатель, классный руководитель, социальный педагог, участковый, инспектор ПО делам несовершеннолетних
Рекомендация 5
Педагогически несостоятельные (семьи, в которых родители в силу психологических причин либо по причине незнания детской психологии утратили свое влияние на детей) нуждаются в работе социального педагога для коррекции поведения детей. Здесь можно использовать наблюдение и консультации психолога. Вначале идет выяснение проблем. Затем осуществляется психолого-педагогическая помощь семье. Проведение лекций, родительских собраний, семинаров, бесед, просмотр видеофильмов, социально-психологических тренингов, проведение занятий психогимнастикой, библиотерапия, «воспитание родителей». При оказании психолого-педагогической помощи к девиантному подростку следует найти индивидуальный подход, усилить контроль за выполнением заданий, дать эмоционально положительное подкрепление, создать мотивацию успеха. Кроме того, необходимо знать, что результата от работы можно ждать очень долго, порой несколько лет.
Коррекция девиантного поведения несовершеннолетних включает в себя пять основных этапов:
1) выявление учащихся, проявляющих девиантное поведение;
2) определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности:
а) анализ семейного окружения, выявление типа семейного неблагополучия;
б) выявление акцентуаций характера;
в) установление форм отклоняющегося поведения методом наблюдения, экспертного опроса, обобщением независимых характеристик.
3) составление плана и проведение психолого-педагогической коррекции по устранению причин нравственной деформации, отклонений в поведении (определение целей педагогического воздействия, задач, средств, этапов, исполнителей);
4) изменение характера межличностных отношений девиантов со сверстниками, взрослыми и условий семейного воспитания;
5) вовлечение в различные виды социально полезной деятельности и обеспечение успеха в ней.
Необходимые факторы социального контроля для успешной коррекции девиантного поведения несовершеннолетних:
1) адекватность методов и средств конкретным видам девиантного поведения, удовлетворение личностных потребностей несовершеннолетних, склонных к «ненормальному» поведению. Использование различных видов деятельности (трудовая, эколого-биологическая, учебно-исследовательская, туристско-краеведческая, игровая, спортивно-оздоровительная, культурно-досуговая), которые могут служить серьезной альтернативой различным формам девиантного поведения, их вытеснение;
2) сужение репрессивных мер воздействия (частых наказаний без поощрений, запугивания и «заклеймения» несовершеннолетних с девиантным поведением);
3) создание гибкой разветвленной системы социальной помощи, включающей государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья.
Перевоспитание — процесс преодоления трудновоспитуемости и нормализации взаимоотношений «трудного» ребенка с окружающим миром. С психологической точки зрения это процесс, в котором устраняются внутренние конфликты, мешающие нормальному развитию психики. С точки зрения педагогики перевоспитание заключается в применении специальных, более сильных, чем обычные, средств педагогического воздействия.
Процесс корректирующего педагогического воздействия на личность включает пять фаз (А. И. Кочетов, см.: Кочетов, А. И. Перевоспитание подростка/ А. И. Кочетов. — М.: Педагогика, 1972. С. 56—64 ):
1) восстановительную — предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали до появления ТрудновоспитуемОСТИ, обращение к памяти подростка о его добрых делах;
2) компенсирующую — стремление компенсировать ТОТ ИЛИ иной недостаток усилением деятельности в ТОЙ ИЛИ иной области, которую они любят и в которой могут добиваться быстрых успехов (спорт, труд и т. п.);
3) стимулирующая — направлена на активизацию положительной общественно полезной деятельности (осуждение и одобрение);
4) исправительную — связана с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагает разнообразные методы: поощрения, внушения, убеждения, примера и т. д., связанные с коррекцией поведения;
5) профориентацию референтой группы.
В перевоспитании существует цепь последовательно связанных между собой элементов:
- анализа положительных и отрицательных свойств характера подростка, исследования его потребностей, отклонений в поведении;
- изучения педагогической обстановки, среды окружения ребенка с последующей нейтрализацией (или устранением) вредных влияний положительным воздействием окружающей среды. Подростка необходимо поставить в положение активного сопротивления неблагоприятным условиям внешней среды;
- перестройки отрицательного стереотипа ребенка. Переключение его сил и способностей на интересные дела, изменение окружающей среды (перевод из класса в класс, из школы в школу). Надо, чтобы в результате такой перестройки подросток не мог проявлять свои недостатки, чтобы вся его жизнь требовала изменения, положительных качеств, сил и способностей;
- изменения привычного поведения подростка путем вовлечения его в новые виды деятельности. В результате должны усилиться положительные качества;
-устранения недостатков на базе ускоренного развития положительных качеств. Быстрыми темпами идет общее развитие, но пока не устранена односторонность в развитии, возможен рецидив.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева, Л.С. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: Научно-методическое пособие /Л.С. Алексеева. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. - 160 с.
