Методика и этапы работы социального педагога с неблагополучными семьями

На современном этапе развития общества идет поиск новых подходов в работе снеблагополучной семьей, оптимальных форм и методов психолого-педагогического воздействия для коррекции и оздоровления детско-родительских отношений. К основным направлениям работы с семьей относят:

1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.

3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье. Прежде чем приступить к работе, проводят диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, оказывающих негативное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье.

Выявляются и анализируются факторы, способствующие эффективности работы. Цель деятельности соц. педагога – защита прав и интересов ребенка.. В работе с неблагополучными семьями социальный . педагог руководствуется следующими принципами:1) соблюдение приоритета интересов ребенка;2)максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями ребенка; 3)защита права ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье; его право знать своих родителей; право на совместное с ними проживание; 4). тесное взаимодействие с другими заинтересованными организациями и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечительства, образования и т.д.

Работа с родителями из неблагополучных семей строится поэтапно:

Этап 1. На основании сигнала об ущемлении интересов ребенка, соц. педагог проводит первичную оценку ситуации для решения вопроса о наличии обстоятельств, требующих вмешательства.

Этап 2. Сбор первичной информации о данной семье через различные источники. Нужно увидеть не только плохое, но и хорошее в семейной жизни;

Этап 3. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семье для проживания и воспитания в ней ребенка.

Этап 4. Диагностика семейного благополучия завершается беседой с ребенком.

Этап 5. Первая встреча соц. педагога с семьей. Специалисты рекомендуют организовать ее за пределами места проживания семьи. Лучше назначить родителям встречу в учреждении. Официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы. В собственном доме родители чувствуют себя более уверенно. Лучше пригласить на беседу классного руководителя, психолога, ваша беседа будет более полной. Главная цель встречи с родителями – определить степень риска семейного неблагополучия для ребенка. В ходе этой встречи необходимо добиться от родителей признания, что в семье действительно есть проблемы, которые мешают нормальному развитию ребенка. Часто они сами выросли в подобных условиях и склонны отрицать наличие проблемы.

В результате первой встречи соц. педагог должен получить ответы на вопросы:

1. можно ли оставить ребенка в семье?

2. какие характеристики семьи внушают надежду на возможность ее изменения в лучшую сторону?

3. какие жизненно необходимые качества отсутствуют в данной семье, и требуется их формировать в процессе реабилитационной работы?

Этап 6. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии при отделе опеки и попечительства, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи.

Этап 7. Разрабатывается план работы с неблагополучной семьей по ее реабилитации и повышению воспитательных способностей родителей.

Этап 8. Посещение социальным педагогом семьи по месту ее проживания. Иногда совместно с участковым милиционером или инспектором по делам несовершеннолетних. Главное – убедить родителей, что визит имеет добрые намерения.

Этап 9. Направлен на поиск помощи в окружении семьи. Семьи группы риска имеют ограниченный круг общения, но нужно рассмотреть все сохранившиеся отношения, по возможности восстановить старые, найти референтное лицо в этом окружении, которое могло бы способствовать изменению семьи;

Этап 10. Углубленное ознакомление с неблагополучной семьей позволяет соц. педагогу сделать ряд выводов, для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи.

Этап 11.Разрабатывается план совместных действий;

Этап 12. Совместное выполнение плана.

Как видим, деятельность социального работника с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями. Разделение семей по причинам неблагополучия, указанная в первой главе, относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными.

Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая - второстепенную. Выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.

Так как работа с неблагополучной семьей проводиться по этапам, то каждому этапу соответствуют свои средства и методы работы.

На этапе установления контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества к средствам работы на этом этапе относятся:1) беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу); 2) посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи. Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие с семью могут оказывать органы милиции, отдел по охране прав детства управления образованием и др.

На этапе изучения семьи используются:Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия Проводится диагностика причин семейного неблагополучия. Социальный педагог использует такие средства работы как посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос. На этом этапе используются также методы психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).

На этапе обработки результатов социально-педагогической и психологической диагностикиосуществляется подведениеитогов, установление ведущей причины семейного неблагополучия. На 4-м этапе осуществляется выбор форм и методов работы в зависимости отведущей деятельности.

Социальный педагог осуществляет методическую работу. К методической работе относят

:1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы с неблагополучной семьёй.

2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй.

3. Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности.

Также в работе с неблагополучными семьями используются такие психолого-педагогические методы как: метод «поиска ресурсов», метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний». Основные вопросы, на которые мы ориентируем родителей следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год?.. А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?».

Таким образом, осуществление посредничества в кризисных ситуациях для семьи и ребенка, мобилизация потенциальных возможностей семьи, информирование родителей о правах несовершеннолетнего ребенка может привести к изменению отношений в семье в результате анализа семейной ситуации, формирование новой позитивной стратегии и тактики. Следует организовать просветительскую работу по овладению родителями психолого-педагогическими знаниями в области семейного воспитания.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

К основным направлениям работы с семьей относят: 1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

Технология социально-педагогической деятельности –это совокупность методов и приемов практической социально - педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария социальным педагогом. Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации Социальная работа по реализации социально-психологических программ имеет определенные этапы. Выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретико-методологический анализ имеющейся литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о причинах семейного неблагополучия. Семья является уникальной социальной системой, где несовершеннолетний усваивает наиболее фундаментальные, базисные ценности, нормы, поведенческие стереотипы; здесь формируется эмоциональная интимная сфера его психики. Неблагополучная семья - это семья, в которой родители несовершеннолетних или их законные представители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей или отрицательно влияют на их поведение, либо совершают в их отношении.

К данной категории семей обычно относят: семьи с низким материальным достатком; семьи, ведущие асоциальный образ жизни; семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.).

Насилие как испытанное, так и наблюдаемое несовершеннолетним в семье стимулирует психические нарушения и способствует зарождению и развитию девиантного поведения в форме насилия по отношению к другим.

Семейное неблагополучие и его негативное воздействие на ребенка могут возникнуть и по причине нарушений и отклонений в сфере внутрисемейных отношений (в отношениях между супругами и родителей с детьми).

2. К оптимальным технологиям разного уровня в работе социального педагога с неблагополучной семьёй относят субъективные технологии (индивидуальные , групповые), деятельностные технологии, направленные на совершенствование социально-педагогической работы как вида деятельности, средовые технологии (технологии оздоровления окружающей среды). Социально-педагогические технологии, включая социально-психологические программы (диагностика, тренинг, консультирование и др.) осуществляются по методологическим (объективность в сборе фактов и их интерпретации принципам и этическим принципам ( конфиденциальность, степень открытости, невмешательство в частную жизнь). Для успешности социально-педагогических технологии должна быть четкая обратная связь;

3.Потенциальные возможности социально-психологических программ как локальной технологии в работе с неблагополучными, педагогически несостоятельными семьями достаточно велики, так как рассмотренные технологии работы с неблагополучной семьей социальные педагоги могут использовать как в общеобразовательных учреждениях, так и в центрах помощи семье и детям, социальных

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по работе с неблагополучными семьями

В работе с неблагополучными семьями важным аспектом работы социального педагога является проведение ранней профилактической работы

Ранняя профилактика неблагополучных семей включает в себя тесное сотрудничество специалистов, работающих с семьей: участковых инспекторов милиции, инспекторов ИДН, психологов, социальных педагогов, классных руководителей, директоров и завучей школ, заведующих детскими садами, участковых педиатров, врачей-наркологов, врачей психоневрологов, воспитателей и др. Целью данной совместной работы является профилактика семейного неблагополучия. Поэтому основной метод в работе с неблагополучной семьей - это социальный патронаж, предполагающий постоянный доверительный контакт членов различных ведомств с неблагополучной семьей, сбор точной объективной информации о семье и создание эффективного взаимодействия между различными учреждениями и ведомствами.Социальный педагог нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощи, выходящей за рамки его полномочий. Например, от него ожидают лишения родителей их прав, участия в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качестве адвоката, поручают исполнение решения суда о надзоре или изолировании ребенка. При этом его отвлекают от непосредственной работы, и социальному педагогу может потребоваться помощь других специалистов.

Задача социального педагога - создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой - учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента - с позиции клиентоцентризма.