2. Алемаскин, М.А. Психологическая характеристика личности подростка – правонарушителя /М.А. Алемаскин //Вопросы обучения детей с отклонениями в поведении – М., 1963. - С. 95.
3. Алмазов Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова. – М.: Академия, 2004. – 192 с.
4. Арефьев А.Л. Беспризорники в постсоветской России //Мониторинг общественного мнения. - 2003. - № 5-6. - С. 21-29.
5. Артюхова И. Ценности – цели подрастающего поколения //Директор школы, 2001. - № 10. – С. 12-14.
6. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог. Введение в профессию. – М., Академия, 2006. – 108 с.
7. Беличева С.А. Современное состояние превентивной политики и практики в России //Вестник психосоциальной и коррекционной реабилитационной работы. - 1998. - №2. - С. 76-89.
8. Василькова Ю.Ю., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2005. - С. 357 – 381.
9. Ветров Ю.Г. Состояние и проблемы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних //Педагогика. - 2005. - № 2. - С. 101.
10. Воеводина Н. Как защитить ребенка? //Российская федерация сегодня. - 2004. - № 23. - С.15.
11. Грибанова Г. В. Психологическая диагностика личностного развития детей и подростков при семейном алкоголизме //Детская патопсихология: Хрестоматия.- М., 2000. - С. 284-298.
12. Григоренко Е. Л., Паулз Д. Л. Генетические факторы, влияющие на возникновение девиантных форм развития и детских психиатрических расстройств //Дефектология. - 1995. - № 3. - С. 3-26.
13. Дербенев Д.В. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей.// Педагогика. -1999. - №4 )
14. Здравомыслова О.М. Насилие в семье и кризис традиционной концепции воспитания //Социальная педагогика. - № 1. - 2005. - С.126.
15. Землянухина Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка //Социальная педагогика. - № 1. - 2005. - С. 81-83.
16. Ковалев В.В. Ситуационные реакции, проявляющиеся в
нарушениях поведения, как форма психогенных (реактивных)
расстройств у детей и подростков //Журнал невропатологии
психиатрии. - 1979. - № 10. – С. 21-22.
17. Лебедев А.В. Оценка нервно-психического состояния подростков состоящих на учёте в ИДН. // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. - Тюмень, 1995.
18. Лиханов А. Беспризорные и безнадзорные //Российская федерация сегодня. - 2005. - № 10. - С. 57.
19. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие/ И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. -288 с.
20. Олифрененко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Повышение самооценки и развития социальных навыков у детей и подростков. В помощь социальным педагогам образовательных учреждений. - Часть II. – М.: ИПК и ПРНО МО, 2003. - С. 58-60.
21. О положении детей в РФ. Государственный доклад. - М., 2002.
22. Права детей в РФ: Законодательство и практика //Аналитический вестник СФ ФС РФ. - 2003. - № 3 (96).
23. Социальная педагогика: Курс лекции./ Под ред. Галагузовой М. А. - М., 2000
24. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для студентов высш. уч. завед. – М.: Академия, 2001. - 336 с.
25. Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей: научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. - 176 С.
26. Трудный подросток; причины и последствия /Под ред. Татенко В.А. – К.: Рад. шк., 1995. – 175 с.
27. Ушакова О.А. Почему дети становятся преступниками? // Вопросы социального обеспечения. - № 7. - 2006. - С. 30-31.
28. Федоров М.Н. Беспризорность в России //Социальная политика - М. - № 11. - 2006. - С. 20.
29. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 351 с.
30. Хильченко В.В. О роли специальных учебно-воспитательных учреждений в системе профилактики безнадзорности // Преступность несовершеннолетних: проблемы и пути решения - М., 2003. - С. 121-126.
31. Хвостунов К.О. Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения подростков в учреждениях дополнительного образования: теория, методика и организация социально-культурной деятельности: Монография. - Тамбов: Першина, 2005. - 212 с.
32. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
33. Шульга Т. Альтернативные формы наказаний подростков за девиантное поведение //Социальная педагогика. - № 3. - 2004. - С. 97.
Приложение 1.