Рекомендация 1.

Цикл социально-педагогической помощи семьям, использующим физические наказания детей, включает в себя все компоненты помощи: знакомство, оценка проблемы; планирование работы; выполнение намеченных действий; подведение результатов.

Фазы цикла помощи имеют перекрывающий, кольцевой характер, так как взаимодействие с клиентом будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели.

Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на него дополнительную опасность. Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней - индивидуального, группового и общинного. На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются несколько технологий:

Консультирование - процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.

Это попытка одного человека улучшить ситуацию другого, при этом непосредственно не руководя другим. Консультирование отличается от обучения тем, что значение имеют не столько знания консультанта, сколько его отношение к сложившейся проблеме, влияние его личности.

Методы, приемы консультирования: беседа; включенное наблюдение; убеждение; одобрение или осуждение - находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать; прием активного слушания; прием парафразирования, проверка правильности высказываний другого человека при помощи повторения его идей другими словами. Может быть вопрос или пример (хорошо учится - на пятерки или хотя бы на тройки) через противоположное утверждение; использование ключевых фраз клиента с целью перейти на язык клиента (кинестет, аудит); прием конфронтации.

Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий;

Прием «Я-послания». Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента. Этим Я-посланием социальный педагог пытается найти отклик у клиента: «Я чувствую себя плохо оттого, что вы стучите по столу»;

метод легенд - способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.

Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника - телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения. Этапы телефонного консультирования:- приветствие, знакомство;- принятие - профессионал показывает, что он готов принять информацию («Внимательно слушаю», «Хорошо, что позвонили» и т.п.);- предложение своей помощи; исследование проблемы клиента (что, где, когда). Если проблема не ясна, перейти к следующему этапу; выяснение, какую помощь хотел бы получить клиент; поиск согласия; подведение итогов, совместный план действий; расставание, выражение благодарности за звонок.

Метод «письмо-обращение». Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее.

Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство (удовлетворение каких-либо потребностей клиента); защита прав клиента. Письмо-поздравление, поддержка клиента.

Рекомендация 2.

В работе социального педагога можно использовать групповой уровень реабилитационной работы. Группа - это объединение людей, связанных общими интересами, деятельностью, местом жительства и др. Количество участников группы зависит от объединяющего людей признака.

Методы групповой реабилитации:

- беседа (диалог между двумя участвующими сторонами);

- лекция (передача информации лектором, почти без обратной связи, цель - повышение уровня информированности клиента);

- диспут (подготовленное обсуждение одного важного вопроса);

- дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту);

- собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем, затрагивает интересы всех участников). Необходимо подготовить повестку. Результат деятельности отражается в специальном документе. Решения обычно ведут к какому-либо действию.

Значение этих форм работы в том, что они помогают выявлять проблемы, способствуют их решению, развивают коммуникативные навыки клиента.

Для работы с группой необходим организатор, имеющий коммуникативные навыки и владеющий информацией.

Рекомендация 3

Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг.В ходе тренинговых занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой форм работы: мини-лекция, диспут, беседа, используются видеоматериалы, приемы игротерапии, арттерапии, мозгового штурма и т.д.

Тренинг требует от ведущего тщательной предварительной подготовки: выработки плана, программы, создания тренинговой группы из 8 - 10 человек, решения организационных вопросов, подготовки помещения, определения общей стратегии действия.

Выбор стратегии определяется задачами тренинга, уровнем сплоченности в группе, подготовки ведущего.

Возможны следующие стратегии:

программное ведение тренинга, которое предполагает четкое следование программе (контроль времени и ролей участников), жесткий стиль ведения тренинга;

тематическое ведение, когда ведущий обозначает тему тренинга, ставит цель, проводит мини-лекцию, которая должна заинтересовать участников. Далее предлагается участникам самим выбрать деятельность или ведущий предлагает несколько направлений;

свободное ведение, когда группе предоставляется свобода выбора проблемы, действия, ведущий уходит в тень.

Этапы тренинга:

- знакомство;

- решение организационных вопросов: определяются цели, время, что допустимо, что нет. Одно из обязательных правил работы - каждый может свободно говорить в любое время, но запрет на все виды ругательства и насилия;

- возникновение «чувства группы», когда люди преодолевают опасения по отношению друг к другу, начинают что-то значить друг для друга, снимают маски;

- подведение итогов, сравнение полученных результатов с ожидаемыми.

Документация тренинга: дневник, личные карты участников, отчет.

У групповых тренингов есть экономическое преимущество. Однако тренинги не получили пока широкого распространения, главным образом вследствие отсутствия профессиональных кадров, владеющих этой формой работы.

Рекомендация 4

Существует общинный уровень реабилитационной работы, используемый в деятельности социального педагога.. Цель общинной работы - анимация, оживление жизненного пространства людей. Общинная работа активизирует усилия людей по решению своих общих проблем, позволяет улучшить условия жизни, выявить конструктивных лидеров и устранить деструктивных.

Методы общинной работы - лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники).

Цели - воспитательные, пропагандистские, рекреационные и т.д.

Для проведения акций нужна предварительная подготовка: содержательная, материальная, организационная. Обязательно привлечение волонтеров (студенты, пенсионеры, домохозяйки). По отношению к волонтерам проведение акции является формой организации их досуга, позволяющей решать воспитательные, поведенческие, личностные проблемы.

Тренинг как технология имеет ряд преимуществ:

1. Тренинг является активной формой обучения, поэтому он эффективен в работе с родителями. Участники тренинга приобретают не только теоретические знания, но и практические умения и навыки, которые закрепляются при выполнении заданий и упражнений;

2. Тренинг позволяет вскрыть индивидуальные особенности обучающихся родителей, снижающие их воспитательную компетентность, и скорректировать своё поведение в выделяемых аспектах;

3. В процессе тренинга у участников обучения формируется индивидуально - специфические приёмы и способы коммуникаций и принятия решений в проблемных ситуациях, основанные на их индивидуальных особенностях;

4. В тренинге происходит активный взаимообмен опытом обучающихся, что расширяет их индивидуальный поведенческий репертуар и поле решения проблем в воспитании детей.

5. Эмоциональная включенность участников в ситуацию тренинга позволяет создать высокую мотивацию к обучению, усиливает закрепление знаний, формирование умения и навыков.

Целесообразна также организация просветительской работы на уровне государства с задействованием СМИ (телевидения, радио), теле-, радиорекламы, рекламы в печатных органах (газетах, журналах) - пропаганда полной (функциональной) семьи, счастливых детей, здорового образа жизни, правильного питания, физкультуры и спорта в стране, в том числе изменения менталитета граждан в сторону менее терпимого отношения к курению, пьянству, наркомании и де-виантному поведению взрослых. Отказ от рекламы спиртных напитков, сигарет и т. п.

Также необходимо осуществлять просвещение на уровне образовательных учебных заведений (детские сады, общеобразовательные школы, школы-интернаты, ШРМ, СПТУ): оформлять стенды, выступать на родительских собраниях с ознакомительными лекциями на темы: «Влияние семьи на детей», «Дети и родители», «Воспитание в труде», «Воспитание "трудного" ребенка», «Социализация в условиях здоровой (функциональной) и неблагополучной (дисфункциональной) семьи», «Преступность несовершеннолетних и неблагополучная семья», «Особенности возникновения трудновоспитуемости», «Личность "трудных" подростков», «Особенности подросткового возраста» и др., в ходе проведения которых необходимо разъяснять отрицательное психологическое влияние, которое оказывает неблагополучная семья на личность несовершеннолетних. Лекции могут проводить практические психологи, социальные работники, социальные педагоги, инспекторы по делам несовершеннолетних и другие специалисты по работе с семьей.

В ходе проведения лекций во время родительских собраний на базе школы-интерната мы воздействовали на самосознание родителей, старались создать у них установку на укрепление семьи, культ здорового образа жизни, разъясняли им психологические особенности подросткового периода, негативное влияние семейного неблагополучия (т. е. семей алкогольных, асоциально-аморальных, конфликтных, криминальных, семей с психически больными родителями, педагогически несостоятельных) на формирование девиант-ного поведения несовершеннолетних.

Наши рекомендации